Интервью с редактором: Кира Фролова, издательство «Эксмо»

Main 160242799 3730992853688365 4600830050303284601 n

Первое интервью с редактором издательства являлось пробным форматом. Мы просто подумали, что было бы неплохо «навести мосты» между разными мирами, которые соприкасаются в одном общем деле — создании книг. Ведь каждая сторона имеет свое мнение и при этом считает его объективным, но только не мы. Ведь редакция блога про иллюстрацию должна быть непредвзятой,  ее предназначение — смотреть на все со стороны и просто анализировать. 

Поэтому в сегодняшнем интервью, уже с Кирой Фроловой ( её инстаграм: https://www.instagram.com/brioline_bruce/), редактором  издательства «Эксмо», мы попробовали поднять те темы, которые наши читатели оставили в комментариях к прошлому материалу. Получилось у нас раскрыть ответы на вопросы или нет? Будем рады обсудить в комментариях!


Кира, добрый день. Расскажите немного о себе и своем пути редактора.

Добрый день! Я пришла в издательство в 2018 году на должность младшего редактора в отдел фантастики. Всегда хотела работать с книгами, поэтому решила отправить резюме в «Эксмо». 

За три с половиной года с младшего редактора я доросла до ведущего, и сейчас занимаюсь поиском и развитием русскоязычных авторов, пишущих фэнтези и фантастику (и все смежное: магреализм, ретеллинги и так далее).

В прошлом интервью, с другим издательством, мы много говорили про романтический образ редактора книжного издательства, про личные ощущения и эмоции. Сегодня таких тем тоже коснемся, но по минимуму. Основная же тема, довольно острая для российского книжного рынка — сотрудничество иллюстратора и издательства, поиск и отсев нужных иллюстраторов. Поэтому первый вопрос будет такой: что проще и выгоднее для издательства, найти иллюстратора для отдельной книги, чтобы он смог предоставить свое видение и помочь полнее раскрыть смысл произведения, или же проще купить лицензию на изображение у какого-нибудь зарубежного художника и силами дизайнеров адаптировать ее под российскую аудиторию?

Про адаптацию зарубежного оформления лучше говорить с моими коллегами, которые работают в этой сфере. Я занимаюсь отечественными авторами, и мне адаптировать нечего.  Я постоянно ищу классных иллюстраторов на свои проекты. Очень люблю творчески свободных художников, которые предлагают что-то свое, даже если отходят от ТЗ. 

Как сторонний наблюдатель могу сказать, что зарубежные обложки (если все же говорить о работе с зарубежными проектами) хороши. Но очень часто все упирается в бюджет проекта – не везде есть возможность приобрести зарубежную обложку. Кроме того, отечественные иллюстраторы, я уверена, способны сделать не хуже, а порой и круче зарубежных коллег.

Сейчас многие издательства начинают переиздавать книги с иллюстрациями советских авторов, как детские, так и взрослые. И у читателя сразу встает вопрос: почему раньше издательства стремились сотрудничать с иллюстраторами как можно дольше, выпускать целые серии книг, даже растить иллюстраторов с нулевого уровня, а сегодня ничего такого близко нет? Это связано с экономическими факторами, которые не зависят от издательства, или, возможно, изменились приоритеты у самих редакций?

Мне кажется, работа каждого издательства с исполнителями строится индивидуально. Могу сказать про нашу редакцию: если художник классный, креативный, ответственный (что немаловажно) и настроен на сотрудничество, у него всегда будет работа. Когда я ищу иллюстратора, то надеюсь на продолжительное взаимодействие. Мне тоже важно понимать, что исполнитель меня не подведет. 

Поиск нового – всегда энерго- и времязатратное дело. А у редактора нет ни того, ни другого в избытке. Так что издательство также ищет надежных художников, с которыми будет сотрудничать на постоянной основе.

Как можно охарактеризовать отношения редакций с иллюстраторами? Понятно дело, что всегда встает вопрос оплаты, все хотят получить денег больше, чем они сейчас зарабатывают. И все-таки, как сложно находить иллюстраторов и поддерживать лояльные отношения с ними? Быть может, проблема в том, что изначально слабые иллюстраторы сразу хотят большой гонорар за свои услуги?

Я как раз не боюсь работать с художниками совсем начинающими и не имеющими опыта в книгоиздании, поэтому у меня проблем серьезных не возникало. Я ищу художников везде: инстаграмм, вконтакте, другие площадки. 

