Казнить нельзя помиловать
Как всегда не претендую на новшество этой темы, просто опять созрели мысли и пара работ дала повод написать. Вопрос для меня загадочный - что же происходит с художественным образованием? Нет, тема не о ВУЗах (разве, что косвенно), а скорее о тех, кто из них выходит.
Не так давно я ещё работала дизайнером в одной местной фирме. Задач было много, решили нанять помощника мне. Сама я художественного образования не имею, я самоучка, самая что ни на есть и этим горжусь. Конечно, есть большая мечта получить второе, но не об этом сейчас...
Так вот, одной из кандидаток была девочка-студенка. Высшее художественное, 3-ий курс, на мой вопрос-шутку - "Диплом наверное красный будет?" :) С таким возмущением ответила - "Ну, конечно!" Что я себя даже неловко почувствовала. Честно скажу, что её работы мне не понравились. Была пара, но это были копии чужих работ. Её работы то ли в силу молодости, то ли такого образа мышления, отдавали какой-то "эмовской" эйфорией. Работы здесь ничьи прикладывать не буду, придется верить на слово :) Причина простая - люди обидчивы. А обижать я никого не хочу, это только мои мысли.
Моему руководителю она понравилась, я мягко выразила мнение, что не уверена в ней..но, в итоге её взяли.
Собственно, мои мысли подтвердились. Испытательный срок девушка не прошла. И самое интересное, что задач ей сложных не ставили. Например, сделай листовку о компании. Фон, логотип, и текст. То что человек вытворял с текстом меня повергало в тихий ужас. Разные шрифты, абсолютно не сочетабельные, цвета, строки поддавались каким-то непонятным правилам, которые она пыталась мне объяснить. Но факт был фактом, не читалось ничего. Информация распадалась на куски.
На тот момент у меня уже был какой-никакой опыт, плюс перед моими глазами всегда был образец "красного диплома". Сестра мужа закончила высшее художественное. Как-нибудь с разрешения выложу её работы, считаю есть чем гордится.
Я знаю, что когда я пришла в сферу дизайна, мои работы были на уровне этой девочки. Прошел год, я видела разницу, между тем, что делала раньше и тем, что делала через год. У неё было 3 года высшего. Я поделилась этой мыслью с руководителем. Она объяснила, что мол, что ты Нина хочешь? У них нет практики как таковой, вот они ничего и не умеют... Знания есть, а применить не могут. Тогда я её ничего толком не ответила, сейчас уже конечно, этот диалог прошел бы по другому.
Прошло время, я пришла на сайт Иллюстраторов. И время от времени просматривая работы участников, натыкалась на такие парадоксы. (Я думаю вы тоже это видели). Как говорит Илья Есаулов, открываешь портфолио, а у человека там череп, пара белок, и тапок. Зато в строке о себе и высшее, и красный диплом. А недавно я ещё и прочитала, что опыта 5 лет дизайнером-художником. Друзья, что происходит?
Я не была в художественных ВУЗах, неужели там все так плохо? Причем настолько, что даже проработав несколько лет в дизайне, человек все равно оправится от шока не может и делат работы "аля-лопата"(да, я знаю, что часто такое требует заказчик. Но не все же 5 лет, хоть что-то должно быть адекватное в портфолио). И самое, что интересное, часто видя как такие участники уверенно пишут комменты под постами о работе, понимаешь, что они даже не подозревают о том, что им ещё много над чем надо работать.
Почему так? Что это - воспитание? Образование? Какая психология движет человеками?
Дизайнер и художник - понятия немножко разные. Это у Вас мнение дизайнера о художнике (не оспариваю и не претендую). Для комплекта мнение о дизайнерах: по моему главное в дизайне - НЕ ПИСАТЬ МЕЛКИМ ШРИФТОМ, МАТЬ ВАШУ! По моему так: голая баба во всю коробку и шрифт 0,5мм - гавно дизайнер, что-то можно прочитать - годится. Но я таких дизайнеров, которые мелким не пишут, еще не встречал. Почему так? Что это, воспитание? Образование? Какая психология движет человеками?
http://www.thedieline.com/blog/2010/11/11/joe-coffee.html
Не согласен .. хороший художник проф - может стать хорошим дизайнером.
