Ликбез о заключении договоров

Main 65042029 2307618895983574 3296296505287114752 n

Нужно видимо разжевать подробнее про договорные системы, потому что не все издатели на проверку адекватно воспринимают изменения.

Итак, долгое время массовый издатель предлагал художникам безальтернативный вариант передачи исключительных прав на изображение. Что это по факту означает? То, что вы с концами отдаете издательству свою работу за очень скромную сумму (а издатель нынче демонстративно беден, и платить больше не намерен), и с момента заключения договора передачи исключительного права издательство может делать с вашим артом все, что захочет - пускать в доптираж, вставлять в другие работы, перерисовывать, коллажировать, и, что характерно, барыжить вашим артом налево и направо на своих условиях, да хоть в рекламу презервативов пускать. Для ленивых юридических отделов эти договора были мякоткой, заключил и забыл. Если вы начинающий художник, и вас не особо беспокоит, что дальше будет с вашей иллюстрацией - то нарисовал и забыл, получив обозначенную копейку. Но, мягко говоря, такая форма договора называется "Ну-ка харя громче тресни", и закрыть эту халяву для издательств нужно было еще во времена, когда книжный рынок подкосило пиратство и гонорары иллюстраторов резко сошли на нет.

Но, это в теории "жадный издатель" обладает достаточным количеством предпринимательского таланта, чтобы сделать с вашим артом еще что-либо, кроме одноразовой публикации на обложке книги. На деле иллюстрации просто появлялись на обложках, раз или два, а затем падали на дно большой черной дыры бездонного архива, над которым издатель сидел, приговаривая "Моя прелесть". Практика показала, что даже вменяемый запрос к издательству "Где тот проданный арт, и на каких условиях его можно использовать" сейчас превращается в многомесячное перепинывание между отделами издательств, которые разваливались, собирались, реформировались, вливались в холдинги и которые ничего не знают, но денег от вас захотят, как только разберутся.

Если коротко, это все пц как нездорово. И это в то время, когда весь цивилизованный мир дифференцирует расценки в зависимости от формы соглашения, а издатель, желающий непременно получить пожизненный эксклюзив - и платит за него соответствующие суммы.

К счастью, некоторое время назад случился праздник адекватности, и договор передачи лицензии стал появляться на свет чаще исключительного. Договор лицензии подразумевает, что издатель в течении определенного срока может использовать вашу работу в своих интересах, после чего работа благополучно вернется к вам. Сроки и возможности спокойно обговариваются. Хочет доптираж - делает, хочет переиздать - переиздает, все как и раньше, за небольшим исключением. Договор лицензии хоть в какой-то мере компенсирует низкие расценки издателя на работу художника, и позволяет художнику по истечению срока договора сделать с иллюстрацией еще что-либо - пустить в коммерческий тираж, наделать футболок, в конце концов - еще раз продать. Если брать во внимание общую пользу для индустрии, подобный договор мог давно смягчить отток профессиональных художников из издательского бизнеса. Вы же не можете повышать расценки иллюстраторов минимум в два-три раза до уровня международных стандартов, правильно? И это я еще не включаю в общее уравнение инфляцию на фоне дичайшей стагнации расценок на работу - ночь там, как говорится, темна и полна ужаса, и гонорары живут по десять лет без перерасчета.

В какой то мере даже приятно, что такие крупняки как АСТ или Эксмо отнеслись к "лицензии" вообще без вопросов, и здравый смысл победил.
Но победил он еще не везде, да. И фразу "Нам это невыгодно" я уже один раз от одних товарищей услышал.

Комментарии49
avatar

Хорошо быть крутым востребованным иллюстратором. Тогда можно диктовать свои условия. А если нет - « извините, но либо так, либо найдём другого - базар большой». Пока будут люди, готовые работать на их условиях, это не изменится

1 Июль 2019, 16:44
avatar

Договор лицензии - точно такие же одинаковые условия. Просто надо договариваться на берегу, спрашивать у людей по каким формам возможно сотрудничество. Им нет смысла держать ваши иллюстрации пожизненно, как правило. Это банальная лень их юридических отделов.

1 Июль 2019, 17:40
avatar

Ну чтоб переломить ситуацию, надо действовать. И хотя бы пытаться договориться, а не глотать все условия что продиктуют, и трястись при этом как заяц что выгонят. Ну да, рынок большой но рыться искать кого то это деньги и время. И обычно договориться с найденым уже человеком, проще чем нового искать.

