Изм Виктора Меламеда / Victor Melamed's site
Задача найти собственный творческий метод и инструментарий, и в конце концов "стиль", вполне решаемая. Секрет в том, что она не решается прямым долбежом. Количество работы само по себе не переходит в качество, масло не сбивается. Это интеллектуальная задача.
Она не решается в вакууме. Главное в нашем деле не то, как рисовать, а как смотреть: как мы смотрим на мир вокруг, на работы коллег, на свои работы, как зритель смотрит на них. Как организовать в голове увиденное и впечатлившее.
Мы пытаемся решить эту задачу брифом "Изм". Выглядит он так: нужно выбрать трех художников, интересных вам и чем-либо похожих - инструментом, темой разговора, каким-то свойством изображения или процесса, которое нужно внятно проговорить. Затем описать этих троих как творческое объединение или течение в искусстве. Неважно, если они живут или жили в разных странах и веках. Написать манифест этого объединения не менее, чем на 500 слов.
И, наконец, придумать еще хотя бы трех членов объединения, максимально разных, но соответствующих, во-первых, идеологии Изма, а во-вторых, заданным "основателями" критериям качества.
Это не окончательное решение задачи, собственно, она и не решается раз и навсегда. Художник это история, а не памятник самому себе. Этот бриф - инструмент самообучения, способ выяснения своих немнимых интересов и возможностей. Вот несколько выразительных работ по этому брифу и его предшественникам. Раньше мы добывали из двух старших коллег нового третьего, но этого недостаточно. Две точки образуют линию, три - плоскость. На плоскости можно стоять.
Вот несколько работ по брифу, обязательно сходите по ссылке и оцените всю работу целиком.
Саша Сердюкова: лихой натуризм
Даша Кузнецова: энтропизм
Елена Булай: Карманный урбанизм
Таня Иванкова: хаотизм
Света Муллари: протоизм, Lorenzo Mattotti X Joo Hee Yoon
Маша Шишова: дункелизм
Юлия Саяпина: зоологизм, разные способы смотреть на живую природу
Мария Гавриш: безымянный изм, исследование естественного и неестественного
Мария Буранова: спейсизм, странные пространства
генератор генераторов идей
FAQ: что рисовать? коротко: да что угодно.
длинно: Вдохновение для слабаков. Придумать идею - задача техническая. Многие путают ее с собственно творчеством, отдают ей массу творческих сил, заслуживающих, как говорят, лучшего применения. Задача идеи запустить процесс, обозначить поле игры на выразительных инструментах графики. Часто, но не всегда, идея - это та составляющая изображения, которую можно пересказать: мама мыла раму. То, что называется сюжетом, или историей. Для многих авторов, таких разных, как Сергей Колесов, Дэвид Шригли или Том Голд, это действительно ядро творческой работы. Но каждый такой случай заслуживает отдельного длинного разбора. Относительно несложно объяснить, как придумать идею в конкретной ситуации журнального текста или книжной обложки. Но сейчас нам на курсе понадобилось систематизировать процесс придумывания идей вообще, чтобы в них летом не было недостатка. Поэтому я придумал генератор идей. В смысле как учебное задание.
Генератор состоит из трех элементов: 1. Источник тока: любой поток ситуаций, форм и т.д. Пример: каракули, фотографии мятой бумаги, шкурки мандаринов, заголовки новостей, детские стихи, прочитанные задом наперед и т.д. В некоторых таких источника два или больше. Для дальнейшей работы отбираются те, что дают искру при помещении вблизи трансформатора. 2. Трансформатор: способ преобразовать исходный материал в сюжет или идею. Пример: простое столкновение двух источников, связывание случайных слов в сюжет, замена людей на животных, приделывание глаз случайным формам, помещение знакомой коллизии в тот или иной фантастический мир 3. Тестер: набор критериев качества, в соответствии с которыми сюжет принимается в работу или отбраковывается. Пример: смешно, страшно, пронзительно и пр. У разных художников один и тот же генератор с разными тестерами может давать идеи с разной интонацией.
По сути тестер - это и есть ваши творческие задачи. Это важнейший элемент генератора. Другими элементами можно вовсе пренебречь. Можно просто смотреть по сторонам, выбирая те кадры, которые ложатся в ваш нарратив, резонируют с вашей картиной мира. Самый в этом смысле мощный тестер - форма сенрю, про которую подробно пишу здесь.
Хороший генератор должен производить разные идеи в рамках одной логики и не выгорать раньше, чем на пятой идее. Хорошая идея не только запоминается и интригует, но и запускает пластическое развитие картинки.
Я выделяю несколько условных типов генераторов: Собственно трансформатор - логика трансформирования ситуации в сюжет, подмены персонажей и т.д. Инвертор - когда элементы узнаваемой ситуации меняются местами, наприер, человек и инструмент, животное и наездник, рыцарь и принцесса Коллайдер - генератор, состоящий из двух источников тока, которые нужно просто столкнуть между собой. Рандомайзер - источник случайных вводных, которые запускают процесс. Инкубатор - формула, описывающая или позволяющая придумать фантастический или гротескный мир, который требует выращивания, наполнения деталями и историями. Наконец, форматор - формула оптического искажения, позволяющая сделать интересный лист, даже и не отвлекаясь на сюжет. Таких пока меньше всего, про них нужен отдельный длинный разговор, и я сейчас над ним работаю.
Из генераторов, сделанных студентами, а их было под сто, я отобрал те, что мне кажутся более-менее универсальными, хотя многие из них были придуманы в попытке (часто безуспешной) понять, как генерирует идеи тот или иной любимый автор. Короче, вот таблица с генераторами, пользуйтесь.