Коммерческие права на иллюстрацию
Приветствую, коллеги! Возникла такая немного курьёзная ситуация. Где-то в начале этого года нарисовал для одного заказчика картинку. Работали без договора, по предоплате. Все права на коммерческое использование я передал заказчику, за собой оставив лишь авторство. Позднее для этого же заказчика были выполнены ещё несколько рисунков на тех же условиях. Претензий ни по оплате, ни по качеству изображений ни у одной из сторон нет. Однако внезапно по инициативе правоприобретателя, так сказать, возникла необходимость заключить договор, причём включив в него и уже нарисованные картинки. Связано это, как мне написали, с планами создать ИП. Я предложил написать расписку по отказу от прав на коммерческое использование. Вроде бы так можно. Но как именно она должна выглядеть, плохо представляю. То есть, достаточно ли написать расписку от руки без указания моих реквизитов (ведь только я подпишу данный документ) и отправить по почте или хватит и скана по e-mail? А может и вовсе целиком написать её в электронном виде, ведь подчерк и подпись будут мои? Хочется сделать как можно проще и не париться со всякой бумажной волокитой (если расписки, вдруг, будет не достаточно), тем более сейчас. Но главный вопрос, который меня интересует, настолько ли нужен какой-либо документ, чтобы у заказчика впоследствии не возникло никаких придирок со стороны закона или кого ещё? Лично я намерен следовать всем ранее достигнутым в переписке договорённостям сейчас и впредь, вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо документов.
За полезные советы и дельные комментарии благодарю заранее.
"Работали без договора, по предоплате. Все права на коммерческое использование я передал заказчику, за собой оставив лишь авторство."
Если договора не было, то и передачи прав не было тоже. Передача прав оформляется договором, в котором прописывается что, как долго и кому. Стороны обмениваются договорами на бумаге по почте. Остальное вне ерунда и не имеет особой юридической силы.
Если заказчик юрлицо, то это проще. Если он еще физлицо, то договор, чтобы он имел реальную силу, нужно заверять у нотариуса.
Благодарю. А с юридической точки зрения, кто может помешать заказчику продавать такие иллюстрации?
Конечно, нужно было сразу договор заключать. Заказчик правильно волнуется. Устные договорённости в суде не предоставишь. Договор для того и нужен, чтобы зафиксировать согласие обеих сторон сотрудничать на определённых условиях. Ничего в нем страшного нет.
Кроме того, в дальнейшем, при продаже у заказчика могут возникнуть другие договорные отношения, где ему понадобится гарантировать, что у него есть права на тиражироавание, например, и распространение. А как он сможет гарантировать это, если ни одного документа, подтверждающего эти права нет? Ну и мало ли что, сегодня все стороны помнят о чем договорились, а завтра забудут, а в договоре все написано и все понятно.
Дело не в том, что страшно, а в том, что хлопотно. Особенно теперь, когда оплата произведена и картинки приняты. А суммы там совсем небольшие получаются.
По поводу же того "сегодня все стороны помнят о чем договорились, а завтра забудут", давно, когда я был в начале пути профессионального иллюстратора, устроился внештатным художником в одно издательство. Оформлялось сотрудничество на основе всё тех же расписок, что писал я один. Однако это не мешало и, полагаю, не мешает до сих пор тому издательству продавать мои рисунки. А прошло с тех пор уже лет 10. Я же не все из них смог добавить в свой портфель, т.к. оригиналы в натуральных материалах передал издательству, совсем зелёный был. О том, чтобы продавать свои же изображения, выполненные по заказу тех работодателей думал, конечно, но вряд ли когда решусь. Просто так мне спокойнее и с юридической точки зрения, и с психологической, так сказать.
.
А в чем проблема подписать договор? Мне кажется с договором меньше волокиты, чем с распиской. Чтоб расписка имела хоть какой-то вес... то в ней должны содержаться все данные обеих сторон... а в идеале, ее еще и у нотариуса надо заверить. Оно вам надо?