А вот дизайнер( пускай даже крепкий) не всегда
Нет, нет, Daucus! Да, тут часто речь шла о разнице между художниками и дизайнерами. Я её уже поняла. Я может не точно выразила мысль, я как раз о тех людях которые хотят свое художественное куда-то "прикладывать". Именно о них. Не тех, кто рисует по зову музы. Ведь в художках думаю не только учат краски смешивать и музу ловить. И о композиции наверное речь идет, и о типографике. Да и чаще в ВУЗах всё же подразумевается, что человек выйдет и не просто будет под музу рисовать, а какие-то инженерные навыки или дизайнерские те же применять на практике. То что мелкий шрифт, тут дизайн дизайну рознь. Надо в частности смотреть, есть шикарная типографика и с мелкими шрифтами.
1. 3-ий курс это еще не высшее образование, даже не бакалавр.
2. институт институту рознь.. то ли это худграф педагогического, то ли художественная академия разница есть существенная
3. хороший художник НЕ равняется хорошему дизайнеру
4. нельзя судить о всех по двум-трем людям.
И.. про красный диплом девочка наверняка не всерьез сказала.. я б тоже так ответила на такой вопрос. На вопрос-шутку надобно и отвечать ответом-шуткой.
Соглашусь с Вами, институты разные. Ну, конечно, я не по 2-3 людям сужу. Я пример привела, а случаев у меня перед глазами много, все же не перечислишь. Так уж сложилось, что моя студенческая жизнь в старших курсах и уже взрослая часто пересекалась с людьми творческими и поверьте, есть мне с чем сравнивать. На счет красных дипломов, вот вам пример, группа 20 человек, 18 с красными дипломами выпустились. Из них реально заслуживало такой диплом 3. Остальные только думали, что заслуживают. И море слез было, когда 2 красный не дали. Институт у нас ДВ один из сильных. Регалии, дипломы, все дела. Так что шутка она может и шутка, только для нас с Вами)
А за что худграф педагогический так? даже обидно.....
мне самоучке, не пристало как то пренебрежительно отзываться о современной обучении в ВУЗах.Я ,знаю и видел художников:)которые много знают о дизайне,шрифтах.Сами умеют не только выбирать но и делать:)Но как правило это художники уже взрослые.
Молодёжь...ну вот те кого я видел.Это реально ГРУДЫ пробных,тестовх работ.в знакомом иллюстраторском агентстве.Агентство ориентировано ан детские рисунки.Следовательно такие же и тестовые задания.И знаете что?
В 80-90%....это МИШКА В ПОЛЕ С ЦВЕТАМИ!...МИШКА!...в ПОЛЕ!.Не в лесу...не в горах, не в снегах...в ПОЛЕ!:)))))И не заяц, не белка..мишка!
Я думаю это просто такое время.Люди не хотят на самом деле работать ,они хотят продавать то что из них..вытекает без усилий.Вот течёт мутная жижа...вот никто и не заморачивается очистить её..смешать с соком,там..вскипятить..нет!Так мутной жижей и пытаются продать!
КАкие портфолио?Кому советы?
Смешнее всего когда в заказах где ищут стиль Лейендеккера..был такой..отписываются..люди с черепом,белкой и тапком в портфолио.Думаю не образование.ДУмаю просто моральные двоечники,люди не желающие напрягаться.
А я бы по Вам, Илья не сказала, что Вы самоучка Оо Да, я скорее не пренебрежительно к институтам, а с искреннем не пониманием такой человеческой лени, образование это же не только ВУЗ, это и личное какое-то развитие и работа. Я с большим бы удовольствием сейчас пошла в институт учится (вот когда приходит осознание, что ты хочешь; не в 18 лет с брошюрой "Куда поступить?") Возможно, действительно рынок так людей меняет. А опять же люди диктуют, что они хотят видеть. Получается какой-то замкнутый круг.
