Какой должна быть современная детская иллюстрация
Детская иллюстрация всегда мягче, ограниченнее и технически, и в выразительных техниках — эти требования формирует психология ребенка. И притом многие родители настроены консервативно по отношению к стилям и жанрам: новизна и эксперименты не для всех приемлемы, потому издательства переиздают книжки иллюстрациями советских художников. Привычные и знакомые, они будто ограждают маленького читателя от дурного влияния. Но это лишь одна сторона.
Другая же полярна и состоит в том, что исключая новые стили и необычные подачи из информационной сферы ребенка, мы ограничиваем его и делаем неспособным к принятию новых тенденций и формированию насмотренности. А это не всегда положительный фактор. Поэтому сегодня публикуем статью, в которой постарались ответить на пространный вопрос из заголовка материала, а в комментариях к ней соберем мнения читателей.
Стилистика: консервативность или авангард
иллюстрация взята с сайта hakaimagazine.com
Приходя в книжный магазин и выбирая подходящее издание для ребенка, всегда основываемся на личном вкусе и опыте: редко позволяем ему выбрать то, что понравится самому. И это понятно, ведь родители для ребенка — проводники по реальности. И может им стоит самим попробовать поискать нечто новое для себя и после уже передать свое восприятие детям.
Виновато, или точнее, сыграло роль здесь, советское прошлое. Воспитанные на четких и лаконичных иллюстрациях Сутеева, Чарушина, современные родители не могут отойти от стереотипов и взглянуть на современных авторов. Например, издания Катерины Горелик или иллюстрации Марии Нестеренко, которые получали призы на Болонской книжной ярмарке. Кто-то посчитает их слишком простыми или некрасивыми, недостойными симпатии. Но дети могут смотреть на вещи иначе.
Потому и важно для иллюстратора поддерживать связь со своим внутренним ребенком и оценивать работу с его точки зрения: незамутненной экономическими реалиями, прибылью или проблемами взросления.
Эмоциональность
иллюстрация взята с сайта goodillustration.com
Дети — эмоциональные создания и восприятие мира у них идет через чувства, а не чистую логику. Поэтому персонажи должны иметь ярко выраженную мимику, акцент на деталях сюжета, вызывающих у маленького зрителя эмоции и переживания. Потому что концентрация внимания не настолько развита и удержать интерес маленького читателя можно только вызвав яркую эмоцию.
Простота форм для упрощения восприятия смыслов
В зависимости от возраста ребенка, иллюстрации для книг бывают простые или сложные, как по форме, так и по содержанию. И если для дошкольников понятны и приемлемы животные в виде примитивных геометрических фигур, при этом плоские по цвету, то для подростков подача усложняется и ограничения, связанные с возрастными психологическими особенностями, опускаются.
Системность и связность
иллюстрация взята с сайта www.fiverr.com
Как бы ни был наполнен красками и волшебством воображаемый мир ребенка, не стоит приучать его восприятие к розовым пони, или жизнеспособности головы без тела. Иллюстрации должны завязываться на реальном мире и иметь к нему отсылку, а также быть взаимосвязаны между собой стилистически и композиционно. Такие приемы помогут провести читателя через все страницы издания.
Четкая композиция
Иллюстрация — тот же самый текст, только переданный с помощью визуальных образов. Поэтому чем четче выстроена структура — тем проще ее разобрать и понять. Не стоит перегружать изображение деталями, акцентировать внимание на несущественных особенностях персонажа или уводить внимание ребенка за пределы изображения.
Что же, пока наше интервью с Марией Тюриной продолжает набирать комментарии — публикуем еще один интересный текст и ждем комментариев авторов под ним, чтобы тем самым сформировать полезный материал, освещающий тему с максимально количества сторон.
Чтобы отвлечь от Тюриной.)
цитирую..
""Виновато, или точнее, сыграло роль здесь, советское прошлое. Воспитанные на четких и лаконичных иллюстрациях Сутеева, Чарушина..."
Люди родом из советского прошлого сегодня уже не в детородном возрасте, им за 50 э этом возрасте уже нет у них детей которым нужно покупать детские книжечки..(ну + или - не уточьню)
а издательства до сих пор думают что их вкусы нужно учитывать для того что бы продажи повысить...идиотизм на мой взгляд.
я конечно понимаю...наше великое наслелие и тд и тп..ну кокошники ( от слова Коко Шанель))))то мы храним в музеях...давайте и их напялим на себя
Ну, смотрите, книги с советскими иллюстрациями часто покупают те люди, которым эти книги в детстве читали. А им сейчас и 30 лет, и чуть меньше даже. Может, это ностальгия...
