Кутх

Main original

В те годы, когда жыл на Камчатке, неоднократно приходилось слышать всевозможные байкии, сказки о Кутхе. А в те моменты, когда дымила Ключевская сопка, говорили в шутку: «Это Кутх рыбу коптит»

Если кто-то увлекался или увлекается мифами и преданиями народов севера, то наверняка знаком с распространённой легендой о сотворении мира, в которой Кутх принял самое непосредственное участие (согласно этому мифу) В легенде этой рассказывается о том, как Кутх, не имея возможности попасть в жилище женщины-духа, превратился в песчинку, упал в воду и она (женщина-дух), зачерпнув эту воду, принесла её в своё жилище, випила и родила Ворона. А нужно это было Кутху для того, чтобы высвободить из меховых бурдюков, хранившихся в жилище женщины-духа, звёзды, луну и солнце. Вот он и пошалил, открыв эти мешки, но опалился о солнце и стал чёрным.

Вообще Кутх как некое верховное божество фигурирует не только в мифологии Камчатки, его можно встретить и в преданиях многих народов населявших или населяющих Дальний Всоток: у кереков -Кукки, у коряков — Куткыннеку, у чукчей — Куркыль, у эскимосов — Кошкли. Так же похожее божество можно увидеть и в легендах индейцев Аляски и Канады.

Древние индейцы Камчатки считали себя детьми Ворона Кутха. В их мифах и сказках, Кутх, до сотворения Земли жил на небе. От детей Кутха и его жены Миты произошли ительмены. Кутх изобрел лодку для передвижения по воде. Когда Кутх ездил на собаках по Камчатке, то образовывались горы и долины. Радугу древние камчадалы, считали вышивкой на подоле кухлянки Кутха. В самых ранних мифах при упоминании о Кутхе неоднократно фигурирует слово «дустехтич» (то есть прародитель) Вот в честь этого дустехтича и воздвигались на склонах гор и тундровых равнинах каменные и деревяные ритуальные столбы, обвязывались тоншичем (осокой). В качестве жертвоприношений полагалось преподносить обычную еду. Около камчадальских идолов олицетворяющих Кутха никогда не собиралась ягода и не велась охота и рыбалка. В каждом зимнем ительменском доме присутствовали маленькие божки хантаи (получеловек — полурыба). Существовал еще один домашний божок ажушак (столбик с верхушкой в виде человеческой головы). Вообще столбы (идолы) равно как и места, в которых устанавливались эти идолы — всё это делалось не случайно. Столб -это в первую очередь знак, символ того места, где из недр земли вверх устремляется некая сила, дух. Древние воспринимали природу острее, правильнее чем современные люди. Они чувствовали и видели многое, что теперь для нас недостижимо, а если и достижимо, то лишь через непростой внутренний труд. То же самое можно сказать и о персонажах (духах) которыми древние камчатсике индейцы населяли кратеры вулканов, горные озёра, реки водопады, крутые горные склоны, непроходимые таёжные буреломы. Этих духов древние камчадалы почитали с особенным уважением. Их называли — гамулы (камулы, камулечь). Хозяином моря был Митг, пастухом всех животных — Пилячуч (или Билюкай). Он жил с гамулами в облаках и производил молнию и гром. Появление этих духов в сказках и мифах тоже не случайно. Древние чувствовали души природных фвлений, древние знали, какая исполинская сила вырывается с каждым новым извержением из недр миров смежных земному ядру.

Людей, специально занимающихся шаманством, у ительменов не было. В обычной обстановке каждый был сам себе шаман. Лишь в особых случаях приглашали Ведающего. В этой роли выступали или пожилые женщины (митх), или коекчучи (люди превращенного пола — мужчины, которые носили женскую одежду и делали женскую работу).

Все легенды народов севера так или наче состоят из некой упорядоченной цепи, отражающей процесс перехода от хаоса к космосу. И переход это как правило проходит через созидательность и сострадание к тому что (кто) стоит (лежит, ползёт) ниже, к тому, что (кто) слабее.

