Ликбез о заключении договоров
Нужно видимо разжевать подробнее про договорные системы, потому что не все издатели на проверку адекватно воспринимают изменения.
Итак, долгое время массовый издатель предлагал художникам безальтернативный вариант передачи исключительных прав на изображение. Что это по факту означает? То, что вы с концами отдаете издательству свою работу за очень скромную сумму (а издатель нынче демонстративно беден, и платить больше не намерен), и с момента заключения договора передачи исключительного права издательство может делать с вашим артом все, что захочет - пускать в доптираж, вставлять в другие работы, перерисовывать, коллажировать, и, что характерно, барыжить вашим артом налево и направо на своих условиях, да хоть в рекламу презервативов пускать. Для ленивых юридических отделов эти договора были мякоткой, заключил и забыл. Если вы начинающий художник, и вас не особо беспокоит, что дальше будет с вашей иллюстрацией - то нарисовал и забыл, получив обозначенную копейку. Но, мягко говоря, такая форма договора называется "Ну-ка харя громче тресни", и закрыть эту халяву для издательств нужно было еще во времена, когда книжный рынок подкосило пиратство и гонорары иллюстраторов резко сошли на нет.
Но, это в теории "жадный издатель" обладает достаточным количеством предпринимательского таланта, чтобы сделать с вашим артом еще что-либо, кроме одноразовой публикации на обложке книги. На деле иллюстрации просто появлялись на обложках, раз или два, а затем падали на дно большой черной дыры бездонного архива, над которым издатель сидел, приговаривая "Моя прелесть". Практика показала, что даже вменяемый запрос к издательству "Где тот проданный арт, и на каких условиях его можно использовать" сейчас превращается в многомесячное перепинывание между отделами издательств, которые разваливались, собирались, реформировались, вливались в холдинги и которые ничего не знают, но денег от вас захотят, как только разберутся.
Если коротко, это все пц как нездорово. И это в то время, когда весь цивилизованный мир дифференцирует расценки в зависимости от формы соглашения, а издатель, желающий непременно получить пожизненный эксклюзив - и платит за него соответствующие суммы.
К счастью, некоторое время назад случился праздник адекватности, и договор передачи лицензии стал появляться на свет чаще исключительного. Договор лицензии подразумевает, что издатель в течении определенного срока может использовать вашу работу в своих интересах, после чего работа благополучно вернется к вам. Сроки и возможности спокойно обговариваются. Хочет доптираж - делает, хочет переиздать - переиздает, все как и раньше, за небольшим исключением. Договор лицензии хоть в какой-то мере компенсирует низкие расценки издателя на работу художника, и позволяет художнику по истечению срока договора сделать с иллюстрацией еще что-либо - пустить в коммерческий тираж, наделать футболок, в конце концов - еще раз продать. Если брать во внимание общую пользу для индустрии, подобный договор мог давно смягчить отток профессиональных художников из издательского бизнеса. Вы же не можете повышать расценки иллюстраторов минимум в два-три раза до уровня международных стандартов, правильно? И это я еще не включаю в общее уравнение инфляцию на фоне дичайшей стагнации расценок на работу - ночь там, как говорится, темна и полна ужаса, и гонорары живут по десять лет без перерасчета.
В какой то мере даже приятно, что такие крупняки как АСТ или Эксмо отнеслись к "лицензии" вообще без вопросов, и здравый смысл победил.
Но победил он еще не везде, да. И фразу "Нам это невыгодно" я уже один раз от одних товарищей услышал.
+
Хорошо быть крутым востребованным иллюстратором. Тогда можно диктовать свои условия. А если нет - « извините, но либо так, либо найдём другого - базар большой». Пока будут люди, готовые работать на их условиях, это не изменится
Договор лицензии - точно такие же одинаковые условия. Просто надо договариваться на берегу, спрашивать у людей по каким формам возможно сотрудничество. Им нет смысла держать ваши иллюстрации пожизненно, как правило. Это банальная лень их юридических отделов.
Ну чтоб переломить ситуацию, надо действовать. И хотя бы пытаться договориться, а не глотать все условия что продиктуют, и трястись при этом как заяц что выгонят. Ну да, рынок большой но рыться искать кого то это деньги и время. И обычно договориться с найденым уже человеком, проще чем нового искать.
По истечении срока договора можно смело выбросить свою картинку в топку,так как даже через 5 лет она уже нафик никому не нужна будет..на футболку тем более,дизайн устареет к тому времени.Ну разве что найдутся халявщики,которые купят её за копейки(хотя копеек уже не будет).Ну или найдется коллекционер,который оценит ваш труд по достоинству,что мало вероятно,и купит картинку..а потом опять перепродаст:)
Что за чушь я сейчас прочитал?
а кто-нибудь может скинуть образец лицензионного договора на иллюстрирование книги, из последних актуальных? если не жалко. а то у меня только старые про отчуждение прав
Присоединяюсь к просьбе. Вам удалось его раздобыть?) У меня тоже лежат только старые договоры