Если мне понравились иллюстрации, я просто пишу художнику. Некоторые сразу отказываются, так как им неинтересно сотрудничество с издательствами. С теми, кто готов работать, мы обговариваем условия «на берегу», и если они устраивают обе стороны, начинаем проект. Про гонорары: есть бюджет проекта, исходя из которого редактор предлагает оплату. Но если у меня с художником складываются крепкие рабочие отношения, я вижу, что человек старается и у нас получаются крутые проекты, то я обязательно буду работать над повышением оплаты. 

У многих складывается впечатление, что рынок печатных книг все время падает, начинают превалировать иные форматы: аудиокниги, электронные, приложения и развлекательные сайты. Как считаете, может ли это сказываться на количестве хороших книжных иллюстраторов? Ведь для того, чтобы захотеть развиваться в этом направлении, хочется быть уверенным в стабильности рынка и том, что навык пригодится в будущем. 

Профессионал в своем деле, - будь-то иллюстратор, редактор, корректор, - всегда будет востребован. В этом я не сомневаюсь. Электронное потребление книг сейчас возрастает, это правда, но и рынок печатных книг не стоит на месте. Издательства все больше стараются сделать из книги так называемый «артефакт», который будет интересно и купить, и читать, и разглядывать, и поставить на полку. Так что художники всегда нужны. Ну и работу с обложками для электронных книг тоже никто не стоит сбрасывать со счетов.

И последний вопрос. Что пожелаете тем иллюстраторам, которые продолжают работать в книжной индустрии и тем, кто только решает, стоит ли посвящать этому направлению свою жизнь?

Огромный плюс работы в книжной индустрии заключается в том, что можно увидеть результат своих трудов, подержать его в руках. Это ощутимая и мощная отдача от работы. Книги предполагают креативность. В книжной иллюстрации художник должен раскрыться максимально, и нормальный редактор поддержит, поможет и направит. Не всякая работа дает такой простор для реализации своего внутреннего творческого запроса. Посвящать или нет чему-то жизнь – выбор каждого. Стать профессионалом – вот это мое главное пожелание тем, кто хочет быть востребованным. Если вы с душой и полной отдачей подходите к делу, оно вам отплатит сполна.

Вместо концовки

Кира уже успела выпустить много книг с иллюстрациями на обложках, не все они вместились в материал, поэтому публикуем их отдельным блоком.

 

Комментарии36
Р

И вот, мы наконец нашли время для того, чтобы опубликовать интервью с редактором издательства «Эксмо». Может быть, оно покажется поверхностным, но ведь и у издательств есть коммерческие и иные тайны :)

24 Ноябрь 2021, 11:50
avatar

Спасибо за интервью! Всегда интересен взгляд с другой стороны работы.

Обложки красивые, видно, что художники уже новой волны, со свежими техниками. Это радует.

ЗЫ: что у нее в руке на заглавном фото, батон?

24 Ноябрь 2021, 12:06
Р
Редакция Illustrators.rupro
Кожевникова Светлана (Sunday)
0

Спасибо и вам. Да, это батон. Просто нам понравился этот снимок, размещенный в инстаграме редактора, и взяли его для обложки материала :)

24 Ноябрь 2021, 12:16
avatar
Оля Колядина
Кожевникова Светлана (Sunday)
1

физиологичный батон, да?))) Там видимо, еще огурчики)

24 Ноябрь 2021, 12:43
avatar

😊👍 Это интервью гораздо более дЕльное, видно, что проведена́ работа над ошибками и учтены́ пожелания коллег.

Радует, что редакция "люстры" взяла новый курс и поддерживает позитивные начинания –!!!

🙂

Я так предполагаю, что это в редакции неда́вно появился новый энергичный сотрудник 😉

________________

... понимаю, что самый фундаментальный вопрос - относится к коммерческой тайне: сколько можно заработать, если "заветные цифры" совместить с примерами Арта 

из [hot•10] данного из-ва...

т.к. именно этот вопрос определяет, в какие проф.области сто́ит применять свои таланты юным (и реально одарённым) коллегам...

...но, к счастью, на этот случай - в Природе существуют полезные инcÅйдepы

💸😸

24 Ноябрь 2021, 13:16
avatar

Спасибо за интервью

24 Ноябрь 2021, 19:15
avatar

Стилистика японское аниме, для редакторов издательств, стала эталоном... а творческий подход -- умение встроиться в эту заезженную стилистику:)))

25 Ноябрь 2021, 12:42
Р
1

Ну, это потому что читателям ближе такая стилистика, они ее понимают и любят. А переделать вкусы читателей под себя — это очень дорого.

25 Ноябрь 2021, 14:28
avatar
Вера Шанская
Редакция Illustrators.ru
-1

Наверное мне повезло сотрудничать с небедными Питерскими издательствами...