Видимо есть какая-то закономерность в том, что один и тот же персонаж может встерчаться впреданиях народов, прежде никогда не сообщавшихся дру с другом. Правда есть небольшие различия. Например, если в легендах камчатки кутх творит и созидает руководствуясь исключительно своей волей, то в мифах Чукотки. Ворон-Куркыль создаёт мир по воле некоего высшего божества.
В преданиях Ирландии Ворон, как покровитель воинов, так же не является верховным божеством. В преданиях айнов — Чёрный Ворон — мудрый учитель (по одной из древних японских легенд именно Ворон явился к айнам жившим в деревне на берегу океана) и обучил их искусству изготовления меча и мастерству владения им. В кельтском эпосе Чёрный Ворон пр игадании связывается с вьюрком, благословеный ворон — атрибут богинь войны. В христианстве ворон — это дьявол ослепляющий грешников, выорон как символ греха противопоставленный белой голубке. олицетворяющей невинную душу. (в сцене грехопадения ворон тоже фигурирует, он сидит на веке дерева с которого Ева срывает плод)

Но вернёмся к Кутху, который далеко не так ужасен и отвратителен.
В любой сказке, в которой идёт описание волшебства творимого Кутхом, сотворение происходит из какой-то частички Кутха — перо упавшее из его крыла, следы Кутха, оставленные им на снегу и из которых появились мыши, реки хлынувшие из ран упавшего на землю Кутха. а внекоторых сказках досточно одного «кар» кутха чтобы родилась песня новой жизни) Во всём этом тоже заключён глубокий смысл, смысл того насколько важно и нужно отдавать часть себя для зарождения новой жизни.
А если учесть зооантропоморфность Кутха (Ворона), то ительмены произошли из яйца Кутха, «высидел из яиц». Происхождение первых людей из яйца известно многим народам, в частности, подобное встречается в американо-индейской, австралийской, океанийской мифологии. «Яйцо мировое, яйцо космическое, мифологический символ», — пишет В. Н. Топоров. «Во многих мифологических традициях известен образ яйца мирового, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург.
«Извлечение» разных объектов, природных и культурных «из себя» присуще только творцам, культурным героям. В книге Г. В. Стеллера приводятся мифы и мифологические сказки, сюжеты которых объединены в «Вороний цикл», в них Кутх предстает озорником-трикстером. Учитывая синкретичность архаического фольклора, можно обратить внимание и на них. Здесь можно заметить это «извлечение», «извержение» из себя Кутхом различных объектов, что роднит их с мифами творения и может быть рассмотрено как часть единого мифа. Приводя богатейший материал мифологии ительменов, Г. В. Стеллер оценивает его по-бытовому, называя эти рассказы «гнусными и смешными». Так, например, он пишет о Кутхе: «Однажды ему удалось спастись от своих преследователей только тем, что во время бегства он стал испражняться всевозможного рода ягодами, это и задержало гнавшихся за ним». В другом месте сказано, что «во время голодовки… он нацедил себе собственной крови и сварил из нее студень». Выглядит забавно, нос другой стороны, это можно классифицировать как сотворение природных объектов — ягод, а во втором — шаманские трюки Ворона.

Мифологическому сознанию подвластно все: любые явления и предметы могут быть сближенными, перемещенными — здесь свои законы. Куропатки, падая в реки и озёра превращаются в гольцов и форелей, а выброшенные на берег вновь превращаются в птиц. Вообще, куропатки в мифологической картине мира ительменов занимают особое место. Так, Пилячуч — пастух всех животных, ездит на куропатках.
Мыши, (мышиный народ) почитаемый ительменами, так же принимают участие в созидании мира: с ними связывают появление китов.

Как в космогонических преданиях других народов (манси, нганасаны, народы Океании и др.), земля всегда соотносима с водой. Вода чаще всего дается как некий хаос (что-то неоформленное, текучее), земля же в бинарной паре с водой уже некий космос. Одна из точек зрения камчадалов о появлении земли также включает водную стихию (рождение сына связано с морем), а вторая — прямо указывает, что землю утвердили на море.

