Кутх
В те годы, когда жыл на Камчатке, неоднократно приходилось слышать всевозможные байкии, сказки о Кутхе. А в те моменты, когда дымила Ключевская сопка, говорили в шутку: «Это Кутх рыбу коптит»
Если кто-то увлекался или увлекается мифами и преданиями народов севера, то наверняка знаком с распространённой легендой о сотворении мира, в которой Кутх принял самое непосредственное участие (согласно этому мифу) В легенде этой рассказывается о том, как Кутх, не имея возможности попасть в жилище женщины-духа, превратился в песчинку, упал в воду и она (женщина-дух), зачерпнув эту воду, принесла её в своё жилище, випила и родила Ворона. А нужно это было Кутху для того, чтобы высвободить из меховых бурдюков, хранившихся в жилище женщины-духа, звёзды, луну и солнце. Вот он и пошалил, открыв эти мешки, но опалился о солнце и стал чёрным.
Вообще Кутх как некое верховное божество фигурирует не только в мифологии Камчатки, его можно встретить и в преданиях многих народов населявших или населяющих Дальний Всоток: у кереков -Кукки, у коряков — Куткыннеку, у чукчей — Куркыль, у эскимосов — Кошкли. Так же похожее божество можно увидеть и в легендах индейцев Аляски и Канады.
Древние индейцы Камчатки считали себя детьми Ворона Кутха. В их мифах и сказках, Кутх, до сотворения Земли жил на небе. От детей Кутха и его жены Миты произошли ительмены. Кутх изобрел лодку для передвижения по воде. Когда Кутх ездил на собаках по Камчатке, то образовывались горы и долины. Радугу древние камчадалы, считали вышивкой на подоле кухлянки Кутха. В самых ранних мифах при упоминании о Кутхе неоднократно фигурирует слово «дустехтич» (то есть прародитель) Вот в честь этого дустехтича и воздвигались на склонах гор и тундровых равнинах каменные и деревяные ритуальные столбы, обвязывались тоншичем (осокой). В качестве жертвоприношений полагалось преподносить обычную еду. Около камчадальских идолов олицетворяющих Кутха никогда не собиралась ягода и не велась охота и рыбалка. В каждом зимнем ительменском доме присутствовали маленькие божки хантаи (получеловек — полурыба). Существовал еще один домашний божок ажушак (столбик с верхушкой в виде человеческой головы). Вообще столбы (идолы) равно как и места, в которых устанавливались эти идолы — всё это делалось не случайно. Столб -это в первую очередь знак, символ того места, где из недр земли вверх устремляется некая сила, дух. Древние воспринимали природу острее, правильнее чем современные люди. Они чувствовали и видели многое, что теперь для нас недостижимо, а если и достижимо, то лишь через непростой внутренний труд. То же самое можно сказать и о персонажах (духах) которыми древние камчатсике индейцы населяли кратеры вулканов, горные озёра, реки водопады, крутые горные склоны, непроходимые таёжные буреломы. Этих духов древние камчадалы почитали с особенным уважением. Их называли — гамулы (камулы, камулечь). Хозяином моря был Митг, пастухом всех животных — Пилячуч (или Билюкай). Он жил с гамулами в облаках и производил молнию и гром. Появление этих духов в сказках и мифах тоже не случайно. Древние чувствовали души природных фвлений, древние знали, какая исполинская сила вырывается с каждым новым извержением из недр миров смежных земному ядру.
Людей, специально занимающихся шаманством, у ительменов не было. В обычной обстановке каждый был сам себе шаман. Лишь в особых случаях приглашали Ведающего. В этой роли выступали или пожилые женщины (митх), или коекчучи (люди превращенного пола — мужчины, которые носили женскую одежду и делали женскую работу).
Все легенды народов севера так или наче состоят из некой упорядоченной цепи, отражающей процесс перехода от хаоса к космосу. И переход это как правило проходит через созидательность и сострадание к тому что (кто) стоит (лежит, ползёт) ниже, к тому, что (кто) слабее.
Видимо есть какая-то закономерность в том, что один и тот же персонаж может встерчаться впреданиях народов, прежде никогда не сообщавшихся дру с другом. Правда есть небольшие различия. Например, если в легендах камчатки кутх творит и созидает руководствуясь исключительно своей волей, то в мифах Чукотки. Ворон-Куркыль создаёт мир по воле некоего высшего божества.
