Издательская деятельность изнутри. Издательства РОСМЭН
Издательская деятельность изнутри. В гостях у издательства РОСМЭН
Давно уже хотела вам рассказать, как работают издательства, а еще лучше – взять интервью у издателя, чтоб он вам сам все рассказал. Издательств, конечно, много разных, и у каждого есть свои особенности, и я постепенно постараюсь создать целую новую рубрику – “интервью с издателем”, где буду брать интервью не только у местных издателей, но и у международных, чтобы вы узнали из первых рук – как издать книгу! А сегодня у меня готово первое интервью с художественным редактором издательства РОСМЭН Анной Михеевой. Кто хочет познакомиться с ней поближе – вот ее Инстаграм.
Дальше передаю слово Анне:
Я художественный редактор в издательстве РОСМЭН (http://www.rosman.ru/ ) В редакции обычно любая книга делается в паре: художественный редактор занимается дизайном и оформлением, а литературный редактор отвечает за текст (присланный автором или написанный самим редактором). В разных отделах-редакциях, как правило, несколько и литредов, и худредов. Пары меняются, мы делаем книги в разных комбинациях. Общаемся с художниками, заключаем с ними договор, ведем проект, сдаем его в типографию (через отдел препресса, т.е. технической подготовки к типографии) и заказываем оплату гонорара. Иногда мы работаем со своей наработанной базой иллюстраций (которые заранее куплены и могут использоваться несколько раз – права на них это позволяют).
Как ваше издательство ищет новых художников? Или новые проекты? Возможно ли вам прислать свое портфолио или свой манускрипт напрямую без посредников? Куда слать? Какие критерии отбора художников?
Немного общей информации о РОСМЭН. Компания, образованная в 1992 году, начала свой путь с издательской деятельности и стала одним из крупнейших книжных издательств России.С 2008 года специализируется на выпуске книжной продукции для детей и подростков.
Новые проекты планируются не нами, то есть исполнителями, но мы можем предложить свои идеи отдельных книг или серий (серии всегда предпочтительнее, об этом ниже), и планирование это происходит задолго до реальной работы над книгой. Учитываются общемировые тенденции (их видно на международных книжных ярмарках, то есть это не секрет) и внутрироссийские (они значительно зависят от покупательской способности населения в конкретный год). Предложить какой-то новый проект или идею художник сам конечно может, но для этого он уже должен быть знаком издательству и поработать с худредом, который сможет рекомендовать его идею и описать её руководству.
Вместо общих писем в издательство, которые сыпались в него несколько лет без конкретных рамок и с произвольным оформлением, сейчас есть конкурс «Новая Детская книга», о нем я расскажу подробнее ниже. Если вы новый автор сказок и повестей (в рамках детского и подросткового возраста), лучше посылать свои произведения (либо краткие их описания) именно на конкурс.
Номинаций там несколько, можно выбрать свою. Для художников есть отдельная, и тему произведений там никто не ограничивает (только возраст целевой группы, т.к. издательство детское). Таким образом, никаких посредников в подаче работ нет – все заявки рассматриваются литредакторами и затем отбираются подходящие для печати. Критерии и порядок подачи заявок на конкурс можно посмотреть на сайте конкурса (там подробно описано, сейчас я не буду останавливаться на этом).
Фото с награждения конкурса “Новая детская книга”
Еще один вариант получить заказ – если художник (или автор) хорошо знаком с какой-то серией, которая выходит в издательстве, и знает чем и как ее продолжить, он может написать и предложить очередную книгу или просто идею для серии.
Могу еще добавить, что портфолио художника хорошо смотрится, когда оно цельное (близкие темы, один стиль рисования). Но и разнообразное (если вы на все руки мастер и рисуете разными материалами совершенно разные темы) тоже обязательно посмотрят и выберут то, что подходит текущим задачам. А они могут быть разные: чаще печатаются серии (они лучше продаются, особенно знакомым с серией покупателям, и лучше смотрятся разложенные на прилавки), но и отдельные издания тоже бывают.
