Детское рисование - с чего начать?
Дорогие друзья, коллеги!
Так получилось, что в поселке, где я живу нет никакой "рисовальной"студии.Вот мне и предложили вести в школе кружок. Я согласилась..дети любят рисовать, не всех родители могут возить в город на занятия.Набралось много желающих. Дали 2 ч. в неделю, в один день.Дети - младшая школьная группа( 1-4 класс).
Кончно, сразу встал вопрос, чем увлечь, как занять.Пошла спрашивать у знакомых. покопалась в инете, посмотрела планы кружков и школ.Информации полезной не так уж много.Печатали листиками, использовали свечки парафиновые для рисования моря, пузырьков,..Поэтому, пожалуйста, если есть какой-то опыт, интересные идеи, может, что-то делали-рисовали со своими детьми - поделитесь , пожалуйста.Хочется, чтобы было увлекательно.Они еще маленькие ,быстро отвлекаются, кропотливая работа пока не для них, а красивую картинку надо как-то получить, маме показать. Что посоветуете? Буду очень признательна за любую помощь!))
Всё очень просто - достаточно вспомнить самого себя в том же возрасте - а потом предложить детям то, что порадовало бы самого себя (с поправкой на ЭТО время, хайтэк и эпоху вэб).
во первых откопать - интересные темы а так же - для ознакомления свободная тема - нарисовать любимую книжку, сказку, историю, или даже кино.
придумать свою историю (мини рассказ) и нарисовать её (с зачитыванием от авторов - самых удачных историй и объяснением - почему эта история интересная - объяснить принципы драматургии и важную роль художника - в книге, в кино, в мультфильмах и пэрэ.
научить разным хохмочкам - выкраски, монотипии, литографии, линогравюры, офорты и пэрэ.
взять цифровушку, ноутбук, пластилин и всякие шишки, жёлуди, веточки - и сделать интересный презентационный мульт - каждому дать задание по интересам, и отснять всё, что получилось - только прилагая максимум качества, чтоб покадровое движение всех персонажей было не дискретным, а плавным... теории диснея, пиксаров и прочих студий - выше крыши - ещё на пару лет занятий хватит.
готовим своими руками елочные и новогодние игрушки - это вааще на полгода можно занять, т.к. там много сюжетов и различных предметов декора (кроме шариков и фонариков) - научить их делать своими руками - не хватит и 30ти уроков. персонажи, шкатулки, фигурки и прочая сувенирка.
и смотреть на реакции - интересы в каждой группе всегда индивидуальные - с учётом интересов - поднажимать на те или другие темы. корректировать планы на ходу - нормальное дело.
Оооо, для меня тема сверхактуальная, я бы даже попросила перенести ее в личку, если будет интересно. А так: у самой была та же проблема... собственно и есть. Совет, по идее, простой: выбрать несколько техник и начать давать задания на развитие. От простого к сложному. Например: осваиваем гуашь. Первое, что должен освоить ребенок (младшешкольник) это густота краски, даем задание, где важно только это. Что-нибудь вроде монотипии на два-три цвета. Обязательно набор цветов ограничиваем. Потом переходим к идеям цветосмешения. Соответственно можно давать задания на получение сложных цветов из базовых И т.д. По идее, с ростом навыков увеличивается и спектр возможных заданий. Сюжетность и эмоциональные образы помогают сделать занятие интересным. Добавление новых материалов делает этот набор почти бесконечным. Для вдохновения можно представить, а что бы вам хотелось нарисовать, чуть упростить задание под детей. Как выяснилось, школята отлично копируют Ван Гога)
Наташа, огромное спасибо) Можно и в личку, можно и здесь) Я очень благодарна за любую помощь) Про Ван Гога - это класс)
А. И всегда можно рисовать котов. Коты идут на ура.
