Эзопов язык японских художников: что поведал цвет
Эпоха Эдо – период образования единого политического государства в истории Японии 17–19 в., которое характеризуется экономической стабильностью и расцветом традиционной японской культуры. Ключевая политическая особенность - правление клана Токугава, когда его верхний представитель фактически стал главой государства.
Процветание торговли и ремесел приводит к росту благосостояния народа и его потребности обладать красивыми вещами. Это объясняет рост популярности гравюр.
Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, лишь некоторые работы затем раскрашивались вручную. Но в XVIII веке мастер Судзуки Харунобу вводит технику многоцветной печати для нисики-э («парчовых картинок»).
Харунобу - новатор японской цветной гравюры на дереве, которая печаталась с многих досок.
Исследователь-искусствовед Н. Виноградова в книге «Хокусай и японская гравюра» так пишет о творчестве Харунобу: «Гравюры Харунобу принесли в искусство более глубокое и тонкое, чем раньше, выражение эмоционального мира. Он широко использовал цвет и пейзаж для выражения эмоций и чувств героев своих работах.»
Технология изготовления трехцветных гравюр существовала уже в начале XVIII века. Увлечённый возможностью цветового изображения Харунобу начинает эксперименты с девяти цветными гравюрами с трёх досок, комбинируя три основных цвета — красный, синий и жёлтый, а потом увеличивает количество досок до десяти, добиваясь переливчатости.
За шесть лет жизни, начиная с 1760-х годов, художник создал более шестисот гравюр и благожелательных поздравительных открыток «суримоно»!!!!, предназначенных для круга друзей. Открытки - в 18 веке, кто бы мог подумать!
Впервые применяя технику полихромной ксилографии, используя для передачи различные цветовые оттенки, Харунобу сосредоточил внимание на разнообразных нюансах настроения своих героинь, рассказывая не столько о действиях, сколько о чувствах — любви, печали, нежности.
Он сумел выявить лирические чувства героев не только через плавные линии, но и через колорит, то серебристый и холодный, то теплый и мягкий. В создании настроения сюжета играли и введенные Харунобу приемы раската краски от темного к светлому. Харунобу использовал в композициях различные детали архитектуры и мотивы пейзажа. Они резко отличали его стиль от предшественников, которые помещали героев ничем не заполненном фоне.
Созданные Харунобу поэтические образы женщин восприняли и развили многие последующие японские художники конца XVIII — начала XIX века. Среди них знаменитый график Китагава Утамаро (1753 — 1806) и Сиба Кокан (1747 — 1818), взявший псевдоним Судзуки Харусиге.
Мы рисуем сюжеты поздравительных открыток, не задумываясь, откуда они берут начало. Может, кто-то знает и о более ранних случаях использования печатных цветных изображений в том же качестве? Было бы интересно узнать.
восточное новаторство - это так прекрасно, сколькими открытиями они преобразили мир. Спасибо за статью👍
Марго, спасибо за интерес к японской культуре. Каждая культура богата своими собственными традициями))
Всем, кто интересуется культурой Японии, советую прочитать прозу Сэй- Сёнагон "Записки у изголовья" 9--11 век, она была в свите юной императрицы и много в этих записках о жизни, культуре и обычаях Японии во времена Сэй-Сёнагон, такой "закодированный" язык писем мужчин к женщинам и наоборот, включали символы --например цветы. Утонченную культуру символики Японских традиций, их непрямолинейные посылы, вполне укладываются в иносказательный язык Эзопа.
О, спасибо за рекомендацию)))
восток всегда разговаривал намёками)))
Очень интересно😍🔥 спасибо за статью❤️
Валерия , благодарю))) вот как-то не задумывалась о языке цвета: а ведь все так и есть на самом деле)))
Где то тихо заплакал Дюрер, вместе с первопечатником Федоровым :)
На счет открыток 18 веке. По всей Европе, а не только у нас в ходу были открытки на любой вкус, начиная с религиозной пропаганды и заканчивая порнографией. Столетием ранее в обиход вошли визитный карточки и игральные карты. Карты и лоции, кстати, тоже начали печатать где-то в это время.
Пусть не плачет достопочтимыйДюрер))) Если верить нашей Википедии, то "Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди[64]. Печатная графика стала для него верным средством заработка. Кроме того, не связанный требованиями, которые предъявляли заказчики живописных произведений, Дюрер мог свободно воплотить все свои замыслы именно в гравюре. В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. Для художника она была не только средством тиражирования произведений и иллюстрирования книг, доступной широким слоям населения, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Помимо традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты..."
Но о том, что великий график разрабатывал сюжеты "благожелательных поздравительных открыток" там не упоминается. Речь в посте идет именно об этом лёгком жанре. Никто не умаляет достижений первопечатников Европы и России. Боже упаси))) Вам это показалось))) И в посте был вопрос: если есть такие сведения об открытках - просьба поделиться информацией))) Речь не шла о религиозной пропаганде или порнографии))))) Буду только рада))) Спасибо за теплый отклик на мой пост)))
Копнула глубже))) опять , увы, Восток))) Первым на звание «родины» открытки претендует Китай.
Почему? Во-первых, Цай Лунь изобрел бумагу, а, во-вторых -традиции, буть они не ладны))) В давние времена, не застав хозяина дома, у китайцев было принято оставлять у двери маленькую карточку, что-то типа визитки, на которой, по правилам хорошего тона, следовало написать какое-то позитивное послание. Вот оно, открытое позитивное и благожелательное послание, прототип позднейших открыток. Еще до изобретения гравюры))) Но, может, что-то подобное делалось и в Европе? И на Руси?
😊 занятная штука - Арт-исслЕдования и поиски "нового" стиля...
✅ если взять лУЧчие яПОнские киТЯйности - и заменить всех азиатских "пЕрсов" на "белых людей" (+ надбА́вить харизмы для физиономий), то получится - Обри Бёрдслей...
✅ а, если взять Бёрдслея, добавить дЕвкам тОмных сЭкси но́ток и РАСКРАСИТЬ контурОчки... то получицца - Альфонс Муха...
😳 [•!!!•] ну, как же так-?!!! ...кудЫ не плЮнь, а всё уже "украдено до нас" и шадЁврами в 77 слоёв улОжэно-!!!
🔸а нам - простым "маляра́м" - хоть чОйто оставили не за́нятого -?!!! ... – на полЯнке, где растут землянИшные оригинАльности нестерпИмой красоты )))
.
✅ жаПЕг ⤵️
Ну, что делать))) такова жизнь))) всё новое- хорошо забытое старое)))
Отдельно большое спасибо за галерею Бёрдслея и Мухи))) особенно хороша Саломея с головой Иоанна Крестителя)))
Занятно.Кстати, по каким критериям алгоритм этого сайта заметит меня?
Добрый день))) по пустому портфолио точно не заметит))) Простите, и по сногшибательному качеству работ тоже, увы)))) Успехов в работе над собственным творчеством)))