В мифах древних камчадалов землю могут добывать и со дна моря, чаще всего это делают птицы — это самый распространенный мировой сюжет о происхождении земли.

Комментарии55
avatar

плюс. в копилку http://mults.spb.ru/mults/?id=2115 — мульт по мотивам древнечукотского предания «Сказание о вороне Кутха»»

6 Март 2012, 11:15
avatar

Спасибо. Мне кажется, тема очень интересная, хотелось как можно больше собрать материала, чтобы поделиться им. Записей дома полно и дневниковых и журнальных статей, но преобразовать, организвать это всё в некую сжатую статейную форму затратно по времени. а поделитьс яхочется) Постепенно буду дополнять блог.

6 Март 2012, 11:18
avatar

Вот ещё такой вопрос ко всем гостям блога, по поводу одной книги. Была у меня в детстве книга о мифах и преданиях северных народов. Представляла она собой сборник сказок. К величайшему сожалению не помню точно как назывался этот сборник, не помю какое издательство. Но печать датируется по всей видимости концом семидесятых начала восьмидесятых годов. (обложка твёрдый переплёт, красноватый фон) В книге замечательный иллюстаривный ряд чёрно-белой графики (кажется тушь. перо). Я помню названия нескольких сказок вошедших в этот сборник. «Лисица и медведь» «Айога» «Заячье сердце» «Каменный лес»

Неоднократно пытался найти в интернете эту книгу, но увы, попадается всё не то. Я понимаю детали книги описанные мною поверхностны, но может быть именно эти детали вам о чём-то говорят. Если кому-то знакома эта книга, сообщите, пожалуйста, название.

6 Март 2012, 11:30
avatar
Ковалева Ольгаpro
Дмитрий Алексеев
0

Дмитрий, не про «Амурские сказки» Нагишкина говорите? Красноватая обложка, а посреди прямоугольничек с картинкой — не помню, парень кажется на косатке.

Сказки помню — «Айога» — про девушку, превратившуюся в гуся, «Заячье сердце» — про трусливого брата… Эта? Но у меня ее нет уже, зачитали племяши.

6 Март 2012, 11:34
avatar
Ковалева Ольгаpro
Ковалева Ольга
0

Вобщем, Дима, нашла я переиздание части того сборника. Самого уже, видимо, нету — он был аж 1946 г. издания. Рисунки автора. И мне лично они нравятся даже больше, чем Павлишина.) Если это оно, то вот ссылочка для скачивания, я уже себе скачала;)http://www.mirknig.com/knigi/deti/1181373461-hrabryy-azmun-amurskie-skazki.html

6 Март 2012, 11:57
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Ковалева Ольга
0

Оленька, ура! помоему это та самая книга. как про касатку на обложке сказали, так я сразу вспомнил, что там было на обложке! Да какая ж вы умница! Сейчас отправлюсь смотреть по вашей ссылке!

6 Март 2012, 13:08
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Дмитрий Алексеев
0

Точно, посмотрел, это та самая книга.ну порадовали вы меня. ятак долго искал эту книгу! С меня большая коробка шоколада)))))

6 Март 2012, 13:18
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Дмитрий Алексеев
0

качал просмотрел сказки безусловно те же и иллюсрации, но видимо вэтмо сборнике сказки далеко не все. Но вся равно рад что хотя бы теперь знаю точно как называется и какого года издание. Спасибо.

6 Март 2012, 13:26
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Дмитрий Алексеев
0

Вот нашёл полное содержании того сборника:

6 Март 2012, 13:35
avatar
Ковалева Ольгаpro
Дмитрий Алексеев
0

Рада, что помогла)))

еще нашлакое-что — тут качество иллюстраций получше и есть другие сказки, чем в скачанной книжке.http://ribka-kabikova.livejournal.com/68848.html

6 Март 2012, 14:05
avatar
Ковалева Ольгаpro
Ковалева Ольга
0

Ха! с моей упертостью что угодно нарою.