Спасибо , Станислав, большое) Себя особо не вспомнишь, рисовала в основном, ручкой и карандашом . По книжкам и сказкам, то да, я уже думала, за идею с историей - спасибо) Новогодние прибамбасы - да, это тема, надо до нее еще добраться) Тут есть еще нюанс - отдельного кабинета, естественно , нет. Дали класс начальной школы, там особо не развернешься - идеальная чистота должна быть после занятий.Вот бегаю с тряпкой, где дети помогут, где сама)
Просто, в личке можно обсудить конкретные примеры и обменяться идеями. Могу порыться в закромах и поискать примеры, которые опробованы на практике. Но только, как бартер) Ибо, сама уже всю голову сломала... что же им давать) Если есть ВК или почта, могу по скидывать туда картинки. Ну, или если тут обсуждение развернется в серьез и народу будет интересно, то можно реально пошагово по описывать некоторые упражнения.
ещё вспомнил - пока осень дождями не зарядила - обожал походы всем классом - в лес, в рощу... урок на свежем воздухе - в формате живого диалога, когда все заинтересованно участвуют, задают вопросы, осваивают творческие премудрости - это каждый ученик будет вспоминать пот0м всю жизнь и благодарить такого замечательного учителя
очень актуально, послушаю, спасибо :)
а ещё - вспомни ярмарку и все, какие есть - творческие направления для всевозможных Мастеров - гончарка (только не на гончарном круге, а всевозможная лепнина), изразцы (для печек, бань и пэрэ), работа с пластиковой глиной (запекаемой и самоотвердевающейся), как подрастут и руки станут не такие кривые - можно рискнуть с освоением резьбы по дереву... но не для всех, а для самых ловких... а то полкласса придут домой без пальцев, а тебе отвечать :) )))
художественно-кузнечное дело - вааще годами люди занимаются - тоже захватывает внимание не по деццки...
и вообще - освоение разных мастеровых профессий - дело не быстрое, так что - моргнуть не успеешь, а 10 лет окажется ещё и мало :)
Э-эх, помещение то, помещение под такие высоты-красоты мастерства бы надо..Пока нету(
Нужно ввести детей в транс и внушить им что они должны нарисовать красивую картинку . После чего их необходимо вывести из состояния транса и дать листочки с карандашами . (По методике какой то Американской школы психологии )
Мне завуч такой транс с методикой потом покажет))
У нас дома остались работы сына с художки с первого класса. Рисовали белой гелевой ручкой на черной бумаге. Делали аппликации из бумаги/пластелина/ватных дисков на листах цветной бумаги. Рисовали иллюстрации к сказке черным маркером на белом листе. Рисунки штриховками цветными карандашами. Если нужно, могу фото прислать.
Да, конечно, пришлите - спасибо! Можно почта katrin.babok@gmail.com скайп katbabok
Екатерина, здравствуйте! Здорово, что организовали такой творческий кружок!!! Хочу поделиться своим опытом, чем можно заняться с детками.
1. Рисовать пластилином. Можно нарисовать/распечатать раскраску, и закрашивать ее пластилином (пластилин размазывать пальчиком внутри контура. Моим очень нравится смешивать цвета.
2. Аппликации всем подручным материалом: крупой, ватой, рваными в клочки цветными салфетками, нарезанными вязальными нитками. Делаем то же самое: или сами рисуем контур (например, шарфик, флаг, воздушные шарики), или распечатываем готовую раскраску. Потом намазываем внутри контура клеем - и потом насыпаем/выкладываем материал, припечатывая его при этом сверху рукой.
3. Рисуем на листе плотной акварельной бумаги цветы (любым способом) - и потом пришиваем внутри каждого цветочка разные красивые пуговицы. Первоклассник легко справляется с пришиванием пуговиц, даже узелки может самостоятельно сделать, главное, чтоб они друг дружку не перекололи. Я беру специальные иглы, вышивальные, у них тупые концы.
4. Можно лепить из соленого теста. Рецепт в интернете можно посмотреть.
Можно папье-маше делать, дымковскую игрушку - в этом случае цикл занятий можно растянуть на месяц, делать по частям.
Еще можно делать граттаж
Катя, большое спасибо) Столько всего сразу, ура!)
Катя, здесь же речь про 1—4 класс, а это больше для дошколят годится.
Был у меня на кружке один мальчик, который любил рисовать фантастические космические корабли. Я ему на примере его рисунков и показывала правила объема, теней, света. Он не хотел как девочки вокруг рисовать, у него был свой мир в рисунках. В итоге пока девочки пол альбома изрисовали, он два целыми шедеврами заполнил. А на уроках рисования в школе была всегда 3-ка, потому что темы были скучные для него. И на следующий год его в художественную школу приняли без экзаменов. Вот так я поняла, что кроме всяких техник нужно видеть внутренний мир каждого ученика.
