Интервью с Мариной Рудько

Main 71913272 2439562089652797 6869431372520357888 n

Мы поговорили с Мариной Рудько - известной художницей и опытным иллюстратором из Минска, успевшей за свою карьеру поработать с различными крупными и небольшими издательствами, в том числе зарубежными клиентами. У Марины свое, сформировавшееся отношение к профессии и оно кажется очень любопытным. Мы попытались выяснить в чем состоит конфликт поколений в профессии “иллюстратор”, что с этим делать, о будущем и настоящем нашего сайта.

ИЛЛ: Наш сайт illustrators.ru во многом конечно для начинающих авторов, потому как им негде брать заказы на ранних этапах, а профессионалы это некие Иконы для них. Но, очевидно, что существует параллельная вселенная молодых и модных авторов, которые не видят себя рядом с классическими книжными авторами, они им кажутся “динозаврами, покрытыми плесенью и нафталином”, мол мир меняется, а эти ребята не очень. В свою очередь консервативная часть считает молодых недостаточно опытными и не умеющими рисовать выскочками, которые без школы и фундамента “что-то там калякают”. Вот и вопрос, что надо сделать, что бы изменить подобное отношение иллюстраторов друг к другу и как двигаться всем в нужном направлении?

Марина Рудько: Сложилось так, что у Иллюстраторс.ру действительно репутация сайта, где собраны мастера книжной иллюстрации старой школы. Да и сам сайт этот стиль формировал по чуть-чуть. Традиционная, я бы даже сказала классически консервативная иллюстрация неизменно собирает восторги и лайки. Сформирован некий закрытый клуб говорящий на особом иллюстративном языке, который молодому поколению илллюстраторов миллениалов и поколения Z, умом понятен, но душой неприемлем.

Вот эта невидимая для многих мэтров прослойка молодых сформировалась изначально в другом сегменте рынка, в другой СG сфере, довольно большой процент из них никогда не пробовал даже работать с традиционными материалами или рисовать для издательств. Область применения рисунков другая - игры, ролики, постеры, реклама, упаковка, журналы, почеркушки в Инстаграмм , которые расходятся вирусно по интернету и приносят автору славу и признание среди молодых.

Разные цели, разные материалы и абсолютно разные методы работы и вообще взаимодействия с миром. Современная илллюстрация гораздо ближе к графическому дизайну, чем иллюстрация поколения “Мастодонтов искусства”.  И тут вопрос выбора сферы работы, если ты выбрал тот же моушен-дизайн, стоки, упаковку, то акварельные иллюстрации, традицонные техники и сюжеты вряд ли здесь буду востребованы в больших масштабах. 

Я бы не сказала, что в реальной жизни отношение к молодым или наоборот очень зрелым и консервативным авторам предвзятое. Скорее всего это « вагонные споры»( как поет Машина Времени) в интернете, которые особого вреда или пользы не несут. 

Как изменить отношение? А нужно ли его принудительно менять? Это разные миры, с разными исходными данными, культурным контекстом и сферой применения навыков. Можно только лишь направлять дискуссии  в пабликах в нужное русло, если разговоры будут слишком жаркими. 

Единственное, что могу сказать, что традиционные техники и стили еще очень долго будут в фаворе в русскоязычном пространстве. На Бехансе, например, или Дриббле имеет больше значения оригинальность проекта, смелые ходы, комплексный графический подход к оформлению, а что именно ты сделал и для чего-вторично.

ИЛЛ: Какой выход для нашего сайта в сложившейся системе взамиоотношений ты видишь?

Марина Рудько: Если сделать сайт иллюстраторс более "деловым", убрать форум и блоги взаимных споров станет меньше, но уйдет эмоциональная составляющая, ради которой многие и приходят на сайт. Да и разрыв поколений всегда будет, среда быстро меняется и любой иллюстратор, хоть молодой , хоть опытный-это продукт своего времени, сформировавшийся под воздействием целой кучи факторов.

 

ИЛЛ: Вопрос насколько мейнстимовым авторам нужен такой сайт, ведь уже есть Инстаграм, Беханс, прочие соц-сети, которые вполне закрывают потребности авторов в саморекламе. С другой стороны они совсем не нацелены на иллюстраторов и на их благосостояние. На твой взгляд, какие конкретно шаги стоит делать авторам сложившимся и начинающим, чтобы добиться успеха в профессии?