5 Июль 2019, 05:53
avatar

По истечении срока договора можно смело выбросить свою картинку в топку,так как даже через 5 лет она уже нафик никому не нужна будет..на футболку тем более,дизайн устареет к тому времени.Ну разве что найдутся халявщики,которые купят её за копейки(хотя копеек уже не будет).Ну или найдется коллекционер,который оценит ваш труд по достоинству,что мало вероятно,и купит картинку..а потом опять перепродаст:)

4 Июль 2019, 17:23
avatar
Макс Олин
Любовь Элье(Lyubov Elie )
3

Что за чушь я сейчас прочитал?

5 Июль 2019, 06:47
avatar

Тогда найдите мне иллюстратора,который несколько раз продал свои иллюстрации разным лицам.Мне просто интересно:)

5 Июль 2019, 09:11
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
1

Зачем разным? Если издательство успешно продаёт продукцию в течение 2-5ти лет, то оно может быть заинтересовано в повторной покупке. И это очень сильно зависит от самих иллюстраций. Одну специфическую картинку может и трудно пристроить, но набор одной тематики уже легче и другим издательствам предложить. Но проблема-то самая главная в том, что издательства не готовы предложить сумму покрывающую искл. право на весь срок, а при этом стараются "всё навсегда" забрать (и совершенно не от лени, автор). И не надо на 15 лет, будет ли продукт успешным можно понять за более короткий срок.

5 Июль 2019, 11:42
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
-2

Предложить то можно,но где гарантии,что им это нужно?Даже если найдутся покупатели за это время,они не станут ждать окончания срока договора.Опять"может быть заинтересовано"..а может и не быть.Я тут не вижу повода для радости абсолютно:)

5 Июль 2019, 12:33
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
1

Мне видится, что у иллюстратора должен формироваться хоть какой-то стратегический план по часть своего творчества. Если на этапе разработки никак не оценивать потенциальную привлекательность картинок в дальнейшем для перепродажи, то это проблема. Опять же это проблема только если первичный заказчик не может достойно оплатить полное отторжение прав.

5 Июль 2019, 12:44
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
-2

Не надо на 15 лет?Будет-не будет,при чём тут это?у издательства есть утвержденный план,который надо выполнить.Они сами решают,что им печатать и в каком виде(наверное вполне себе уверенные в том,что эта книга с именно такими иллюстрациями и будет продаваться).Понимаете?В издательстве не будут ставить на удачу ибо на каждый проект выделяется определенная сумма.Тут нужно знать наверняка.

5 Июль 2019, 12:40
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

Это уже политика издательства, насколько наглости хватит. Иллюстратор вне штата, и его дело - своей головой думать, как в этой ситуации крутиться. Если издательство само предлагает Вам сотрудничество, то как Вы и отметили, они предполагают, что такие картинки как у выбранного продадутся. А если так, то зачем ему 15 лет то ждать?

5 Июль 2019, 12:48
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
-2

15 лет-это примерный срок договора.Снова реализовать эти иллюстрации он сможет только по окончании этого срока.чего тут не понятного?:)

5 Июль 2019, 13:00
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

Если картинки конкурентноспособные, то заключать договор на 15 лет без соответствующей оплаты - перебор, я это имею ввиду. И нет "примерного срока" в 15 лет. Зависит от того, на сколько лет договоритесь, а это уже зависит от того, насколько именно ваши работы нужны.

5 Июль 2019, 13:02
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
-3

Если издательство заказывает тебе иллюстрации к серии книг конкретного автора,а в договоре стоит 15 лет,то не вижу смысла в том,чтобы спорить о сроках.

5 Июль 2019, 13:22
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

А если не конкретного? Есть совершенно разные направления иллюстрации, где картинки можно спокойно перепродавать.

5 Июль 2019, 13:25
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
0

Тут речь идёт об издательствах и жадных издателях,вроде как:) в других направлениях другие правила.

5 Июль 2019, 18:27
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
0

Тут речь идёт об издательствах и жадных издателях,вроде как:) в других направлениях другие правила.

5 Июль 2019, 18:27
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

Эммм. А уйти со своими картинками от жадного издателя через 5 лет в другое направление не судьба? Не нужно упираться лбом в один способ иллюстрирования, издательства сейчас что только не печатают. Иллюстраций много и разных, которые потом на скетч бук, на обои и к другим видам продукции можно применить.

5 Июль 2019, 18:49
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
0

Со своими картинками в другое направление-это как?типа,иллюстрации к роману Достоевского пустить на принты и обои?:))

5 Июль 2019, 19:11
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
1

А издают не только Достоевского. Сказки, игровые наборы, календари, энциклопедии, раскраски антистресс, чего только нет... Очень много материала, который при творческом подходе можно повторно реализовать.

5 Июль 2019, 19:19
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

Ну Вы мне прямо Америку открыли,Виктория:))ну а с Достоевским чего делать-то?в топку?:)

5 Июль 2019, 20:04
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
1

Что делать с Достоевским - это проблема того, кому его заказали))).