Серия книг научно-популярной редакции
Часто мы обращаемся к своим знакомым художникам, но периодически у нас просят «что-то свежее», а значит мы ищем новые «руки». Буквально можем листать соцсети и писать через них, поэтому если автору хочется вести инстаграм или фейсбук – пожалуйста, отличная идея, главное чтобы можно было найти работы и пролистать их вместе (то есть, к примеру, удобнее когда инстаграм-аккаунт посвящен только рисованию и нет необходимости искать работы среди личных снимков). Ну и конечно, оперативно смотреть личные сообщения и почту там, где вы выложили свои работы.
Чем вам нравится ваша работа? И чем нет?
Сама я часто работаю с зарубежными детскими брендами. РОСМЭН имеет много лицензий на выпуск брендовой продукции – это Свинка Пеппа, Герои в масках, Маша и Медведь, Щенячий Патруль, Маленький пони, принцессы Диснея и многие “вечнозеленые” детские бренды (бывают бренды также “одноразовые”, то есть спад интереса покупателей заканчивается уходом бренда со сцены – скажем, у Диснея бывают и такие, и такие). «Вечнозеленые» могут продавать «сами себя» даже без подпитки со стороны телевидения или кинотеатров (принцессы Диснея). Мы работаем с крупнейшими лицензиарами – такими, как «Disney», «Marvel», «Mattel», «Hasbro», «eOne», «Анимаккорд».
Лично мне самой очень нравится работать с заграничными базами – там высочайшего уровня исходные картинки в самых новых версиях программ. Даже просто работая с ними и верстая такие иллюстрации, мы уже смотрим как и что сделано и нарисовано, какие модные приемы использованы.
Брендовые книги
Первое что приходит в голову, когда думаешь о детских иллюстрациях – это художественное направление (отдельные художественные произведения, проза и стихи). Но на самом деле иллюстрации нужны и научно-популярному направлению (энциклопедиям), и учебным пособиям (так что и простые плоские рисунки, и ботанические изображения – все может пригодиться!). А вот обычные раскраски сейчас на спаде. Очень интересно и популярно сейчас направление досуговых детских книг.
Досуговые – это и развлечение, и обучение. В них часто встречаются наклейки, вложенные плакаты, какие-то нестандартные размеры или форма издания. Их интересно взять в поезд, в машину, ребенок считает их развлечением, но заодно чему-то учится или получает мотивацию. Вот как раз досуговые книги чаще попадают в тот сектор, где мы заказываем свежее. Потому что там бывает необычный формат (например, очень длинный панорамный), или тема новая (в базе у нас подобных тем не было), или наклейки – все это проще заказать художнику, особенно если новая серия и все хотят «свежие иллюстрации». Для серии важны единство стиля рисования и оформления обложек (у выбранного художника соответственно много шансов рисовать больше одной книги для серии).
Примеры досуговых книг
Какой путь проходит книга, через чьи руки?
Если книгу заказываем у художника, то мы утверждаем техзадание (ТЗ) заранее (размер готового издания, формат файлов, в которых сдается работа (чаще просят psd в слоях (!) либо векторные файлы), количество, примерное содержание. Если художник новый для нас, то чтобы представить, насколько он понял тему и ТЗ, мы просим его сделать эскизы (небольшие ч/б. Либо в цвете, но тоже маленькие фрагменты – просто чтобы понять стиль). Эскизы не оплачиваются – оплачиваемая работа начинается, когда все оговорено, эскизы утвердил арт-директор и заключен договор. Аванс в нем не предусмотрен, тк. вернуть аванс (даже с договором) у физического лица очень сложно.
Нам крайне важно, чтобы работа была сдана целиком, не частично (а такие прецеденты были). Обе стороны очень заинтересованы в том, чтобы иллюстрации были сданы вовремя (план печати ждать нас не будет) и оплачены (мы следим за правильным оформлением авторских прав). Естественно, что дальнейшая работа будет только с теми, кто вовремя сдал файлы, соблюдал ТЗ и уточнял у худреда и литреда все нюансы, которые возникают. С такими людьми просто приятно работать! В Москве художники лично могут прийти и подписать бумаги, но и с другими городами мы тоже работаем по налаженной схеме.