Вот — все эти сказки. и с иллюстрациями. Но только картинки как-то подъиспохабили — не пойму, что с ними сделали, что штрих грубый стал.http://www.e-reading.org.ua/bookbyauthor.php?author=11269

6 Март 2012, 14:09
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Ковалева Ольга
0

Спасибо, Оля. Мне даже сегодня удалось заказать через инет эту книгу. Пусть БУ, но вроде бы в хорошем состоянии и подборка сказок полная. Буду ждать посылки.

6 Март 2012, 15:14
avatar
Ковалева Ольгаpro
Дмитрий Алексеев
0

Дима — вот так сбываются мечты:)))…

6 Март 2012, 15:17
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Ковалева Ольга
0

Ура!!!)

6 Март 2012, 15:19
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Ковалева Ольга
0

Точно-точно! Вот те самые иллюстрации о которых я говорил!

6 Март 2012, 15:15
avatar
Ivan_Ivanovpro
Дмитрий Алексеев
0

у меня был сборник сказок народов Севера, сборник сказок — Ворон Кутха и сборник вот этот — у Вас на фотке. а мультик на ДВД и талисман на шею — керамика (Кутх) — товарищ из ямало-ненецкого края привёз. ненцы уверены, что ворон Кутх — их наследие.

6 Март 2012, 15:37
avatar
Ivan_Ivanovpro
Ivan_Ivanov
0

вот такая была книга. шикаааааарная.

6 Март 2012, 15:46
avatar

Иван, это не удивительно. У ненцев и аборигенов Камчатки много общего не только в мифологии. Даже названия, имена и сам язык ненцев очень схожи с ительменским.

6 Март 2012, 18:28
avatar
Ivan_Ivanovpro
Дмитрий Алексеев
0

коряки же — коренное население Камчатки.

камчадалами ещё называют.

6 Март 2012, 18:45
avatar

И коряки тоже являются коренными жителями Камчатки. Верно — они камчадалы, или просто — камчи.

6 Март 2012, 19:29
avatar
Анатолий Сидоренко
Дмитрий Алексеев
0

http://www.free-book.info/download.php?skachat=365 вот такая у меня была:) Сказки там, видимо, те же. Но издание более позднее, картинки цветные.

6 Март 2012, 11:49
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Анатолий Сидоренко
0

И вам спасибо, Анатлоий. Тоже сейчас посмотрю.

6 Март 2012, 13:09
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Дмитрий Алексеев
0

Извините, Анатолий, только сейчас заметил, что некорректно написал ваше имя.

6 Март 2012, 19:30
avatar

подпишусь на тему, так как тоже вечно интересуюсь всякими мифами)

6 Март 2012, 11:33
avatar

+++++!!!

6 Март 2012, 11:46
avatar

Очень интересно. Дмитрий, может ещё добавите информации? Так интересно. Я тут у вас подтверждение другой теории нашла. О женщинах.

6 Март 2012, 11:46
avatar
Дмитрий Алексеевpro
barakaska Наталья Баландина
0

Спасибо вам за визит! С огромным удовольствием буду добавлять, просто сейчас работаю, не могу часто и подолгу бывать в сети, вот с вечера начну дополнять блог. Есть много материала по мифам с Воронм у айнов. Есть не мало информации по мифологии севера. Рад что многим эта тема пришлась по душе!

6 Март 2012, 13:11
avatar

+++++

6 Март 2012, 11:53
avatar

Как интересно! Спасибо, Дмитрий!

6 Март 2012, 12:52
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Вячеслав Люлько
0

Пожалуйста, Слава. Наверняка у тебя тоже есть в архиве домашнем что-нибудь по мифологии где фигурирует Ворон? Буду рад если поделишься)

6 Март 2012, 13:13
avatar

Интересно, спасибо!)

6 Март 2012, 16:14
avatar

У славян ворон, как правило, символизировал нечисть, зло, и являлся в преданиях неким мрачным предвестником смерти, бурных трагичных перемен. В славянской мифологии ворон — творение дьявола. В древности славяне полагали, что черти, обращаясь в ворон слетались и кружили над домами умирающих колдунов, а жилище ведьмы можно было определить по тому насколько оно облюбовано этими птицами.

