Как составлять техническое задание на иллюстрации
В независимости от направления работы, каждый исполнитель хочет, чтобы у него на руках было чёткое понимание результата, который нужно получить в конце работы. Но не каждый заказчик может сформировать подробное техническое задание на иллюстрацию — для большинства маркетологов, менеджеров, а иногда и редакторов, процесс работы заключается в рисовании картинки.
Поэтому, если вас не устраивает то описание задачи, которое вам дали — предложите заказчику свой вариант. Также это поможет, если вы захотите передать свою работу другому иллюстратору — не придется дёргать его правками и недовольствами, а вам добавит опыта и разовьет важный навык постановки задач. Мало ли вы соберетесь стать арт-директором.
В этом материале мы собрали несколько пунктов, которые помогут собрать техзадание как начинающим, так и опытным иллюстраторам. Юридические вопросы здесь освещать не будем, потому что в прошлом году выпускали материал с экспертом. Написали про общие подходы.
Соберите пожелания заказчика, проинтервьюировав его
Вникнуть в задачу не получится без понимания проблемы заказчика, которую он хочет решить при помощи иллюстрации. Одним вопросом здесь не обойтись, поэтому вам необходимо проработать список вопросов, которые зададите. Ответы помогут понять потребности и даже предложить свой вариант решения задачи: стиль иллюстрации, их количество или цветовое решение, которое впоследствии может стать основой для фирменного стиля, если рисуете иллюстрации для бренда.
Опишите технику, в которой должна быть выполнена картинка
3Д, вектор, растр — общие направления. Иногда необходимо получить вариант на их стыке или вовсе выполнить работу традиционными материалами. Поэтому, чем точнее опишите этот момент и обсудите его с заказчиком перед тем, как приступить — тем будет проще вам в последующей работе. Иначе в процессе её выполнения у заказчика может возникнуть новая идея и вам придется всё перерисовывать.
Оговорите количество и порядок правок
Правки могут быть вечными и постоянными, если предварительно не обсудить их порядок с заказчиком. Часто делается так: один список правок вносится бесплатно, а второй и последующие — за деньги. Если забыть про этот момент, то вы погрязнете в бесконечном потоке изменений и «игре со шрифтами», так знакомой многим дизайнерам. Для иллюстраторов это может вылиться в постоянное изменение общей композиции или эмоций персонажа, например. Перфекционизм — дело неблагодарное, когда речь заходит о коммерции.
Обозначьте сроки, в которые необходимо получить определенный результат
Практически всегда готовая работа была необходима заказчику ещё вчера — это особенность управления бизнес-процессами. Но так строить работу нормально, если вы являетесь подчиненным у начальника и вас связывают условия трудового договора. Если же работаете по договору услуг — помните о том, что вы с заказчиком на равных правах. Поэтому сроки должны быть указаны в договоре, а не в голосовом сообщении, присланном посреди ночи.
Продумайте порядок оплаты
Этот пункт скорее относится к составлению договора, но разберем его и здесь. Некоторые иллюстраторы работают по полной предоплате, но на первых этапах профессиональной карьеры такой подход маловероятен: вам нужен опыт для того, чтобы диктовать такие условия. Но взять 50% от оговоренной суммы до начала работы — святое дело, даже если получили клиента с первого размещенного объявления со своими услугами. Такой подход покажет, что обладаете навыками и цените своё время. Только при расчёте цены на работу учитывайте налоги, которые заплатите с суммы. И не забудьте про общий ценник по рынку, чтобы не взять меньше и не спровоцировать обесценивание собственной работы.
Декомпозируйте большие задачи
Если по-русски — разбейте их на микрозадачи, особенно если заказ большой и состоит из серии картинок. Например, можете отдельными этапами выделить создание эскизов к работе. Такой подход распространен, если необходимо создать иллюстрацию с учетом фирменного стиля бренда или сформированного визуального языка. Также, если заказчику необходим точный результат и планируется проводить много согласований в процессе работы.
Нам интересно, сталкивались ли наши читатели с составлением технического задания для самих себя, и как такой ход воспринимался заказчиком? Опыт-то у каждого разный, и не всегда позитивный :)
Сталкивалась. У меня есть бриф для заказчика, который помогает неопределившимся устроить себе мозговой штурм и в итоге мы приходим к пониманию. Остальные условия обговариваются в договоре.
