Искусство линии : мелизмы

Main original

Кое-какие аналогии между изо и музыкой…

Мелизмами в музыке называются крошечные мелодические фигуры, употребляющиеся для украшения мелодической линии: форшлаги, группетто, трели, тремоло и т. д.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мелизм

В классическую эпоху композитор проставлял в нотной записи при соответствующей ноте обозначение необходимости мелизма, оставляя за исполнителем конкретную его расшифровку при исполнении произведения. В качестве образцового примера можно привести великолепную перекличку мелизмов в правой и левой руках в исполнении Гленном Гулдом бурлеска из Партиты No. 3 in A Minor, BWV 827 И. С. Баха
http://www.youtube.com/watch?v=XiBmwl4c0IE

Аналогичный мелизмам приёмы употребляются в линейном рисунке. Вот некоторые из них. (Здесь и далее все картинки кликабельны)
Fon
Засечка на первой линии играет роль мордента, дрожащий участок второй линии можно уподобить трели, начальные и конечные участки третьей и четвёртой линии демонстрируют некоторые виды акцентов.

Приведём пример использования мелизмов в линейном рисунке.
Мелизмы 000
Глаза, как парный элемент в данном рисунке, можно уподобить двум идентичным музыкальным фрагментам полифонического произведения, последовательно проведённым в правой и затем в левой руках. В том и в другом случае исполнитель рисунка употребил некоторые мелизмы, образующие контрапунктические пары, расположенные по принципу перекрёстной симметрии. Перекличка между соответстующими мелизмами даёт контрапунктический «диалог» глаз в рисунке.

Вот расшифровка некоторых парных контрапунктических моментов.

Мелизмы 001
1. Перекрёстная симметрия зазоров («пауз»)

Мелизмы 002
2. Перекрёстная симметрия касаний («легато»)

Мелизмы 003
3. Перекрёстная симметрия дрожаний («трелей»)

Мелизмы 004
4. Перекрёстная симметрия тупых и острых кончиков линий («акцентов»).

Такой диалог мелизмов (наличие малозаметных элементов перекрёстной симметрии в двух на первый взгляд идентичных фрагментах рисунка) даёт необходимое для остроты восприятия нарушение монотонности в изображении глаз. Будь глаза в рисунке полностью и окончательно симметричны, т. е. повторяй правый глаз левый с точностью до отражения, зритель невольно пропускал бы такие «неинтересные» глаза при рассматривании рисунка, поскольку полная тавтология (повтор) скучны нашему зрению и сознанию.

Комментарии17
avatar

.

7 Октябрь 2012, 14:46
avatar
Владимир Фоканов
Дмитрий Тараторин (TarXor)
0

Спасибо, Дмитрий.

7 Октябрь 2012, 15:43
avatar

Интересно… Ну вот… теперь буду постоянно высматривать эти линии в процессе работы и, в конце концов, сойду с ума)))

7 Октябрь 2012, 18:55
avatar
Владимир Фоканов
Китавина Виктория
0

)))) Ничего не надо высматривать, Вика. Пусть Вам, как мне, эти истины, напротив, служат к пущей храбрости руки: не всякую неловко проведённую линию стоит замазывать, заглаживать и исправлять)

7 Октябрь 2012, 19:23
avatar

Володя, порадовал!!! Спасибо!)))

Я в 1984 году купил книгу Виктора Ванслова «Изобразительное искусство и музыка». Обчитавшись ее стал иллюстрировать музыку. А в институте написал курсовую «Изобразительное искусство в музыке». И пообещал кафедре истории искусств написать еще одну курсовую «Музыка в изобразительном искусстве». С тех пор к этой завораживающей теме ни разу не возвращался.

Ты Молодец.))) Два плюса тебе.)))

7 Октябрь 2012, 19:18
avatar
Владимир Фоканов
Вячеслав Люлько
0

Сердечное спасибо, Слава! Видит Бог, есть, есть какое-то родство душ между нами)))

7 Октябрь 2012, 19:25
avatar

Прекрасно! Сразу вспомнилась «Игра в бисер» Г. Гессе.

7 Октябрь 2012, 22:28
avatar
Владимир Фоканов
Валентина - Русалка - Степанова
0

Спасибо большущее, Валентина! — когда-то очень впечатлился книгой, теперь больше увлекаюсь письмами этого мужественного человека.

7 Октябрь 2012, 23:17
avatar

ИСКУССТВО ЛИНИИ: МЕЛИЗМЫ

сегодня эти приёмы (украшать линию) — часто используются в так называемых фЭшн иллюстрациях.

скюзьме, что этот графический пример я уже приводил (некогда шукать по енету в бесконечных поисках), но за то — хорошо видно — как это добавляет рисунку жИвости и нужный градус эмоционального содержания:

однообразные, чертёжные (как из-под рапидографа) — линии — это нестерпимо скУшно.

всецело — разделяю это мнение

:)

7 Октябрь 2012, 23:31
avatar

Спасибо, Станислав.

Но всё-таки посетую) ну вот что за беда, ну вот нет в мире совершенства, подумать только, настолько хороший человек и настолько склонный вставлять в мои посты картинки)

Впрочем, картинка прекрасная, и действительно отчасти по теме.