Ребята, не кидайте в меня тапки ) у меня красный диплом казанского художественного училища... правда, в качестве компенсации институтский синий обычный, так как не могла себя заставить выучить на пять историю, философию, гражданскую оборону, английский язык -- я разгильдяй в этом плане и пятёрки у меня были только по спецам ). Вместе со мной на разных курсах учились девчонки из нашего училиша ( тоже с красными дипломами). Они и институт закончили с красными дипломами, не то что я ( спецы на пятёрки и вся остальная лобуда -- тройки, и ни одной четвёрки). И все преподают в художественных школах на своей родине. И никто не занимается настоящей творческой деятельностью -- выставки, книги, картины... как-то всё это ушло в песок. И вот я думаю, а на хрена надо было учиться на пять, чтобы на выходе вышел пшик?
да какие тапки?Оля..я совсем недавно осознал...вот почему я не учился в художественном ВУЗе?:)))) Ведь я мог учится и не напрягаться.Учится тому что интересно.Нет военное училище это супер...но блин....математика,физика.сопромат,электротехникаааа....ААААА на что я тратил время!А я мог быть отличником..ну пусть хорошистом,пусть троечником...но мне было бы ИНТЕРЕСНО ВСЁ. и то было бы от души:))) Кстати самоучка...это впервую
очередь..САМ УЧУСЬ.
Воот, Ольга и я о том же. О таких вот пшиках. Ну, ладно минус сюда, ту часть кто не по призванию. Я со своим дипломом тоже ряды инженеров не пополнила (у меня не красный тоже)) но честно признаю - не моё! Потому и ушла в другое. Хоть как то эти 5 лет компенсировать.
3-й курс и нечего показать-это нормально.
У меня дочке на специальности ДИЗАЙНЕР до 3-его курса преподавали исключительно математику/физику/химию и т.д. А спец предметы начались со второй половины 3-го курса.Студенты не виноваты, что учебные планы не менялись с 60-х годов.
Так что в студентов кидать тапочками не надо-они ещё научатся.А вот когда ДИПЛОМИРОВАННЫЙ специалист ничего не умеет-это да, это печально.
Но с другой стороны, вроде бы безпонтовые вузы начали сокращать?
Да вроде да, ну по крайней мере я тоже что-то такое слышала. Что какая-то аттестация будет у ВУЗов. Да только цены растут на образование с их сокращением. И не факт, что выйдут с "понтовых" ВУЗов хорошие кадры. Там скорее ситуация будет обратно пропорционально влитым деньгам.
Живопись, станковая никому НЕ НУЖНА в современной реальности.
Рынок диктует свои законы. Налицо перенасыщение современным искусством.
Покупаемость низкая. Сказывается кризис общемировой. Академики из Творческих
Союзов влачат жалкое существование (примеров много). Классные творческие работы
сложно продать. Что делать художнику? Чем заниматься.
Получается ситуация, когда пишешь полотна для себя и чем-то зарабатываешь на хлеб.
Неважно: реклама, дизайн. Галереи хотят урвать кусок пирога от картины.
Я кардинально с галереями не работаю. У всех свои критерии отбора картин.
И процент с продажи большой. Получается, что художник должен как-то себя рекламировать, быть менеджером. А это не всем дано, кроме отдельных личностей (Шилов, Сафронов и т.д.)
Дизайн (графический, промышленный) более востребован среди творческих профессий.
И то, перенасыщение рынка труда молодыми дизайнерами-графиками. В Москве выпускники Полиграфа и Британки тоже не могут сразу устроится.
Получается хрень. Есть потребность что-то классное сделать, а продать нереально.
Ну да... действительно странно как-то выходит. У нас тут проблема на ДВ немного иная, идти некуда выпускникам. То есть профессий насоздовали, а тут никому это не надо. И все рвутся на Запад, ну кто может, конечно.