5 Июль 2019, 20:20
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
0

Вооот:))с этого и надо было начать.Впрочем,напрашивается простой и логический вывод:чем универсальнее иллюстрация,тем проще её реализовать,продать,а значит и стоимость её должна быть в разы меньше,чем эксклюзивный заказ на классиков мировой литературы.Ну что ж,в итоге не всё так печально,как казалось чуть раньше:))

5 Июль 2019, 20:25
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
0

И эти иллюстрации не могут быть конкурентоспособными,ибо тут процессом управляет редактор(с которым во многом не соглашаешься,но рисуешь то,что требуют).И потом вот этот "продукт" совместной деятельности станет твоей головной болью,потому что это не Твоё и мне оно не нужно вовсе.Но продать,конечно,можно .. хотя бы попытаться:)

5 Июль 2019, 13:27
avatar
Виктория Романенкова pro
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

Неправда. У кого как, есть редакторы, которые доверяют и почти не вмешиваются в процесс. Всё зависит от разных обстоятельств. И потом, различные версии рисунков ДО правок тоже ваши. Рулить можно. А вот если отказался от прав, то помаши рукой и забудь. Я считаю, что в последнем случае меньше мотивации разбираться и расти в своём направлении.

5 Июль 2019, 13:30
avatar
Любовь Элье(Lyubov Elie )
Виктория Романенкова
0

Если нравится работа и не желаешь с ней расстаться,то да,имеет смысл.А если нет,то я всегда с лёгким сердцем прощаюсь,машу рукой и забываю:)

5 Июль 2019, 14:03
О
Очень старый ветер
Виктория Романенкова
1

Это если рисунки для классики, которую могут издавать разные издательства.

А что вы будете делать, если вы делаете сотню иллюстраций для романа современного автора, причем в сеттинге и с персонажами. которые применимы только для данной конкретной книги?

Тут ведь еще другой вопрос можно поднять, если следовать банальной логике - если художник желает коммерчески использовать рисунок, на котором находятся персонажи, придуманные другим автором (например, книги), должен ли художник обсуждать роялти с автором текста за использование созданных автором текста, героев? ;)

5 Июль 2019, 18:02
avatar
Виктория Романенкова pro
Очень старый ветер
0

Вот это интересная тема) Авторское право распространяется на форму отображения, а не на идеи. В книге указано - герой с длинными ушами... Ну и нарисуют его 10 художников по разному... Как автор писатель будет доказывать, что герои созданы в соавторстве? На случай, когда автор текста рисует руками иллюстратора, можно выкупить исключительное право, никто же не спорит))). Но это частный случай.

5 Июль 2019, 19:02
О
Очень старый ветер
Виктория Романенкова
0

Зачастую в книгах герой описывается подробно - начиная от элементов одежды или униформы, до цвета и формы глаз, особенно, когда герои - антропоморфные. Тут спутать нельзя - яркий пример, Гарри Поттер - всегда будет понятно, что шрам в форме молнии на лбу - это вполне определенный, конкретный персонаж. вы подходите по очень формальному признаку, а я довольно придирчиво отношусь к изображению героев, включая тип сумки... и до помпонов на башмаках и плаще.

6 Июль 2019, 01:03
avatar
Виктория Романенкова pro
Очень старый ветер
1

Ясно, но текст и картинки суть разные формы отображения и поэтому авторских прав писатель на рисунок по закону не может предъявить. Во всяком случае, копаясь в статьях по авт. праву я нигде не встречала подобных гибридных случаев, которые бы рассматривались. Может быть, кто-то даст ссылку на другую инфо, если есть. Если писатель докажет, что сам участвовал в процессе рисования физически, то может быть, а идеи авторское право не защищает. Только если разработка (персонаж) в своём объективном выражении был запатентован (как человек-паук, смешарики и тд.), а это отдельная процедура с документами и большими тратами.

6 Июль 2019, 12:45
avatar
Макс Олин
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

>> найдите мне иллюстратора,который несколько раз продал свои иллюстрации разным лицам

Я продал. Еще вопросы есть?

6 Июль 2019, 20:51
avatar

Не,вопросов больше нет:) просто не понимаю,зачем издательствам картинки,которые уже когда то кем то использовались.Хотя,если срочный заказ,то пофиг,что печатать:) Я сейчас не над Вами прикалываюсь,а над жадными издателями:)

6 Июль 2019, 23:40
avatar

Праздник адекватности,блин:)Макс,вот представьте себе,что Вы в 40 лет заключили лицензионный договор на 15 лет.Т.е.эти 15 лет издательство продаёт книги с Вашими иллюстрациями и зарабатывает в то время,как Вы,получив скромное вознаграждение и потратив его в этом же месяце,больше ничего с этих иллюстраций не имеете и продолжаете поиски новых заказов и работодателей.Через 15 лет к Вам вернётся право вновь реализовать свои иллюстрации(на удачу ставлю 5%из 100).

