Интернет-расследование о матрёшке
В одном из блогов на этом ресурсе, вскользь упомянули о происхождении матрёшки – тема заинтересовала…
Официальная версия гласит, что в 1890-х годах на даче в Абрамцево у Саввы Мамонтова, художник Сергей Малютин вдохновился увиденной японской игрушкой Дарума в образе мудреца Фукурокудзю и придумал в русском стиле куклу-матрёшку. Первую такую куклу изготовили по эскизам художника в мастерской при магазине «Детское воспитание» принадлежащей брату Саввы Мамонтова Анатолию. Выточил «новинку» умелец-токарь Звёздочкин Василий и теперь она хранится в музее Сергиева Посада.
Следуя народной мудрости - доверяй, но проверяй, нашла много интересного…
Из исторических данных известно, что в 1890 году российский консул доносил из Германии в Санкт-Петербург, что Нюрнбергская фирма «Альбер Герх» и токарь Иоганн Вильде подделывают русские матрёшки. В отчётах Московского губернского земства 1890-х годов говорилось о большом спросе за рубежом: «На весенней Лейпцигской ярмарке в тысяче экземпляров шли деревянные складные куклы-матрёшки, расписанные в русском стиле». Позвольте, но в 1890 году Звёздочкину (из бесед с Е.Н. Шульгиной в 1947 г.) было 14 лет, а в Москву он приехал на заработки в 22 года (1898 год) и устроился в мастерскую при магазине А. Мамонтова «Детское воспитание», где проработал до 1905 года (год смерти А. Мамонтова). Получается, что к первой матрёшке Звёздочкин не имеет отношения. Ну, может тогда Малютин 100% автор матрёшки? Но вот незадача, про эскизы куклы с секретом пишут только в наше время, а вот современники художника, ни словом не обмолвились, да и сами эскизы видимо под грифом «секретно» где-то пылятся. Попадалась версия, что Васнецов придумал матрёшку.
Ещё один гвоздь в крышку с официальной версией о происхождении русской матрёшки. Научный сотрудник Четырина Н.А., изучая делопроизводственную документацию конца XVIII - первой половины XIX вв. о художественных промыслах Сергиевского посада, пишет: «В начале XIX в. мастера осваивают выпуск новинок – «скелеток» – кукол для одевания. Они имели особую подвижную конструкцию, позволяющую придавать кукле разнообразные позы. При желании для таких кукол в посаде можно было приобрести миниатюрную мебель разных фасонов. Появляются похожие на матрешек «укладки» – токарные полые внутри фигурки, служившие футлярами для хранения маленьких «секретиков», подарков, сладостей».
Стр 28 по ссылке:
http://www.vmdpni.ru/museum/publications/sborniki/2128_kustarniy_muzey_opit_sohraneniya_tradiciy.pdf
В начале XIX века уже были в ходу куклы с секретом и куклы-укладки! С отменой крепостного права в России растёт интерес к народному стилю. На государственном уровне выделяются средства для поддержания народных промыслов, в городах создаются кустарные музеи, об одном из них остановимся подробнее.
16 декабря 1882 года Московское губернское земское собрание принимает решение о создании в Москве кустарного музея и выделяет на эти цели 3000 рублей. В задачи музея входит популяризация кустарных промыслов, пропаганда лучших образцов среди кустарей, помощь в сбыте продукции.
Оживление в деятельности музея происходит с приходом в 1889 г. русского мецената и коллекционера Сергея Тимофеевича Морозова. По структуре кустарный музей напоминает крупный синдикат со своим отделом рекламы, экономическим, производственным и торговым отделами, со своими складами и «фирменным» магазином. В отделе Музея промыслов собираются образцы изделий, устраиваются всевозможные «мастер-классы» и выставки. В отчётах земской управы за 1911 г. есть упоминание о том, что матрёшка появилась 15 лет назад, а в докладе Бюро кустарному совету в 1913 г. директор Музея образцов Н. Д. Бартрам сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. Так может, в отчётах просто отчитывались, когда появился первый образец в музее образцов и когда с этого образца, появилась на свет первая матрёшка?
