Финансовые проблемы с заказчиками
Приветствую уважаемых дизайнеров, фрилансеров-иллюстраторов. Я можно сказать начинающий фрилансер. Ни как не могу разобраться, как строить отношения с заказчиком. Как то странно получается, работодатель не доверяет мне, ему кажется я его кину на деньги, не выполню задание, а я думаю что он сделает тоже самое. Делается куча набросков, начинается бесконечное обсуждение и все мимо денег. Ни каких авансов, расценки какие то копеечные. Хотя когда платишь за квартиру, покупаешь продукты в магазине цены уже взрослые, все считают, что это все эти платы, нормальны и обязательны. А вот художник это так блажь.Заказчик по чему то думает, это же очень интересно нарисовать иллюстрации для книги, а еще художнику платить, моветон, он рисовать любит, бесплатно нарисует. Дорогие иллюстраторы просветите дурака, как строить финансовую политику с заказчиками, как с них получить бабки? Буду рад услышать мнение профи на фрилансерском рынке!
Без аванса ничего не рисовать. Бесплатные тестовые задания не делать. Аванс говорит о серьёзных намерениях заказчика. Вот и всё.
Под нежеланием платить аванс заказчики часто прячут нежелание вообще оплачивать заказ. Так что выплата аванса - показатель серьезных намерений заказчика. Настоятельно рекомендую работать исключительно с предоплатой 30-50% Это поможет избежать многих неприятных ситуаций. От отказа заказчика выплачивать гонорар до "у нас неожиданно полностью изменилась концепция и давайте-ка все перерисуем заново".
Как и сказала выше Маргарита, нормальные заказчики есть и их даже много.
Любые более-менее прочные отношения строятся на доверии. Но это не исключает делового построения этих отношений. У вас есть заказчик работ, вы - исполнитель этих работ.
***Если заказ копеечный и не интересный никаким иным образом - я с такими не работаю.
***Если приходит скучный/нудный/мутный заказ - я "заламываю" цену, чтобы компенсировать свои душевные муки во время исполнения. Обычно заказчики убегают после этого не попрощавшись, но иногда соглашаются. Радости от этого варианта никакой, поэтому заломленная цена каждый раз все выше:)
***Если поступает просьба сделать тест - я отправляю заказчика в портфолио. За тест я могу взяться только при одновременном наступлении следующих условий: а) у меня нет работ в подобной стилистике/технике в портфолио; б) выполнение теста не потребует у меня более нескольких часов; в) выполнение теста каким-то образом дает возможность прокачать мой уровень. Тестовое выполнение работы, аналогичной по стилю и технике тем, что лежат в портфолио - только за деньги и только по предоплате.
***Если заказ обещает неплохие деньги и интересен - начинаем строить отношения. Идеальный вариант: предоплата ---> ваша работа ---> превью работ ---> полный расчет ---> передача исходников.
В моей практике встречаются заказчики, которые боятся потерять свою предоплату и логически со своей точки зрения они правы. Таким я объясняю последовательность идеального варианта, но "ввиду интересности и перспективности дальнейшего сотрудничества", немного меняю цепочку: скетчи проекта ---> предоплата ---> основная работа ---> превью работ ---> полный расчет ---> передача исходников. Т.е. я просто до предоплаты демонстрирую заказчику свое доверие - выполняю часть работы "в кредит". Позже, после укрепления доверия, мы переходим к идеальному варианту. Аргументация проста - это мой деловой подход и мой бизнес. Но, напомню, это лишь в случае ИНТЕРЕСНОГО и ПЕРСПЕКТИВНОГО проекта.
Конечно, никто не может запретить вам учиться на собственных ошибках.:)
Но запомните/запишите/зарубите на носу самое главное правило: НИКОГДА....повторяю !!!НИКОГДА!!! не передавайте исходники и HQ-материалы до получения полного расчета и подтверждения получения оплаты. Вы ведете бизнес - относитесь к этом с уважением.
Не приступайте к работе без аванса, это должно быть на уровне рефлексов ))
Если у заказчика имеются сомнения, предложите ему расписку, это его успокоит ))
Подпишусь . Обязательно предоплата-это значит Вас не используют бесплатно:) Бесплатно ,если (соглашусь Антон Бондаренко (KaktuZzz))*** и не буду повторятся. Большие проекты из несколькиз иллюстраций или изображений делите на небольшие группы по 3-5 изображений по полной оплате. И только после того как уже 2 изображения получили оплату и подтвердили серьезность отношений с заказчиком . И не верьте,что они по каким-то причинам не могут дать аванс . Сколько знаю ,если хотят ваши работы ,пойдут на любые ваши условия ,и найдут вариант деловых отношений удобных и приемлемых для Вас в первую очередь :)
вот важное проскочило :)
"если захотят ваши работы"
наработайте увесистое серьёзное по качеству портфолио, и тогда относится к вам будут уже с гораздо большим доверием
Могу сказать, что авторы книг вообще самые проблемные заказчики, ни разу не выходило с ними договориться на какие-либо адекватные условия. Если при общении чувствуется, что заказчик жадный / мутный / странный, то лучше просто отказаться и не портить себе нервы.
