Иллюстрация, как она есть!
Должно ли искусство быть понятным?
Да, но лишь для тех, кому оно адресовано
Станислав Ежи Лец
Иллюстрация
Рассуждать о том, что такое иллюстрация и зачем она существует, нет никакого смысла. Поэтому дальше идет простой набор текста скопированный из предыдущих и следующих статей. Вру! Определить слово «иллюстрация» так же сложно как понять смысл жизни. Поэтому в этой статье мы попробуем рассказать о том, что такое иллюстрация именно с точки зрения рядового автора, не вникая в псевдонаучную подоплеку термина.
Сан Саныч! Давай червонец, пожалуйста
О том, что иллюстрация коммерческий вид искусства и почему
Многие путают понятия, называя иллюстрациями все, что нарисовано кем-либо с помощью чего-либо. Хочется разрушить этот стереотип и рассказать, почему иллюстрацией не стоит называть натюрморт или портрет и т.д. Это все достаточно разные направления и они отображают существующую действительность, глазами художника. Иллюстратор же облекает идею в фантазию – в то, чего не бывает на самом деле, либо изображает в своей необычной манере.
Иллюстрация в большей степени сюр. В этом смысле ваши каракули на задней странице тетради на лекции в институте куда ближе к понятию иллюстрация, чем рисунок гипсовой головы в том же учебном заведении. Мало того, умение рисовать и иллюстрировать зачастую не тождественные понятия как таковые. Не нужно иметь классическую школу рисунка и живописи, для того, чтобы профессионально заниматься иллюстрацией. Мало того, зачастую это самое «умение рисовать» и вредит художникам-иллюстраторам, убивая и утаптывая в них ростки индивидуальности за время обучения в художественных вузах классической школы. Существует масса примеров среди уже известных и сформировавшихся профессионалов, которые никогда не учились рисовать даже в художественных школах.
Итак. Мы считаем иллюстрацию продуктом, у которого есть задача и цель. Иллюстрация – это часть чего-то целого, будь то статья в журнале или рекламная компания новой линейки косметики. Иллюстрация поясняет, дополняет и наглядно раскрывает содержание объекта иллюстрирования. Профессиональная иллюстрация должна нести в себе определенную идею, которую в нее закладывает автор и заказчик.
Если ты возьмешь в руки мало-мальски известный глянцевый журнал (сразу откинь в сторону свой любимый «Вестник железнодорожника») и полистаешь его - наверняка найдешь хотя бы пару-тройку иллюстраций. Попробуй понять, что на них изображено и как… Какую эмоцию передают эти картинки?
Насколько иллюстрация привязана к продукту иллюстрирования? Олег Тищенков говорит, что иллюстрация отличается своей зависимостью от «контента» статьи или чего угодно. Причём зависимость не обязательно должна быть явной. Иллюстрация живёт историей того, к чему она создана. Если она может жить отдельно, то это картина. А если без текста она воспринимается частью какого-то условного содержания (конкретной сказки, стишка или романа), то это самая правильная иллюстрация! В любом случае иллюстрация создаётся к чему-то. Другое дело, что она может быть сильнее того содержания, что её породило!
Профессиональная иллюстрация – это законченный рисунок, выполненный в самобытной манере автором, работы которого коммерчески востребованы.
Только давай оставим слова «а как же высокое искусство», «где же творчество», «значит главное продать?». Да. Главное продать. Художнику нужно жить, кушать и встречаться с друзьями в уютном кафе. Поэтому иллюстрирование, по нашему скромному мнению, это прежде всего прикладное искусство. У этого искусства есть заказчик, и есть исполнитель…
И все-таки, где же у него кнопка?...
О видах иллюстраций и разоблачении стереотипов
Как часто мы встречаем иллюстрацию в своей жизни и где? Существует три основных вида, на которые подразделяется иллюстрация – рекламная, книжная и журнальная.
