Для тех, кому за 30-40... Тысяч рублей :-)
Вопрос от провинциала и непрофессионала.
Как известно, большинство иллюстраторов (за исключением фанатиков, нигилистов, мизантропов и аскетов) на определённом отрезке своего жизненного пути имеют обыкновение размножаться и рыть новые отнорки для своего семейного логова. Однако рытьё последних, равно как и выкармливание молодняка, напрямую зависят от добычливости отца семейства.
Вопрос задаётся из простого любопытства и желания определить для себя — стоит ли оставаться преданным любимому делу или попросту распрощаться с ним, занявшись другим, более доходным? Реально ли иллюстратору-фрилансеру (не штатному художнику-дизайнеру и т. п. с окладом и стабильным доходом) иметь 30–40 т.руб. в месяц? Оперирую цифрами своего региона, которые считаю приемлемыми для сохранения целостности семьи.
Я лучше в личку!
если предлагают оклад 30–40 — идите. рисовать будете как хобби. у вас в регионе это приличный заработок. если меньше-то можно как подработку использовать — а рисовать от заказа к заказу. это как страховка на случай безработицы. то бишь — сторож сторожит или дворник метет, но всё остальное время Ваше. фрилансерские заказы такие — не потопашь-не полопашь. когда сам находишь — бывает и больше в месяц. когда не организовался — сидишь бамбук куришь… хорошо, когда есть заказчики постоянные — одни и те же много лет. тогда будет и необходимый минимум для семьи. в те месяцы, когда гонорары большие — минимум 10% откладывайте. сохраняйте.
в любом случае Вы останетесь художником. и вернётесь к ремеслу не раз и не два.
Николай, так как художнику отказаться от рисования немыслимо (все равно тянуть будет) — оптимальный вариант — совмещать. Найти еще одну работу с более-менее свободным графиком, часть времени отдавать ей, а часть — любимому делу. В настоящее время сама начинаю осуществлять этот план).
Напишу о своих друзьях. Мы когда-то учились вместе в Казанском художественном училище им. Фешина (работы Фешина там висят в холлах как учебные пособия).
Один — замечательный художник из Казани, и выставка в ЦДХ, и членство в Союзе, но для Казани этого оказалось мало. И когда родились дети он сначала лет 7 работал арт-директором местного печатного издания, а по ночам рисовал свои идеи, Устал, надорвался….. сейчас в мастерской при монастыре пишет иконы, за что и получает деньги необходимые для жизни. У него всё хорошо….. но для себя ничего не пишет, отошёл от светской живописи.
Другой — художник из Ульяновска. С перестройки пишет иконы для церквей, оформляет иконостасы. Востребован, проблем нет.
Может не стоит идти бухгалтером, а найти что-то более близкое?
С тремя детьми тяжело первые три года, поскольку работает один…. знаю по себе. Оля
Совмещать заработок и творчество — редкая удача.
Не всякому везет.
Из круга моих знакомых (в первую очередь, имею ввиду мужчин-добытчиков), это те, кто, что называется, нашел свою нишу. Пашут, штампуют из года в год одно и то же, как печатные станки.
Вот и подумаешь, что лучше? Честно поделить жизнь на две половины, одну из которых отдать долгу перед семьей, а другую — вдохновению.
Или же превратить любимое дело в рутину?…
Одно могу сказать точно, рисовать Вы не бросите. А вопрос денег имеет тысячу решений и готовых рецептов нет. Каждый выкарабкивается, как может. Вопрос этот решается по месту и предлагаемым обстоятельствам. Сомневаюсь, что только лишь фрилансом можно зарабатывать такую сумму стабильно. А в остальном — удачи и терпения!
Имея детей на одном фрилансе далеко не уедешь (если ты не суперпризнанныйгений или не человекоробот, выдающий иллюстрации со скоростью хорошего принтера). Я бы даже сказала, что это безответственно. Нужно хотя бы одному из родителей иметь стабильный доход. Должна быть какая-то «подушка безопасности» на всякий экстренный случай.