"Что это - воспитание? Образование? Какая психология движет человеками? "
вот-вот. в первую очередь психология движет
кто хочет учиться — учится, кто дурака валять — валяет, а дипломы у всех одинаковые или почти одинаковые. Я во времена учебы сопоставил несколько историй, и понял, что реально возможно поступить ничего не умея, ничего не делать. никому не платить, кстати, и еще примерно таким же образом защитить диплом .
Всё. типа специалист. А умеет он что-то или нет, это зависит от того, была ли такая цель.
+++!
Коммент от художника с образованием, но с маленьким портфолио, если позволите)
Намеренно не буду разделять дизайнеров и художников, скажу в общем обо всех.
Я думаю, основная беда с проф. уровнем у современных студентов и тех, кто недавно ими был, в том, что образование в этой сфере почти перешло на коммерческие рельсы.
Пример по одному из ВУЗов родного провинциального города (пардон, что без конкретики): специальность "Дизайн" - 20 мест, бюджетных - 2, специальность "Графика" - 20 мест, бюджетное - 1. И так уже несколько лет.
Цены за семестр по "Графике" - ещё в прошлом уч. году - 32 000, с этого - больше 50000. Для нашего города - это неслАбо)
Из графиков, которые заканчивают в этом году, имеют начальное художественное (ДХШ) - всего трое, вроде б . Остальные начали постигать азы токо в институте)
И чего мы хотим? Даже в местное муз. училище уже можно поступить, никогда не учившись в музыкальной школе.
Я не знаю, для кого как, для меня это дикость.
Ни в коем разе не бросаю камень в огород тех, кто не имеет проф. образования, но упорно учится, учится, учится - это люди, многими из которых восхищаюсь и чьи работы часто удивляют и радуют)
Я сейчас - именно о профессиональном образовании
Материальный фактор, как ни крути, играет свою роль. И подавляющее большинство тех, кто платит, учиться по-настоящему совсем не горят желанием. Пример: в этом году ( с повышением цен на обучение) резко вырос поток заказов на контрольные-курсовые-практические. Т.е., люди, которые стали больше платить за обучение, стали ещё меньше хоть что-то делать сами (а значит - меньше учиться).
О каком приличном уровне можно говорить? Как эти люди будут вообще работать??? Хотя понимаю, что это вопрос в пустоту - работают же, мы все с такими постоянно пересекаемся. Или с делами рук их)).
Институт институту рознь , у меня" красный диплом" Челябинского ПТУ- специальность - оформитель витрин 1,5 года - смешно правда)))))
Есть диплом КарПТИ специальность учитель черчения-рисования и труда .
Чем мы занимались в вузе? да всем, у нас была- металлургия , сопромат , медицина, и с середины третьего курса немного рисунка и живописи , так вот 1, 5 года ПТУ дали мне больше знаний , чем 5 лет института . Но это наш институт периферийный , я всегда завидовала тем людям которые имели возможность учиться в хороших вузах или училищах и их не мало в нашей стране и знания там дают великолепные и выходят от туда высококлассные специалисты.
Действительно смешно)) на счет ПТУ, у меня вот как раз подруга так же говорит. Она со школы пошла сразу не думая на простую специальность - парикмахер. Дало именно то, что надо было. ВУЗ она уже во взрослом возрасте окончила, как раз худ граф наш. Сейчас высококласный специалист, стилист, визажист, парикмахер, все в одном. Отличная з/п, любимая работа. И тоже ПТУ дало больше. Согласна и на счет ВУЗов, я и до сих пор завидую таким людям) и надеюсь, что все-таки ещё смогу окунуться в эту сферу. Всё, конечно зависит от человека, вот хотела другую истину узнать, а свелось к этому же)
И ещё - о платном образовании в целом. Вроде бы это должно служить стимулом получить за свои кровные максимум знаний, но это в идеале. На практике же получается всё наоборот. По принципу: "Всё можно купить". Сначала курсовую, потом диплом.
При этом, естественно, есть люди, которые действительно учатся, но их, увы, так мало.