Есть люди, которым до сих пор нравятся иллюстрации Чарушина и пр. Эти книги в 100500 переиздании до сих пор продаются, то есть, есть люди, которые растут на них прямо сейчас. Полагаете всех этих людей больными и идиотами что ли?
В советское время после 60 годов иллюстраторы эксперементировали не заботясь о продажах. К топовой книжке давали в нагрузку то что не продавалось) (картинку в пример)
В моем детстве уже был мультфильм Хитрука про Винни-Пуха, но мне он почему-то не нравился, хотя мульт шикарный.
У меня тоже была такая книжка в детстве, как и у многих детей позднего Союза. Сомневаюсь, что она не продавалась в то время - она была совершенно клевой по смыслу (там в игровой форме детишкам объясняли зачем чистить зубы, в какие зимние игры можно играть и пр), с хорошей полиграфией (хорошие глянцевые листы, качественная печать). По поводу иллюстраций - некоторые были спорными. Тот лист, где была изображена Госпожа-Простуда, я старалась не открывать, но в целом мне нравилось.
Считать наследие советской детской иллюстрации консервативным и устаревшим - глупость. Рисунки Владимирского к Изумрудному городу - это же не буханка хлеба, которая через пару дней зачерствеет. Иллюстрации Тенниела к Алисе, которым 150 лет уже - лучшие по всем показателям. Его современник Гюстав Доре - может его иллюстрации устарели и не выдерживают уже никакой критики? Это огромная ошибка - набивать цену чему-то потому что "оно не как раньше". В детской иллюстрации привлекает умение, мастерство, честность, теплота, душевность, выдумка, аутентичность содержанию. Справился художник - честь и хвала, не справился - опять СССР виноват?
а для меня от них депрессией несет завесту...реализм на от...цепись и никакой креативности. Прям так и вижу эти долгие перекуры в курилках и нескончаемые чаепития в мастерских и нервозные мысли о цензуре совковой которую нужно удовлетворять как чужую жену. короже фу. и это мое мнение остальные мне не интересны.
Что вы, мы не считаем работы советских иллюстраторов чем-то устаревшим. Это просто один из вариантов, почему в России сегодня не формируется определенного стиля, который можно назвать отечественным. То, что приносится извне, стили, техники — такое ощущение, что не осмысляются, не анализируются, а просто внедряются без учета особенностей национального менталитета. Но об этом завтра-послезавтра выпустим отдельный материал про трансформацию культурных ценностей через иллюстрацию. Он будет совместным с автором инстаграм-аккаунта https://www.instagram.com/te_samiye_kartinki/
В чём уж "виновато" советское прошлое, так это в том, что задало высокую планку😉.
)))) через которую ни один совковый иллюстратор не имел право перепрыгивать. это видно по их работам.
сегодня рисуют намного интереснее душевнее и веселее.
Именно так, детям надо давать выбор. Но я за то, чтоб им было из чего выбирать. А значит хорошо когда в магазине есть и новое современное, и старое советское.
да!
Вот именно так. Лично мне и в детстве и сейчас некоторые книжки нравятся одинаково, другие нравились, но сейчас нет, а третьи раньше не понимал, а теперь понял.
Пусть в магазине будут они все.
Как с детским питанием - если кормить ребятёнка исключительно одной здоровой пишшей, то радости в его глазёнках будет маловато, нужны и тортики, и пепси, и попкорн с пончиками. Но если посадить деточку на одну фанту с чипсами, то грудничку быстро настанет ХАНА. Просто в обоих случаях не должно быть тухлятины и одних "Ешек 666".
Это у современных бабушек и дедушек советское прошлое. У родителей уже постсоветское))) за редким исключением.
Вообще, эти все совковые художники это наследие не культуры а Сталина, он очень любил классицизм в изобр. Искусстве. Так шо не обольщайтесь ))) я лично вижу иллюстраторов соц времени как работающих под осознанным или не осознанным Но давлением. Отдельно взятой личности.
Пипец!!!))) А до Сталина кто "классицизм" поддерживал?
Простите, а чем вам подход отличается от сталинского? Вы же вроде то же самое предлагаете только в профиль - не учитывать мнения людей, которым нравится какой-нибудь Чарушин и не издавать для них книжки, а руководствоваться вашим единственно верным, бгг. Вот уж где совок и детская песочница на самом деле.
