Композиция в иллюстрации
Эту тему проходят ещё в начале получения художественного образования, но она остаётся актуальной и важной на протяжении всего творческого пути художника или иллюстратора. Как раз композиция выступает тем клеем, который не даёт иллюстрации превратится в обычную, ни о чём не говорящую картинку.
Сформируйте чёткую идею, которую хочется визуально рассказать
Без нее ничего не получится, даже если будете следовать чётким правилам создания композиции из вузовского учебника. Ведь для иллюстратора главное — идея, история, которая отражается на листе. И материалы, выбранная техника подчиняются ей, а не наоборот.
Без продуманной в ходе набросков концепции не получится сформировать четкую композицию. Иначе может получится так, что второстепенный по сюжету элемент иллюстрации будет конкурировать с главным.
Используйте правило третей для выявления доминанты
Вот то самое книжное правило, которое поможет, как только вы попадёте в ступор с поиском идеальной композиции. Принцип простой: разделите лист на три равные части по горизонтали и вертикали. А затем поместите ключевые элементы иллюстрации на пересечении получившихся блоков или в них самих.
Это правило используется не только в иллюстрации, но и в любом другом визуальном направлении, будто то фотография, дизайн или архитектура.
Создавайте акцент через визуальную рамку
Ограничивайте композицию не только размерами листа, но и введением таких элементов в иллюстрации, которые сыграют роль рамки, сделав композицию интереснее. Это могут быть вертикали стволов деревьев, ветви с листьями или же иллюминатор космического корабля. Используя это правило, вы сможете сконцентрировать внимание зрителя на нужной части иллюстрации, избежав перенасыщения деталями и усложнения композиции.
Вводите ведущие линии
Так называется приём, при котором управление вниманием и взглядом зрителя происходит при помощи линий, явных или воображаемых. Например, уходящая вдаль дорога устремляет взор к горизонту, а статичная толпа людей на перроне вокзала распределяет внимание по поверхности листа.
Линии увлекают взгляд зрителя и проводят его к главному элементу композиции через второстепенные, постепенно раскрывая смысл истории. Но может быть и по другому, в зависимости от сложности сюжета.
Диагонали для создания напряжения
Иногда иллюстрации не хватает динамики или конфликта — тогда на помощь приходят диагональные линии, треугольники, служащие каркасом композиции. Элементы иллюстрации, расположенные по такой схеме, воспринимаются зрителем живыми, динамичными. Одновременно происходит противопоставление смыслов через композицию и приоритет в ролях.
Вдохновляйтесь и формируйте насмотренность
Этот совет кочует по многим статьям, но несмотря на это, является полезным и ценным. Фильмы, пинтерест, инстаграм и реальный мир вокруг — учиться можно не только на курсах, но и в любом информационном поле. Главное стараться видеть механику кадра и понимать, что можно положить в свой багаж, а от чего лучше отказаться — не всякая работа является хорошим примером для подражания, даже если её активно продвигают, формируя искусственный спрос.
Экспериментируйте и пробуйте новое
Любой художник, до автоматизма отточивший один навык, постепенно становится его заложником. Он привыкает рисовать что-то в привычной ему манере и теряет новизну восприятия, каждая новая работа получается похожей на предыдущую. Поэтому важно переключаться и пробовать новые жанры, техники, направления и инструменты.
Поэтому цифровые художники время от времени меняют стилусы на кисти, и наоборот — бывает, отложишь привычные рабочие инструменты, возьмешься за новые, а потом и в работах своих прежних начинаешь видеть пробелы, подвергая их жёсткой самокритике.
Пару лет назад делала пост -- Китайская философия гармонии -- ЧЁТ-НЕЧЕТ. Повторю для НАЧИНАЮЩИХ авторов.
На произведение китайского художника Сян Минь Цзэн (Xiang Ming Zeng) видим мост и людей с красными зонтиками, с одной стороны два, с другой один. Четыре лодки с одной стороны, одна с другой. Два дерева слева. одно справа. Это не случайное совпадение, а принцип гармонии в композиции чёт-нечет. По этим же законам выстроены и многофигурные композиции известных всем европейских мастеров — Боттичелли, Рубенса, Микеланджело. Художники делают это интуитивно, каждый может проверить свои произведения на чёт-нечет:)))