В преданиях Ирландии Ворон, как покровитель воинов, так же не является верховным божеством. В преданиях айнов — Чёрный Ворон — мудрый учитель (по одной из древних японских легенд именно Ворон явился к айнам жившим в деревне на берегу океана) и обучил их искусству изготовления меча и мастерству владения им. В кельтском эпосе Чёрный Ворон пр игадании связывается с вьюрком, благословеный ворон — атрибут богинь войны. В христианстве ворон — это дьявол ослепляющий грешников, выорон как символ греха противопоставленный белой голубке. олицетворяющей невинную душу. (в сцене грехопадения ворон тоже фигурирует, он сидит на веке дерева с которого Ева срывает плод)
Но вернёмся к Кутху, который далеко не так ужасен и отвратителен.
В любой сказке, в которой идёт описание волшебства творимого Кутхом, сотворение происходит из какой-то частички Кутха — перо упавшее из его крыла, следы Кутха, оставленные им на снегу и из которых появились мыши, реки хлынувшие из ран упавшего на землю Кутха. а внекоторых сказках досточно одного «кар» кутха чтобы родилась песня новой жизни) Во всём этом тоже заключён глубокий смысл, смысл того насколько важно и нужно отдавать часть себя для зарождения новой жизни.
А если учесть зооантропоморфность Кутха (Ворона), то ительмены произошли из яйца Кутха, «высидел из яиц». Происхождение первых людей из яйца известно многим народам, в частности, подобное встречается в американо-индейской, австралийской, океанийской мифологии. «Яйцо мировое, яйцо космическое, мифологический символ», — пишет В. Н. Топоров. «Во многих мифологических традициях известен образ яйца мирового, из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург.
«Извлечение» разных объектов, природных и культурных «из себя» присуще только творцам, культурным героям. В книге Г. В. Стеллера приводятся мифы и мифологические сказки, сюжеты которых объединены в «Вороний цикл», в них Кутх предстает озорником-трикстером. Учитывая синкретичность архаического фольклора, можно обратить внимание и на них. Здесь можно заметить это «извлечение», «извержение» из себя Кутхом различных объектов, что роднит их с мифами творения и может быть рассмотрено как часть единого мифа. Приводя богатейший материал мифологии ительменов, Г. В. Стеллер оценивает его по-бытовому, называя эти рассказы «гнусными и смешными». Так, например, он пишет о Кутхе: «Однажды ему удалось спастись от своих преследователей только тем, что во время бегства он стал испражняться всевозможного рода ягодами, это и задержало гнавшихся за ним». В другом месте сказано, что «во время голодовки… он нацедил себе собственной крови и сварил из нее студень». Выглядит забавно, нос другой стороны, это можно классифицировать как сотворение природных объектов — ягод, а во втором — шаманские трюки Ворона.
Мифологическому сознанию подвластно все: любые явления и предметы могут быть сближенными, перемещенными — здесь свои законы. Куропатки, падая в реки и озёра превращаются в гольцов и форелей, а выброшенные на берег вновь превращаются в птиц. Вообще, куропатки в мифологической картине мира ительменов занимают особое место. Так, Пилячуч — пастух всех животных, ездит на куропатках.
Мыши, (мышиный народ) почитаемый ительменами, так же принимают участие в созидании мира: с ними связывают появление китов.
Как в космогонических преданиях других народов (манси, нганасаны, народы Океании и др.), земля всегда соотносима с водой. Вода чаще всего дается как некий хаос (что-то неоформленное, текучее), земля же в бинарной паре с водой уже некий космос. Одна из точек зрения камчадалов о появлении земли также включает водную стихию (рождение сына связано с морем), а вторая — прямо указывает, что землю утвердили на море.
В мифах древних камчадалов землю могут добывать и со дна моря, чаще всего это делают птицы — это самый распространенный мировой сюжет о происхождении земли.
плюс. в копилку http://mults.spb.ru/mults/?id=2115 — мульт по мотивам древнечукотского предания «Сказание о вороне Кутха»»
Спасибо. Мне кажется, тема очень интересная, хотелось как можно больше собрать материала, чтобы поделиться им. Записей дома полно и дневниковых и журнальных статей, но преобразовать, организвать это всё в некую сжатую статейную форму затратно по времени. а поделитьс яхочется) Постепенно буду дополнять блог.
Вот ещё такой вопрос ко всем гостям блога, по поводу одной книги. Была у меня в детстве книга о мифах и преданиях северных народов. Представляла она собой сборник сказок. К величайшему сожалению не помню точно как назывался этот сборник, не помю какое издательство. Но печать датируется по всей видимости концом семидесятых начала восьмидесятых годов. (обложка твёрдый переплёт, красноватый фон) В книге замечательный иллюстаривный ряд чёрно-белой графики (кажется тушь. перо). Я помню названия нескольких сказок вошедших в этот сборник. «Лисица и медведь» «Айога» «Заячье сердце» «Каменный лес»
Неоднократно пытался найти в интернете эту книгу, но увы, попадается всё не то. Я понимаю детали книги описанные мною поверхностны, но может быть именно эти детали вам о чём-то говорят. Если кому-то знакома эта книга, сообщите, пожалуйста, название.