В нашей семье почти 25 лет на фрилансе я могла себе позволить только потому-что муж, практически бросил живопись и работал в разных сферах, была и мастерская по дереву и кузня и рекламная фирма. Последняя приносила хороший доход, но жрала время и здоровье немилосердно. За то время, что дети подрастали я давала частные уроки для заработка и потихоньку набирала обороты в профессиональном плане… достаточно, чтобы держаться на плаву вполне самостоятельно и начать «рулить» как только появилось достаточно времени, и тогда муж продал фирму и с восторгом преподает живопись в вузе (препод от Бога)… и снова начал писать в свое удовольствие. У него теперь есть и время и возможность делать то, что он хочет. Ради детей приходилось многим жертвовать, но это временно и ничего страшного в этом нет. Дети растут быстро:) Цель вполне оправдывает средства. Да и мастерство не пропьешь:)
Насколько я понял разговор идет о 1000–1400 долларах США в месяц, не сверхъестественные запросы. Обратите внимание на те области рисования где деньги есть. Игрострой, реклама, вебдизайн — в этих сферах предлагают зарплату подобного уровня без особых танцев с бубнами.
Если идете работать в денежное направление следует быть готовым к тому что ваш глубокий внутренний мир, специфическое видение, планы самореализации как художника никому не уперлись. От художника нужны руки умеющие рисовать и все. Что и как рисовать начальству виднее, как-то же начальство наскребло денег чтоб художника нанять.
Я работаю фриланс четвертый год, три года содержу себя, мужа, мать пинсионерку, двух детей. Нормально живем, так, что не нужно быть супер гением, у меня есть знакомая иллюстратор, работы на моем уровне, постоянно жалуется на нехватку денег, ну когда ей предлогаю работу, находятся масса причин: мне это не интересно, я в этом стиле не работаю, это скучно, я не буду работать под кого-то. Если человеку нужно зароботать, выход в расширении техник, стилей, можно сидеть ждать интересное произведения годы, а можно рисовать кнопки для сайтов, заставки, игры, этикетки, логотипы, брать мультяшную технику, фотореалите, пин-ап, журнальную, манго, да масса чего и работа будет. Коля ты сомобытен и очень интересен, бросать ни в коем случае нельзя, но вот освоить комп и еще подрабатывать, пусть скучной, но финансово выгодной работой стоит…)))
Прошу прощения за вмешательство, но художника вашего уровня днём с огнём не найти. И даже на этом сайте, не в обиду другим, нет никого кто бы вас превосходил или был на одном с вами уровне. Вы уникальны, и может быть этого не осознаёте, но это так. Я как незаинтересованный, но искушенный зритель это ясно вижу. Потому верю, что вы можете своим трудом обеспечить жизнь не только себе, но и другим. А так, моё мнение, смена деятельности пойдёт только на пользу.
Согласен с Татьяной, денег кругом много — людям нужны картинки, но картинки нужны в определенной технике, по определенной цене, определенного качества. Не хуже, но и, как бы странно это не звучало, не лучше. Художник как поставщик запчастей для сложного продукта, должен обеспечить приемлемое качество по приемлемой цене и тогда заказы будут на годы вперед.
У меня перепады — от 70 тыс. руб в месяц до нуля. Причем ноль может длится несколько месяцев, тогда в ход идут накопления. Это учитывая, что я специализируюсь на обложках, а не на внутренних иллюстрациях. Разница между стоимостью иллюстрации на обложку и полосной иллюстрацией, примерно — в десять раз.
Есть еще другая проблема — деградация. Толстею, глупею, отстаю от жизни. Например, никак не сяду изучить инструкцию к сотовому телефону. Часто слышу: «Брось мне на мобилу 200 руб." или «Отправь мне SMS», или «Скажите номер вашего сотового». На что я отвечаю: «У меня сотовый есть. Но я еще не изучил инструкцию к нему».
А случается, что на улице человеку нужно срочно вызвать скорую помощь. Это делает другой. Не я. Я сотовый даже не ноше с собой. Лежит дома, рядом со стационарным телефоном.