25 Ноябрь 2021, 16:41
Р
1

Быть может, эти издательства нишевые, с уже устоявшейся аудиторией и они не стремятся ее увеличивать? :) Или вам и правда повезло :)

25 Ноябрь 2021, 20:33
avatar
≧(◕ ‿‿ ◕)≦
Вера Шанская
5

Меня тоже просто добивает вездесущая анимешность. Мне лично интересно было бы узнать о наличии и качестве художественного образования редактора. Об этом почему-то ни слова, а вопросы возникли:

"Я как раз не боюсь работать с художниками совсем начинающими и не имеющими опыта в книгоиздании" - ну-ну, это как раз очень заметно.

7 Декабрь 2021, 03:53
Р

Вопросов всегда много и их не удается охватить в одном материале. Что насчет вездесущности аниме — спрос рождает предложение. Если бы были популярны иные жанры среди массового читателя — уверены, что и издательства подстраивались бы под спрос.

Насчет художественного образования — оно сегодня неважно даже для художников, если посмотреть вокруг. А редактор — в первую очередь менеджер проекта, которому нужно выпустить успешный продукт, при этом так, чтобы он окупился. Думаем, что все бы хотели просто сидеть и заниматься только тем, что им нравится и не думать о том, сколько за это можно получить денег.

7 Декабрь 2021, 09:58
avatar
≧(◕ ‿‿ ◕)≦
Редакция Illustrators.ru
4

Фантастический ответ! 8( ) Вопрос был в явно низком качестве представленных работ, а из поста ясно, что издательство экономит на профи, привлекая неумех, подкладывая по это какую-то свою философию. Это же видно все, блин.

7 Декабрь 2021, 18:04
avatar

Не знаю, чего прицепились до анимешности (хотя здесь скорее мультяшность, комиксовый стиль) - видимо, жанр и ЦА книг соответсвующий. Тем не менее обложки хорошие - и цвет, и типографика (что удивительно), и композиция. Однако, создание обложки и создание иллюстраций для книги - это задачи разного порядка, считаю: если на обложку российский издатель может чуть подраскошелиться, то на внутренние иллюстрации бюджет крайне ограничен. Зарплата на уровне последнего московского дворника, и это не может не угнетать.

7 Декабрь 2021, 12:10
Р
Редакция Illustrators.rupro
Попов Алексей Вячеславович
0

В том и проблема. Можно сделать хорошее во всех смыслах издание: качественное, интересное, с иллюстрациями. Вот только цена на него рыночная будет непомерной для обычного человека, который и так уже забыл, что такое книжный магазин. И в итоге издание будет пылиться на полках, и даже иллюстратор не сможет похвастаться тем, что участвовал в нем, стыдиться будет. Поэтому издательства пытаются сделать производство книг сбалансированным по качеству, наполнению. Очень хотелось бы видеть издания "Дон Кихота" с оформлением от Саввы Бродского по цене в 1000р за том, хотя бы. Но это утопия, к сожалению.

7 Декабрь 2021, 15:46
avatar

Я, конечно, книги не издавал, но думается, что чёрно-белые иллюстрации - типичные для художественной литературы - не сильно влияют на удорожание печати. И, опять же, странный аргумент - стоимость конечного продукта влияет на стоимость ингредиентов. Это может в оптовых продажах так, да на скоропортящихся продуктах, но стейк из мраморной говядины как стоил, допустим 600 рублей за 250 грамм, так и стоит, и никого не колышит, что его не всякий студент себе позволит. Думаю, дело совсем другом - труд российского художника-иллюстратора - вот на чём можно легко сэкономить. На бумаге, на печати, на логистике, на маркетинге - экономить трудно, поэтому пусть художники потерпят.

7 Декабрь 2021, 16:16
Р
Редакция Illustrators.rupro
Попов Алексей Вячеславович
2

Тогда можно вопрос поставить по-другому: почему российские художники и иллюстраторы соглашаются на подобные низкооплачиваемые гонорары? На мой взгляд, очень сложно сохранять объективность суждений в данной ситуации.

8 Декабрь 2021, 10:06
avatar

Вопрос резонный. И тут очевидным возникает формула "спрос рождает предложение", дескать за бОльшие гонорары можно вообще работу на иллюстрирование не найти, а "у меня коммуналка и младший сын в школу пошёл". И издателю, мне кажется, всё равно от кого будут иллюстрации - от опытного художника или от самоучки-студента - на продажи это повлияет минимально (вот тут я ступаю на скользкую дорожку обывательских домыслов), а нынешний потребитель не придирчив. Но в вопросе ценообразования я бы выделил отдельной статьёй то, что вместе с иллюстрациями продаёт художник издательству. Вот тут, как мне кажется, и таится страшная тайна, из-за незнания ценности которой художник занижает собственные гонорары, не находит аргументы для настоящего делового разговора с заказчиком. Нам кажется что ЭТО не имеет ценности, что это везде так, что отдавать это целиком и полностью - принято, и типовой договор издательства с художником как смысловая единица гораздо ценннее и нерушимее, чем всё не\исключительные права художника вместе взятые.