Марина Рудько: Сайты всякие нужны, сайты разные важны.) А если серьезно, то современные порталы типа Беханса, Артстейшена или Инстаграмма - это не только площадки для размещения портфолио, но и настоящие эко-системы, живущие по своим законам и правилам. В сети ходят сотни статей и роликов, как продвигать себя то тут, то там и для каждого сайта эти рекомендации индивидуальны. Да и каждая площадка на самом деле любит свой тип контента, где-то приживается одно, где-то совсем противоположное. 

Не всем может быть комфортно, например на Артстейшене или Дриббле, поэтому чудесно, что есть выбор, можно найти удобный вариант под свой стиль, тип контента и аудиторию.

О благосостоянии иллюстраторов заботятся те площадки, где есть процент сделок через сайт. А это уже совсем другая история.

Если говорить об успехе в профессии, то нужно сразу обозначить, что мы называем успехом. Для разных авторов – это разные составляющие, кому-то важны имя и узнаваемость, кому-то стабильный высокий доход и крутые клиенты, кому-то огромное количество лайков на Бехансе и награды в конкурсах. Мы можем хотеть все сразу и побольше, но в реальной жизни так бывает крайне редко, будем  честны. Если подойти трезво к вопросу и обозначить успех, как возможности генерировать стабильный доход, хорошую репутацию среди коллег и признание аудитории, то я бы хотела посоветовать людям следующее(все что я скажу очень субъективно и сработало у меня лично, возможно кому-то это и не подойдет) :

1. Сесть и определиться с тем, что хочешь и можешь делать. Если очень хочется занять какую-то нишу, но не хватает навыков-подумать как их довести до нужного уровня.

2. Определиться с потенциальными клиентами, будут ли это издательства, агентства, частные лица и так далее.

3. Разместить портфолио на всех возможных крупных ресурсах. Выбрать парочку, на которых портфолио будет постоянно продвигаться. Распыляться абсолютно на все-неэффективно

4. Как ни странно сарафанное радио, плечо друга и вот это вот все очень хорошо работает, поэтому общение с коллегами, коллаборации и просто хорошие отношения приносят удивительные плоды.

5. Периодически, если есть возможность брать «отпуска» для изучения нового, даже если вы работаете в традиционных материалах , полезно изучать новые программы.

6. Не бояться тратить время на личные проекты и не бояться их потом предлагать издательствам и прочим компаниям. 

7. НЕ игнорировать выставки, флешмобы, челленджи и прочее. Принимать участие во всех нет смысла и времени, но если что-то очень приглянулось-обязательно сделайте-результат может быть очень крутой.

ИЛЛ: Кажется имя и узнаваемость автоматически накладывает на себя и стабильный доход, поэтому тут чаще всего совпадение желаний, хотя стабильный доход может стоять и отдельно от имени и славы. Расскажи, о себе, что сделала ты и к чему пришла, какие неудачи и наоборот победы были на пути к успеху и считаешь ли ты своё состояние на сегодня успехом в профессии, сложилось ли все, как надо?!

Марина Рудько: Я начала путь в профессии иллюстратора 7 лет назад-для кого-то это много, для кого-то ничтожный срок. На самом деле,я считаю большой удачей и своим успехом, что мне удается держаться на плаву на этом сложном и высококонкурентном рынке , находить клиентов и спокойно совмещать это с семьей и хобби. У меня был хороший старт в свое время, я начинала работу с крутыми и интересными издательствами – Поляндрия, Клевер, Махаон  и это был прекрасный опыт. В любых творческих сферах путь не бывает гладким, работа иллюстратора требует огромных временных затрат, много терпения и сил, особенно сложно для меня было на начальных этапах совмещать воспитание ребенка и работу. Рисование «ест» время ,а для успешного роста нужно много практики и проб, и это время нужно где-то брать и «откусывать» у других интересов. 