Два друга священника в унисон говорят, чтобы я сочетал иллюстрирование книг с другой работой, связанной с людьми. Приводят многочисленные примеры, как такие горе-отшельники, деградируют до полного «ку-ку».
Извини Николай, начал отвечать на твой вопрос, но отклонился на больную для себя тему.
Одним словом, замыкаться в этой профессии опасно по многим причинам.
Товарищи из Москвы и ближние к Москве! Я думаю, Николай готов МНОГОЕ переступить, но он далеко. Я в ПОДМОСКВЕ 3 года, Игорь-год… Два года назад я просила у тех, с кем работала, персонально для него работу- не дали… Когда он приехал- повалило(тьфу-тьфу-тьфу)…(хотя и так не жаловалась).В Красноярске работы не было, по интернету- было, но мало… При этом куча проблем и денег за работу меньше…
Я проехал немного по России. Зарабатывают там, где Родину продают. Вот фины, купили лес в Велико-Новгородской области и Пестовский завод. Рубят наш лес, обрабатывают и нам же его продают. Лесорубы и рабочие Пестовского завода хорошо получают.
Вот нефтяники в Нижневартовске. Гонят нефть на экспорт. Рабочие бесплатно в Турцию летом ездят отдыхать. А то, что существует проблема того, что Сибирь опустится ниже уровня моря и на ее месте, будет мелкое грязное море, на это глаза закрывают. Наши нефтяники даже боятся, что американцы придумают альтернативу нефти.
В тоже время нищенствуют рабочие УАЗа, УАПК, ЮУНК и др. предприятий, не продающих Родину.
Так что, с другой стороны, иллюстратор Родину не продает и кусок хлеба, худо- бедно имеет.
Николай, рисуя обложки книг, 30–40 тыс. в месяц — это реально. Нужно только место найти, где стабильно заказы идут. А стабильность постоянно меняется в разных издательствах. Так, что некоторые издательства даже исчезают. И речь идет о Москве.
Николай, ты же русский мужик, выход найдёшь! желаю тебе удачи!
Еще одну проблему вспомнил, похожую. Советуют Николаю освоить компьютер, как мне советуют друзья освоить 3D моделирование. Уже и домой ко мне приезжали, все программы поставили, готовы учить. А зачем? Если и так хорошо в Пейнтере рисуется.)))
Более того, у меня в последнее время идут заказы, где заказчик просит предоставить работу на бумаге, материалом. Про компьютер и слышать не хочет.
А таких, как Николай, я не вижу. Самобытность, неиспорченность академизмом и главное, искренность.
Николай, да без проблем, думается. Хотел собственный пост написать, да Вячеслав уже точно всё написал, вот я к нему и пристроюсь.
Единственное — для гарантии стоит расширить ассортимент портфолио в сторону пользующихся спросом хоббитов-вархаммеров, мужик-с-ружъём стоит, баба в металлических трусах и т. д. И всё, что ещё сейчас пользуется спросом. При этом постараться не наступить себе на горло, а проникнуться темой, как бы она не выглядела по-идиотски для нормального человека. Если портфель будет разнообразным — придётся тебе в неделю писем пять писать:«спасибо, что обратились, к сожалению, на три месяца вперёд — все занято, «…
Из собственного и чужого опыта могу сказать следующее. Когда откровенно нужны деньги, а реализация своих работ в связи с теми или иными обстоятельствами затянуты во времени — лучше иметь постоянную работу. Некоторые из моих знакомых просто тупо содились в офис. Чаще отцы семейств. Это, правда, не очень хорошо отражалось на собственном творчестве и здоровье. Поэтому если офис или фирма не нравится надо без сожаления их менять. Другой вариант — это расширение рыночного предложения, заказы под рекламу и т. д. Для этого люди делали свой сайт, анализировали рынок и соответсвенно предлагали работы. Тогда дом превращался в офис. Иногда можно жирно заработать, иногда не очень. Можно на какое-то время садиться в офис. Идеально — иметь постоянную частичную занятость на 2–3 дня в неделю. Не так убивает как каждодневная работа. Желаю Вам удачи и сил.
