Как не нарушать чужие права при создании иллюстрации
Грань между плагиатом и вдохновением в иллюстрации зыбка и тонка. Работа иллюстратора тем и отличается от творчества художника, потому что опирается на уже придуманный и описанный писателем или, например, разработчиком карточной игры, образ. И важно трактовать образ так, как не делал еще никто.
Раньше, до повсеместного распространения интернета и социальных сетей, с этим было проще. Привезли тебе из-за моря книгу с классными иллюстрациями малоизвестного художника, а ты взял и вдохновился. Скопировал понравившийся тебе стиль, позаимствовал чуть-чуть из подачи образа, да и сдал в редакцию. И никто не узнает о том, у кого именно ты скопировал стиль или подачу.
Сегодня так тоже можно делать, но велика опасность того, что мирно живущий где-нибудь в Вашингтоне иллюстратор найдет вашу работу очень похожей на его собственную и напишет в личку длинную тираду о том, какой вы плохой. Судится он, скорее всего, не будет — международное авторское право очень дорогостоящая вещь. Но осадочек-то останется.
Просто мир стал прозрачнее, да. Но ведь нарушить права можно и в смежных областях. Например, используя фотографию из интернета в качестве референса. Поэтому редакция собрала несколько советов для иллюстраторов, которые можно использовать как памятку.
Не используйте одну фотографию как референс
Фотоснимок — такой же объект авторского права, как и иллюстрация. Просто другой инструмент для передачи задумки. Поэтому подбирая примеры героических поз для своей будущей иллюстрации викинга в пылу битвы, старайтесь находить как можно больше снимков и указывать их в качестве референсов. Но лучше перейти к третьему пункту этой статьи и выйти порисовать эскизы, вместо бдения в Пинтересте и Инстаграме. Так оно надежнее получится, и в разы интереснее.
Переосмысляйте стиль других иллюстраторов
Стиль не закрепляется за определенным художником-иллюстратором. Но все равно нужно стараться привносить что-то свое в подходы и подачу понравившегося вам иллюстратора. Это позволит отвязать свои работы от ненужных ассоциаций с чужим именем. Особенно важным это станет тогда, когда начнете работать с крупными издательствами. Как минимум, не будет болеть голова о возможных негативных последствиях.
Делайте эскизы с натуры
Так работали раньше, когда не было интернета и простого доступа к референсам в интернете. А как еще посмотреть поведение мыщцы и отследить изменение ее формы, если не на живом человеческом теле? Правильно, никак. К тому же, именно так получится не терять навыки обращения с живыми материалами, если работаете исключительно в цифровой среде.
Всегда указывайте автора исходного материала
Допустим, вы только практикуетесь и копируете чужую иллюстрацию в образовательных целях. В этом случае можете даже рассказывать об этом в соцсетях и протрубить на весь мир — вы же учитесь, поэтому просто не забудьте упомянуть о том иллюстраторе, чью картинку взяли для основы своей.
Также это необходимо, если делаете иллюстрацию в технике «коллаж» и используете для этого чужие снимки, а не собственные. Пусть ваша иллюстрация представляет набор из клочков фотографий и в них не будет читаться ни одного дельного образа, но уважать чужую работу все-таки необходимо, даже с моральной точки зрения.
Самостоятельно ищите прецеденты
Громких скандалов и судебных тяжб в мире иллюстрации еще не было — все возникающие проблемы носят частный характер и стороны-участники конфликта стараются договориться мирно. Максимум, что теряет злоумышленник — это прибыль от реализации иллюстрации и общественное порицание, которое может использоваться и для раскрутки личного бренда, в том числе.
Навскидку, можем привести пример с участием работы французской художницы-иллюстратора Малики Фавр. Как пишет эстонское издание postimees.ee, в 2018 году работа, получившая «бронзу» на конкурсе дизайна Kuldmuna, оказалась плагиатом одной из иллюстраций Малики.
Заключение
Редакция привела несколько очевидных советов, но уверены, что у опытных иллюстраторов будут ценные дополнения. Будем рады, если напишите их в комментариях к этому материалу. А также напоминаем, что некоторые статьи мы публикуем только в нашем телеграм-канале: https://t.me/illustrators
Подписывайтесь на нас! Там же есть и чат, где можно пообщаться.
Кстати, заметили, что в наш аккаунт в Инстаграме приходят просьбы о публикации материалов из телеграм-канала на сайте. Пока не будем торопиться опубликовывать их здесь, потому что статьи в Телеграме проще оформлять и читать комфортнее. Но какие-то материалы, например, интервью с книжными иллюстраторами и редакторами издательств, мы точно будем публиковать здесь!
жа-а-ль. Иллюстраторы за компом работают бОльшую часть времени. Переключаться между устройствами или платформами не очень удобно. Почему не копировать сюда материалы для тех, кто не любит в телеграме зависать? Вот к примеру сео-оптимизация портфолио так и останется в телеграме, а эта тема здесь ни разу не поднималась, тогда как обсуждения книжного рынка возникают очень часто. И учитывая в целом плачевное состояние этого "рынка" почему несколько не сместить фокус? Или хотя бы разнообразить варианты тем для публикации здесь?
Мне кажется создавая параллельные структуры вы кое-что теряете. Статьи, а может и блоги должны быть идентичными. Кто-то придет сюда, кто-то в телеграм, но если ваш контент будет разный, понятная до этого фраза "читал на иллюстраторзе" будет иметь 5-10 вариантов, кто-то читал, а кто-то нет. И учитывая сколько денег вливается в те платформы, первым
потухнет именно оригинальный сайт, а не хотелось бы.
🔸гОдный контент разу́мнее публиковать на всех платформах и аккаунтах - это одинаково полезно для продвижения – и социальных "групп по интересам", и для отдельных ВЭБ-авторов
_______________________________________
🔸с развитием ВЭБ-И.И. губительно для реноме тЫрить ни только целые фОтки, или фигуры перс-ов (и с фоток, и со стилизованных рисунков) - но и более задекорированный плагиат - тоже попадёт под угрозу разоблачения, т.к. уже сегодня смарт поиск уже не плохо находит - и фрагменты картинки, и редактированные в ФШ "идеи", утЫренные у авторов, и, соответственно - в скором будущем плагиат, как в примере про Малику Фавр - не достаточно будет перекрасить и даже "обвешать" таким декором, который (предположительно) - "собьёт со следа" - за́втрашние возможности И.И. 😊
Если нейросеть уже сейчас отделяет искомый объект от фона и распознаёт позы, то завтра, как эти позы не "переодева́й" - они будут ни только распо́знаны, но и самые расхожие из них обретут свою "погоня́лу", как, на пример - типовая поза "ЧАЙНИК" - на однотипных фо́тках (не креативных) туристов: одна рука коле́чком - на поясе, другая привЕтственно машет в кадр... 😉