Иллюстрации Врубеля к "Демону"
В ту пору, когда я была убеждена в том, что Лермонтов «выше» Пушкина )) моим любимым художником был Врубель. Сейчас, мне кажется, я могу уже смотреть на их творчество отстраненно, но тогда это было невозможно, любовь к этим двум, безусловно, ярким личностям зашкаливала до обожания. Естественно, когда мне в альбоме первый раз попались иллюстрации Врубеля к лермонтовскому «Демону» восторгам не было предела...
Сейчас я уже более спокойно отношусь и к Лермонтову и к Врубелю. Нет, любить я их не перестала, ушел только щенячий восторг. И теперь я вижу, что в их творчестве много общего, и главное – это какой-то болезненный надлом в душе. Врубель меня сейчас больше восхищает как отменный рисовальщик и прикладник, но ко многим его темам я стала относится по другому… Произведения Лермонтова тоже воспринимаю уже не так, как раньше…
Но, думаю, наверно недаром, после Врубеля никто не брался иллюстрировать Демона (я не ошибаюсь?) – как говорится, «звезды сошлись». Других иллюстраций в Демону представить просто не возможно…
"В последний раз она плясала..."
"Несется конь быстрее лани..."
"Упала на постель свою,
Рыдает бедная Тамара;
Слеза катится за слезой,
Грудь высоко и трудно дышит;
И вот она как будто слышит
Волшебный голос над собой..."
"Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал."
"Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет ее чела."
"В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих."
В монографии И. Грабаря "В. Серов", читал об экспериментах Врубеля в области акварели. Это волшебство нам уже не угадать. Хоть просверли глазом подлинник. :-)
Вячеслав Владимирович Люлько:когда-то давно (так давно, что даже не могу вспомнить в Киеве это было или в Одессе) я попала в маленький зальчик с приглушенным светом, по стенам за занавесочками висели акварели Врубеля... это было действительно волшебство!
Интересная тема. В книге ,,Роза мира,, Андреев писал, что якобы Врубелю в посмертии пришлось спускаться в нижние слои возмездия, чтобы поднимать оттуда образ своего ,,Поверженного демона,,
Материализации в параллельных слоях мироздания образов запечатлённых на великих(известных и мало известных) полотнах - на мой взгялд эта тема очень притягательна для размышлений.
А у Врубеля мне больше всего нравятся работы ,,Царевна лебедь,, и ,,Пан,, К сожалению так и не разобрался как в коментариях вставлять иллюстрации. сколько не пробовал не получается.
http://www.nearyou.ru/vrubel/t99pan.jpg
А это ,,Царевна лебедь,,
http://www.russianculture.ru/Culture_img/32-43-1l.jpg
В юности пытался учить наизусть всю поэму ,,Демон,, осилил только половину. Но до сих пор восхищаюсь силой и красотой каждой строки этой поэмы.
...Столпообразные раины, звонкобегущие ручьи
по дну из камней разноцветных. И кущи роз, где соловьи
поют красавиц безответных на сладкий голос их любви....
Демон - Волшебство, такая страсть! и конечно представляешь себе его теперь только таким.
Бородатый Дим:да, в юности мало кто избежал увлечения Лермонтовым )))
Гамзина-Бахтий Татьяна:Ну уж относительно ,,бледной тени,, вы сильно перегнули Гамзина-Бахтий. Лермонтов это действительно гений, гениальнейший поэт.
Пушкин прожил 37 с половиной лет.
Лермонтов прожил - 27 лет. Ему, хотя бы, еще бы столько же, как Пушкин.
Знакомый филолог, народный учитель СССР (русский язык и литература) как то мне показал на примерах, что Лермонтов как поэт, сильнее Пушкина. Повторить не могу, но было убедительно.
Но Пушкин, тем не менее, мне ближе. Да и Некрасова люблю. А тот филолог, показал, что Некрасов - не достоин стоять на одной полке с Пушкиным и Лермонтовым. :-)
Вячеслав Люлько:тоже от филолога слышала, что у Лермонтова много фактических и грамматических ошибок (одна застряла в памяти, т.к. была из моего любимого тогда стихотворения: "...махающий мечем картонным"). Пушкин же в этом отношении безупречен.
Но дело не в этом. Мне кажется сравнивать их не стоит. Пушкин был позитивным человеком, в Лермонтове же присутствует болезненность (вот интересная статья о лермонтовском "Демоне": http://www.pravoslavie.ru/answers/6861.htm )
Сейчас я уже хорошо понимаю, почему раньше мне Лермонтов был ближе - бунтарский дух тоже по кровушке бродил. А Пушкин с его ясностью и простотой (в хорошем смысле слова) казался "пресным"...
У иеромонаха Иова есть книга о существах параллельного мира. Как найду ее, выложу интересные факты из жизни и творчества Лермонтова, Врубеля и Есенина.
Мне лично Лермонтов ближе. Пушкин - это классика, у него всё вылощено, всё вымерено и точно. У него очень лёгкий стих, но и довольно простой, на мой взгляд. Для меня Пушкин это "рамки", поэт очень хорошо владеющий техникой, но очень ровный и даже предсказуемый в своём творчестве. Лермонтов же - "за рамками". Да, в его стихах встречаются грамматические и иные ошибки, не всё так гладко и стройно, как у его великого предшественника, но есть в них что-то такое, что цепляет, что трудно вот так просто описать словами. Если кратко, то Пушкин (в моей классификации) в рядах классиков на вроде Толстого, а Лермонтов - это уже арт, вместе с Гоголем, Салтыковым-Щедреным и Достоевским.
сила иллюстраций врубеля,не в осмыслении лермонтова как поэта,а в том что возникшие образы были настолько рельефными и ясными ,что надо было добиться только их воплощения,и все описанные приемы:акварель белила,графит-лишь борьба с материалом,отсюда рождение столь неповторимого стиля.
Наверное, все не так однозначно, как в статье иеромонаха Иова.
Вспомнил один удивительный романс в исполнении Евгении Смоляниновой "Молитва странника", на стихи Михаила Юрьевича.
http://www.youtube.com/watch?v=nt7lvlxFmAo
Еще, тексты четырех передач "Библейский сюжет", посвященных М.Ю. Лермонтову.
http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=thumbnails&album=58
Текст передачи "Библейский сюжет", посвященной М.А. Врубелю.
http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=thumbnails&album=267