мальчик квадратный ковер выбивает
"Есть ли у Вас план, мистер Фикс?" Ни разу не делала правок, первый раз здесь узнала... Редактор говорил:"Вы профессионал, вам виднее как и что делать", только о сроках и гонораре договаривались. А сейчас всё так просело в цене, что и договариваться не о чем:))) За авторский календарь 12 + обложка, предлагают 20000 р.
календарь 13 артов за 20 000 ₽
это максимально выгодная цена-!!!
🔸но с поправкой, что всё нарисуют рОботы, а я только поретуширую пару дней их обычные косяки...
главное - не моргнув глазом - чÖтко заявить клиенту, что всё АВТОРСКОЕ-!
😉
Хотел подчеркнуть (тут подразумевалось, но не акцентировалось)
Все переговоры ведите в письменном виде, почта, мессенджер, чтобы всегда можно было найти спорный момент в ТЗ или обсуждениях/уточнениях. Разговоры по телефону, встречи, трактуются в итоге в свою пользу, "я же вам гвоворил", "я не помню такого". Общайтесь только текстом в переписке, в крайнем случае, если произошел разговор или встреча, попросите результат тезисно и максимально подробно прислать письмом. Непрофессиональному заказчику это обычно неудобно, он привык говорить, а при переписке нужно точно формулировать, а значит поднапрячься, потратить время и взять ответственность.
Правильно! Когда требуют № телефона, обрываю связь. Пару раз перезванивались. Первый раз заплатили только аванс, после сдачи картинки в слабом формате, потерялись. Я поняла, что им и тощий файл сгодился. А переписки не было, "какие ваши доказательства?"😫
Во второй раз тоже были косяки... С тех пор никогда по телефону с заказчиками не общаюсь. Ватсап и почта. Про ТЗ отдельный разговор. Бывают заказчики, просто умницы! Такое подробное ТЗ выдают, что и правок никаких не надо. Но бывают и такие - не понимают, что от них требуется! Всю душу вымотают! В таких случаях я отправляю "бланк" с ТЗ от лучшего заказчика. Но бывает, и это не понимают, или не хотят поработать над ТЗ. Тогда или отказываюсь, если гонорар того не стоит, или кроме работы, душу выматывать поправками.
С "незнакомыми" заказчиками (с кем постоянно коньяк не пьëшь) это железное правило. Ещё при составлении договора я обязательно делаю приложение в виде таблицы где напротив эскизного наброска на каждую иллюстрацию прописанны - формат, срок, цена. Так гораздо проще и мне и заказчику убираются все непонятки. Если работа большая, обязательно делю её на несколько частей, иногда после подписания основного договора следуют допсоглашения.
Мне очень нравится, когда заказчики присылают самолично нарисованные эскизы к заданиям. Пусть они и корявые, но все равно это показывает, что человек представляет что и как должно быть в работе, что он думал на эту тему и прикидывал, а не просто расплывчатое "мне видится что тут, вроде как, вбегают дети, поют песенку, зрители хлопают, потом дети убегают" Кстати, рисующие заказчики всегда стесняются своих набросков, но мне они кажутся очень милыми и очень полезными))
Практически все пункты ТЗ зависят от того, насколько внятное у художника портфолио. Идеальный вариант - ткнуть пальцем в представленную иллюстрацию и сказать "хотелось бы вот так". Для этого заказчик должен проделать обширную самостоятельную работу и найти это "вот так". Зато задача из абстрактной становится конкретной. Далее на основе "вот так" строится обсуждение всего остального - техник, стилистик, сроков и пр.
Я побывав по обе стороны фронта - как исполнитель и как наниматель, просто создал несколько папок с 5-7 примерами по разным стилям где на каждом примере прописал срок исполнения, формат и цену. Общаться стало гораздо проще, действительно, заказчику не всегда удобно, или нет времени лазить по портфолио, а так - минутное дело прикинуть что о чëм.
