Хирому Ока о процессе создания анимации на ризографе.

Main 024726130894665.618a26be9356a

«TV Asahi — одна из самых известных телевизионных станций в Японии», — говорит гений ризо-анимации Хирому Ока. Поклонники Hodo Station (новостная программа с долгой историей на TV Asahi) недавно заметили их новый анимационный вступительный ролик, который выглядит так, как будто ризограф оживает. Фактически, Хирому кропотливо создал анимацию из сотен маленьких ризографических кадров. Эта очаровательная анимация немного похожа на «Алису в Зазеркалье» и создает ощущение, что вы кувыркаетесь прямо по страницам книжки с картинками.

Чувствуя себя неудовлетворенным возможностями цифровой анимации, аниматор из Токио поставил перед собой задачу изобрести самую аутентичную технику аналоговой анимации, какую только мог себе представить.


«Ризо родом из Японии, но немногие японцы знают о его существовании, — рассказывает Хирому в интервью It’s Nice That. «Но благодаря его большой популярности в Европе, он был реимпортирован в Японию». Поскольку его анимация Risograph каждый вечер транслируется по всей стране на экранах телевизоров, аниматор считает, что его видео помогло повысить осведомленность о существовании этого средства массовой информации в Японии. Еще одно большое преимущество этого крупного заказа заключается в том, что Хирому в сто раз легче объяснить, когда кто-то спрашивает его, чем он занимается. Вместо того, чтобы вдаваться в длительные обьяснения, он может просто сказать: «Я сделал анимацию для этого телешоу».

Хоть объяснение деталей и может быть немного "болезненным", Хирому милосердно согласился описать свой творческий путь и процессы. Он начинает с самого начала, вспоминая свои первые дни в качестве подающего надежды молодого аниматора, работающего в студии моушн-дизайна в Японии: «Работать было очень трудно. Каждый день был очень занят», — говорит он. «Но это позволило мне освоить свои навыки за короткий промежуток времени». Быстро приобретя богатый опыт, Хирому покинул студию, чтобы присоединиться к другой в 2018 году. Его работа в новой студии дала ему более здоровый баланс между работой и личной жизнью, и постепенно у него появилось больше времени для работы над личными проектами.

Впервые он столкнулся с Ризо в 2019 году, когда работал над пятиминутным короткометражным анимационным фильмом для участия в кинофестивале. «Я долгое время создавал моушн-графику в цифровом формате, — отмечает он. «Однако, поскольку этот процесс полностью выполняется на компьютере, я чувствовал, что чего-то не хватает, когда создавал». Его также беспокоил обман, связанный с воспроизведением текстурного качества бумаги цифровыми средствами. Поэтому он начал экспериментировать с различными аналоговыми формами выражения: ротоскопирование, рисованная анимация, коллаж и покадровая анимация.


Хирому Ока: Станция Ходо (Авторское право © tv asahi, 2021)


Но Хирому все еще был недоволен. «Они уже используются многими людьми. Кроме того, для меня они были универсальными выражениями, поэтому проблема заключалась в том, что я не мог вкладывать в них какие-то особые чувства». Когда он открыл для себя средство ризографа, он, наконец, почувствовал удовлетворение, особенно потому, что это напомнило ему о машине Print Gocco (или Nengajo, как ее называют в Японии), с помощью которой его родители делали новогодние открытки.

Без дальнейших церемоний он начал делать анимацию из сотен отпечатков ризографа на бумаге. В том, как Хирому разрабатывает свои анимации, нет ничего особенного, кроме процесса печати. Но какой процесс печати! Сотни страниц кадров печатаются на ручной пиле для каждой анимации. Затем нужно подумать о тестовой печати, проверке цвета и размера, а также о тестировании бумаги. После печати он сканирует каждую страницу по отдельности и импортирует их на свой ПК, где использует Adobe After Effects, Illustrator и Maxon Cinema 4D для завершения анимации.

В целом используется огромное количество бумаги, а одно анимационное видео «может стоить более 500 000 иен (около 3 000 фунтов стерлингов)», — говорит аниматор. Принимая во внимание время и усилия, необходимые для тщательного проектирования каждого кадра для создания красивой плавной анимации, заявление Хирому о том, что этот процесс «неэкономичен», кажется немного преуменьшением. Но помимо всех недостатков, есть что-то, несомненно, чудесное в том, чтобы увидеть, как столь любимая эстетика Riso оживает в движении.

В результате, с тех пор, как он начал делать свои анимации и показывать их более широкой аудитории, клиенты ломали двери, чтобы заказать работу Хирому, «но многие проекты были отложены, потому что я не говорю по-английски», — говорит он. Не испугавшись, Хирому усердно практикует язык, тем более, что он планирует переехать в Англию в конце этого года. Пока мы с нетерпением ждем его приезда в Великобританию, Хирому планирует совершить поездку по некоторым европейским студиям Riso и поработать в местной студии.


 

Хирому Ока: 100 моушн-дизайнеров Японии, 2021 г. (Авторское право © BNN Inc, 2021 г.)

 

Хирому Ока: Станция Ходо (Авторское право © tv asahi, 2021)

 

Хирому Ока: Станция Ходо (Авторское право © tv asahi, 2021)

 

Хирому Ока: 100 моушн-дизайнеров Японии, 2021 г. (Авторское право © BNN Inc, 2021 г.)

Комментарии1
avatar

Странноватое решение - использовать ризограф. Он же для тиражирования. Если печатать элементы повторяющиеся, а потом из них картинки набирать покадрово, было бы понятно. А под каждый кадр плёнку - это дорого. С другой стороны, конечно, конкурентов в такой технике нет.

23 Май 2022, 09:11