Картинки или продукт духа. Часть 0.

Main original

ВНИМАНИЕ!

НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТОТ ТЕКСТ!

Наше сознание меняется каждую минуту, иногда плавно, иногда скачкообразно. Что свидетельствует об индивидуальном состоянии психики и её реакции на внешние обстоятельства.

Автор, пишущий текст может оказаться собственным оппонентом, завершив его написание. Пламенные революционеры старея, могут стать яростными ретроградами. Зачастую, блюстителями нравственности оказываются бывшие распутники. Люди раскаиваются и впадают в заблуждения. Поэтому данный текст может не иметь никакого смысла и уважаемый читатель вправе решительно отказаться от его прочтения.

1. Частное мнение.

Тем не менее, я попытаюсь выразить свой взгляд на иллюстрацию. Лучшие книги, которые мне посчастливилось прочесть, иллюстраций не имели и не нуждались в них. Воображение читателя создаёт великолепные картины, рисует сцены и воплощает персонажей выразительнее и точнее, чем смогли бы лучшие из иллюстраторов. Но замечательные образцы книжной графики признаны бесспорными шедеврами изобразительного искусства. Иногда их создание обусловлено личными творческими порывами, заставляющими автора запечатлеть собственные переживания и образы, возникающие при прочтении текста. Часто их появление обусловлено прозаическим желанием повышения прибыли алчных книгоиздателей, которые обращаются к художникам для украшения своих изданий. Изредка их появление необъяснимо. В любом случае, шедевр появляется при творческом отношении автора к своему труду. Но то, что иллюстрации оказываются опубликованными, объясняется рациональными необходимостями в украшении или пояснении текста.

2. Зачем нужны картинки?

Украшающие иллюстрации могут подробно и точно воспроизводить текст, но иногда требуется расширить горизонт событий и изображёнными оказываются неописанные детали и образы. Это помогает создать настроение, дать подробности окружения или эпохи. Редко удаётся напрямую иллюстрировать поэтическую лирику, обычно её сопровождают отвлечённые картинки. Историческая иллюстрация требует от художника хорошего знания материальной культуры различных эпох и помогает насытить сюжет правдоподобными не описанными деталями. Пейзажное состояние позволяет вдохнуть жизнь в простую композицию. Абстрактные цветовые пятна могут создать настроение и задать композиционное впечатление от утомительного текста.

Поясняющие иллюстрации сопровождают сложные для восприятия тексты и стремятся наглядно подать необходимую информацию. Это могут быть схемы, натуралистические зарисовки, технические рисунки, графики и таблицы. Здесь главное требование – это простота восприятия.

На практике оказывается, что перед иллюстрацией могут ставиться и украшающие, и поясняющие задачи, как в случае с детской литературой. Фрески Джотто, написанные на библейский сюжет можно оценить как поясняющие иллюстрации евангельских текстов для преимущественно неграмотных прихожан, которые, слушая чтение фрагментов, находили доходчивые и выразительные образы, украшающие стены храма.

3. Болото.

Удачный результат иллюстрирования логично объясняется решением композиционных, цветографических и функциональных задач. Востребованность художника напрямую зависит от его практических навыков и умения формулировать требования к изображению, поскольку часто заказчик не утруждает себя подобным анализом. Женские глянцевые и политико-экономические журналы, детские книги и инструкции, беллетристика и медицинские справочники отличаются по характеру материалов и читающей аудитории. Различные направления изданий и ресурсов нуждаются в соответствующем иллюстрировании. Художник может стихийно рисовать картинки и с различным успехом пристраивать их в разнообразные издательства, но применение логики позволяет реже промахиваться мимо цели и создавать иллюстрации, удовлетворяющие заказчика.

4. Рутина.

Иллюстрации - это товар, умения художника - это ремесло. Результат крепкой ремесленной работы – типовые изображения в стандартных изданиях, то есть среднестатистический результат, сохраняющий традицию. Это не шедевры, а массовая продукция хорошего уровня, но именно на её фоне возможно появление нестандартных решений, которые опираются на творческий подход в решении обыденных задач. Такой подход невозможен без сознательного нарушения законов и традиций, поиска новых решений, именно сознательного, а не стихийного и подразумевает обладание базовыми ремесленными знаниями, иначе все творчество сводится к получению случайного результата. Эти знания могут быть получены через обучение в профильных заведениях, самообразование и даже при медленном и постепенном осмыслении личного опыта, но в их основе лежат понимание законов восприятия и владение изобразительными средствами.