Ещё есть легенда о том. Что ворон был проклят Богом за то что выпущенный Ноем из ковчега с целью узнать закончился ли потоп, ворон так и не вернулся к Ною. В наказание, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь, стал кровожадным и черным созданием, обречённым питаться падалью. Хищность, кровожадность и разбой — характерные мотивы в представлении о вороне. Они, как и ястребы, охотятся на цыплят. Чтобы уберечь цыплят от ворон, вывешивают на дворе убитую сороку. Как и других хищных птиц, убитых ворон вывешивали для отпугивания злых сил, а также на поле — для отпугивания воробьев.

Ещё древние славяне проводили связь между вороном и кровопролитием, войной. В его карканье слышалось «кровь, кровь!» Чтобы ружье било без промаха, охотники смазывали его дуло кровью ворона. Стаи ворон воспринимались в прошлом как предвестники набега татар. Мотив крови присутствует в легенде о вороне, которая хотела пить крови капавшей из ран Христа, за что Бог проклял ее, отчего ее клюв по краям навеки получил кровавый цвет.

Для поверий о вороне характерен мотив кражи. Согласно поверью, человек станет вором, если съест сердце или мясо ворона. Мотив кражи представлен в легенде, где ворона уличает св. Петра перед Богом в краже коней, криком «Украл!», в отличие от кукушки, которая кричала «Купил». С кражей коней связывается и сон о вороне. Считают, что ворона своим карканьем обличает вора или кражу.

Выявляется связь птиц семейства вороновых со смертью и миром мертвых. Хтоническая символика ворона представлена в раннем арабском свидетельстве аль Масуди. Он описывает славянского идола в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших. Под левой его ногой помещены изображения ворона и других черных птиц, под правой — муравьев. В похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном.

Ворон обладает сокровищами и богатством. Он охраняет клады, спрятанные в земле. Верят, что в гнезде ворона хранятся невидимые богатства: золото, серебро и драгоценные камни. Насобирав много золота и серебра, ворон золотит себе голову и хвост.

Взаимосвязь вороны и муравья выявляется и в народной традиции. Но здесь отношения между ними носят враждебный характер. Ворон, например, старается вывести птенцов в марте или феврале, пока муравьи еще не вышли из земли, иначе они поедят его птенцов. С этим представлением связана сказка о состязании муравья с вороной о том, кто из них сильнее. Ворона проиграла.

6 Март 2012, 18:03
avatar

Ворон присутствует так же в японской и китайской мифологии. Клювоголовое божество исполинской силы у японцев именуется Тэнгу (а если разбирать дословно иероглиф имени, то получается — небесный пёс, хотя, я думаю, здесь стоит понимать не как «пёс» а скорее всего по смыслу ближе «стражник») у китайцев — Тянь-Хоу. И в том и в другом случае существо носит широкие чёрные длинополые одежды. Вообще в буддизме и синтоизме у Тэнгу целая гамма градаций — от свирепого кровожадного хищника до могущественной добродетели. С одной стороны вроде бы это не сам Тэнгу, а его дети и родственники, но сдругой стороны усматривается некая трансформа одного Тэнгу в различные его эпостаси, что делает его ещё более интересным и привлекательным для изучения.

6 Март 2012, 18:20
avatar
Ковалева Ольгаpro
Дмитрий Алексеев
0

интересно. ну, до кучи уж и скандинавов вспомним. Хугин и Мунин на плечах у Одина.

пара воронов, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает «думающий», а Muninn — «помнящий» (или «мысль» и «память» соответственно).

Вороны упоминаются в таких литературных памятниках Скандинавии XIII века, как Старшая и Младшая Эдда, Круг Земной, Третий грамматический трактат Олава Тордарсона, а также в скальдической поэзии.

В этих произведениях Хугин и Мунин описываются как служащие Одину вороны, которые садятся на его плечи и снабжают его информацией. В Круге Земном рассказывается, как Один наделил воронов речью. Роль Хугина и Мунина как посланников верховного аса связана с традицией шаманских практик и с общей символикой германских народов, изображающих ворона источником скрытых знаний.