Это тоже вопрос спорный,есть адекватные авторы с адекватными ценами и требованиями ,а то и без требований,но не любят разную цену за разные изображения,им чаще все по одной цене,ну разве только обложки:))) что один персонаж,что толпа-они не понимают,что это разная работа по сложности. А вот если автор+ редактор,то тут или полный шторм 2меняющихся мнений, или редактор держит автора в дипломотическом карантине:)
Подпишусь)
Уважаемые коллеги,хочу спросить про издательство "Феникс "( Ростов- на -Дону), кто сотрудничал? Есть ли у кого негативный или позитивный опыт ? Просто у меня с названием "феникс " срабатывает "лампочка", видимо ,где-то упоминалось . Но так как не работала с ними ,ничего сказать не могу, а хочется спросить у знающих : какая там ситуация по отношению в к художникам ?Спасибо всем ,кто ответит . Пишу в этот блог, так как тема отношений с заказчиками .:)
Это один из немногих моих негативов. Правда дело было лет 5 назад. Хотят много, платят мало. Не рекомендую.
Я работала, вроде нормально было. Не особо щедрые, но в целом меня все устроило. Я две книжки с Котей и Мотей для них делала. Деньги они платили вовремя, как и договаривались. Правок почти не присылали. Так что, лично у меня, впечатления скорее приятные. Единственное, что долго и неторопливо оформляют документы. За вторую книгу договор до сих пор не прислали, за первую тоже почти месяц не присылали. Деньги хотели тоже после полной готовности перечислять, но я настояла на предварительной выплате. Не особенно упирались, договорились. Вобщем, как бы все нормально, но будь внимательна.
если речь идет о феникс-премьер - только с предоплатой.
А ещё бывает такое... Заказчик присылает ТЗ, делает предоплату, художник рисует, заказчик доволен и тут выясняется, что заказчик хочет поиметь все права без дополнительной оплаты, хотя в первоначальной договорённости таких требований не было, заказчик просил просто нарисовать рисунок. А когда художник не соглашается на жлобский договор, то заказчик требует вернуть аванс.
Так точно, очень часто такое бывает.
Это вопрос, на который нужно ответить прежде, чем начинать работать онлайн. Оффлайн зарабатывать проще. Те, кто уходит в интернет, теряют 80% возможного заработка, хоть и приобретают массу других плюсов в виде свобод.
Это навык, который очень дорого стоит как в прямом так и в переносном смысле. Изучайте интернет-маркетинг и искусство "горячих" продаж. Совет звучит уныло, особенно для гуманитариев, но по-другому не получится, если Вы хотите серьезных денег. Волшебной кнопки нет, к сожалению.
PS. Ну и на книге, будем откровенны, заработать нереально. Книгу можно рассматривать только как рекламу себя, чтобы потом дорого продавать свои профессиональные услуги в других сферах искусства или смежных отраслях. Но в этом случае Вы должны уже иметь продукт или предложение, за которые люди готовы платить.
1. Всегда проверяйте заказчика, посмотрите в интернете, что он из себя представляет. Если нет никакой вменяемой информации, лучше воздержаться от сотрудничества.
2. Чтобы понять уровень художника, когда нет соответствующих ТЗ работ в портфолио, достаточно 1(одной) пробной иллюстрации. Не делайте кучу набросков в никуда. И требуйте максимально подробное ТЗ.
3. Чтобы заказчик не кинул, заключайте договор и не отдавайте оригиналы до оплаты.
Спасибо всем художникам кто откликнулся! Очень ценно) но иногда я сука ведусь и делаю бесплатно, просто сама тема заказа мне интересна, типа для портфолио, и очень хорошее чувство возникает)) по фиг заказчик нравится ему не нравится) денег не заплатил, ну и не пентюкай получай так как я вижу и точка) но без аванса теперь ни ни! Всем огромное спасибо!
Делая работу бесплатно, вы тем самым собственными руками обесцениваете свой труд и роете себе финансовую яму, а заодно и своим коллегам.
Ну это так редко. Но вы конечно правы на все 100%.
Вот только что пришло письмо из Феникса.
Пишут : Как мы работаем:
1. Кидаем вам ТЗ и аналоги, ждём в течении 2-3 дней от вас контуры для утверждения с директором. Корректируем.
2. После утверждения переходим к цвету. Сроки 2-3 недели. затем возможны снова корректировки.
3. Заключаем договор, и затем происходит оплата и получение иллюстрации.
Спрашиваю - че за фигня?
Девушка отвечает: У меня нет прав приглашать художников по предоплате.
Светлана, спасибо:) Вы сейчас не в черном списке. и если честно ,я не знаю точно ,кто у меня там находится и как увидеть этот список. Но микромир в графики я раньше у Вас жамкала,и Вы уменя в ленте. А со списком и черными бантами я не разобралась.Иногда ,мне хочется тишины и покоя, а иногда суеты и дебоша с яркими диалогами .Так что ,кто под мое настроение сиюмитное попал ,это ничего не значит , это просто я закрыла окна и спокойно работаю.А потом могу открыть все двери и пригласить всех на вечеренку. В данный момент ,я уже забыла когда я отвечала на объявы , работы и так хватает,я желею, что не отдохнула летом.Но тут как получилось :) буду ждать когда появятся альбомы, а то кучу жести,треша нарисовала , а кидать рядом с милыми картинками не хочу,разные эмоциональные настрои:)
Нам тоже пришло. Я думаю, что они всем массово рассылают... вдруг кто-то согласиться поработать бесплатно ) И ведь найдут! А потом на иллюстраторсе будет очередной пост обиженного иллюстратора , что не заплатили, кинули и жить не на что .
Я рисовала им быстрое тестовое. После этого они перечислили аванс и я стала рисовать наброски. Отсылала их сразу и в издательство и автору. После того как все одобрили, отрисовала. Послала превьюшки. Перечислили остальные деньги. Отослала полноразмерные. Договор заключали в процессе уже. Со второй книжкой так же.
Сколько сейчас стоит отрисовка 1 метра фотообоев с детальной прорисовкой и персонажами? К примеру 3х3метра или 3х4 метра?Что -то я опять от цен отстала?