В 1997 я хорошо зарабатывал рисуя тушью и пером, весь тот год иллюстрируя энциклопедию «Правители и войны» в АСТ. Думал дело пошло в гору. Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
В 1999 году я заработал ноль. Мой знакомый художник Саша Угловский не выдержал и пошел работать на стройку. Звонил мне, звал в бригаду, мол бросай химерой заниматься.
Но я тогда увидел, что иллюстраторы рисующие обложки книг зарабатывают больше, чем штукатур на стройке. И сделал все, чтобы пробиться в круг обложечников — Лео Хао, Нартов, Анри. Анри помог мне выбрать компьютер и планшет. Показал, как рисовать в Пейнтере. И в 2002 я вышел на стабильный хороший заработок, то что указал Николай.
В 2005 я считал себя уже представителем среднего класса.
В 2006 я уже раздавал свои заказы, т. к. сам не в силе был все сделать.
В 2010, заказов было так мало, что я снова опустился ниже прожиточного уровня. Смотрю художник Андрей Ферез делает обложки в 3Д, хорошо востребован и вознаграждаем.
До сих пор мучаюсь, надо мне это 3Д или не надо.
Главное, чтобы художник крепко стоял на своих ногах, т. е. умел рисовать используя воображение и зрительную память. Тогда использование фото и компьютера не будет костылями, а даст новый творческий метод и новый стиль.
Николай крепко стоит на ногах в этом смысле. У него своя походка. И поэтому даже интересно, как он будет рисовать на компе.
Вот правильно, что Вы не пошли на стройку. У меня сейчас прораб ремонт делает… с дипломом Ин-та Культуры, музыкальное отделение… Печально. Музыку бросил, а стройка тоже денег не принесла (про остальное промолчу…)
Вообще мне кажется самым оптимальным Ваш подход — не сидеть ровно на пятой точке, а искать новые формы для творчества, когда на привычное падает спрос. А 3Д еще будет полезно для визуализации дизайн-проектов, а это тоже неплохо оплачивается, так, что рекомендую все-таки.
Обложки всегда было выгодно делать. Я рисовала для дамских романов одно время, но у меня на тот момент знания компьютера было маловато для приличного результата, а потом от самих романов затошнило:) А рисовать экшн совсем не умею, увы.
У меня вот тоже… Весна и начало лета были относительно прекрасны.
Но потом как-то все успокоилось. :((((
С горя сделал ремонт в квартире… Ушли почти все запасы.
Николай, по-моему так у многих… Так было всегда и, видимо, будет.
Чё тут можно предложить, как альтернативу?…
Мелкие карманные кражи?.. Не знаю, какого ты возраста… Я плохо уже бегаю, задыхаюсь…
Может и правда в магазине купить хороший мастерок?.. На всякий случай… :)))
:-) Щипачём — для меня мелко, хотя этим и занимаются виртуозы. У меня ружьё, я в лесные разбойники подамся.
И если будете делать ремонт, обратите внимание, как бригады себя рекламируют: «У нас все рабочие, закончили строительное училище, и все от 18 до 30 лет. Старше только бригадир." Строитель, как спортсмен, должен быть молод. И действительно, когда я из экономии брал самоучку, которому под сорок, ничего хорошего не выходило.
И еще, я чувствую, что совсем близко то время, когда будет цениться именно то, что сейчас делает Николай. У меня в этом году уже два заказа было на ручное рисование. Может, это случайность, а может — приходит спрос.
Во всяком случае, хорошо уметь рисовать и на бумаге и в фотошопе-пейнтере и в 3Д.
А вот, кстати, сделать бы такую школу.
Слава, а это действительно так… У меня уже был заказ… даже давно, когда заказчик напрочь отверг компьютер и требовал акварель…
Борисыч, я сегодня должен приступить к рисованию тушью и пером иллюстраций к фантастике Василия Головачева. Хозяин издательства «Центр-полиграф» хочет иметь на руках бумажные оригиналы и слышать не желает о рисовании в Пейнтере. Что-то меняется в сознании заказчика.
Ну вот!.. Чё я и говорю…
Так что Николаю надо просто найти «своего» заказчика… и все!