Важно понимать, что не только «издательство должно автору», но и со стороны автора тоже есть рамки, которые он должен соблюсти – все прописано в договоре. Некоторые про это забывают, а ведь соглашение подписывается двустороннее. Боюсь, не все даже читают договор…
Хорошо, если иллюстрация нарисована чуть крупнее, чем это будет стоять в книге, с небольшим уменьшением она смотрится лучше и помарки исчезают, советую всегда рисовать крупнее на 15-20% по размеру (к векторным файлам не относится).
Когда файлы либо оригиналы попадают в руки худредов, мы собираем все в книгу, цветокорректируем для печати, создаем обложку (отдельную либо серийную). Готовые файлы отправляются в отдел препресс, где записываются файлы для печатной машины одной из нескольких типографий.
От сдачи работы художником до момента появления книги в магазинах может пройти и полгода, нужно набраться терпения. Начисление гонорара тоже занимает около 1-1,5 месяца.
Вы говорили о конкурсе “Новая Детская Книга”. Расскажите, пожалуйста, о нем чуть подробнее. Когда и где он проходит? Какие условия участия? Что получает победитель? Возможно ли показать работы победителей последних лет?
В 2009 году крупнейшее российское детское издательство «РОСМЭН» выступило с инициативой создания ежегодного литературного конкурса «Новая детская книга» с целью привлечь внимание читателей к современной российской детской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов детских книг и дать им возможность опубликовать свои произведения. Издательство поддержали известные писатели, художники-иллюстраторы, эксперты в области литературы, искусства и медиа индустрии.
Изданные после конкурсов книги авторов-участников
За 8 прошедших сезонов на конкурс было подано более 26 000 рукописей и заключено порядка 80 контрактов с авторами. Сегодня это один из крупнейших литературных конкурсов в России и СНГ, в активе которого более 80 изданных книг. Среди них такие нашумевшие проекты, как фэнтези-саги «Часодеи» Натальи Щербы, «Зерцалия» Евгения Гаглоева, «Дарители» Екатерины Соболь, а также книги для читателей младшего возраста от Анастасии Орловой, Юлии Симбирской, Анны Никольской и многих других замечательных авторов. Многие из книг конкурса, уже изданные, продолжили завоевывать новые награды престижных литературных премий.
Книги Н. Щерба
Интересно, что победители конкурса печатаются затем в разных издательствах, так как, показав свое произведение для широкой публики на сайте конкурса, привлекают внимание и других издательств – они тоже внимательно следят за конкурсом и ищут новые имена. Участие в конкурсе – хорошая строчка в резюме или портфолио, даже если не заняты призовые места.
Изданные после конкурсов книги авторов-участников
В 2010 году были объявлены победители конкурса в первый раз. Примечательно, что в номинации «Приключения и фэнтези» победу одержала известная теперь автор Наталья Щерба. Рукописей тогда было прислано почти 3 тысячи! А вот номинация для иллюстраторов появилась позже.
Для наглядности, покажу работы последних лет. Например, «Новая детская книга-6 (2014-2015)». I место среди писателей – Никольская Анна (г. Барнаул). «Марта и фантастический дирижабль».
Шорт-лист иллюстраций в 2015 году можно посмотреть здесь.
Из всех присланных работ (литературных и художественных) редакторы отбирают произведения в лонг-лист. Там могут быть десятки работ. После этого этапа, жюри отбирает из лонг-листа – шорт-лист (обычно около 10 произведений), а среди них уже определяются победители. На сайте конкурса можно посмотреть названия и авторов литературных произведений шорт-листов всех лет, а что касается иллюстраторов – то и работы из шорт-листа. Невероятно интересно и разнообразно художники решают книжные задачи, это стоит увидеть!