8 Декабрь 2021, 13:57
avatar

И по своему опыту - есть у меня несколько проиллюстрированных книг - цена вопроса там для Москвы - ну просто мегасмешная (я, кстати, всегда так прибедняющимся или упёртым редакторам и и пишу), этот условный гонорар не всегда не то что до средней месячной московской зарплаты дотягивает - до региональной не дотягивает. Со свечкой не стоял, но думаю подобный гонорар художника - тьфу, по сравнению с остальными тратами на издание.

7 Декабрь 2021, 16:21
avatar
≧(◕ ‿‿ ◕)≦
Попов Алексей Вячеславович
0

100% правда

8 Декабрь 2021, 01:16
avatar
Есаулов Ильяpro
Попов Алексей Вячеславович
4

да не занижает сам художник свои гонорары. Там часто всё доходит просто...до маразма.Сложно донести мысль.Например ...редактор знает и уважает художника и по первой его просьбе даёт проект.НО....проект перспективный,классный,но стоит каких то ...до идотизма небольших денег.ЕГО УТВЕРДИЛИ!!!!Т.е. когдасовещались ДО всех художников,директор...смотреть ниже мой пост про "избушку" ...утвердил НЕБОЛЬШИЕ деньги.Ок....доказываем,обосновываем...ВСЕ СОГЛАСНЫ..это должно стоить..ДОРОГО....ну может не прям уж дорого,но ЗНАЧИТЕЛЬНО дороже.Но!!!!Вот тут то собака и порылась....поменять цену можно ТОЛЬКО после отрисовки книги!!!!!!!Директор увидит....посмотрит......поморщит репу и типа по идее должен ПОНЯТЬ.НО где сука гарантии??????И посылаешь такой проект подальше. Я давно уже работаю на доверии.Редактора знают и сразу предлагают максимум.Но максимум суука не велик вотв чем беда.А дальше так...не согалсен....ну....идём искать дальше.Очень жаль,мы вас любим,но увы..решаем не мы.Вот и вся схема.И реально уходят.РЕАЛЬНО.не блефуют.Потом узнаёшь за что нарисовано....хм.....а мне больше давали

8 Декабрь 2021, 14:39
avatar

А по моему уважаемая редактор указала причину ."Но очень часто все упирается в бюджет проекта – не везде есть возможность приобрести зарубежную обложку" Читай так.Есть деньги-купят на ЗАпаде.Ну попробуйте разубедить:))))Так не оговариваются:) Ну а если инересно почему такой д,посмотрите на дом основателя ЭКСМО:)

https://zen.yandex.ru/media/rodopi84/dvorec-kotoryi-nachitali-a-ne-podarili-flesh-dizain-i-eto-toje-rublevka-dom-olega-novikova-izdatelstvo-eksmo-6067ef168f567a4bcf6aa39d

всё понятно?:)))

7 Декабрь 2021, 16:09
avatar
STANiSLAFF
Есаулов Илья
0

😄👍)))

7 Декабрь 2021, 16:29
avatar
≧(◕ ‿‿ ◕)≦
Есаулов Илья
1

Ну теперь понятно, почему такие обложки. Так бы сразу....

7 Декабрь 2021, 18:10
avatar

Семь лет работала на издательство, редактор отдела оч креативный (химик по образованию) в изобразительном искусстве разбирался великолепно! Вели интересные беседы философские и на "искусственные" темы, когда сдавала готовую работу:) Авторские календари-плакаты и перекидные календари печатали в Китае, не в соседней типографии, так дешевле. Зато своим "консультантам", военным в отставке, платили 160 000 руб. в месяц (друзья владельца издательства). Позже моего редактора подсидела бойкая дамочка из глубинки (прям как на фото -- в крупный букет). С ней не нашла общего языка, отказалась сотрудничать. Когда используют мои календари вторично, подписываю договор на год. Позже ко мне обратилось другое Питерское издательство с традициями (с 1926 года работают). Назначила цену за использование своей работы в открытках и магнитах (сразу сказала, что на год), им это не слишком понравилось, но платили за каждый год использования. Дело не в отсутствии средств для художников, а желании получить в свой карман:))) Для меня это побочный заработок. Думаю каждый профессиональный автор имеет разные источники дохода. Рассчитывать только на "тётенек" с "творческим" подходом в издательском деле -- не стоит!!!