Была такая шикарная публикация (кто видел или кто найдет случайно, поделитесь), про то как СССР переходил с модернизма на академизм. Написано сыном одного из участников истории, который помнил немного, а основное потом уже восстановил в возрасте. История чистый триллер, как чудом не посаженые академисты, в том числе и бывшие белогвардейцы, пережившие репрессии благодаря тому что осознанно из классовой ненависти стучали на пролетариев, создали реальный заговор, рассчитав правильное воздействие на чиновников минкульта, и перевернули ситуацию. Даже имен участников не помню, а история бомбическая, которая описывает сам момент разворота.
Господи, какая ерунда. Зачем я потратил время на чтение этой ленты?(((
ну вот, теперь придется читать)))
да вот именно жалко времени это все читать и вообще нахрена эти статьи. люди что то коментируют, ничего внимательно не читая. не понимая друг друга в результате переходят на личности и друг друга тихо ненавидят за кулисами. ( а то и в слух) потом прибегает администрация, всех отчитывает за некультурное поведнние. И так до следующего административного опуса.
это я решила предугадать события.. поглядим ))))
Прочитала ленту сообщений и привидилась мне такая картинка...Светлана Бехор возлежит в своей трехкомнатной квартире почти в Африке, ест бананы (это всё она написала в предыдущем посте, не голословно) и лениво тыкает в клавиатуру, возбуждая здешнюю публику...)))))
просто так от нечего делать и нечего читать, а уж тем более работать)))
ну ))) я ж говорю следующий этап переход на личности)))
))) вот думаю...швырнуть штоли в ответ бананом...или лучше слопать
Лучше слопать, он является источником серотонина, а данный гормон считается гормоном радости!)) Больше позитива, меньше желчи
да разной должна быть, настоящей должна быть, творческой, какой и была при ссср)
какие бы байки вокруг неё бабки ёжки тут не сочиняли
в качестве вводной инструкции для начинающих - вполне пригодно 😊
🔸мало лайков, видимо, т.к. - авторы, кто нарисовал хоть 1 пробно-тренирОвошный заказ (за скромные денюшки) - со стилистикой и мильёном вопросов "КАК" - уже определились 😉
⚠️раскрою страшную тайну чудовищной социальной манипуляции:
опасная бапкаЁшка из трёх комнатной квартиры в "солнечном городе" - на самом деле - давно́ наелась полезных бананов и ни такая злая, какой пыталась показаться 😁)))
просто она настрочила "контента", для поисковиков Гугла, чтоб родной люстре слегонца́ подсобИть...
😜 а то я-ж сам, чуть минусов ей не налепил, сгоряча́ и неразобрАмшись )))
"новизна и эксперименты не для всех приемлемы"
мало кому охота проводить опыты на своем ребенке, своих детей обычно берегут.
"Другая же полярна и состоит в том, что исключая новые стили и необычные подачи из информационной сферы ребенка, мы ограничиваем его и делаем неспособным к принятию новых тенденций и формированию насмотренности."
"Научи ребенка хорошему, плохому он и сам научится" - народная мудрость.
"Виновато, или точнее, сыграло роль здесь, советское прошлое"
Чушь какая. 2022 год на дворе, а все на СССР озираются. Людям, жившим в советское время уже по 50-60 лет, они детские книги уже практически не покупают. Вот шерстяные наколенники - тема!))
"Воспитанные на четких и лаконичных иллюстрациях Сутеева, Чарушина, современные родители не могут отойти от стереотипов и взглянуть на современных авторов."
А может все оттого, что Сутеев и Чарушин высоко подняли и держали планку, до которой современный художникам редко кому удается допрыгнуть? Не думали о такой вероятности?
"и оценивать работу с его точки зрения: незамутненной экономическими реалиями"
Буквально в прошлом посте мерилом качества иллюстрации называли то что их автор работал на кучу крутых компаний. А теперь херакс! - "мы незамутняем!" Довольно противоречиво, надо сказать, сбивает с толку это мгновенное переобувание в воздухе.
За статью спасибо, энивей. Оживляж.
Скорей уже не современные родители,а современные и не очень бабушки и дедушки воспитанные на иллюстрациях Сутеева и Чарушина.И как персонаж на кадре из их любимого фильма ,могли бы долго перечислять помимо вышеназванных художников ещё множество мощных советских иллюстраторов.Думаю часов двух ,с учётом того что едут на пролётке и то бы всех назвать время не хватило)))
А что, если это заговор? Я про современную иллюстрацию. Подумайте: почему очень много современной, так сказать, креативной иллюстрации в современных книгах? Рыночек порешал? Спрос рождает предложение? Ой ли?