Посмотрим на лауреатов конкурса «Новая детская книга-7 (2015-2016)».
Например, КолесоваУльяна (Канада, г. Торонто) «CaseoftheMissingButterfly 3».
Номинация «Новая детская иллюстрация»:
I место: Инна Папоротная (Беларусь, г. Гродно). Работы «Ванна», «Семейство коала», «Дракон комодо», «Улитка»
II место: Алексей Черепанов (Украина, г. Харьков). Работы «Сказки дядюшки Римуса», «Ветер в ивах»
III место: Вадим Бутаков (Россия, г. Москва). Работы «Улитка», «Умный кролик», «Бездомная лягушка», «Кролики и ролики»
Призеров-писателей можно посмотреть здесь.
В прошлом году прошел конкурс «Новая детская книга – 8 (2016-2017)».
Иллюстрации, вошедшие в шорт-лист 2017 года, можно посмотреть здесь.
В номинации «Новая детская иллюстрация» в прошлом году победили:
I место: Анна Павлеева (Россия, г. Москва)
II место: Наталия Штефан (Россия, г. Москва)
III место: Эмма (Россия, г. Петрозаводск)
Работа из шорт-листа 2017 года: Волкова Мария (Россия, г. Отрадное) «Уго и Альба 4»
Иллюстрации, вошедшие в шорт-лист 2017 года, можно посмотреть здесь.
Если говорить о писателях, то занявшие призовые места авторы получают не только приз-статуэтку, но и контракт на публикацию. Кроме победителей, часто бывают опубликованы и участники шорт-листа.
Победители конкурса 2018 года будут известны в сентябре.
Автор статьи Элина Элис
так хочется всё полистать
какие все невероятно талантливые!
просто вау
Хм. Написано, что аванс не предусмотрен, работы чаще сдаются в слоях, начисление гонорара через 1-1,5 месяца. Не совсем комфортная схема.
Да вообще не комфортная, особенно если работаешь с издательством в первый раз и нет накопленных средств или гонорара хорошего от предыдущего заказа. Я понимаю, конечно. все мотивы издательства, но в реальности получается, что чтобы сдать всё в срок, учитывая все поправки, надо будет работать только над этим проектом без оплаты несколько месяцев, т.к. на сторонние заказы времени не будет. Ну а если пытаться работать на два фронта, то потом с тобой работать уже не захотят, по вышеописанным причинам.
хочется вот с Кузнецовым напрямую поговорить)
Напиши ему сообщение))
Спасибо за ценнейшую информацию, Ирина.
Размышления такие:
1. Тестовое задание не оплачивается. (я стараюсь относиться к этому нормально, если оно совсем небольшое, то есть чб наброски или маленький кусочек в цвете). Считаю это издержками профессии, примерно как то, что врач может подхватить грипп, а водителю приходиться вдыхать пары бензина.
2. Авансов нет. Начисление гонорара занимает 1-1.5 месяца. То есть художнику работать и надеяться (и нервничать так как проекты тоже замораживаются и закрываются, увы) долгие месяцы? Быть в это время иждивенцем у семьи или жить на ранее сделанные накопления?
3. Файл чаще просят отдать PSD по слоям или вектор. Наверное, акварельные иллюстрации уже принимаются очень редко...
И это ещё в случае если Ваша работа проходит их внутренний конкурс. Или они сами Вас пригласят что нибудь отрисовать.
Я с Росмэном много лет работаю. Нареканий нет. Тесты да, не оплачиваются. Но я и сама без теста работу не начну, я должна быть уверенна, что мы с заказчиком поняли друг друга.
Договор подписывается в начале работы. Гонорар можно разбить на несколько выплат, все при подписании договора обсуждается. Выплаты всегда в конце месяца, поэтому и получается от месяца до полутора, в зависимости от того, какого числа договор подписан.
Вот про слои ничего не скажу, т.к. работала для них только акварелью. Но у Росмэна есть такой грех - навырезать из картинок элементов и смастырить из них "дизайн". "Дизайн" порой заставляет хвататься за валидол...