Дмитрий, не про «Амурские сказки» Нагишкина говорите? Красноватая обложка, а посреди прямоугольничек с картинкой — не помню, парень кажется на косатке.
Сказки помню — «Айога» — про девушку, превратившуюся в гуся, «Заячье сердце» — про трусливого брата… Эта? Но у меня ее нет уже, зачитали племяши.
http://www.free-book.info/download.php?skachat=365 вот такая у меня была:) Сказки там, видимо, те же. Но издание более позднее, картинки цветные.
подпишусь на тему, так как тоже вечно интересуюсь всякими мифами)
+
+++++!!!
Очень интересно. Дмитрий, может ещё добавите информации? Так интересно. Я тут у вас подтверждение другой теории нашла. О женщинах.
Спасибо вам за визит! С огромным удовольствием буду добавлять, просто сейчас работаю, не могу часто и подолгу бывать в сети, вот с вечера начну дополнять блог. Есть много материала по мифам с Воронм у айнов. Есть не мало информации по мифологии севера. Рад что многим эта тема пришлась по душе!
+++++
Как интересно! Спасибо, Дмитрий!
Пожалуйста, Слава. Наверняка у тебя тоже есть в архиве домашнем что-нибудь по мифологии где фигурирует Ворон? Буду рад если поделишься)
Интересно, спасибо!)
У славян ворон, как правило, символизировал нечисть, зло, и являлся в преданиях неким мрачным предвестником смерти, бурных трагичных перемен. В славянской мифологии ворон — творение дьявола. В древности славяне полагали, что черти, обращаясь в ворон слетались и кружили над домами умирающих колдунов, а жилище ведьмы можно было определить по тому насколько оно облюбовано этими птицами.
Ещё есть легенда о том. Что ворон был проклят Богом за то что выпущенный Ноем из ковчега с целью узнать закончился ли потоп, ворон так и не вернулся к Ною. В наказание, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь, стал кровожадным и черным созданием, обречённым питаться падалью. Хищность, кровожадность и разбой — характерные мотивы в представлении о вороне. Они, как и ястребы, охотятся на цыплят. Чтобы уберечь цыплят от ворон, вывешивают на дворе убитую сороку. Как и других хищных птиц, убитых ворон вывешивали для отпугивания злых сил, а также на поле — для отпугивания воробьев.
Ещё древние славяне проводили связь между вороном и кровопролитием, войной. В его карканье слышалось «кровь, кровь!» Чтобы ружье било без промаха, охотники смазывали его дуло кровью ворона. Стаи ворон воспринимались в прошлом как предвестники набега татар. Мотив крови присутствует в легенде о вороне, которая хотела пить крови капавшей из ран Христа, за что Бог проклял ее, отчего ее клюв по краям навеки получил кровавый цвет.
Для поверий о вороне характерен мотив кражи. Согласно поверью, человек станет вором, если съест сердце или мясо ворона. Мотив кражи представлен в легенде, где ворона уличает св. Петра перед Богом в краже коней, криком «Украл!», в отличие от кукушки, которая кричала «Купил». С кражей коней связывается и сон о вороне. Считают, что ворона своим карканьем обличает вора или кражу.
Выявляется связь птиц семейства вороновых со смертью и миром мертвых. Хтоническая символика ворона представлена в раннем арабском свидетельстве аль Масуди. Он описывает славянского идола в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших. Под левой его ногой помещены изображения ворона и других черных птиц, под правой — муравьев. В похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном.
Ворон обладает сокровищами и богатством. Он охраняет клады, спрятанные в земле. Верят, что в гнезде ворона хранятся невидимые богатства: золото, серебро и драгоценные камни. Насобирав много золота и серебра, ворон золотит себе голову и хвост.
Взаимосвязь вороны и муравья выявляется и в народной традиции. Но здесь отношения между ними носят враждебный характер. Ворон, например, старается вывести птенцов в марте или феврале, пока муравьи еще не вышли из земли, иначе они поедят его птенцов. С этим представлением связана сказка о состязании муравья с вороной о том, кто из них сильнее. Ворона проиграла.
Ворон присутствует так же в японской и китайской мифологии. Клювоголовое божество исполинской силы у японцев именуется Тэнгу (а если разбирать дословно иероглиф имени, то получается — небесный пёс, хотя, я думаю, здесь стоит понимать не как «пёс» а скорее всего по смыслу ближе «стражник») у китайцев — Тянь-Хоу. И в том и в другом случае существо носит широкие чёрные длинополые одежды. Вообще в буддизме и синтоизме у Тэнгу целая гамма градаций — от свирепого кровожадного хищника до могущественной добродетели. С одной стороны вроде бы это не сам Тэнгу, а его дети и родственники, но сдругой стороны усматривается некая трансформа одного Тэнгу в различные его эпостаси, что делает его ещё более интересным и привлекательным для изучения.