Да, вот , Оля, я обратила внимание - мальчиков мало, и им "девочковые" темы могут не пойти. Вот пока на нарисованных полях приклеивали из спичек домики - им это нравилось.А вот вазочку с листиками уже не то...
Посмотрите календарно-тематический планы и учебники по ИЗО Неменского, у него интересные темы для изучения и техники.
Ага, спасибо, обязательно поищу и посмотрю)
Организуйте поход в ближайший лес, там наверняка уже много грибов. Пусть детки собирают грибы, это очень интересно, они будут знакомиться с природой, как растут и выглядят различные растения, листья. Можно собрать попутно гербарий. Теперь остается принести грибы обратно в класс, повесить красивый ковер и, дружно поедая собранное, фиксировать на бумаге то, что начнет видеться на ковре. Это неисчерпаемый источник вдохновения многих великих художников.
Это будет весело) Кхм, дети будут собирать грибы, а я детей..если повезет)) Не очень у меня с ориентацией на местности. И..какие грибы особенно вдохновительные?Боровики али волнушки? Сама б таких поела))
Заняться с детьми монотипией. Купить мелованная бумаги, чернила и на паре стёкол делать волшебство-восторг гарантирован!)
Ага, Андрей, беру на заметку - спасибо!))
Имея небольшой опыт скажу своё мнение.Студия это очень хорошо,но если это не худ.школа,то в любом случае это "театр одного актёра" педагога,что чревато непроизвольным "клонированием".Посоветовал бы по началу давать технику в которой сами сильны,потом постепенно другие,в которых педагог зачастую сам учится вместе с учениками.Самое неприятное например на просмотрах это когда коллеги входя в класс говорят..ну вот класс пятнадцати маленьких Ивановых,следующий класс десяти маленьких Петровых ...и так далее по фамилии педагога.Увидеть даже в самом начале индивидуальность каждого ученика самое главное,убеждён.И естественно небольшие группа 8-9 человек максимум,иначе весь процесс неизбежно превратится в бездушный поток"на каждого пять минут".В младшем возрасте,конечно забава-игра-эмоция,но даже за 2 часа в неделю в группе неизбежно обнаружатся маленькие мастера,которые изберут участь художника,а вспоминать с теплотой должны Вас)))
Александр, спасибо большое.Да, верно Вы подметили про "клонирование", надо над этим подумать и напоминать себе почаще. А поводу количества человек в группе - очень ценное замечание. Я уже прикидывала, может, разделить их на 2 группы по часу. А так получается. как Вы и написали, каждому удается уделить не более 5 мин., дети зовут, ты бегаешь, и с налету что-то успеваешь показать и сказать...как поток. Опять же, шум - говорю, а не все слышат. А помощь нужна каждому, выслушать надо каждого.Они пока с таким интересом, со своими рассказами про рисунок, а меня на 15-20 человек не хватает)
дети не глупее взрослых... у них просто меньше опыта и знаний.
я б дал им возможность рисовать так, как хотят, и тем, чем хотят, а по результатам - показал бы как рисуют" взрослые" с обязательным объяснением...
ведь если разобраться, чтобы научиться рисовать, нужно научиться думать по-особенному, видеть со всех сторон сразу...это не просто мазня красками... вот и учите их думать и видеть... а рисовать они и так умеют:)
Андрей, спасибо большое! Очень важную тему про "думать " Вы подняли. Знаете, за последнее время мне довелось пообщаться с двумя очень интересными учительницами.Это уже пожилые дамы, умные, грамотные, с широким мышлением, очень образованные.Они независимо друг от друга высказали очень ценную мысль. Сказали, что нынешнее образование не направлено на то, чтобы научить ребенка иметь свое собственное мнение, пусть неверное, пусть где-то ошибочное. но ..свое.Не учат детей самостоятельно думать. На мой вопрос "Почему?" был тоже похожий ответ :" Нынешнему миру не нужны личности, которые могут сами оценивать и принимать решения, а нужна армия послушных потребителей" И, еще одна неожиданная цитата из беседы "Третья мировая уже началась, только идет очень изощренными способами, поэтому мы ее не замечаем".. вот такое есть мнение..Так что , все верно, Андрей, думающий человек себя проявит в любой деятельности - будь то рисование, или что другое)
Я помню свой первый день в студии. Руководитель читала нам сказы Бажова, а мы, в меру сил, рисовали свои впечатления. Наверно это было очень интересно, раз я столько лет это помню)) Причем, рисовали кто как мог, не было ограничений ни по технике, ни по правильности-неправильности. Полная свобода.
