Как не нарушать чужие права при создании иллюстрации

Main 15193923236 2f46a7cb97 k1 2x1

Грань между плагиатом и вдохновением в иллюстрации зыбка и тонка. Работа иллюстратора тем и отличается от творчества художника, потому что опирается на уже придуманный и описанный писателем или, например, разработчиком карточной игры, образ. И важно трактовать образ так, как не делал еще никто.

Раньше, до повсеместного распространения интернета и социальных сетей, с этим было проще. Привезли тебе из-за моря книгу с классными иллюстрациями малоизвестного художника, а ты взял и вдохновился. Скопировал понравившийся тебе стиль, позаимствовал чуть-чуть из подачи образа, да и сдал в редакцию. И никто не узнает о том, у кого именно ты скопировал стиль или подачу.

Сегодня так тоже можно делать, но велика опасность того, что мирно живущий где-нибудь в Вашингтоне иллюстратор найдет вашу работу очень похожей на его собственную и напишет в личку длинную тираду о том, какой вы плохой. Судится он, скорее всего, не будет — международное авторское право очень дорогостоящая вещь. Но осадочек-то останется.

Просто мир стал прозрачнее, да. Но ведь нарушить права можно и в смежных областях. Например, используя фотографию из интернета в качестве референса. Поэтому редакция собрала несколько советов для иллюстраторов, которые можно использовать как памятку.

Не используйте одну фотографию как референс

Фотоснимок — такой же объект авторского права, как и иллюстрация. Просто другой инструмент для передачи задумки. Поэтому подбирая примеры героических поз для своей будущей иллюстрации викинга в пылу битвы, старайтесь находить как можно больше снимков и указывать их в качестве референсов. Но лучше перейти к третьему пункту этой статьи и выйти порисовать эскизы, вместо бдения в Пинтересте и Инстаграме. Так оно надежнее получится, и в разы интереснее.

Переосмысляйте стиль других иллюстраторов

Стиль не закрепляется за определенным художником-иллюстратором. Но все равно нужно стараться привносить что-то свое в подходы и подачу понравившегося вам иллюстратора. Это позволит отвязать свои работы от ненужных ассоциаций с чужим именем. Особенно важным это станет тогда, когда начнете работать с крупными издательствами. Как минимум, не будет болеть голова о возможных негативных последствиях.

Делайте эскизы с натуры

Так работали раньше, когда не было интернета и простого доступа к референсам в интернете. А как еще посмотреть поведение мыщцы и отследить изменение ее формы, если не на живом человеческом теле? Правильно, никак. К тому же, именно так получится не терять навыки обращения с живыми материалами, если работаете исключительно в цифровой среде.

Всегда указывайте автора исходного материала

Допустим, вы только практикуетесь и копируете чужую иллюстрацию в образовательных целях. В этом случае можете даже рассказывать об этом в соцсетях и протрубить на весь мир — вы же учитесь, поэтому просто не забудьте упомянуть о том иллюстраторе, чью картинку взяли для основы своей.

Также это необходимо, если делаете иллюстрацию в технике «коллаж» и используете для этого чужие снимки, а не собственные. Пусть ваша иллюстрация представляет набор из клочков фотографий и в них не будет читаться ни одного дельного образа, но уважать чужую работу все-таки необходимо, даже с моральной точки зрения.

Самостоятельно ищите прецеденты

Громких скандалов и судебных тяжб в мире иллюстрации еще не было — все возникающие проблемы носят частный характер и стороны-участники конфликта стараются договориться мирно. Максимум, что теряет злоумышленник — это прибыль от реализации иллюстрации и общественное порицание, которое может использоваться и для раскрутки личного бренда, в том числе.

Навскидку, можем привести пример с участием работы французской художницы-иллюстратора Малики Фавр. Как пишет эстонское издание postimees.ee, в 2018 году работа, получившая «бронзу» на конкурсе дизайна Kuldmuna, оказалась плагиатом одной из иллюстраций Малики.

Заключение

Редакция привела несколько очевидных советов, но уверены, что у опытных иллюстраторов будут ценные дополнения. Будем рады, если напишите их в комментариях к этому материалу. А также напоминаем, что некоторые статьи мы публикуем только в нашем телеграм-канале: https://t.me/illustrators

Подписывайтесь на нас! Там же есть и чат, где можно пообщаться.