И я не знаю, в чём тут дело, только догадываюсь )
Хороший пример привели. По меркам моего города это даже дешево. Мне кажется тут ещё менталитет влияет (загадочное такое слово). Возьмите тот же Китай, чтобы отправить ребенка в ВУЗ вся семья батрачит как кони, из 5 детей шанс есть только у одного получить специальность, другие так всю жизнь и будут рис садить. И у них даже в голову не придет купить контрольную или курсовую. Потому что восприятие другое, что эти деньги всей семьей ему заработали... и вроде у нас так же. Работает вся семья, за учебу платят тоже папы/мамы. А это не идет стимулом, что экономь - учись, как раз наоборот, тратят значит могут ещё больше.
и всё-таки, друзья мои, учёба (даже в самом затрапезном месте) никогда ещё не шла художнику во вред. Хотя немногие особливо одарённые обходились и обходятся без неё. Но обходятся затрачивая много сил и набивая шишки там,где этого можно было бы избежать.
Я согласна с вами. Образование позволяет избежать многих шишек, самоучке тяжелее. Однако один только диплом, даже если он красный, не обеспечит умелого работника. Нужно ещё очень много потрудится. Это применимо ко всем специальностям, я думаю, а уж тем более к творческим.
"Хотя немногие особливо одарённые обходились и обходятся без неё. Но обходятся затрачивая много сил и набивая шишки там,где этого можно было бы избежать" - верно.
точно )
Александр Лебедев, золотые слова. Художка нужна. Конечно, есть уникумы, которым образование не нужно, но с образованием легче. Нам в худ. Школе рассказывали, показывали, а мы ржали (маленькие еще были- голые тетки и т. Д. И т. П.))) и вроде, никто ничего не запоминал что нам показывали, а потом это очень помогло, просто на интуиции многие проходили- вспоминая пропорции, цвет, композицию. Образование по профилю очень важно.
я скажу, что согласен полностью. там бедарев татьяне насчет низа и вписанность в композицию совет дал. а помню, как нам в художке каждые три минуты учитель много таких тонкостей дает. потом другой в другом предмете и все тут же внедряется исправляется. кропотливо, любя детей вкладывают в них и вкладывают. потом мы- балбесы на переменках и в свободные минутки в школах все это рисовали и для себя и комиксы и наброски. и это все что помню я балбес бросивший художку с третьего класса, считая что мешает спортшколе. а ведь там идет такой замес гениальных детей со склонностями, мы смотрели друг на дружку. потом у них такое же вытягивание по крупицам в училище и потом в высшей школе. это особенные люди. даже я со своим недоликбезом художки вижу кучу багов у самоучек, что нам уже объясняли на первых вторых классах. и человек самоучка часто наслаивает на ошибки новый слой и даже не замечает фундаментальных ошибок. просто остается вздыхать и вспомнить, что все кто учит детишек в художках низкий низкий им поклон. они даже болванов учат как я, а ведь рядом гении сидят и их тоже выруливают эти люди на первых шагах. люблю художников очень. не едят чужого хлеба никогда.
По поводу "образование образованию рознь".. Вот тут уже писали про ПТУ.. добавлю
Я закончила ПТУ в Севастополе (художник-оформитель), поступала с нуля без худ школы.. с благодарностью вспоминаю те 2 года..
Далее Одесский худграф.. как там учили:
- живопись - ставя натуру, ставилась задача "абы на человека было похоже"
- графика.. в начале семестра 40 мин теории (даже не пара), затем записываем задание и все... в конце семестра приносишь работы и получаешь оценки))
- композиция... в начале семестра задание.. в конце семестра показываешь, получаешь оценку (никаких лекций/занятий/консультаций)
- компьютерная графика.. это самое смешное)) полгода изучали фотошоп.. изучали исключительно один инструмент - кисточку!!!.. и не дай бог кто-то выберет другой инструмент или зайдет в палитру слои!!! )) При этом препод обещал что как только освоим фотошоп, то перейдем к более серьезной, более сложной программе - Корелу (CorelDraw)... но до него мы так и не дошли, не успели освоить кисточку за семестр))...