5. Просветление.

Творческий подход к своей работе позволяет получать удовольствие и от процесса создания и от результата и даже он даже может быть независим от вознаграждения, поскольку является самодостаточным. Но творчество отягощается «муками», которые заставляют искать соответствия внутреннего образа и воплощения, существенно замедляя работу, снижая эффективность и результативность, что сказывается на отношениях с заказчиком и соответственно, на гонорарах.

Но иногда, продукт творчества оказывается востребованным и его автор получает материальное вознаграждение и добивается признания при жизни или после неё. Результат непредсказуем, стабильно невоспроизводим и схож с лотереей. Но редкие счастливцы, пожавшие лавры, по-прежнему привлекают восторженную молодёжь и ожесточают язвительную зрелость.

6. Исключения.

Под них попадают не рефлексирующие и стихийные творцы, лишённые аналитических способностей, которые творят и самовыражаются, самовыражаются и творят. Им тоже может улыбнуться удача. Но если вы смогли прочесть этот текст, вам это уже не грозит. :)

 

Впоследствии можно попытаться отдельно разобраться с ремесленной составляющей иллюстраторской деятельности и творческим отношением к работе. Но не стоит всерьёз относиться ко всему написанному – мой скромный опыт не позволяет мне что-либо бесспорно утверждать.

Комментарии20
avatar

"...Творческий подход к своей работе позволяет получать удовольствие и от процесса создания и от результата - он даже может быть независим от вознаграждения, поскольку является самодостаточным..."

"...Но иногда, продукт творчества оказывается востребованным и его автор добивается признания, получая материальное вознаграждение при жизни или после неё..."

Вопрос: Почему материальное вознаграждение можно получать и при жизни, и после - в отличие от морального (удовольствия), которое несправедливо доступно исключительно при жизни? Не есть ли это виртуозно извращенная форма атеизма и махрового безбожия?

14 Август 2008, 03:24
avatar

Это стилистическое.

Имелось в виду, конечно же, посмертное признание, но можно отбояриться и тем, что авторские отчисления какое-то время выплачиваются наследникам и растущие цены на призведения мёртвых классиков.

Будут ли ещё вопросы у инквизиции?

14 Август 2008, 03:42
avatar

И грамматика охромела -- с падежами запутался.

14 Август 2008, 03:50
avatar

Где то межу пунктом 3 и 4.

не учтен темп иллюстрирования, точнее его ритмика в издании.

Так же отсутствует тема прикладного иллюстрирования- то есть тиражный иллюстрированный промпродукт(упаковка, плакат) и иллюстрирования широких поверхностей, типо тканей, стен и росписи изделий.

Так что... просим дополнить статью,даже если автор с ней не согласен)

15 Август 2008, 04:30
avatar

Мне кажется, упущена из видимости тонкая грань, отличающая художника от иллюстратора. Понятно, что каждый иллюстратор задумывается о «высоком» искусстве, но в итоге он просто стоит на потоке, и рисует то, что заказали, а не то, как он чувствует и видит. Т.е. свои чувства и виденья он, конечно, пытается интегрировать в заказанную картинку, но только лишь до определенной грани. А границ у иллюстратора, гораздо больше чем у художника.

15 Август 2008, 12:25
avatar

Человекопараходу: думаю, что ритмика как часть композиционного решения издания, относится скорее к вопросам дизайна, хотя отчётливость границ весьма размыта.

Если под иллюстрацией понимать сопровождающее изображение, сопутствующее какой-либо теме, то оно существует в контексте этой темы. И изображения на упаковке либо украшаают её, либо являются пояснением к содержимому. В декорировании изделий и поверхностей лишь отчасти применяются иллюстрации.

Текст не претендовал на универсальность, а был скорее реакцией на ранее опубликованную статью об иллюстрации.

Васильевой Виктории: Я считаю, что "художник" это состояние творческого поиска, а "иллюстратор" -- профессия, одна из многих. Эту тему можно развить в будующем.