А что касается меня лично… В кабинеты больше не пойду!
Нет худа без добра… Когда жизнь начинает приобретать хреновые оттенки… почему-то легче придумываются сюжеты для карикатур. :)))))))))
Ох, не разделяю я мнения, что заказчик обратил наконец внимание на реальные материалы. Хотя очень хочется в это верить. В прошлом году мои студенты делали призентацию своих работ, собралось народу разного, в том числе пригласили двух ведущих воронежских издателей. Так вот они рассказали, что по отчетам их маркетологов продажи книг в области упали на 40%! за последнии 3 года. Вы понимаете, что это значит? Понимаете конечно. Мне кажется нужно ориентироватся на электронные издания, игровые сервисы и прочею такую лабуду — там деньги, да и будущее скорее всего за ними… как не грустно…
Ребята, спасибо всем за отклики и советы! Извиняюсь, что отвечаю обобщённо, хотя хочется ответить и сказать спасибо каждому, но, честно, из каждого уяснил нечто новое или укрепился в ранее посещавших меня мыслях.
Сразу хочу сказать, что я не ною. Возможно, мимика моего аватара натолкнула на эти мысли (между тем, фото — с утреннего лёгкого похмелья после многодневного пребывания в лесном зимовье на охоте с друзьями). Я всего лишь любопытствую насчёт опыта других. И рисование — не мой единственный удел. Работал я и на стройке, даже мерзлоту ломом и топором долбил на севере Коми республики, когда готовили ямы для посадки крупномерных деревьев. Однако рисовать по вечерам не мог — после лома руки дрожали, а выдавать мелко-волнистую линию за особенности стиля не хотелось. Поработал на стройке и в Екатеринбурге, пока туда не наняли киргизов — хорошие ребята, и застройщику с ними работать легче и выгоднее. С осени по конец весны у меня есть подработка в таксидермической мастерской — кровавая работа в буквальном смысле — свежую добытых охотниками зверей и птиц, чищу шкуры, черепа рога. Не сочтите за проявление садизма, но это успокаивает (генетическая память о пещерных предках:-)) Но охота — вещь нестабильная, а посему заработок колеблется. Тем не менее, это выручает, а также помогает в анималистике. Можно в той же мастерской расширить круг навыков — например, перейти непосредственно к монтированию чучел, к их зашиванию и т. п. К тому и иду. Но, как уже писал, всё нестабильно. как нераспиаренный фриланс:-)
В принципе, семью этим содержал и содержу. А для иллюстратора регион моего проживания не важен — как таковой, я работаю удалённо для Москвы (иногда — Питера) поскольку заказы от издателей получаю оттуда. Регион озвучил в смысле значимости размера потребительской корзины с долгом государству.
Речь идёт о форс-мажорных обстоятельствах, с которыми сталкивались многие — ипотека, кредиты. А у кого-то и дома горят, к примеру (не обо мне речь, оборони, царица небесная). Когда ежемесячно нужно выкладывать 15–20 тыс.р.-то, чем занимаешься сейчас, выглядит ненадёжным. Разумеется, решение я приму, чтобы не обидеть ни семью, ни себя:-)
Вот какие выводы и мысли напрашиваются:
1. Научиться отделять собственное творчество от рутинного и необходимого.
2. Согласен, для повышения производительности и качества рутинного — освоить комп.графику. (по ней у меня совершенно дикие и смешные дилетантские вопросы и сомнения, которые я стесняюсь здесь опубликовывать)
3. Становиться профессионалом. Не могу себя таковым назвать по следующим причинам -.нет как академического образования (которое не испортило, а, наоборот, улучшило бы мои навыки и помогло бы не делать элементарных ошибок в анатомии перспективе, тоновом решении и т. п.), так и элементарных знаний графических программ. Поэтому, зная четверть (или, скорее, менее) из того, что требуется современному художнику-иллюстратору, набиваться в профессионалы рановато.
