Детские рисунки 25. Задание на лето (изостудия)
Вот и лето прошло... - как вещает немного уныло классик, а значит, самое время одеваться и укутываться потеплее, медитировать на яркие цвета падающих листьев, засыпать под пенье дождя и, конечно же, дать оценку прошедшему лету, строго отметив всё, что удалось и не успелось сделать.
В годы моего детства и обучения в изостудии, чему посвящено немало постов здесь, ярких рисунков и воспоминаний, в летние месяцы, когда вся остальная детвора радостно носилась по улицам (а те, у кого родители были побогаче, где-то за границей), я не был полностью свободен и предоставлен себе. Почему? Ответ прост и очевиден. На собрании перед наступлением летних каникул в изостудии нам наш преподаватель дал задание на лето!
Происходило это неизменно каждое лето. Как говорила Инна Степановна Соловьева, наш бессменный и прекрасный педагог, летом, когда мы не обременены школой, то должны еще больше рисовать, если хотим достичь какого-то успеха и посвятить свою жизнь изобразительному искусству. В изостудии в заранее обговоренное время выстраивались ровными рядами друг за другом стулья, приходили родители, и под их ответственность и запись оглашалось наше домашнее задание на лето, давались комментарии по поводу работы отдельных учеников.
Удивительно, но одна из таких бумаг, записанная маминой рукой, сохранилась в нашем доме до сих пор. Ее я совем недавно случайно нашел, и этим материалом хотел бы поделиться с вами сегодня. Тем более раз уж и лето прошло, то вы тоже сможете оценить, много ли успели сделать за лето по меркам задания для старшей группы нашей изостудии.
На обратной стороне листа, который изначально был черновиком, можно увидеть какие-то бухгалтерские записи с датой, что и позволяет датировать само задание 2002 или 2003 годом:
Вот как выглядит весь лист целиком:
Ну, а теперь давайте рассмотрим сами задания более подробно.
ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО
РИСУНОК
1. Лист лопуха (можно несколько). Карандашом передать солнечное освещение (во время рисования человек находится в тени).
2. Взять красивый лист от травы и обвести его. Положить рядом, в обведённом листе провести жилки.
3. Взять тот же листок травы и нарисовать его, начиная с жилок. Поштриховать.
4. Цветок нарисовать тушью и пером (с натуры), карандашом, гелевой и шариковой ручками.
5. Архитектурный ансамбль (можно несколько домов), не многоэтажки. Дом + сарай. Углём.
6. Пейзаж на состояния природы.
7. Часть архитектурной композиции (угол сарая, крыльцо, решётка, окно) – неделю. Часть интерьера – по желанию (кресла, скатерть на столе…).
Что ж, рисовать цветы и растения - я тогда (да и сейчас тоже) очень любил. Поэтому подобных рисунков всегда было много. А вот что касается пейзажей и архитектурных композиций... Нет, такое меня никогда не привлекало, а уж тем более в светлые дни юности.
ЖИВОПИСЬ
1. Пейзаж на состояния природы. Акварель + пастель. Акварель + белила
2. Натюрморт (кувшин, яблоко) – простые предметы:
а) в помещении,
б) на улице в тени,
в) на улице на солнце
(человек находится в тени).
3. Колесо и часть телеги на солнце, садовый инвентарь на солнце.
Пейзаж на состояния природы и натюрморты акварелью и белилами - да, я очень любил, красками много рисовал гладиолусы, специально разыскивая их разные сорта и цвета, обожал рисовать фрукты и овощи, особенно когда они получались похожими и вкусными (некоторые рисунки слив и арбузов - до сих пор неплохи). Ну, а что касается колеса и части телеги, тут ситуация обстояла как с архитектурой. Думаю, вы поняли...
КОМПОЗИЦИЯ – на выбор.
Свободная иллюстрация; «Спорт»; композиция из элементов животного или растительного мира (блюдо?); витраж.
Среди дополнений в заданиях стояло:
Наброски: минимум линий, максимум информации
Буквица орнамент (можно копировать)
Конечно, сегодня я прекрасно понимаю, что многие пункты домашнего задания носили скорее рекомендательный характер. Никто никогда никого не ругал за какие-то невыполненные пункты, всегда оценивая во время осеннего просмотра исключительно то, что ты приносил. Боялся ли я, что меня будут ругать за какие-то невыполненные задания? Скорее нет, чем да. Определенный спортивный интерес - выполнить как можно больше - был безусловно. Но выполнить всег оя не мог, просто не получалось, что-то я и не знал как сделать, как к этому подойти, потому что никогда раньше не пробовал. В итоге так и получалось, что делал в больших количествах то, что получалось, а получалось то, что делал часто и много. Такой небольшой замкнутый круг. Ну, а что получалось - мы с вами уже видели впредыдущих постах.
Теперь, ознакомившись со всем списком заданий, вы тоже можете оценить себя и свою продуктивность в летние месяцы отпуска. Много ли заданий вы выполнили?
Какое счастливое было время)
Это правда! :-)
Это было не так давно. Такая практика в художественных школах всегда, насколько я знаю. Задания на лето по рисунку, живописи, композиции. Всё так и осталось. А в начале следующего учебного года просмотр работ летней практики.
"Не так давно" - почти 20 лет назад))
Как сейчас именно в изостудии - не знаю. В некоторых студиях наблюдаю картину: требования к детям облегчаются, за дисциплиной следят меньше, и раз доп. образование, то "золотых дитяток" можно только хвалить, иначе родители наедут. Там, где статус определенный сохранился, там сохраняется, в худ. училищах, например. Хотя зачастую и перегибают палку.
А так ситуация с домашним заданием на лето - вполне стандартная по любому предмету, знания, умения и навыки по которому должны прогрессировать) Самое главное практика, потеря её или перерыв - чреваты зачастую, особенно в детском-юношеском возрасте.