5 Июль 2019, 11:15
avatar
Макс Олин
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

>>чем универсальнее иллюстрация,тем проще её реализовать,продать,а значит и стоимость её должна быть в разы меньше

Цена на иллюстрацию зависит от сложности ее исполнения. Все остальное - ересь.

>>Вы в 40 лет заключили лицензионный договор на 15 лет

Во-первых срок лицензии в среднем 3-5 лет по издательствам.

Во-вторых, отлично, через 15 лет я продам иллюстрацию на тетрадки, открытки, или другому издателю на переиздание книги. Что я теряю? Да вроде ничего. Ваш скепсис базируется на каком-то инфантильном пессимизме.

6 Июль 2019, 20:59
avatar

Нет,не от сложности.К примеру,в Эксмо мне платили за сложную миниатюрную иллюстрацию в 10 раз меньше чем за простую иллюстрацию на обложку.:)

6 Июль 2019, 22:48
avatar

Во-первых срок лицензии в среднем 3-5 лет по издательствам

______________

Возможно,про все издательства не знаю.У меня 9 договоров с Эксмо и все на 15 лет:)

6 Июль 2019, 22:53
avatar

Вы столько комментариев прочитали и нефига не поняли:) да,я не аптемист,как большинство и не рисую картинки на тетрадки и обои.

6 Июль 2019, 23:10
avatar
Макс Олин
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

Так зачем вы заключали договора с Эксмо на 15 лет? Просто передали бы исключительные права и все. Вам же теперь через 15 лет мучаться, выбрасывать иллюстрации в топку самостоятельно.

пс. "оптимист" через о и е.

7 Июль 2019, 17:07
avatar

Да я уже выбросила,зачем ждать?Пусть другие ждут и мучаются:)

7 Июль 2019, 17:11
avatar

А если не секрет,иллюстрации к какому произведению Вам посчастливилось реализовать дважды?или трижды?:)

7 Июль 2019, 17:13
avatar
Макс Олин
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

Не секрет. "Бой цеппелинов" был продан игроделам, затем, после закрытия их проекта, пошел на книжную обложку с минимальной доработкой. И может быть реализован еще раз, в перспективе.

>> мнение остальных мне не интересно:)

Ну, полагаю тут полная взаимность, и им точно также неинтересно ваше.

7 Июль 2019, 18:36
avatar

Не знаю,на взаимность не похоже:) если не интересно,то не читают.А если читают,то почему?

7 Июль 2019, 18:45
avatar
Макс Олин
Любовь Элье(Lyubov Elie )
0

Слушайте, вы замечательный художник. Мое дело рассказать людям, что создание иллюстрации не ограничивается однократным выходом в печать. Что возможно использование работ повторно, и более того, стоит делать так, чтобы работы использовались повторно так или иначе. Если вы прекрасно оформили Достоевского - эти иллюстрации могут переиздать и через 20 лет, и через 50. Вы имеете право на скепсис, но раздувать из этого многостраничный диалог не стоит. Вашу позицию в принципе поняли, и даже успели заминусить, что как бы намекает, что вы, возможно, не правы. Предлагаю на этом закончить беседу.

7 Июль 2019, 17:13
avatar

Да я просто высказала своё мнение,приятно поболтали с милой барышней о "своём".А к минусам и плюсам я равнодушна совсем.На сайте людей,к мнению которых я прислушиваясь,мало,несколько человек.А мнение остальных мне не интересно:)

7 Июль 2019, 17:25
avatar

а кто-нибудь может скинуть образец лицензионного договора на иллюстрирование книги, из последних актуальных? если не жалко. а то у меня только старые про отчуждение прав

26 Январь 2020, 10:04
avatar

Присоединяюсь к просьбе. Вам удалось его раздобыть?) У меня тоже лежат только старые договоры

10 Февраль 2020, 19:27
avatar
Sofya Saburovapro
Маргарита Чувикина
0

да, но еще не остановилась на каком-то конкретном.

10 Февраль 2020, 19:38
avatar
Макс Олин
Маргарита Чувикина
0

Дорогие дамы, ну полно же в сети шаблонов лицензионного договора. Могу какие-то более конкретные вопросы разобрать, если нужно. В целом у них один принцип - вы отдаете исключительное право не навсегда, а только на определенный конкретный срок.

27 Февраль 2020, 18:14