8 Октябрь 2012, 00:10
avatar
STANiSLAFF
Владимир Фоканов
0

Владимир,

:)

ну, а как на пальцах то объяснять то, что одной картинкой — тЫщщу слов заменяет.

блоги то — именно для обмена мнениями.

для того, чтоб что-то сказать и не слушать ничьих ответов — более подходят видеотрансляции и лекции в енете — да и то — под каждым видео — без километров коментов — никак…

:)

на мой скус — на таких картинках пример употребления мелизмов в линии — более заметен — а главное понятнее — для ЧЕГО — ибо стиль ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО линейного письма — хорошо востребован и соответственно — не плохо оплАчивается.

и тогда юным начинающим коллегам — хоть понятнее — для чего париться — изучать.

не для абстрактного следования каким-то устаревшим пожеланиям преподователей, а для самого, что нинаесть — жизненно важного процесса — для освоения высот профессии

:)

8 Октябрь 2012, 00:21
avatar

Станислав, а вот мой небольшой, но очень реальный педагогический опыт подсказывает мне: никогда не объясняй две темы одновременно, у слушателей в голове будет каша. А уж тем более не смешивай сразу пять, семь, десять тем. На Вашем прекрасном рисунке мелизмы встречаются, конечно, но они не главные, и вообще отыскать их — задача не для троечника, поскольку совсем иные исполнительские приёмы — росчерки, эллипсисы, удвоения, клаксоны, пятна цвета и т. д. — в первую очередь бросаются в нём в глаза.

Понимаете, я объять сразу всю вселенную не претендовал. Я хотел объяснить одну маленькую тему — но внятно. Для этого мне нужно было выделить мелизмы из общей массы приёмов. Выделить, а не смешать))

8 Октябрь 2012, 01:13
avatar
STANiSLAFF
Владимир Фоканов
0

«…не объясняй две темы одновременно…» — это правильно — поддерживаю

:)

просто Вы привели в пример слишком мало иллюстративного материала (соппсттвенно, всего — 1).

а так как самые интересные арт объекты — как правило — соединяют в себе микс из самых разных приёмов-то подыскать «чистые» примеры — довольно сложно и чаще всего они бывают именно — маловыразительные и начинающих художников просто не впечатляют.

кроме того — «докладчик» должен учитывать разницу вкусов — даже в классе, где всего 20 человек — зАпросто наберётся треть «электората», которым будет побарабАну приведённый пример — если он всего 1 — и только по тому, что они не понимают отдельно взятый стиль данного автора. По этому — надёжнее давать ВЕЕР примеров — самых разных авторов (и лучше — признанных и проверенных временем и подбирать внимательно и со вкусом), чтоб высказанная мысль была понятна максимальному количеству людей.

ИМХО

:)

иначе мысль сказанная — обернётся «обстенугорОховым» результатом.

8 Октябрь 2012, 01:29
avatar

Ну, даже над этим крошечным иллюстративным материалом и этим ничтожным текстом мне пришлось попотеть часа два))) Смилуйтесь, Станислав, где мне взять время, у меня дети, работа. И вообще я не художник.)

Вот если Вы разместите материал, где дадите себе труд сопроводить свой фэшн-рисункок — нет, не благими пожеланими «рисуйте так же» — а детальным, конкретным разбором (пусть даже не со стрелочками, но так чтобы и профану понятно было, а иначе в чём наука?) — я скажу Вам- да, Вы профи, Станислав! — и почтительно сниму перед Вами шляпу. А пока мы не проверили Ваших педагогических теорий делом, и вы только с берега подаёте советы пловцу, я — не сердитесь уж, пожалуйста! — я считаю, что даже со своей неуклюжестью обхожу Вас на два корпуса, как любой практик любого теоретика)

(чтобы не было недоразумений, знайте, что http://illustrators.ru/posts/liniya-i-akvarel я читал)

8 Октябрь 2012, 01:52
avatar
STANiSLAFF
Владимир Фоканов
0

:)))

спасибо, что читали мой блог.

хоть — оравы детей мне кормить не нужно — после нескольких лет командировок — мне неизвестно — где и в какой стране — поприлипло — чаво или обошлось, но и у меня много времени на подборы материалов — не хватает, по этому в УЧИТЕЛЯ я к народам не напрашиваюсь — сил хватает только на режим изредКА[снава] собеседника.

и запросто уступлю Вам сколько угодно «корпусов вперёд»

тем пАче — я именно практик — мне чессно — побарабану, как чё называецца — когда есть образец рисунка, который мне понравился — я осваиваю все методы, чтоб и у меня получалось так жэ — остальное меня в ПРОФ. жизни — мало колышит

:)

тем паче — давать советы «с берега» — как плыть, пилить дрова, сэксом занимацца на красной площади — это отдельное удовольствие, не надо напрягать себя подбором справочной литературы размером с Лен. библиотеку. — достаточно крикнуть:

эй! дарагой! так гОлюйю жьЭнщину Hэ. цэлюйют, да… атайды, щас пакажю, как нада…

8 Октябрь 2012, 02:11
avatar

Ну слава Богу, разобрались наконец))

Всего доброго и до новых встреч, Станислав.

8 Октябрь 2012, 02:19
avatar
STANiSLAFF
Владимир Фоканов
0

и Вам не хворать…

и задОрных нескУшных сноведений…

:)

8 Октябрь 2012, 02:25