Интервью. Irene Vlassova

Main 2

https://illustrators.ru/users/id98843

Расскажите о том, как вы пришли в иллюстрацию. Стоял ли перед вами альтернативный выбор профессии?


В иллюстрацию меня вывезла кривая. История эта долгая и запутанная.

По образованию я промышленный дизайнер. Выбор ВУЗа и факультета был случайным, но удачным – учиться мне нравилось. Однако, быть таким специалистом в стране с полуразрушенной промышленностью оказалось делом непростым. Пришлось постоянно перебегать из одного сегмента рынка в другой. Начинала в системе, построенной на развалинах ВНИИТЭ, потом занималась ювелиркой, писала сценарии и проектировала декорации для массовых мероприятий, много работала в рекламе и полиграфии, одновременно домучивала диссертацию, публиковала статьи по основной специальности и преподавала. Параллельно начала выставляться. В первой выставке поучаствовала за компанию, потом втянулась, стала рисовать систематически. Поняла, что катастрофически не хватает школы. Идеи есть, но нет инструментов, чтобы качественно их реализовать. Пришлось рисовать каждый день. Это вошло в привычку. Чтобы не застаиваться и не эксплуатировать один и тот же прием, осваивала новые техники.

С выставками пошли заказы на иллюстрации – авторы подходили прямо на открытиях. С некоторыми писателями дружу до сих пор. Сработались и сроднились так, что они мне полностью доверяют и позволяют делать иллюстрации на мое собственное усмотрение. И похулиганить разрешают, а это дело я очень люблю.

Пришлось потрудиться и в нескольких издательствах. Не понравилось.

Ушла на вольные станковые хлеба.

Долгое время иллюстрация была для меня только побочным промыслом. Но в 2012 году я получила травму, и у меня заклинило руки. Работать с большими форматами и рукой на весу я больше не могла. Многолетняя привычка ежедневно рисовать вынудила меня взяться за мелкие картинки. И я стала брать заказы на иллюстрации. Несколько лет рисовала, примотав карандаш к руке изолентой, уперев локоть в стол. Большая часть картинок из моего портфолио на этом сайте сделана именно в этот период.

Сейчас руки я восстановила, могу заниматься, чем хочу, но иллюстрацию бросать не собираюсь.

 

Почему вы выбрали своим направлением творчества книжную иллюстрацию? Как вы с ней работаете? Остается ли она востребованной сегодня?

Я люблю книги. В любом виде, но в бумажном – особенно. Потому что хорошо написанная и оформленная книга – это произведение искусства, при этом доступное по цене. А в искусстве каждый новый этап не отменяет предыдущий. Думаю, это одна из причин, по которой бумажная книга долго еще не выйдет из обихода, а книжная иллюстрация останется востребованной.

Есть и другая причина. С развитием технологий многие вещи переходят в категорию услуг. Вещный мир пустеет. Сбывается мечта Ле Корбюзье, дома превращаются в машины для жилья. Моральное старение сейчас происходит столь стремительно, что человек, следующий за технологиями, не успевает привыкнуть к вещи и постоянно находится в окружении предметов без истории – «обездушенных». С одной стороны, пространство расхламляется, с другой – обезличивается. Но пока в доме есть библиотека, там есть душа.

Выше я уже говорила, что пришла в книжную и станковую графику и живопись из дизайна и рекламы. Сделала это сознательно, хотя в заработке сначала сильно потеряла. Потому что в один прекрасный день обнаружила, что превращаюсь в мизантропа, и поняла, что этот процесс пора остановить. Деловое общение свела к самому необходимому минимуму. Мне сейчас интереснее работать с текстами. И берусь я далеко не за каждый. Если не нравится - отказываюсь, не раздумывая.

Прямые иллюстрации делаю редко. Не вижу смысла пересказывать читателю уже прочитанный им отрывок. Увлекательнее заглянуть за рамки – в ту среду, откуда текст произошел. Или посмотреть, что заложено между строк. Или представить, что происходит с героями, когда они находятся в реальности литературного произведения, но вне поле зрения автора.

Считаю, что главное в иллюстрации – суметь создать самостоятельное произведение, не повторяя текст, но имея с ним достаточное количество точек соприкосновения. При этом важно не выпасть из общего пространства книги и не перекричать писателя.



 

Во многих Ваших работах удачно сочетается реальность окружающего мира и неограниченная фантазия и воображение. Как вы сами характеризуете Ваш стиль?

Впервые задумалась над тем, в каком стиле работаю, когда одна из галерей попросила заполнить анкету. Помогли искусствоведы – сказали, что вроде бы то, что я делаю – это магический реализм. До сих пор над этим думаю.

У меня нет желания изображать лежащее на поверхности, потому что оно обычно лежит там очень недолго – мир постоянно меняется. В идеале, мне бы хотелось, чтобы готовая картинка жила сама по себе. Чтобы что-то неуловимо менялось в ней вместе с миром.

С годами мне все меньше и меньше хочется фиксировать детали. Для создания образа достаточно изображения света, воздуха и их взаимодействия. Может быть потому, что свет и воздух – элементы, нехватка которых ощущается сразу. Чем их меньше, тем ближе к адскому состоянию. И наоборот. Вот я и рисую то, без чего совсем не могу обойтись. Кстати, когда делала иллюстрации по мотивам «Божественной комедии», почти физически ощущала удушье. Пока выбиралась из ада и чистилища, потеряла 6 кг.