Комментарии11
Р

Кстати, заметили, что в наш аккаунт в Инстаграме приходят просьбы о публикации материалов из телеграм-канала на сайте. Пока не будем торопиться опубликовывать их здесь, потому что статьи в Телеграме проще оформлять и читать комфортнее. Но какие-то материалы, например, интервью с книжными иллюстраторами и редакторами издательств, мы точно будем публиковать здесь!

26 Октябрь 2021, 11:34
avatar
Виктория Романенкова pro
Редакция Illustrators.ru
8

жа-а-ль. Иллюстраторы за компом работают бОльшую часть времени. Переключаться между устройствами или платформами не очень удобно. Почему не копировать сюда материалы для тех, кто не любит в телеграме зависать? Вот к примеру сео-оптимизация портфолио так и останется в телеграме, а эта тема здесь ни разу не поднималась, тогда как обсуждения книжного рынка возникают очень часто. И учитывая в целом плачевное состояние этого "рынка" почему несколько не сместить фокус? Или хотя бы разнообразить варианты тем для публикации здесь?

26 Октябрь 2021, 12:00
Р
Редакция Illustrators.rupro
Виктория Романенкова
0

Посмотрим, сколько еще иллюстраторов, обитающих здесь, захотят читать в блоге новые темы :) Про ту же сео-оптимизацию портфолио :)

26 Октябрь 2021, 12:45
avatar

так... давайте-ко поподробнее на эту тему!)) что это и с чем это едят? Может мне край надо в хозяйстве такую штуку иметь!

26 Октябрь 2021, 13:46
avatar

Я вот сайтом illustrators.ru пользуюсь чаще, чем какой-либо социальной сетью (чаще, пожалуй, только почтой). Вот есть перерыв в работе, чтобы выпить чай и почитать новенькое и интересненькое, я, значит, сюда. И меня это полностью устраивает - и полезная информация, и рабочая площадкаи, и вдохновение - все на одном сайте. А вот уже почитать тут, почитать в инстаграме, установить телеграм - на это перерывчика в 30 минут уже не хватает( Да и удобнее за компьютером, как уже написали выше...

P.S. Спасибо за статью! Будем ждать про сео-оптимизацию портфолио:)

26 Октябрь 2021, 21:11
avatar
Оля Колядина
Виктория Романенкова
2

телеграм отлично ставится на комп, через него удобно работать, например, файлы открывает сразу в нужной проге. В опере крепится к боковой панели и не мешает.

26 Октябрь 2021, 14:29
avatar
Борис Владимирович КУНИНpro
Виктория Романенкова
0

+!!

27 Октябрь 2021, 16:04
avatar
Владимир Юденков
Редакция Illustrators.ru
9

Мне кажется создавая параллельные структуры вы кое-что теряете. Статьи, а может и блоги должны быть идентичными. Кто-то придет сюда, кто-то в телеграм, но если ваш контент будет разный, понятная до этого фраза "читал на иллюстраторзе" будет иметь 5-10 вариантов, кто-то читал, а кто-то нет. И учитывая сколько денег вливается в те платформы, первым

потухнет именно оригинальный сайт, а не хотелось бы.

26 Октябрь 2021, 16:41
Р
Редакция Illustrators.rupro
Владимир Юденков
0

Спасибо, учтем ваше мнение! :)

26 Октябрь 2021, 18:22
avatar

🔸гОдный контент разу́мнее публиковать на всех платформах и аккаунтах - это одинаково полезно для продвижения – и социальных "групп по интересам", и для отдельных ВЭБ-авторов

_______________________________________

🔸с развитием ВЭБ-И.И. губительно для реноме тЫрить ни только целые фОтки, или фигуры перс-ов (и с фоток, и со стилизованных рисунков) - но и более задекорированный плагиат - тоже попадёт под угрозу разоблачения, т.к. уже сегодня смарт поиск уже не плохо находит - и фрагменты картинки, и редактированные в ФШ "идеи", утЫренные у авторов, и, соответственно - в скором будущем плагиат, как в примере про Малику Фавр - не достаточно будет перекрасить и даже "обвешать" таким декором, который (предположительно) - "собьёт со следа" - за́втрашние возможности И.И. 😊

Если нейросеть уже сейчас отделяет искомый объект от фона и распознаёт позы, то завтра, как эти позы не "переодева́й" - они будут ни только распо́знаны, но и самые расхожие из них обретут свою "погоня́лу", как, на пример - типовая поза "ЧАЙНИК" - на однотипных фо́тках (не креативных) туристов: одна рука коле́чком - на поясе, другая привЕтственно машет в кадр... 😉

26 Октябрь 2021, 13:05