Если предположить, что Бартрам в курсе рождения «авторской куклы», то как объяснить его сомнения в том, что матрёшка заимствована нами от японцев: " Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи»? До революции никому в голову не могло прийти присвоить авторство всем известной старинной русской куклы, но была версия о влиянии японской культуры. Бартрам исследователь и коллекционер игрушек даже не вспоминает про старика Фукурокудзю и куклу Дарума.
Фукурокудзю одно из семи божеств японского «Корабля Сокровищ», бог богатства, долголетия, счастья, деторождения. Группа была сформирована в ХVII в. монахом Тэнкаи, но Фукурокудзю не всегда был в команде корабля Такарабунэ, на постоянно он прописался, заменив богиню Kichijōten 吉祥 天, в индуистской мифологии жена Вишну – Лакшми богиня плодородия и красоты. Лысый седобородый старичок изображается с непропорционально удлинённой головой, напоминающей фаллическую форму, видимо, поэтому его прикрепили к богу Дзюродзин и их часто путают, но легенда гласит, что у обоих одно тело на двоих.
http://www.onmarkproductions.com/html/fukurokuju.shtml
Команда корабля родом из Индии и Китая, только один из местных – Эбису и тот воспитывался айном Эбису Сабуро. Айны являлись аборигенами на островах, но в итоге продолжительной войны их оттеснили на север, Японцы называли их варварами – эбису, боевые приёмы айнов повлияли на самурайскую воинскую культуру. У них японцы переняли обряд харакири и культ меча, возможно и куклу «кокеси». Официальная дата «рождения» японской куклы – середина периода Эдо (1603-1867) на северо-востоке острова Хонсю, в регионе Тохоку.
Игрушка Дарума олицетворяет буддийского монаха Бодхидхарму (в переводе с санскр. - просветления закон) в японском варианте – Бодидарума. Дарума помогает исполнять желания. Игрушка сама по себе неразъёмная и похожа на неваляшку, бывает разных видов: в образе грозного воина, женщины, девочки принцессы, в форме капли и др.
Всё никак не могла понять, почему разные персонажи - мудрец Фукурокудзю и монах Бодхидхарма объединены, может инкарнация повлияла? Оказывается, к середине XVIII века на рисунках видно (по ссылке на блог), как образ Дарумы приобретает фаллические формы, то он примеряет женские одежды, то в образе женщины занимается сёрфингом стоя на тростнике и не только:
Иппитсусай Бунчо, 1780г. Онна-Дарума плывет на грибе
https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/439688.html
В Японии изделия, вкладывающиеся одно в другое, известны с давних пор. Но, несмотря на это, первое сложносоставное яйцо появилось в местечке Хаконе, расположенное недалеко от океана - в 1844 году, а японская матрёшка появилась в 1861 году. Существует легенда, что первую такую игрушку изготовил русский монах, живший в той местности.
Японская антикварная деревянная игрушка.
Более поздние варианты:
https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/223066.html
Изготовление разъёмных предметов, «мал, мала меньше» приписывают Китаю и относят к концу IX века. Но есть ещё более древние образцы и даже ближе к теме «матрёшек» - деревянные расписные саркофаги приблизительно 2750 лет до н.э., обнаруженные в Фаюме. Фото опубликовано Египетским министерством по древностям.
http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/articles/123721-drevniy-egipet-v-fotografiyah-2
Первоначальное применение кукол носило ритуальный характер и напрямую связывалось с религиозным мировоззрением народа.
Захоронение зерна в миниатюрном саркофаге Древний Египет
Отголоски старины хранятся в народном фольклоре. Из собраний Афанасьева: «…смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает», в этой русской сказке смерть ассоциируется с многослойностью. Во многих народах яйцо считалось атрибутом смерти и возрождения, поэтому этот символ перешёл в христианство и именно на Руси пасхальные яйца приобретают форму «укладки».