Вот так и учились.. в параллельной группе препод по рисунку и живописи запойный был.. он постановку студентам поставит и исчезнет на месяц..
Вот и не знаю.. могу ли я сказать что у меня художественное образование?)
Не в пример худграфу .. училище им.Грекова.. там же в Одессе.. вот там реально учат. Там ВСЕ выпускники отличные рисовальщики. У нас на курсе учились две девочки от туда.. учились просто ради корочки. Одну из них еще во время учебы в Союз художников приняли. Ни один выпускник нашего худграфа, мягко говоря, до их уровня не дотягивал.
у нас так не дотянули до индизайна((
очень много самой пришлось листать.
Ну а проблемы образования, и чему на самом деле учат или не учат и кого, то это отдельный огромный разговор.
Тут некоторые человеки высказали мнение, что художник - это не дизайнер. Я это мнение поддерживаю руками и ногами, более того, добавлю: художник - это еще и не иллюстратор, хотя они все-таки ближе между собой. А дизайнер - это прежде всего математик, мало кто из них умеет рисовать. У нас на работе были дизайнеры с факультета математики и информатики, и неплохие дизайнеры стали, когда пообтесались)) Но самые хорошие дизайнеры получаются из художников, когда они набираются опыта. А вообще дизайнер без опыта - это борщ без мяса, так что после институтов все они цыплята желтые, года 3 надо, чтобы толк был. Это мое мнение, я много лет старшим дизайнером проработала, текучка у нас большая была, однажды за месяц 5 дизайнеров "мимо" прошло, не задержались.
Что-то вы странное пишете: _ "Высшее художественное, 3-ий курс, на мой вопрос-шутку - "Диплом наверное красный будет?" :) С таким возмущением ответила - "Ну, конечно!"
Какое же это "высшее художественное", если она только на третьем курсе учится? В художественном институте обучение длится 6 лет. И зачем спрашивать о дипломе, если ей его получать только через три года?
То, что вы "самоучка" и этим гордитесь... Тоже не вижу тут причин для большой гордости. - высшее специальное образование ещё никому во вред не шло.
"Высшее", в том плане, что не ПТУ (хотя что лучше тут уже тоже вопрос возник) человек заканчивает, не какие-то курсы художественные, а в институте учится. Зачем спрашивать? А почему не спросить? Какие оценки у человека, как он себя позиционирует на данном этапе, какие у него цели, всё это помещается вот в таких простых порой вопросах. Его проф навыки спросят менеджеры, где крестился, когда женился, а чтобы понять, что из себя человек представляет с ним о другом говорят. По крайне мере у меня на всех рабочих местах так было. Не вижу, в этом чего-то предосудительного. Ну, странно было бы если бы Вы Сергей видели в этом причины для гордости. У Вас и жизнь другая и опыт, и не знакомы Вы со мной настолько, поэтому примерять чужие сапоги на себя как-то, наверное, не правильно. А про вред образования тут никто и не говорил, если не заметили
всякие есть студенты, есть очень и очень сильные, сам видел.
Это само собой. Следом к нам двое ребят пришло, тоже 3 курс, не художка, настолько поразили своей осведомленностью и интересами, даже при большой разнице в возрасте было интересно с ними общаться. И самое что удивительное, им тоже была задача творческая поставлена, отлично справились.
Как мне видится проблема:
В 90-х из учебных заведений вымыло всех тех, кто хоть чему-то мог научить. Остались либо те, кто в другом месте себя не нашёл бы, пожилые преподаватели и троечники-преподы. И поныне ситуация НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ!
И получается, что традиционную школу прос@али - потеряли мастадонтов, которые могли научить живописи, графике. А нового поколения преподов, что могли бы научить нормальным азам современной работы в полиграфии, рекламе, медиа - не могут найти. В основном, как мне кажется, из-за неповоротливости всей системы образования.
Наблюдал ЧЕМУ сейчас учат в училищах, да институтах и меня берёт оторопь - это НЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО!
