Композиционные линии, композиционные центры и композиционные маршруты

Main original

Маленькое занятие по элементарной композиции (конспект) http://www.youtube.com/watch?v=h6PAlNWqWlc&feature=plcp


ТЕОРИЯ

Композиционными линиями рисунка называются мысленные линии, по которым невольно движется взгляд зрителей при рассматривании ими данного рисунка.

Композиционными центрами рисунка называются такие его точки, к которым взгляд зрителей невольно возвращается чаще всего и на которых он задерживается дольше всего.

Иллюстрации (Ярбус, 1965)



В совокупности композиционные линии и композиционные центры образуют композиционные маршруты — зрительные пути с точками остановок, по которым взгляд зрителя обходит рисунок. В хорошо построенном рисунке имеется главный композиционный маршрут, который начинается с некой начальной точки входа (точки, с которой зритель начинает рассматривание рисунка) , задаёт определённый порядок обхода рисунка взглядом по композиционным линиям от одного композиционного центра к другому; содержит ярко выраженную кульминационную точку близко к середине маршрута (на которой зритель останавливается дольше всего) и, наконец, оканчивается точкой завершения маршрута- т. е. точкой, достигнув которой, зритель отрывает взгляд от рисунка.

»Вообще-то художник расставляет не предметы, а зрительные акценты на изображении, направляющие взгляд по определенному маршруту. Если этот маршрут удобный — зритель испытывает чувство удовлетворенности.»
(
О. Н. Сергеев)

ПРАКТИКА

Рассмотрим демонстрационный ролик
http://www.youtube.com/watch?v=h6PAlNWqWlc&feature=plcp

Ролик длится 45 секунд, из которых последние 10 занимает подписывание рисунка и демонстрация итога.

Само рисование протекает 35 секунд.

Это время распределяется по стадиям так.

1) Первые 15 секунд (от 0:00 до 0:15) поиск и построение композиции. К моменту 0:15 художник полностью определился с композицией: намечены все будущие зрительные маршруты, по которым будет впоследствии двигаться взгляд зрителя, определено направление этого движения и заданы три главных композиционных центра, исходный, кульминационный, конечный.

2) Следующие 15 секунд (от 0:15 до 0:30) — просто процесс «материализации образа».

3) Последние 5секунд (от 0:30 до 0:35) — исправление допущенных ошибок.

ВЫВОДЫ

Легко видеть, что композиционный поиск — наиболее творческая часть работы. Исполнение больше зависит от опыта, набитости руки и проч. В ролике на композиционный поиск времени затрачено не меньше, чем собственно на «исполнение» рисунка. Но даже эти 50 процентов — нетипично мало, поскольку ролик этот на самом деле простая демка. В реальной творческой работе композиционный поиск (в том или ином виде, методы могут быть самыми разными) занимает до 95 процентов труда художника.

ПРИМЕРЫ

1.

Замечательные примеры предоставляет творчество Юрия Цветаева, (галерея Юрия на сайте Артлиб http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=1380&fp=2&uid=13481&idg=0&user_serie=0) увлекающегося в последнее время «неузнаваемостью форм»

Типичная его картина «неузнаваемого» периода http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=1380&fp=2&uid=13481&iid=329519&idg=0&user_serie=0 представляет собой, фактически композиционные движения и композиционные центры в чистом виде (как в наброске выше)

А вот более раннее его творение http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=13481&iid=182562&idg=0&user_serie=0 с тщательной «материализацией образов».

2.

Галерея Олега Сергеева, автора приведённой в тексте цитаты
http://www.artlib.ru/index.php?id=11&fp=2&uid=833

====================================================
конец занятия

Комментарии2
avatar

Спасибо, интересно, Владимир. Вот только когда сам рисуешь и выстраиваешь, как-то об этом всем не задумывашься:)

3 Октябрь 2012, 10:28
avatar
Владимир Фоканов
Ковалева Ольга
0

Спасибо, очень приятно, Ольга.

3 Октябрь 2012, 12:00