Сейчас я полна планов и идей: хочется совместить рисование с моушен-дизайном и анимацией,  попробовать новые ниши. Естественно, не все идет 100% по плану-это живая жизнь, бывают и ошибки и ухабы), но с опытом приходит умение быть гибким и выносливым и строить планы и мечтать, несмотря на обстоятельства) Я рада, что пришла в эту сферу и довольна своей карьерой.

 

ИЛЛ:  Растёт ли твой доход год от года и что ты предпринимаешь для этого?

Марина Рудько: Да, доход растет. Для этого я стараюсь всегда держать нос поверху, анализировать тренды, смотреть какие ниши перспективны и предлагать потенциальным клиентам актуальный контент. Еще успешная работа - это не только сам красивый рисунок, это еще и эффективная деловая коммуникация, соблюдение сроков, надежность для клиента. Я стараюсь максимально выполнять все обязательства и быть надежным партнером в работе. Это ценят и уважают. Я так же работаю официально, плачу налоги, имею ИП.

 

ИЛЛ: Что тебе дает ИП?

Марина Рудько: ИП дает статус и удобство работы. Многие компании, особенно крупные предпочитают работать с ИП - безналичные переводы и договора на ИП удобны. И заказчики относятся с большим вниманием и уважением, ты ведешь диалог на равных, показывая, что ты вполне себе серьезный профессионал. Еще на ИП удобно распределять и контролировать доход.Плюс ты выигрываешь в ставке налога. Но есть минус-довольно обременительно вести бумаги и бухгалтерию.

 

ИЛЛ: Скажи ещё вот что, ты живешь в Минске, существует ли там какое-то арт-движение? Если да, то какое?

Марина Рудько: Арт-движ довольно разнообразен, у нас есть арт-пикники, развит стрит арт и есть множество точек вроде креативных маркетов. Но как воздух не хватает иллюстраторских фестивалей и агентств, вот тут большая дыра.)) Несколько раз я попадала на Беханс ревью, было интересно, но всегда есть ощущение , что чего-то не хватает.

ИЛЛ: Ещё вопрос, нет ли желания уехать в другую страну? Или все устраивает?

Марина Рудько: Уезжать пока не хочу. Я не строю иллюзий. Я много путешествовала, стажировалась в Польше в свое время и понимаю, что рая нет нигде. Скорее я стараюсь сделать свою жизнь и работу максимально комфортной на Родине. Вообще иллюстраторский бизнес относительно свежий и не всегда удобно увязывать его с законодательством, но если приложить усилия-все можно сделать.

 

ИЛЛ: Какие пожелания ты можешь дать начинающим авторам через призму своего опыта?

Марина Рудько: Молодым иллюстраторам я могу сказать то, что я сказала бы себе разлива 2009 года. Очень важно слушать и слышать себя, не гнаться за нишей и трендом только ради дохода, важно шлифовать не только умение рисовать, но еще и осваивать смежные области, учить новые программы , технические навыки всегда приходятся ко двору. Нужно быть открытым и оптимистично настроенным и все обязательно придет.

ИЛЛ: Спасибо большое за интересную беседу!

Комментарии12
avatar

Все круто, неплохо бы было оставить на Марину ссылочку :)

7 Январь 2020, 15:26
avatar

https://illustrators.ru/users/Mariolana?page=1

7 Январь 2020, 16:12
avatar

Нормально. Всё грамотно и по делу

7 Январь 2020, 20:59
avatar

Спасибо, публикуйте еще интервью с опытными специалистами!

7 Январь 2020, 21:53
avatar

Очень хорошее интервью! Деловитое, сбалансированное и интересное. Спасибо большое!

8 Январь 2020, 05:45
avatar

Спасибо. Прочитала с интересом.

8 Январь 2020, 06:11
avatar

Спасибо, интересное интервью.

8 Январь 2020, 13:35
avatar

Хорошее интервью с толковым человеком.Спасибо!

9 Январь 2020, 11:13
avatar

Восторг и белая бумага,

И волшебство на ней , и Ах!

Неизмеримое в деньгах,

Пускай и морщится деляга)

11 Январь 2020, 01:11
avatar

Давно я такой советовой мудроты не слыхал от топовых авториц...)))

11 Январь 2020, 06:20
avatar

Спасибо, Марина, что поделились опытом.

11 Январь 2020, 23:11