Так что, на сегодняшний момент - Вы правы. Самообразование в реальных (полевых) условиях - самое эфективное. И, кстати, не забирает уйму жизненого времени.
Но добавлю, наличие НОРМАЛЬНОГО высшего образования - это всегда ощущается.
Ну как если бы сравнивать жигуль с джипом))))
И я вот читая всё, что пишут, и наблюдая общую картину, склонна думать так же. В идеале - достойное высшее, подкрепленное твердой практикой. На счет поколения преподавателей, может это у нас так в России? Я читала у Натали Ратковски статьи и книгу её, она заканчивала в Германии университет. Преподаватели тоже в возрасте зачастую были все, а технологии новые им давались, и типографике целый отдельный семестр был отведен. Она правда графический дизайнер по образованию. Но мне вот думается, что на Западе, наверное, система более открыта к современным веяниям и технологиям...может ошибаюсь
У меня образование - художественное училище, 4 года. Еще при СССР полученное. Красный диплом, что в принципе ничего не значит - курс был сильный, красных дипломов было штук восемь. В ВУЗ я не пошла - по семейным обстоятельствам надо было учиться заочно, я хотела заниматься книжной графикой, в Московском институте печати я завалила композицию (сдала на 2! рисунок, живопись и шрифт чуть выше по оценке, но всяко плохо). Получать педобразование я не видела смысла - хотела работать с книгой и шрифтом. И работала, внештатником в издательстве, недавно посчитала - я за три года оформила штук 15 книжек,совсем разных. Когда в 90е издательство скончалось, все равно работала, только уже в частной лавочке, которая делала буклеты. Дизайнером. Но у меня в дипломе написано "художник-оформитель", в переводе на современный язык это как раз дизайнер и есть. Но меня научили в училище нужным для профессии вещам потому, что преподавал композицию и практическое обучение человек, который сам работал, как дизайнер и книжный график. Он преподавал по личной программе, давал конкретные задания - именно те, с которыми мы, как молодые специалисты могли столкнуться на практике.
Что происходит сейчас? Про родное училище знаю точно, потому что общаюсь и дружу со своими бывшими преподавателями. Те, кто преподает , как правило, уже не работают профессионально. Они, как правило, не владеют компьютерными технологиями, поэтому вписаться в профессиональную реальность совершенно не смогли в 90е. Они рисуют, это да, Выставляются. Очень красивые работы - живопись, графика. И никакого представления о том, как можно заработать профессией дизайнера. Детей учат совершенно не тому, что реально нужно в работе. Я понимаю, что лучше уметь рисовать, чем не уметь. Однако тому, кто рисовать умеет очень непросто бывает придти к собственному стилю - натурное рисование, оно прекрасно учит видеть и изображать форму, но несколько отсущивает творческую и ассоциативную часть - как раз то самое, что позарез необходимо и дизайнеру, и книжнику.
Олег все правильно написал: то, чему сейчас учат - это непрофессионально. Потому что учат непрофессионалы. Умение рисовать не делает человека профессионалом. Профессионалом его делает практика. Те, кто профессионально занимается дизайном - в нашем городе не идут преподавать. Это реально потеря времени, а для дизайнера-профи время равно деньгам. Те, кто преподает - не работает на заказ, соответственно просто не знает реального положения вещей и не может научить молодых. Наверное, Британская школа дизайна в Москве - это единственное заведение, где преподают те, кто сам практикует. В этом смысле, нам открыты все пути. Тем более что настоящее образование - это не то, чему тебя научили, это то, чему ты научился сам)))
Спасибо, Оксана, за то, что поделились опытом. Интересно было почитать. Дополняет многие комментарии. Про настоящие образование...давно читала это высказывание, спустя время только поняла, его истинный смысл. Трудно не согласиться:)
Оксана, надо же, моя биография частично как под копирку с Вашей совпадает
тоже пара при поступлении на заочное в московский полиграф по композиции)) и училищный диплом оформителя, где промышленной графике и рекламе обучали... на апеляции сказали: не надо карикатуры рисовать (к Василию Тёркину досталось задание)... успокаивали, видя моё расстройство - "в следующий раз обязательно поступите" - в следующий раз случилась Строгановка дневное...