Совершенно не развита в России рекламная иллюстрация. Этот вид используется компаниями – заказчиками, для рекламы собственных услуг или товаров. Если за рубежом это целая отрасль, которая соревнуется по популярности с фотографией, то у нас это искусство воспринимают как баловство. Когда предлагаешь рекламодателю использовать в его рекламе иллюстрации, то часто встречаешь немым укором: «У нас серьезный продукт». То есть многие люди считают, что иллюстрация может рекламировать только конфеты и лимонад Буратино.
Рекламная иллюстрация практически не востребована в нашей стране. Что очень странно. Иногда молодому автору могут предложить нарисовать серию рекламных картинок, но чаще за них не предложат больших денег, хотя бывают исключения. После того как вы согласитесь на работу по такому заказу, вас ждет масса перепитий и административных барьеров. Будьте готовы к частым и «идиотским» поправкам со стороны заказчика - его «креативы» не оставят вас равнодушным. Так что для работы в этом жанре так же потребуются крепкие нервы и душевное равновесие.
В этом жанре композицию и цветовидение можно забыть. Все это ложится на плечи заказчика: он – иллюстратор, вы – исполнитель! Но все это конечно в реалиях российской действительности. Этот жанр отличает яркость и узнаваемость образов. Вспомните какао Nesquik и его кролика, например. В такой рекламе заинтересованы прежде всего кондитерские компании, детские бренды, компании которые хотят выделиться на фоне других конкурентов. Рекламная иллюстрация сейчас – это редкий инструмент маркетинговой политики предприятий, что стоит менять и воспитывать у заказчиков.
Надо отдать должное сетевым рекламным агентствам – многие из них уже давно поняли, что в рекламе продукта нужен яркий отличающийся образ. Эту задачу способна выполнить иллюстрация.
Кроме этого любому рекламному агентству, снимающему видеоролики, необходимы сториборды. Сториборд – это такой комикс, в нескольких кадрах которого можно понять, о чем написан сценарий видеоролика.
К подгруппе рекламной иллюстрации можно отнести совсем уже новое направление, которое существует относительно недолго – это веб иллюстрация. Эти иллюстрации используются в дизайне сайтов и интерфейсов. Но на наш взгляд она пока не имеет под собой достаточной основы, что бы выделять это направление в отдельный вид.
Примерами рекламных иллюстраций могут служить работы Руслана Баранаускауса, Олега Тищенкова, Антона Бугаева, Мердана Агаева, Сони Карамелькиной, Оксаны Гривиной, Елены Долговой, Егора Жгуна, Эдуарда Катыхина и многих других иллюстраторов, прекрасно работающих с рекламой.
Если расценивать рекламную иллюстрацию как способ заработка, то можно сказать, что постоянного заказчика в этой сфере вы вряд ли найдете. Такие есть, но их очень мало. Поэтому чисто рекламных иллюстраторов у нас в России нет. Пока нет. Но зато этот вид иллюстрирования покупается дороже, чем книжная иллюстрация и журнальная.
Если вы хотите зарабатывать с помощью иллюстраций, то самая востребованная – это, конечно же, журнальная иллюстрация. Отличает этот жанр, то обстоятельство, что журнальная иллюстрация нужна «вчера». Все журналы чаще всего заказывают картинки в последний момент. А значит, на рисование остается крайне мало времени. Тут то и проявляет себя в первую очередь мысль и тот самый пресловутый и яркий стиль художника. Но на такую работу нужно много сил и душевного равновесия.
Рисование в журналы для иллюстраторов является в большинстве еще и имиджевой работой – значит тебя признают, ты нравишься. Чаще всего журналы имеют список доступных иллюстраторов и меняют их примерно раз в полгода. Но это все зависит от арт-директора журнала, стиля и количества иллюстраций в издании.
Наиболее яркими представителями на сегодняшний день среди журнальных иллюстраторов можно отметить Сержа Максимова, Яну Москалюк, Марию Екимову, Настю Забродину.
За книжную иллюстрацию в принципе должны хорошо платить. Но не в нашей стране. Издательства завалены достаточно качественными работами белорусских и украинских художников, а также художников из «старой гвардии», которые из-за сильной конкуренции и непонимании сколько должна стоить иллюстрация, продают свой талант за сравнительно небольшие деньги. Поэтому этот путь не наш.