ОФФ: У меня был потрясающий заказчик! В самом хорошем смысле слова. Расстались по моей инициативе из-за отсутствия времени у меня. Его ТЗ я читала, как роман, порой рыдая. У него не было опыта в книгоиздании, но были деньги и огромное желание донести до меня свои многочисленные замыслы как можно более конкретно. Эти ТЗ я бережно храню и изредка перечитываю. Хотела опубликовать без указания его данных, даже получила на то его согласие, но там слишком многАбукв, не знаю... Здесь, наверное нельзя...
Почему же? Очень интересная тема=)
Интересно ;)
Елена, было бы очень интересно, опубликуйте если не сложно.
Попробую) Орфография/пунктуация сохранены. Только названия "запикала".
*Елена, здравствуйте! Давайте обложку сделаем. Вот на нее ТЗ:
Размер рисунка 47 см по длине, 27 см по ширине. Из 47 см - 1,5 см это корешок книги. То есть, учитывая корешок книги, получается такая раскладка: 22,75 см левая часть плюс 1,5 см корешок книги и 22,75 правая часть. Высота, понятно, одинаковая - 27 см.
Как всегда общий план, общая композиция. Лето. Природа, солнце. Ровно посередине на правой части у нас будет размещено название. В неком квадрате. Так будет у всех книг серии, поэтому у квадрата должен быть один размер и одно расположение. Квадрат делим на 4 равные части. 22,8 делим пополам, получается по 11,4 см, и потом высоту делим пополам, получается по 13,5 см. Расчертили -разделили. Потом от центральной точки пересечения по горизонтали в центре отмеряем по 6,4 см влево и вправо, и по 6,5 см вверх и вниз соответственно. Потом соединяем точки получается квадрат. В нем пишем название: *****. красивым шрифтом, Вы - женщина одаренная, уверен, что и шрифт сделаете красивый. Прям такой, чтобы отображал всю мощь и суть русского многовекового фольклора.
Квадрат надо завуалировать. Предлагаю так: по размеру квадрата делаем бересту, ее держит и из-за нее, соответственно, выглядывает Лиса из Колобка, а снизу, примерно в области корешка, находится Колобок, который смотрит на то, что написано на бересте (а там написано название книги). Морда листы лукавая, с опасной хитрецой, но не устрашающая, чтобы не отпугнуть маленьких читателей. Колобок же - наивный простофиля, смотрит с неподдельным интересом и искренней доверчивостью, ожидая от Лисы, как от ментора, нечто хорошее. Колобковское тело должно заходить на корешок, оно же однородное по цвету будет, и на нем мы и напишем название издательства *****. Корешок 1,5 см, делим ровно пополам, и от линии центральной отступаем по 3 мм влево и вправо, получится 6 мм, от нижнего края книги отступаем 0,5 мм и начинаем писать с буквы Г, и берем на название 4 см, то есть на высоте от нижнего края 4,5 см название заканчивается. От последней буквы М отступаем вверх 2 см и пишем название книги *****. То есть название книги начинается писаться на высоте 6,5 см от нижнего края книги. Заканчивается оно буквой Х, на высоте 6,5 см от верхнего края книги. То есть на название дается 14 см. И если название издания попадает на тело Колобка, то название книги должно тоже попадать на однородную цветовую гамму, допустим елок. То есть мы продолжаем отказываться от деления и дробления картинки на части, а придерживаемся принципа единообразия сюжета.
Если мы пускаем елки и лес, то на левой части картины надо отобразить события, которые происходят в лесу.
Предлагаю нарисовать девочку Машу, которая собирает грибы, постепенно все удаляясь в густую чащу дальше и дальше от своих подружек-спутниц, не подозревая, какое страшное будущее ее ожидает. А где-то неподалеку, но все-таки скрытый от Машиного взора сидит у куста и пожирает малину Медведь, ее будущий мучитель, ну и конечно же из чащи пусть за Машей наблюдает Волк из Колобка. но незаметно, притаившись, ведь он не может откровенно пуститься во все тяжкие, так как знает, что неподалеку Медведь, который сильнее, а значит и добыча будет его. Кстати, Волк будет еще создавать интригу, тк. можно его принять и за Волка из Красной Шапочки.
П.С. В приложении - пример моего чертежа.*