а образование художественное в вузе дают широкое считаю правильно...
будет время ещё выбрать направление куда пойти, главное это научить мыслить, привить вкус, основные понятия, ну и рисунок, форма пространство, цвет и т.д., - остальное приложится, когда до дела дойдёт
Студент и не должен ничего уметь, он же студент, хоть сегодняшний, хоть вчерашний. У него есть только базовые знания и навыки. А дальше уже строить сам будет, годами, десятилетиями. А база это только база, ничего больше. Это можно сказать ноль. Точка отсчёта.
Кроме желаний и смутных надежд у студентов есть ещё и талант разной степени. Кто способней и знает чего хочет - те не будут ходить по испытательным срокам, их замечают и берут под крыло те, кому нужны способные кадры на низкую зарплату, для них найдут работу.
А кто менее талантлив и не определился, то работа по профессии - какая попалась, потому что редко где пригреют бездарного нуля. Кому он нужен? Разве что на чёрный туповатый труд какой-нибудь, за гроши совсем, и то, это повезло значит, хоть такая работа, зато по профессии. Ну или по блату.
И у художников очень специфическая профессия, потому что никто ничему не научит, если сам не интересуешься. А чтобы интересоваться, нужно ЗНАТЬ чего хочешь. Вот тут и проблема. У художника очень много путей узкой специализации, где важны навыки именно этой специализации, а в базовых знаниях их просто нет, либо им уделяется недостаточно много внимания.
А ещё поколение старых преподавателей сильно влияют на студентов не в ту сторону. Они не принимают современных реалий и внушают студентам, что классическое изобразительное искусство - это правильно, а всё современное (в том числе и компьютерная графика) - ерунда и глупость. В итоге из ВУЗов часто выходят люди, подготовленные к жизни художников прошлого века. Они тоже презирают современные специализации художников, но вскоре выясняют, что других то и нет. И тогда они либо меняют профессию, либо... идут учить.
Я сам это проходил в МПГУ (закончил в 2004), правда все старые преподы уже поумирали, не знаю как там сейчас обстановка. Так вот, они даже не знали слова "аэрограф"!!! Когда я приносил на просмотр работы аэрографом, их просто игнорировали, как будто их нет, они не понимали что это и как это сделано, и оценку не ставили. Только классика, только хардкор.
Мне кажется, сейчас как раз перелом эпох, старые преподы несостоятельны, а действительно новых нет, только те кого выучили старые. Очень быстро сменилась культура и специализации. В этом и дело.
:)) а я аэрографом вводил преподов в ступор в 1987 :))))
ещё когда мои родители были студентами (примерно с середины 70х у меня что то запоминаться начало) - разговоры были примерно такие:
вот старые художники, кто ещё у тех учителей учились, что дореволюционной закалки... вот те многое чево могли... а н0нешние шпана шпан0й... только хЕрь всякую, да киЧУху дешёвую и рисуют, на потребу чиновников не отягощённых умом и вкусом...
ну а сегодня, глядя на "всё провсё" - я бы сказал так:
и дизайнеры, и художники - "предмет" штучный. "самоучка" он, или учился где то в орденоносных учреждениях - не суть важно. если есть талант и желание, и упорство овладевать умениями - то это с первого взгляда видно. а народу, которого - полным полно училось и дипломов каких то нахватало - а потОм - обычная бЕстолочь выходит - то - таковых всегда в достатке и с избытком.
собственно и в других профессиях - то же сАмое.
учат на летчиков, докторов и... даже слесарей сантехников - но среди толпы самых разных специалистов - есть всегда такой пилот...
который - О как умеет!
_______________
тема вышла симпатишная
* ͜ *
:))) и подытожили Вы её STANiSLAFF отменно:)) Смекалке тут, конечно, тоже надо плюс отдать:))