4. Ценить себя в соответственно своим навыкам. Прикинул — если бы за работу платили в полтора-два раза больше чем сейчас (например, сейчас за одну полосную получаю в среднем 2000 р., а за рисунок для водочной этикетки мне платят 6000 т.р.) ,выходили бы те желанные 30–40 в месяц от одних только иллюстраций. Но повышение цен на себя — вопрос деликатный, и должен подкрепляться профессионализмом. Равно как и согласием заказчика.
5. Иметь хорошее и разнообразное портфолио и уметь подавлять свои амбиции, когда дело касается рутины, тем более сносно оплачиваемой.
6. Совмещать творческое с нетворческим. Ну или одно творческое с другим творческим. Лео Хао, я слышал, на гробах в свободное время рисовал.
7. Найти стабильную работу с частичной занятостью.
8. Перестать вообще рассматривать способности рисовальщика, как средство выживания. Найти подходящую работу, а рисовать для себя в свободное время. Его будет меньше, но за остаток жизни можно не торопясь выдать несколько из того, за что не будет стыдно. И исключительно СВОЕГО. Для души. Ибо, рисуя рутинно, на своё уже будет меньше и зрения, и желания.
Отдельно хочется сказать, что рисовать лучше вне собственной квартиры (по крайней мере, днём, когда родные не спят). Эффект переключения срабатывает. Если же в квартире — лучше иметь наушники с хорошей музыкой или аудио-книгами — это предотвращает от порчи нервов, например, когда ребёнок эмоционально пытается доминировать, или когда мама начинает его непедагогично громко воспитывать.
В то же время, работа дома удобна для того же занятия с дитём — всегда можно отложить рисование, переключиться на ребёнка, если, например.мама пришла с работы уставшая и взведённая. Или просто наслаждаться общением с ним.
И, конечно, важно устранять застой крови в седалище и других частях тела. Я, к примеру, ежедневно стараюсь проехать на велосипеде 8–10 км (как по пути в мастерскую и обратно, так и добровольно), особенно хорошо вечером и за городком, голова хорошо прочищается, а тело приободряется.
Написал.наверно, не всё. В чём-то и повторился. Добавлю по ходу обсуждения.
Согласен, для повышения производительности и качества рутинного — освоить комп.графику. (по ней у меня совершенно дикие и смешные дилетантские вопросы и сомнения, которые я стесняюсь здесь опубликовывать)
Надо осваивать цифру, рисовать в цифре сложней — технологии еще не достаточно развиты, чтоб переход с реальных материалов был совсем незаметным.
В цифре есть многие удобные возможности вроде последовательной отмены нескольких шагов, рисовать на разных слоях и т. д. Но главное что дает цифра — возможность быстро доставить свою работу любому заказчику в любую страну. Это очень сильно расширяет диапазон заказчиков, иностранцы платят дороже потому что у них уровень жизни другой, другие правила ведения бизнеса, например в оплате уже заложены 30% на налоги, которые мы либо не платим, либо для ЧП они не высоки.
.
Мой ответ — да, реально.
Когда я работаю, так вот прямо РАБОТАЮ, что бывает и ночь посижу и в клуб в пятницу не пойду, и пельмени покупные сварю вместо нормального обеда (не, ну такое было всего раза два), то получается 80–90 т.р. в месяц. Обычно это в «сезон», когда клиенты готовятся к Новому году. Например, я делаю корпоративные перекидные календари — иллюстрации и дизайн.
Когда нет ничего особо срочного я работаю по 1-3-5 часов в сутки, получается 40–50 т. р.
Часто я не работаю месяца по два. Рисую для себя. Вот что-то типа последних летних работ.
Но ВСЕГДА на связи — если появится классный проект, который украсит мое портфолио, то буду над ним думать и на пляже. Впрочем, других проектов стараюсь не брать. Лучше отказаться от кучи всякой фигни и дождаться одного, но стоящего.
Что такое «цены региона» я не знаю). Работаю с разными городами.
В общем иллюстратору-фрилансеру или художнику-дизайнеру реально иметь 30–40 т.руб. в месяц.
Но, скорее всего, если иллюстрации делаются не для книг, а для рекламы.
Николай! Успехов Вам!!!