Отличительной особенностью таких иллюстраций является то, что такие работы рисуются чаще пока без помощи компьютеров и с сильной детализацией и проработкой. Тут, как впрочем и везде, но в книжной особенно, совсем не помешает классическое умение рисовать и понимание композиции, цветовидения, пропорций и всех особенностей рисунка.
Зато такие иллюстрации делают из по-настоящему талантливых авторов – настоящих звезд первой величины. Ярким примером послужит вам украинский художник Владислав Ерко, который оформил серию книг Паоло Коэлье и небезызвестную «Снежную Королеву».
Стоит заметить, что как ни странно, все художники-иллюстраторы из описанных жанров разделены в разные сообщества и зачастую знают друг друга не по-наслышке. Из авторов книжной иллюстрации можно привести еще Евгения Антоненкова, Кирилла Челушкина и т.д.
Кроме этих видов есть еще множество других, не менее интересных и значимых. В кратце можно отметить иллюстраторов компьютерных игр (яркий представитель Роман Guro Гунявый, http://www.guro-games.com/), иллюстраторов в стиле пиксельарт (Гаркушин Алексей, http://gas13.ru/). Сюда же можно отнести граффити иллюстраторов (Данила Adha Прокопенков), манга, коммиксистов. Может мы кого забыли?
Киса, скажи мне как художник художнику -
ты рисовать умеешь?
О иллюстраторах и их профессиональных качествах
Кто же этот загадочный человек – иллюстратор? Словари дают нам достаточно четкое определение художника: «Художник - специалист в одном или нескольких видах (изобразительного) искусства, обладающий: творческой одаренностью; профессиональным образованием и выучкой; этико-эстетическими взглядами, отражающимися в мировоззрении художника». Надо сказать, что ко всему прочему хорошего иллюстратора отличает еще и неповторимая совокупность особенностей иллюстрирования и манеры рисования.
Самое важное качество иллюстратора – это талант. Бесталанный человек не найдет себя в этом виде искусства. Наверное, именно талант и определяет самобытность художника. Иллюстратор формируется постепенно и не зависимо от того отдали ли родители его в изошколу в детстве или нет.
Одной из важных составляющих иллюстрации – это яркая и неповторимая индивидуальность, то есть, другими словами, то, что называется авторским стилем, то, что отличает одного художника от другого. И чем это авторская индивидуальность ярче, тем соответственно лучше. Лучше для кого, спросите вы!? Для самих же художников и в первую очередь конечно для потребителей этих картинок. Возможно, что это недостаточно очевидно для обыкновенного человека, который купил журнал и пролистал его, не обращая внимания на эту самую индивидуальность. Но каждый раз покупая снова и снова новый журнал, он будет ждать продолжения сюжета, с уже полюбившимися персонажами. Примерами таких журналов являются «Roling Stones», «Большой город», «Man’s Health» и много других.
Задача арт директора такого журнала - найти как раз того самого иллюстратора, чьи иллюстрации понравятся читателям конкретного журнала, чей стиль рисования наиболее подходит для тех идей, которые журнал преследует. Наиболее яркие и известные для обывателя примеры неповторимого стиля – это «Масяня» Олега Куваева или «Петрович» Андрея Бильжо.
Существуют примеры клановсти в сообществе иллюстраторов. Есть целые сообщества художников, которые рисуют только в одном стиле и никак иначе. Например, всем известный стиль «манга», который пришел к нам из японской мультипликации и комиксов, трансформировавшись после столкновения с отечественными течениями, он приобретает зачастую достаточно причудливые формы. Хорошо это или плохо решать, конечно же, зрителю, но от себя, хотелось бы сказать, что такой подход не самый правильный путь, который мог бы выбрать художник.
Если говорить о ситуации в целом на рынке иллюстраций в России, то можно сказать о том, что мы сейчас в первобытном состоянии по сравнению с Европой или Америкой. В рядовом североамериканском агентстве иллюстраторов трудятся сотни художников.