15 Август 2008, 14:39
avatar

Антропологи отличают хомо эректуса от хомо сапиенса по единственному признаку - наличию наскальных рисунков в местах обитания (по-сути, иллюстраций собственной жизни). Не напрашивается ли вывод, что тот кто не иллюстратор, тот вовсе и не "сапиенс", а иллюстратор не столько профессия, сколько видовой признак?

15 Август 2008, 15:36
avatar

:)

Хотя, наверное, не каждое изображение попадает под понятие иллюстрации...

15 Август 2008, 16:14
avatar

Иллюстрацией можно считать абсолютно все, для чего не хватает слов - включая музыку (музыкальная иллюстрация), танец (пластическая иллюстрация), даже шахматы (как иллюстрация мирового принципа единства и борьбы противоположностей, не говоря уж об искусстве тактики и стратегии) и т.д., и т.п.

15 Август 2008, 18:23
avatar

К сожалению, невозможно ни рассуждать, ни анализировать всеобъемлющие явления, поэтому приходиться сужать тему, определяя понятия предмета и терминологию общения, иначе есть большая вероятность скатиться к простому сотрясению воздуха:)

Если воспринимать понятие "иллюстрирования"(Illustratio) как приведение поясняющих примеров, то под "иллюстрацией" будет пониматься любое пояснение в виде картинок, словесных сравнений, танца, музыки, шахматных комбинаций и пр., если всё это является сопровождением и находится в контексте поясняемой идеи.

Но те же шахматисты, разыгрывая партию сами для себя ничего не иллюстрируют, в отличие от их партии, приведённой в учебнике для пояснения способов защиты.

15 Август 2008, 19:08
avatar

Думаю, надо "понизить градус" серьёзности обсуждений :)

15 Август 2008, 19:10
avatar

ОК! Понижаю градус...

Я как-то спросил Меламеда, что есть иллюстративность, на что он ответил, что, мол, и слова-то такого не знает - пошутил наверное. В толк.словаре это объясняется просто: иллюстративность, есть свойство изображения, носящего исключительно описательный характер, без какой-либо психологии, подсмыслов и т.п. Вывод: стоит художнику привнести в иллюстрацию хоть капельку этих самых психо-подсмыслов, это уже не иллюстрация - это, блин, произведение искусства и, даже, возможно, - шедевр!

15 Август 2008, 19:44
avatar

Для живописи и музыки есть критический термин "литературщина".

Шедевром изначально называлась квалификационная работа, после выполнения которой ученику присваивалось звание мастера, т.е. ремесленный статус.

15 Август 2008, 19:57
avatar

Ритмика многое определяет.Формат, размер, стиль, разрыв между блоками информации.Я просто хочу вас подвести к конкретике в виде того что пояснение,сопровождение,контекст- это и есть основные составляющие иллюстрирования.Часть архитектуры любой продукции. Архитектура тоже дизайн, но и "застывшая музыка".Так что умение укращать свое творчество в заданных рамках наверное наиважнейшее в оформительстве.Все остальное творчество и "шедевральность",тренировка что бы этого достичь без особых внутренних потрясений)

Это чтоб градус был не 40-к, а хотя бы 20-ть)

15 Август 2008, 20:31
avatar

Значит, что получается... Иллюстрация, есть ремесло, требующее определенной квалификации и где творчество должно быть принесено в жертву в угоду технологии и коммерции. В общем банальные вещи. Или я что-то пропустил? Или, все-таки, иллюстрация "убивает" художника?

15 Август 2008, 20:44
avatar

Каждый вправе убить или вырастить в себе художника, независимо от профессии. Я так думаю...

16 Август 2008, 02:07
avatar

Виктории Васильевой:

Вы не правы, мое мнение.

И уж простите, не стоит судить по себе о всех иллюстраторах.

Каждый волен, как и сказал Антон в комментарии выше.

18 Август 2008, 18:02
avatar

вы разнообразны:)

19 Август 2008, 21:58
avatar

Вас, батенька просили написать методичку для Дизайнколледжа, а Вы пишете для Полиграфа...

19 Август 2008, 22:51
avatar

Дяденька, я больше не буду!

20 Август 2008, 23:51