Спасибо, Света! Мне приходило это в голову, и, раз так остается в памяти - обязательно сделаю.Была мысль приносить на занятия аудио сказки.Моя дочь очень любит рисовать под звуковое сопровождение( сказки,детские книжки) Как считаете, может,это тоже вариант? Попробовать?
А я в детстве обожала бумажных куколок наряжать в разные костюмы, сама их рисовала и целые гардеробы для них, потом платья вырезались и на таких прищепочках надевались на куклу. ну это наверное все таки для девочек развлечение)
Даша, я тоже) Недавно сестра нашла такую куклу, я ей рисовала с одеждой. Можно проследить по ней моду 80-х - очень забавно было посмотреть))
Есть такая школа - Экспериментальная детская архитектурная студия, сокращенно ЭДАС. У них очень интересные результаты. Можно найти в сети и подсмотреть некоторые работы. Конечно, там все очень серьезно и глубоко, наверное, но, возможно, пригодится.
Спасибо, Юрий, найду. Я думаю, Вы правы, смотреть надо все хорошее - а там само собой, что то пригодится, что-то на мысли наведет.
Да еще выше писали, что время занятия не больше 45 минут стоит отводить для малышей. Это и так и не так одновременно. Дети, действительно, часто не могут сосредотачиваться надолго. Но с другой стороны, с ними долго приходится вести подготовительную работу. Пока они рассядутся и подготовятся к работе времени проходит много, потом поработали 15 минут и уже убирать пора. Либо нужно подготовку выводить за это время, либо работать 2 урока по 40-45 минут с перерывом. Хотя, конечно, все зависит от организации.
Да..вот пока вопрос..Как поступить с этими двумя часами. Все таки, пока количество детей большое, надо их разбить на группы.Возможно. потом часть отсеется, и смотреть уже дальше по обстоятельствам.
Юрий, именно на работу я отвожу 45 минут, сборы и уборка территории после занятий-это время не входит в урок. Кроме того, если кто-то хочет задержаться и доделать, никогда не запрещаю, всегда только рада этому.
Катя! я вам рекомендую познакомиться с Людмилой Подкорытовой -
https://www.facebook.com/Luddik52?fref=ts, это фейсбук, а у неё есть ещё и жж. она работает очень давно с маленькими детьми, совсем маленькими, также и начальных классов и постарше.просто стоит, может на будущее. в жж она много писала раньше, сейчас не знаю - это просто уникальный материал, там есть и об уроках и просто занятиях. конечно, это не то что сразу как-то ответит на разные вопросы, но очень полезное общение на мой взгляд, и почитать кое что, да и сама она может что-то подсказать и помочь сориентироваться в этом нелегком деле, а у неё это как-то необыкновенно душевно и творчески получается. опыт у неё огромный, и человек она добрый, отзывчивый.
http://luddik.livejournal.com/ - вот её жж нашла.
а вам успехов! :)
Вот спасибо, Оля! Обязательно зайду) Я сейчас в самом начале и мне столько еще надо узнать, поговорить, посмотреть)
Для отработки линий, коротких штрихов, точек пусть дети рисуют карту сказочной страны, в которой будут разные области: владения всяческих нечистей, тридевятое королевство и т. п. Рисунки всегда удивительно интересными получаются, реки и озера имеют свои названия (Горынычиха, Лягушкины слезы и все в таком духе). Выполнять лучше цв. карандашами, фломастеры или гелевыми ручками. А вот задание на рисование сказочных героев не люблю- в результате набор всяких мультяшных непонятных персонажей.
Спасибо, Оксана! Отличная идея, самой интересно стало..там и истории можно придумать..)