Договор же это абсолютно нормально и правильно... и не напряжно)) Не правильно было не заключить его изначально.
Изначально я предложил на тот момент ещё потенциальному заказчику выбор, с договором или без. Выбор был сделан в пользу взаимного доверия, получается. С моей стороны риск был минимален, т.к. он согласился на предоплату. А для чего ещё нужен договор художнику, да и заказчику, чтобы первому был гарантировано выплачен гонорар, а второму предоставлен качественный графический продукт, назовём это так.
И, если позволите, этот момент не очень понял, : "Чтоб расписка имела хоть какой-то вес... то в ней должны содержаться все данные обеих сторон", а с договором будет как-то иначе, т.е. в нём не будут прописаны данные обеих сторон?
Ваш заказчик, даже выплатив вам гонорар в полном объеме абсолютно бесправен не имея на руках договора о передаче прав. Но если его это не волнует(что странно), то Вам подавно не стоит беспокоиться. Вы можете использовать эти изображения в коммерческих целях, продавать третьим лицам и Ваши наследники могут их продавать после Вашей смерти еще 70 лет))
Как я написал в самом посте, Елена, я твёрдо намерен следовать всем договорённостям (устным, письменным), которые были достигнуты ранее. И не собираюсь реализовывать эти иллюстрации в коммерческом плане, не взирая на законность таких действий. Репутация важнее.
А приданием этих договорённостей юридической силы заказчик озаботился совсем недавно, несколько дней назад. Рисунки создавались к одному проекту, разделённому таким образом на три части, две из которых уже оплачены в полном объёме, а третья небольшим авансом (там будет несколько маленьких картинок, две из них и были оплачены и соответственно приняты заказчиком). После этого и возник вопрос заключения договора, довольно неожиданно, надо сказать.
Но я в принципе не против. Мне только интересно, этично ли будет с моей стороны пересмотреть сумму гонорара в сторону увеличения, чтобы оправдать лишнюю возню с оформлением данного сотрудничества официально? И насколько оплата может вырасти, учитывая, что оценил свой труд я, исходя из затрат времени и сил, а не дальнейшей и возможной прибыли от него (т.е. иллюстраций)?
О Госпади, кому нафиг нужны права на такую фигню? Погуще чадрите свои работы ватермарками, хоть это заставляет уважать...)))
Куда уж мне до вашей высокохудожественной мазни.
https://www.youtube.com/watch?v=TYGX4jF93kA
А шо, замполит на борт не вернулся с берега? )))
Блин не успел оставить коммент под сообщением этого полоумного деда, добавил меня в чс. А я его ещё и в какой-то чёрный бант, чисто проверить что это. Теперь его комменты вообще пропали.
Награждение пользователя Черным бантом означает, что он пропадает с вашего горизонта. Радуйтесь, ваше пространство станет чище.
Как заказчик, попадавшее в ситуацию "третье лицо спи... т.е. украло и сделало левый тираж", скажу так: в РФ ваш заказчик, хоть юридическое лицо, хоть с договором, хоть с тремя нотариусами, ничего не докажет никогда. Потому что у нас работает система нюансов, где от него потребуют проводить экспертизу что это тот самый рисунок, подавать заявку не от правообладателя, а от автора рисунка... Да чего далеко ходить: я прям щас 2й месяц меланхолично бодаюсь с вконтактиком как раз в такой ситуации, эти суки уперлись, я уперся в ответ - пока каждый стоит на своем, противостояние может быть долгим и таким нудным, что Стивен Кинг может продолжение одноименного романа написать.
Иными словами - правообладатель в РФ с документами может только в туалет с ними сходить, если у него нет Очень Много Денег ТМ
Хотите сказать, что договор с иллюстратором не поможет в борьбе с воровством иллюстраций? А в продаже рисунков он хоть пригодился?