Зачастую в таких агентствах есть авторы, которые иллюстрируют только одну конкретную тему. То есть насколько востребован рынок иллюстраций, если агентства имеют возможность делить художников не только по стилям, но и по темам. В нашей стране не существует ни одного профессионального агентства, которое хотя бы отдаленно напоминало самое замшелое на западном рынке. Первые шаги в этом направлении на данный момент делает студия Артемия Лебедева.
Но не все так плохо и не без просветов. За буквально последнюю пару лет в России появилась профессия, которой не было. Если судить по той же студии Лебедева, еще пару лет назад все те, кто работал в студии дизайнерами и изредка рисовал в удовольствие, сейчас занимаются только рисованием. Да конечно существовали частые художники, но иметь в штате человека, который рисует только картинки, не мог позволить себе даже крупный глянцевый журнал. Сейчас, если зайти практически на любой сайт с поиском работы, можно найти предложения о найме на вакансию художник-иллюстратор.
10 шагов на пути к славе!
С чего начать, что бы зарабатывать с помощью своего таланта
Первое – определитесь о существовании у себя таланта иллюстратора. Поможет мама и друзья, которые постоянно твердили вам с детства о том, что вы гений и круче вас только Малевич.
Второе – нарисуйте хотя бы десяток иллюстраций, не важно чем и для кого. Найдите тему и виртуального заказчика.
Третье – соберите под кроватью и у друзей со стенок все свои иллюстрации, отсканируйте, отретушируйте и повесьте их где-либо в сети Интернет. Чем необычнее ваш сайт, тем больше шансов, что вас заметят.
Четвертое – Не забудьте установить одну или несколько программ; Photoshop, Illustrator, Corel, Painter, Xara и так далее. Определитесь что вам ближе векторная или растровая графика в этой связи.
Пятое – «проспамте» все найденные вами форумы и сайты на околожурнальную тему вашими шедеврами.
Шестое – откройте себе живой журнал и подпишитесь на комьюнити ru_illustrators (www.livejournal.com/community/ru_illustrators)
Седьмое– поучаствуйте в следующем проекте C-arts (www.c-arts.ru)
Восьмое – добавьте в контакт-лист всех известных дизайнеров и иллюстраторов. Завяжите с ними настоящую дружбу.
Девятое – не забудьте приобрести планшет от компании Wacom.
Десятое – определитесь со стилем, который вы будете использовать. Постарайтесь никому не подражать.
Вот несколько нехитрых правил. Конечно же, здесь все написано с долей иронии, но поверьте, если вы сделаете хотя бы то, что описано выше – то вы точно поймете надо это вам или нет.
В итоге, хотелось бы отметить, что профессия иллюстратор очень интересный и многообещающий выбор пути в жизни. Сейчас это направление визуального жанра с каждым годом только набирает популярность. Так что без работы не останетесь. Растите и разрастайтесь. Хочется пожелать всем удачи и вдохновения!
Мы в этой статье не пытались найти истину или предложить единственно правильный путь к изучению иллюстраторского искусства. Наверняка вы найдете здесь массу неточностей и оговорок. Мы хотели бы, чтобы те из вас, которые имеют свою точку зрения на этот неразвитый рынок, откликнулись нам своими мыслями; а те, у которых эта статья вызвала еще больше вопросов – написали нам их.
Иллюстрация в шапке: Денис Петруленков
С уважением,
Валерий Wall Гольников и
Виталий Kevin Быков
(агентство Red Keds www.redkeds.com)
+
+
Все верно.
Читая статью,попутно буду оставлять некоторые мысли относительно прочитанного...Цитирую:"Главное продать." На мой взгляд так рассуждают продавцы,а не художники.Хороший продавец постарается не просто продать,но продать за хорошую цену.Среди художников мало хороших продавцов.А среди продавцов мало хороших художников.Как прикладное искусство иллюстрация всегда будет восстребована.Но и платить за "прикладное"всегда будут меньше.Поэтому,стремление к "творчеству и высокому искусству" в иллюстрации нельзя опускать,а наоборот всячески поддерживать и провоцировать.Потому что только высокое искусство достойно высокой оценки.
Согласна с тем,что зачастую заказчик сам не знает,чего хочет.Диалог может продолжаться на протяжении нескольких дней)
Похоже это наша задача решить им что они хотят.