Ха, не ругает!
техника процарапывания черной бумаги с цветной подложкой внизу http://egofactum.ru/iskusstvo-grattazh-protsarapyivanie-risunka.html
Спасибо, Света! Интересно как...Вот и сама столько всего узнаю нового)
Тоже веду занятия с детьми. Вот, что у нас идёт на ура:
акварель по сырому,
монотипия - бабочка (всё симметричное), рисуется одна половинка, вторая отпечатывается,
пастель по бархатной бумаге,
пастель по наждачной бумаге (мелкой),
цветной тушью по сырому,
https://www.youtube.com/watch?v=SSdDQz_yAbk
восковые мелки + акварель,
рисовать всё, что видишь из окна,
рисовать в солнечную погоду тени (подставляешь лист бумаги и обводишь тень, штихуешь в свободной форме),
рисовать по сырому по мятой бумаге
Когда будет свой класс:
акватушь,
натюрморт или пейзаж пластилином (к тому же, если вставить в рамку, то очень эффектно смотрится)
рисование "по воде" (мокрому крахмалу) акварелью,
Все техники могу проиллюстрировать, в личку.
Спасибо большое!! Замечательно)
Когда я училась в художественной школе мы делали картинки в такой технике( не помню к сожалению как называется) - Покрываешь лист бумаги толстым слоем воска ( просто натираешь лист свечой) сверху( поправьте если ошибаюсь) черная гуашь вперемешку с тушью. Когда высохнет чем нибудь остреньким можно рисовать как бы царапая мягкий слой воска. Получается на черном фоне белые линии. Нам нравилось
Спасибо ! Да,надо попробовать)
О еще вспомнила(может пригодится) Первые несколько месяцев обучения мы рисовали только основными цветами. желтый, красный, синий. По моим воспоминаниям это было отличным упражнением. Учит раскрывать смело, большими пятнами объем, не зацикливаясь на второстепенном и не мельчить.
Это и правда хорошее упражнение, можно поучить смешивать цвета, как мне подсказали) Спасибо!
Техника отпечатка катит (акварель).
Рисование цветными гелевыми ручками по черной бумаге.
Ага, спасибо! Беру на заметку)
Екатерина, хочу немножко охладить Ваш пыл и на всякий случай приготовиться, что не все родители будут в восторге. Обязательно найдутся такие, которые подвергнут сомнению Ваши методы преподавания - Мол, что за фигня и зачем детям мозг набекрень воротите? Лучшеб срисовывать картинки по клеткам научили помоднее, хоть какая польза. Женский пол сельских просветительских сподвижниц, обычно после такого горько рыдают...Мои родители учили группу школьников, так Бате не раз приходилось драться с некоторыми папашками и кулаками доказывать талантливость их дитя. Ну не желают доли художника некоторые для своих чад (и правы по-своему)...Куда лучше научить зубы из пластилина лепить, прямой путь в училище зуботехников...А там и до престижной и денежной профессии дантиста недалече, таки перспектива вырваться в "городские" из болота NN... Особенно трудно бороться со вкусами и убеждениями родителей. Ведь преподавать ниразу не получится не показывать и не рассказывать о произведениях художников-мастеров, учить видеть прекрасное, разбирать почему и как...И Вам еще повезет, если за показ картин Сарьяна Вам не устроят гранд эль-скандаль с жалобами в высшие инстанции, ато и просто пообещают чо-нить спалить...Ну а если дети Вас очень полюбят, то ревность с родительской тупостью бывают хоть и предсказуемы, но радости Вам ниразу не добавят.
...
Вобщем знайте куда и зачем идете и не ждите духовых оркестров, моря букетов и бдагодарностей с ношением на руках под красным балдахином от края до края села по праздникам...Да еще и пьяница, Вениамин Дмитрич, баянист, убедит сельский народ, что гармошечно играть на свадьбах, профессия престижнее и намного уважаемее. Ведь хлеб егойный нагло отбираете. Одним словом - Осторожнее! И при носке под балдахином четко следите, чтоб не несли к реке...Ато могут и утопить сдуру и сгоряча...))) Удачи Вам, сил и мудрости.
Вы, Игорь Евгеньевич, извините, фигню написали.