интересно. ну, до кучи уж и скандинавов вспомним. Хугин и Мунин на плечах у Одина.
пара воронов, которые летают по всему миру Мидгарду и сообщают богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает «думающий», а Muninn — «помнящий» (или «мысль» и «память» соответственно).
Вороны упоминаются в таких литературных памятниках Скандинавии XIII века, как Старшая и Младшая Эдда, Круг Земной, Третий грамматический трактат Олава Тордарсона, а также в скальдической поэзии.
В этих произведениях Хугин и Мунин описываются как служащие Одину вороны, которые садятся на его плечи и снабжают его информацией. В Круге Земном рассказывается, как Один наделил воронов речью. Роль Хугина и Мунина как посланников верховного аса связана с традицией шаманских практик и с общей символикой германских народов, изображающих ворона источником скрытых знаний.
+++++++++++
как дополнение к Фрезеру))
Не понял, о чём вы, Сергей?
Теперь понял))))Спасибо! Шикарная книга!
Друзья, у меня вопрос с предысторией.
В давнем уже детстве читала сказки народов севера. Правда не помню, как назывался сборник. Там были такие интересные сказки! Враги главных героев были эдакие «шитолицые» злодеи. Это ведь тоже какой-то исторический факт.
Но и не в этом дело. Главное, сказки были составлены как-то подозрительно. Например (уж совсем точно не помню), пошёл охотник в лес, увидел чум, там шитолицый. Далее всякие приключения охотника. В итоге — он побеждает.
Следующая сказка: Пошёл охотник в лес, увидел 2 чума, там 2 шитолицых. Далее по схеме, где действующие лица умножены на 2.
Потом следовала совсем другая сказка. За неё шла ТАКАЯ же, где или главных героев 2, или врагов 2.
И так ВСЯ! книга.
С некоторым удивлением я прочла всю книгу. Всё понравилось, кроме вот этого странного дубляжа.
В эпоху перестройки-безденежья-безработицы довелось мне продавать газеты и журналы на улице с лотка. Ха-ха. Я дорвалась до бесплатного. Всё время читала. И вот в одном журнале прочла статью про какого-то учёного, который всю жизнь собирал сказки, преданья, мифы, поверья, обычаи народов севера. Получилось у него достаточно много материала. В конце концов он решил издать хотя бы сказки. Пошёл к знакомому то ли издателю, то ли человеку близкому к этим делам. Только человек тот сказал, что всё фигня, ничего не издадут и надо вообще бросить эту затею. Даже, если память мне не изменяет, про места не столь отдалённые был разговор. Мол, опасное, политическое дело затеял ты, товарищ. Через несколько лет учёный обнаружил в книжном магазине занятную книженцию под фамилией того друга. А в книжице были сказки, его, профессора! Немного «дополненные и исправленные» :)))) Профессор был дико возмущён, пошёл в редакцию, тряс кулаками, подавал в суд. Это был первый процесс в Советском Союзе по защите авторских прав.
Напомню, статейка в журнальчике была про авторские права и про права вообще. Шли лихие 90-е. В доме, где живу и по сей день, было кафе, где бандюгаи частенько устраивали перестрелки.
Короче, у профессора были все права и доказательства. Но… т. к. дело было в советские времена, то ни фига он не выиграл. Просто постановили: издать сказки в двойном виде. Сперва идёт сказка одного автора, потом другого. :))))
ВОТ, хочу узнать, кто-нибудь читал их, кроме меня? И как фамилии этих авторов?
Что-то мне напомнила ваша история про кннигу с чудоковатыми повторами, да и про первый суд за авторские права в 90-е годы помоему здесь на форуме говорилось.
такие не читал. права принадлежат народам крайнего севера. =)
читал другие — разных северных народов. а у них разные обычаи. одни других по этим привычкам узнавали. так, одна народность режет мясо ножом у рта, когда кусок зубами зажат. мужик из этого «племени» решил в другое «внедриться». он пришел к другому народу, переодевшись в их одежду (в этом тоже разница между народами), а они его вычислили по тому, как он ест. была сказка про сшитого северянина, у него на пальцах ногтей не было. один там для красоты в ямочки на щеках вырезанные из моржового клыка фигурки вставил… в общем, очень интересные были сказки. не детские вовсе. много таких — для взрослых, с сексом и обычаями, прочитал сказок. и африканских племен, и кавказских народов. как-то повезло мне такие сборники прочесть. уникальные культуры «малых народов».
Спасибо за интереснейшую тему!