6 Март 2012, 20:57
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Ковалева Ольга
0

Спасибо, Оля. Тоже очень интересно. Вот так постепенно и взаимообогатимся знаниями!) Ведь иметь желание узнать и пытаться искать источники — это одно, а знать наверняка где и от куда брать интересующую информацию — это другое.

6 Март 2012, 21:11
avatar
Ковалева Ольгаpro
Дмитрий Алексеев
0

вот-вот))

А Вас, Дима, вообще именно тема ворона интересует или вообще разная мифология?

6 Март 2012, 21:13
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Ковалева Ольга
0

Да, Оля, в первую очередь Ворон. Будучи уверенным, что у меня сохранились дневниковые записи которые я делал лет десять назад, я, в начале блога, пообещал поделиться этими записями о Вороне в мифологии айнов (именно те моменты когда он, Ворон, появляется в преданиях айнов, как учитель изготовления меча и владения им) и вот попытался сегодня днём найти эти записи и, увы, нет их больше. Вот сейчас брожу по сети ищу. Но если у вас есть что-то по другим темам мифологии народов мира, буду рад и этому тоже.

6 Март 2012, 21:20
avatar
Ковалева Ольгаpro
Дмитрий Алексеев
0

ну, довольно любопытна книга Роберта Грейвса «Белая Богиня». Такая же толстенная, как и «Золотая ветвь» и тоже море всякого материала по мифологии, да и на того же Фрэзера во многом опирается, но… своеобразный взгляд на истоки мифов и их значение. Официально считается псевдонаучной, есть там моменты «вытянутые из пальца», однако и эта теория имеет право на существование. Как одна из теорий. Викканцы на этой книге зациклены.

А если попроще — очень нравится серия «Зачарованный мир» издательства «Терра». Но там в основном по низшей мифологии. Каждый том по отдельной теме («Гномы», «Боги и богини», «Драконы», «Книга Рождества» и т. д.) Читается легко и главное — много иллюстраций, красивых и разных.)) Вообще эту серию начинала собирать из-за картинок. Правда, теперь только с рук купишь…да из инета кое-что скачала.

6 Март 2012, 22:07
avatar
Дмитрий Алексеевpro
Ковалева Ольга
0

Вооот, это тоже хорошо! Спасибо, Оля. Начинаем пополнять домашнюю библиотеку!

6 Март 2012, 22:14
avatar
Ковалева Ольгаpro
Дмитрий Алексеев
0

всегда пожалуйста.))

6 Март 2012, 22:32
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Ковалева Ольга
0

на Фрезера ссылаются почти все, или имеют его ввиду, как единственную, по сути, антропологическую компиляцию ритуалов и т. п. в таком объеме. А по отдельности, начиная с Юнга, его школа довольно тщательно разрабатывала почву «символ-миф-сказка (в меньшей степени, как переферийная профанация космологических и космогонических мифов)».

6 Март 2012, 22:25
avatar
Ковалева Ольгаpro
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Юнг, конечно, тоже интересен. Хотя его мало читала. Это же у него про архетипы?

6 Март 2012, 22:46
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Ковалева Ольга
0

тут, собственно, не столько сам Юнг, хотя как без него)) — через голову скакать, к тому же, он сам был визионер, сколько последователи, Кэмпбелл в частности. Я не настолько образован, но кроме них никто так плотно психологию и антропологию мифа вроде бы не разрабатывал.

6 Март 2012, 23:13
avatar

+++++++++++

6 Март 2012, 20:28
avatar

как дополнение к Фрезеру))

6 Март 2012, 20:30
avatar
Дмитрий Алексеевpro
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Не понял, о чём вы, Сергей?

6 Март 2012, 20:34
avatar
Ковалева Ольгаpro
Дмитрий Алексеев
0

Если я не ошибаюсь, Сергей имеет в виду Фрезера, книгу «Золотая ветвь». Там такие капитальные исследования по мифам различным. Еще у него же — «Фольклор в Ветхом Завете» есть, тоже вещь любопытная.

6 Март 2012, 20:46
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Ковалева Ольга
0

его родимого)), антрополога.