7 Декабрь 2021, 20:26
avatar

Вот эта фраза в интервью: "Если вы с душой и полной отдачей подходите к делу, оно вам отплатит сполна". - самое жесткое вранье, которое только можно услышать от издательства.

8 Декабрь 2021, 01:22
avatar
Есаулов Ильяpro
≧(◕ ‿‿ ◕)≦
2

даже попахивает глумлением и лицемерием

8 Декабрь 2021, 08:18
avatar
STANiSLAFF
Есаулов Илья
0

😄 чем попа́хивает - тут слова́ покрепче требуются )))

когда у ш€фа такая "избушка", то заявления, что у издательства не хватает денег для проф.иллюстраторов - открывают ВСЕ тайны - даже для самых глупых "леммингов", для всех "блох на хитрой собаке" и для прочих местных "тараканов в коробочке"...

до какой степени получился ПОЛЕЗНЫМ этот блог - я даже специально не смог бы организовать лучше

😉

8 Декабрь 2021, 11:09
Р

На самом деле, польза от блога субъективная, конечно. Давно прошло то время, когда издательства открывали с благой целью - донести до людей свет истины, знания или показать, как красива может быть книга, сделанная с душой.

Хотим того или нет, но издательский бизнес сегодня— в первую очередь бизнес, оттуда видимо и стремление издателя к обустройству своей жизни, покупке дорогого жилья, а не радению за то, как обстоят дела с культурой в обществе. Наверно поэтому сегодня мало кто из иллюстраторов, художников, остается работать с печатными изданиями, многие уходят в маркетинговые направления и рисуют персонажей и картинки для банков, кредитных организаций и сайтов по аренде жилья. Изменилась основополагающая цель, видимо.

8 Декабрь 2021, 16:28
avatar
STANiSLAFF
Редакция Illustrators.ru
6

Биснесы-бизнесами, но даже на "людоедском западе" установлены границы аппетитов для кроко-за́вров, - чел со шваброй и подно́сом в "гамбургЁрской" - имеет гарантированные - не менее 12$ в час (это из обычных новостей 3 года назад), а рисователи илл-ций (с градиентом по основным стилям) - даже в самых "заню́ханных" арт-агентствах - имеют расценочки по всем позициям, чтоб избежать обрушения "этажей" в экономической сфере... 

по этому - ничем не прикрыть "доброе лицо отечественного бизнеса", если трезво осмотреть факты.

PS: илл-ции не рисую с 2008-го года, т.к. своими "ресурсами организма" откармливать ещё и - отечественных людоедов - не имею никакого желания

👹

8 Декабрь 2021, 16:57
Р

Тут поспорить сложно...

8 Декабрь 2021, 20:33
avatar
STANiSLAFF
Редакция Illustrators.ru
0

😎👍 теперь ответ правильный

8 Декабрь 2021, 20:55
avatar
Есаулов Ильяpro
Редакция Illustrators.ru
10

мы о другом...мы просто рефлексируем на ханжество и лицемерие.Мы понимаем отлично что это бизнес и то что он у нас более хищнический можно только сожалеть...но это бизнес.Ок!Мы,так и говорим!....Но!....тогда не надо нам плакаться на маленький бюджет..Не надо нам говорить какие то...выспренные вещи про искусство,вдохновение и интересности.вот мы про что.Если бы человек ,честно сказал.....мы выделяем мало денег на иллюстрацию .Мы осознанно не тратим много....то всё.Ок!...Всё честно.А вот эти...дежурные..К СОЖАЛЕНИЮ... вот что вызывает желчную гримассу в ответ.

9 Декабрь 2021, 18:38
avatar
STANiSLAFF
Есаулов Илья
0

😊 ещё лайфхак в ту же тему: как только слышим фразу "ничего личного - просто бизнес"... "ну, это же рынок"... и тэдэ, в том же алю́ре, то это такое "магическое заклинание", после которого тысячи человек (абсолютно добровольно и послушно) - будут перебиваться года́ми с грЕчи на овсянку, что бы 1 "несомненно самый достойнейший" - совершил подвиг и... герОйски "утону́л в роскоши"

😉

Тут главное - не прозевать тот са́мый момент, когда ещё вчера кто-то был ЧЕЛОВЕКом, а завтра "чИки-брики" (магические слова́) - и он уже в одной "коробке с тупыми тараканами"...

😎

9 Декабрь 2021, 20:09