Искусство линии : мелизмы
Кое-какие аналогии между изо и музыкой…
Мелизмами в музыке называются крошечные мелодические фигуры, употребляющиеся для украшения мелодической линии: форшлаги, группетто, трели, тремоло и т. д.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мелизм
В классическую эпоху композитор проставлял в нотной записи при соответствующей ноте обозначение необходимости мелизма, оставляя за исполнителем конкретную его расшифровку при исполнении произведения. В качестве образцового примера можно привести великолепную перекличку мелизмов в правой и левой руках в исполнении Гленном Гулдом бурлеска из Партиты No. 3 in A Minor, BWV 827 И. С. Баха
http://www.youtube.com/watch?v=XiBmwl4c0IE
Аналогичный мелизмам приёмы употребляются в линейном рисунке. Вот некоторые из них. (Здесь и далее все картинки кликабельны)
Засечка на первой линии играет роль мордента, дрожащий участок второй линии можно уподобить трели, начальные и конечные участки третьей и четвёртой линии демонстрируют некоторые виды акцентов.
Приведём пример использования мелизмов в линейном рисунке.
Глаза, как парный элемент в данном рисунке, можно уподобить двум идентичным музыкальным фрагментам полифонического произведения, последовательно проведённым в правой и затем в левой руках. В том и в другом случае исполнитель рисунка употребил некоторые мелизмы, образующие контрапунктические пары, расположенные по принципу перекрёстной симметрии. Перекличка между соответстующими мелизмами даёт контрапунктический «диалог» глаз в рисунке.
Вот расшифровка некоторых парных контрапунктических моментов.
1. Перекрёстная симметрия зазоров («пауз»)
2. Перекрёстная симметрия касаний («легато»)
3. Перекрёстная симметрия дрожаний («трелей»)
4. Перекрёстная симметрия тупых и острых кончиков линий («акцентов»).
Такой диалог мелизмов (наличие малозаметных элементов перекрёстной симметрии в двух на первый взгляд идентичных фрагментах рисунка) даёт необходимое для остроты восприятия нарушение монотонности в изображении глаз. Будь глаза в рисунке полностью и окончательно симметричны, т. е. повторяй правый глаз левый с точностью до отражения, зритель невольно пропускал бы такие «неинтересные» глаза при рассматривании рисунка, поскольку полная тавтология (повтор) скучны нашему зрению и сознанию.
.
Спасибо, Дмитрий.
Интересно… Ну вот… теперь буду постоянно высматривать эти линии в процессе работы и, в конце концов, сойду с ума)))
)))) Ничего не надо высматривать, Вика. Пусть Вам, как мне, эти истины, напротив, служат к пущей храбрости руки: не всякую неловко проведённую линию стоит замазывать, заглаживать и исправлять)
Володя, порадовал!!! Спасибо!)))
Я в 1984 году купил книгу Виктора Ванслова «Изобразительное искусство и музыка». Обчитавшись ее стал иллюстрировать музыку. А в институте написал курсовую «Изобразительное искусство в музыке». И пообещал кафедре истории искусств написать еще одну курсовую «Музыка в изобразительном искусстве». С тех пор к этой завораживающей теме ни разу не возвращался.
Ты Молодец.))) Два плюса тебе.)))
Сердечное спасибо, Слава! Видит Бог, есть, есть какое-то родство душ между нами)))
Прекрасно! Сразу вспомнилась «Игра в бисер» Г. Гессе.
Спасибо большущее, Валентина! — когда-то очень впечатлился книгой, теперь больше увлекаюсь письмами этого мужественного человека.
ИСКУССТВО ЛИНИИ: МЕЛИЗМЫ
сегодня эти приёмы (украшать линию) — часто используются в так называемых фЭшн иллюстрациях.
скюзьме, что этот графический пример я уже приводил (некогда шукать по енету в бесконечных поисках), но за то — хорошо видно — как это добавляет рисунку жИвости и нужный градус эмоционального содержания:
однообразные, чертёжные (как из-под рапидографа) — линии — это нестерпимо скУшно.
всецело — разделяю это мнение
:)
Спасибо, Станислав.
Но всё-таки посетую) ну вот что за беда, ну вот нет в мире совершенства, подумать только, настолько хороший человек и настолько склонный вставлять в мои посты картинки)
Впрочем, картинка прекрасная, и действительно отчасти по теме.