6 Март 2012, 20:49
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Дмитрий Алексеев
0

http://www.koob.ru/frezer_j/zolotaya_vetv

6 Март 2012, 20:48
avatar
Дмитрий Алексеевpro
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Теперь понял))))Спасибо! Шикарная книга!

6 Март 2012, 21:08
avatar

Друзья, у меня вопрос с предысторией.

В давнем уже детстве читала сказки народов севера. Правда не помню, как назывался сборник. Там были такие интересные сказки! Враги главных героев были эдакие «шитолицые» злодеи. Это ведь тоже какой-то исторический факт.

Но и не в этом дело. Главное, сказки были составлены как-то подозрительно. Например (уж совсем точно не помню), пошёл охотник в лес, увидел чум, там шитолицый. Далее всякие приключения охотника. В итоге — он побеждает.

Следующая сказка: Пошёл охотник в лес, увидел 2 чума, там 2 шитолицых. Далее по схеме, где действующие лица умножены на 2.

Потом следовала совсем другая сказка. За неё шла ТАКАЯ же, где или главных героев 2, или врагов 2.

И так ВСЯ! книга.

С некоторым удивлением я прочла всю книгу. Всё понравилось, кроме вот этого странного дубляжа.

В эпоху перестройки-безденежья-безработицы довелось мне продавать газеты и журналы на улице с лотка. Ха-ха. Я дорвалась до бесплатного. Всё время читала. И вот в одном журнале прочла статью про какого-то учёного, который всю жизнь собирал сказки, преданья, мифы, поверья, обычаи народов севера. Получилось у него достаточно много материала. В конце концов он решил издать хотя бы сказки. Пошёл к знакомому то ли издателю, то ли человеку близкому к этим делам. Только человек тот сказал, что всё фигня, ничего не издадут и надо вообще бросить эту затею. Даже, если память мне не изменяет, про места не столь отдалённые был разговор. Мол, опасное, политическое дело затеял ты, товарищ. Через несколько лет учёный обнаружил в книжном магазине занятную книженцию под фамилией того друга. А в книжице были сказки, его, профессора! Немного «дополненные и исправленные» :)))) Профессор был дико возмущён, пошёл в редакцию, тряс кулаками, подавал в суд. Это был первый процесс в Советском Союзе по защите авторских прав.

Напомню, статейка в журнальчике была про авторские права и про права вообще. Шли лихие 90-е. В доме, где живу и по сей день, было кафе, где бандюгаи частенько устраивали перестрелки.

Короче, у профессора были все права и доказательства. Но… т. к. дело было в советские времена, то ни фига он не выиграл. Просто постановили: издать сказки в двойном виде. Сперва идёт сказка одного автора, потом другого. :))))

ВОТ, хочу узнать, кто-нибудь читал их, кроме меня? И как фамилии этих авторов?

7 Март 2012, 07:22
avatar
Дмитрий Алексеевpro
barakaska Наталья Баландина
0

Что-то мне напомнила ваша история про кннигу с чудоковатыми повторами, да и про первый суд за авторские права в 90-е годы помоему здесь на форуме говорилось.

7 Март 2012, 09:13
avatar
Ivan_Ivanovpro
barakaska Наталья Баландина
0

такие не читал. права принадлежат народам крайнего севера. =)

читал другие — разных северных народов. а у них разные обычаи. одни других по этим привычкам узнавали. так, одна народность режет мясо ножом у рта, когда кусок зубами зажат. мужик из этого «племени» решил в другое «внедриться». он пришел к другому народу, переодевшись в их одежду (в этом тоже разница между народами), а они его вычислили по тому, как он ест. была сказка про сшитого северянина, у него на пальцах ногтей не было. один там для красоты в ямочки на щеках вырезанные из моржового клыка фигурки вставил… в общем, очень интересные были сказки. не детские вовсе. много таких — для взрослых, с сексом и обычаями, прочитал сказок. и африканских племен, и кавказских народов. как-то повезло мне такие сборники прочесть. уникальные культуры «малых народов».

7 Март 2012, 09:17
avatar

Спасибо за интереснейшую тему!

7 Март 2012, 19:31