Вот вам заговорщицкая версия: иллюстрации, которые не требуют долгого обучения от своего автора, которые подаются по принципу "я художник, я так вижу" и могут быть "растолкованы" и объяснены специально нанятыми арт-критиками (если необходимо), вот такие иллюстрации – результат планомерной селекции. Если внушить, что именно так надо – будут покупать. А себестоимость их какова? Это же дешевка! Вот, а уж сколько заплатить художнику за такое творение, они договорятся между собой. Слишком мало – тоже нельзя. Это же творчество, да и иначе, обоснованность книжного издания меньше.
Заговор он может быть и не заговор, а вот сговор - точно. А вот почему в бытовой технике шестерёнки и втулки делают из пластмассы, а не из бронзы? Вот то-то и оно.....ну и + "ЕКОЛОГИЯ"
Интересно, а вот Май Митурич, это советско-совковое или модно-побританское, или всё всё таки это стиль художника иллюстратора?
про Май Митурича - я живой свидетель: художники спорили (почти до поножовщины) - ещё в тех са́мых (начале 70-тых) и к единому мнению так и не пришли - "наш новатор" или "буржуИнский вЫкормыш"...
конкретно эта картинка - лично мне - никак...
(полоснЫе иллЮхи такого плана у автора шыпко пестрЯт - как хаотично рассЫпанные пуговки разного цвета и калибра - имхо)
а некоторые работы мне - "вааще против шерсти"...
но⚠️ у автора есть заставки к Маугли и зверушки разные (зайчики, волки, олени и прочая "Тайга"), которые в книжках (в размерах 2-3см) выглядят вполне симпампО, т.к. лаконичность в миниатюре идёт в плюс...
соответственно - приходится отказаться от оптовых определений и рассматривать-оценивать каждую рисовУльку - ОТДЕЛЬНО
😊
вот, это далеко не все, и к таким вот образцам -претензий не имею, более того - если взять на вооружение сами приёмы, то в переосмысленном виде - можно делать графику, которая легко "идёт" даже тем "закасчегам", которые далекИ от понимания изящных искусств и спонсируют только "шаба́шки"
😊
(проверял на практике из спортивного интересу)
Не любила Митурича в детстве)) У меня был этот самый Бибигон и он меня просто бесил. Они оба меня бесили и Чуковский и Митурич. Я любила илл. Лебедева, я их разглядывала и понимала, что я-так-никогда-не-нарисую. А Митурич... да фигня, я тоже могу кисточкой махать налево-направо. Я была крайне уверенным в себе ребенком, этого не отнять (интересно, куда ж оно всё делось потом))) Я думаю, что Митурич это таки стиль, он "так видел".
А на вопрос заданный нашей администрацией, хочется ответить - Детская иллюстрация должна быть - профессиональной, красивой, полезной киндерам, качественно сделанной (дорогой для издателя), понятной ребёнку и не оказывающей негативного влияния на его юную, развивающуюся, нежную психику. Аmen.
💯 пудØFF 👍)))
Поддерживаю - идеальный исчерпывающий ответ:) Лично мне по вкусу и советские, и современные иллюстрации, но именно те, которые "профессиональные, красивые, полезные киндерам, качественно сделанные (дорогие для издателя), понятные ребёнку и не оказывающие негативного влияния на его юную, развивающуюся, нежную психику":) Вот только разрешить проблему разности вкусов никак не получается. И как потребитель постоянно сталкиваюсь с тем, что нужная книга проиллюстрирована не по моему вкусу, и как иллюстратора бесят подчас "бредовые" правки от заказчика. В общем, вечная тема...
Современная детская иллюстрация... ну, она в рамках общих тенденций. Куда они(тенденции), туда и она. Это не плохо и не хорошо - это реальность, которую мы имеем. Что не выбирай критерием оценки качества, всегда найдется оппонент. А тем временем потребитель проголосует денежными знаками. И сколько угодно можно ломать копья, а все мы таки работаем на целевую аудиторию. И кто сможет ее завоевать, прикормить, очаровать, убедить(нужное подчеркнуть) - тот и прав. Востребованность - вот критерий, который рулит. Если в семье дети и родители близки и воспитанию детей уделяется достаточно времени, то, как правило, и консенсус в выборе книг разным поколениям найти не сложно.