Маленькие дети ОЧЕНЬ любят рисовать, а родители и рады.
За мою практику никаких эксцессов не было.
1-4-е классы, конечно, надо разделять, хотя бы надвое: 1-2 и 3-4. Когда детям по 7-8-9 лет разница в возрасте в год — огромна: это целая 1/7 (1/8, 1/9) часть жизни с учетом стремительного развития. И для каждой из этих возрастных групп своя программа хороша, конечно: младшим попроще, старшим посложнее.
Да, это точно - в этом возрасте это большая разница. Даже по двум занятиям я прочувствовала)
Был друг-сотрудник здоровенный хохол-живописетцс Вася десантник и гармонист. Так вот однажды его перемкнуло крепко, принес коробку водки в майсерню, всех пристыдил, что мы фигней и халтурой занимаемся, бряцал кадилом и страстно призывал покаяться и идти животы свои класть на стезю преподавания прекрасного , доброго и светлого во имя детей... Стал директором школы искусств и приходил стыдить в серых костюмах с галстуками с разными отливами...Года всего через три регулярные визиты с призывами покаяния стали нерегулярны. На четвертый стал заходить с раз в месяц, после получки, с гармошкой и водкой, но уже не так хвастался что он только один в бабском коллективе. Играл песни погрустнее...Пели хором "Раскинулось море широко..." На пятый год сподвижничества припер две коробки водки, гармошку и рыдал - Я уволился! Иначе всех поубиваю нафиг!!! Мы утешали и пели хором, как могли пожалистнее - Напрасно старушка ждет сына домой...
...Вернулся Василий назад, но стал молчалив и худеть. И двух лет не выдержал, умер...Подкосила его детвора в лучших начинаниях, не перенес такого. Но на детей прохожих кидался часто с всенепременным намерением задавить прямо на улице и прилюдно...Всемером на дюжие руки вешались, чтоб от греха...Так и утух, как свечка козачище и талантище. Детей не перенес... Все правда.
...
Трапункы бувають ризноманитнымы и не каждая широкая душа таланта выдержит детский напор в душу, особенно, если сдуру вбил в свою голову несбыточные идеи...
...
Памяти Василия Коробки. Замечательного художника, друга, большого человека и гармониста...
https://www.youtube.com/watch?v=S3OB72M4aqY
Катя! Поздравляю! ... Детки очень благодарная публика!Мои собственные ходили в очень хорошую изостудию, и когда я пошла работать, вспоминала задания нашей Зражевской В.Т. И своим их давала... Одни из первых заданий для 6-7 лет- " Нарисуем змейку, длинную- длинную... Такую, что даже больше меня... Она очень красивая( показываю рисунки других детей, пока их еще не было- фото кораллового питона:)))вот эту змейку надо так нарисовать, чтобы в листе уместилась... Одно из первых заданий- сразу получаем компоновка в листе, одной толщины параллельные линии, декоративность, знакомство с красками, в этом задании ( гуашью) просила не оставлять белой бумаги... Слабеньким( такие тоже были) рисовала пол человека, вторую половину рисовали они сами...никогда не давала одну общую тему для всех... Темы сами дети подсказывали... Как- то я считала, что в художники мало кто пойдет, но перешибить естественное детское желание рисовать не хотелось... Поэтому в основном только хвалила... Старалась раскрыть фантазию, а там как само шло... Темы сами они подсказывали... Весело очень было , мои подколы типа:" Что это у тебя люди в колготках по улице ходят? " на ура... Ну и 7-8 лет это немного нянька, а младше- еще больше... Только что сопли не вытирала... Моя доча отказалась ходить в первую изостудию, там молодая педагог была очень хорошая, но еще без своих детей тогда... Там кран шумел и прыгал, она заставляла все делать самим, воду тоже набирать..А моя боялась воды- воспоминания от затопленной квартиры....... В общем, завидую немного, удачи!!!
Большое спасибо, Ирина! Да...интересно.Змейка никогда в голову не приходила) А ведь тоже вариант. Нянька - это точно) Я это уже начала понимать. И тоже пока всех хвалю - они ж стараются, кто как может. Детей сейчас и так много прессуют, пусть хоть тут расслабятся немножко)