Название куклы «матрёшка» как галька морская отшлифованная временем, приписываемое имя Матрёна хоть и однокоренное, но сидит не по фигуре. Матри в переводе с санскрита «мать». В индуизме существует культ Матрик (матерей). По одному из преданий богиня Мать создала Матрик из частей своей плоти, для войны с асурами.
Сельский храм-алтарь Саптаматрик (семь матерей) в Тамилнаде
https://wiki.shayvam.org/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8
В Индии есть свои матрёшки, очень популярны разъёмные слоники. Информации о подобных куклах удалось найти не очень много.
В поисках материала для блога, попались на глаза фотографии интерьера дома Перцова, в русском стиле по эскизам Малютина:
Что-то общее есть в этом, с работами индийских мастеров:
В доходном доме Перцова в начале революции снимал квартиру Троцкий. В 1922 г. хозяина дома-сказки арестовали, и Зинаида Перцова хлопотала о своём муже через влиятельного жильца, в результате как в народной сказке «Зайкина избушка» - хозяев выгнали на улицу, а в их апартаменты заселился Троцкий, предварительно ободрав со стен и потолка весь «русский стиль». Новая власть уничтожала русский генофонд, а заодно и древние памятники архитектуры и не только. Даже в застойные времена, на 600-летие Куликовской битвы, не были допущены плотными кордонами ГАИ и милиции десятки тысяч патриотов - «во избежание разжигания великодержавного шовинизма». Историю «о происхождении матрёшки из Абрамцево» придумали при советах – слишком известна эта куколка как национальный символ.
Блог «Дарума-дэра»:
https://zajcev-ushastyj.livejournal.com/579222.html
И. Сотникова «Кто придумал матрёшку»:
Гончаров Константин Юрьевич «Матрёшка-русская игрушка»:
https://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/matrjoshka-russkaja-igrushka
На правах хозяйки блога, немного отвлекусь на предвыборную компанию в России. Всем кому "дом-2" не по душе, рекомендую обратить внимание
на Юлию Стадничук
https://www.youtube.com/channel/UCBHfd73WKEqOqZRgog8F1Tg
https://www.pscp.tv/YuliaStadnichuk/1lPKqpdgwRZxb
Виктория, а давайте матрёшками ограничимся;) Этот театр кукол под руководством Карабаса Барабаса ещё тут не хватало анонсировать! )))))
"Во избежание разжигания великодержавного шовинизма". Именно так. А иначе , как то с учителями русского народа, совсем не получается. Даже не французы, а лучшие друзья всех коммунистов, английские буржуи "изобрели" токарный станок через 80 лет после русского токарно-копировального станка Нартова. Такие технологии да в царской России! Как можно? Как может крепостной крестьянин владеть токарным станком? Он должен быть пролетарием. Зашуганым, забитым помещиком, неграмотным неумехой в темном царстве вечного угнетения. Обязательно в драных лаптях. А тут такая неувязочка. На деле, оказывается, кустарь - подготовленный технический специалист с передовыми технологиями обработки дерева. Бяда. И нет что бы смотреть открымши рот на продвинутых товарищей из бунда. Нет, он тачает деревянную игрушку, тарарушки всякие, да еще в то время когда не сформировалось даже национальное самосознание у местечковых товарищей. Да чего там! Еще товарищ Маркс не придумал своего гениального учения. И как его, кустаря -крестьянина, после этого жизни учить?! Любимые сказки про угнетенных рабов и цепи рассказывать? Вот такие эти, русские кустарные токари, "которые еще до исторического материализма", мракобесы. Вот такой шовинизм.
Где то попадалась информация про семью потомственных токарей, сразу после войны с французами крестьянин купил токарный станок, так и пошла династия Никитиных (если память не изменяет на счёт фамилии).
статья прекрасная!
Но политика.. (((
Интересный документальный фильм попался о родстве в архитектуре первых русских церквей и индийских храмов:
https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/61678/episode_id/1486423/video_id/1608752/
Ну, это не только храмы ( кстати, корень слова - "санскрит"), но и так называемая деревенская магия и русские сказки , да и русская "языческая культура". Тут только копни. Опять же все это было прекрасно известно еще до времен советской историографии с ее цензурой и догматом.