 

Вы сейчас живете и работаете за границей. Где вы чувствовали себя комфортнее как иллюстратор?

Я сейчас живу в Бельгии. В работе дискомфорта не ощущаю, как и прежде. Точнее, он бывает, но ситуативный – когда по разным причинам приходится браться за неинтересные заказы.

Сложности были только на этапе адаптации. Другая страна – почти как другая планета, даже если ты всем доволен, и все у тебя получается. Между тобой и автохтонами существует одно непреодолимое различие – вы сформированы разным опытом. Этим опытом воспитаны ваши чувства, и на одинаковые вещи вы часто откликаетесь по-разному. И поначалу коллегу или заказчика, выросших на другой почве, не всегда получается «прочитать» правильно. (На родине тоже встречаются странные клиенты, но нам их проще понять. Потому что коды у нас с ними одинаковые).

Я по-разному работаю для российского и для западно-европейского рынков. Для своих я всегда немного приглушаю пафос и занижаю градус. И ломового месседжа избегаю. А на западноевропейские чувства можно слегка надавить. Это оценят положительно. И идею можно высказать напрямую.

 

Какой Вашей работой вы гордитесь больше всего?

Пожалуй, нет работы, которой я горжусь. Сделала картинку и забыла – взялась за следующую. Для меня важно одно – чтобы новые работы были лучше предыдущих. Лучше – в моем понимании – означает, чтобы свободы больше было – и в технике, и в выразительности.



 

Над каким проектом работаете в настоящее время? Какие у Вас есть увлечения, помимо иллюстрации?

В настоящее время сколачиваю ящики для отправки работ на выставку. Это дело я не доверяю никому.

Если говорить об иллюстрации – думаю над оформлением романа, жанр которого трудно определить. Пилотную картинку уже закончила.

А еще я потихоньку работаю над собственным проектом. Почти все уже готово, нужны только картинки. Второй год хожу вокруг да около – оказалось, что мне трудно иллюстрировать собственные тексты – я в них высказалась полностью и не знаю, что еще добавить. Кстати, именно этим я чаще всего и занимаюсь, помимо рисования. Пишу.

Комментарии24
avatar

Успеха в собственном проекте!Спасибо за интересное интервью очень талантливого и думающего художника.

3 Март 2019, 10:52
avatar

Прекрасное интервью! Спасибо большое! Прекрасный художник, мудрый человек и просто - красивая женщина!)

3 Март 2019, 11:13
avatar

Спасибо за интервью, за работы, за настроения, за этот примотанный к руке карандаш, за всю эту возвышенную приземленность (и это не оксюморон). Очень!

3 Март 2019, 11:49
avatar

Спасибо большое за интервью,очень понравилось! УДАЧИ!)))

3 Март 2019, 11:53
avatar

Спасибо!!!

3 Март 2019, 12:42
avatar

Очень приятное впечатление от интервью. СЧАСТЬЯ и УДАЧИ! )

3 Март 2019, 12:51
В

Спасибо за интервью! Очень впечатлило: "... примотав карандаш к руке изолентой".

3 Март 2019, 12:59
avatar

Узнал и для себя много полезного. Спасибо!

3 Март 2019, 13:06
avatar

Спасибо за искренний и интересный рассказ!

3 Март 2019, 14:41
avatar

как здорово когда художник ещё и писатель!

я бы ещё почитала

всё чрезвычайно интересно, и языком прекрасным

сто процентов, там ещё куча талантов :)

"и на машинке" в том числе

3 Март 2019, 17:07
avatar

Как приятно послушать по настоящему интересного и талантливого человека! спасибо.

3 Март 2019, 17:19
avatar

Спасибо! Интересно и содержательно. Успехов!!

3 Март 2019, 18:07
avatar

Супер! Спасибо за чудесное интервью.

3 Март 2019, 23:52
avatar

интервью понравилось :)

4 Март 2019, 04:10
avatar

Спасибо большое за интервью! Удачи во всех проектах!

4 Март 2019, 06:35
avatar

Интересное интервью, спасибо большое!) Удачи и дальнейших успехов в начинаниях!

4 Март 2019, 10:26
avatar

Замечательно интервью!

4 Март 2019, 11:24
avatar

Спасибо, дорогие коллеги, за добрые слова. И вам - удачи и новых интересных проектов, чтобы работа не превращалась в рутину, и чтобы жизнь радовала.

4 Март 2019, 12:23
avatar

Присоединяюсь к поздравлениям ..шикарная барышня, талантливый художник, умный человек.

4 Март 2019, 15:55
avatar

Замечательные работы и интервью очень интересное

4 Март 2019, 20:03
avatar

Хорошее интервью,интереснейший человек и художник! Творческого беспокойства,поиска и находок!)

4 Март 2019, 21:33
avatar

Здорово!!!!!!!

5 Март 2019, 15:44
avatar

+++

7 Март 2019, 00:25
avatar

!!! С праздником весны, Irene!

8 Март 2019, 16:44