Детские рисунки 22. Невошедшие, часть III
Работы, представленные в третьей и, наверное, заключительной (?) части повествования о детских рисунках, не попавших в основное повествование, объединяет необычный и крупный формат (больше, чем А4). Разумеется, их также роднит и то, что создал их автор - я в детстве - некое количество лет назад. Постараемся придерживаться хронологического принципа.
Начать хочется с рисунка, который, несмотря на все его несовершенство, я люблю из-за сентиментально-ностальгического чувства, связанного с ним. Ведь на листе бумаге я нарисовал нашу семью:
Слева у плиты готовит бабушка. Еду на стол несет мама. У ковра на стене играет мой кот Рыжик. За столом с карандашами и листом бумаги сижу я. А дедушка с узнаваемой папкой и в цветастом пиджаке возвращается с работы. Пусть здесь все не очень похожи на себя, а наряды нарочито яркие, такие, каких, конечно же, ни у кого никогда не было. Зато на рисунке вся моя любимая семья в полном составе (сегодня из которой остались только мы с мамой). Психологи анализируют детские рисунки с изображением семьи, было бы интересно узнать их мнение и анализ.
Детских книг, заботливо приготовленных для меня мамой, у меня в детстве было очень много. Многие из них я помню, не забывая, как читали их вместе, обсуждали, как я рассматривал иллюстрации, ну, а потом, конечно же, рисовал и сам. Вот как этих Муми-троллей - неизменных героев произведений Туве Янссон:
Помимо карандашей и фломастеров мне довольно рано вверили в руки краски - акварель и гуашь. И хотя, как это видно по цветовой палитре, краски были не очень-то, смешивать техники получалось интересно. Не знаю, кто этот кот в мундире, но с котом Микешом Йозефа Лады в детстве я был уж точно прекрасно знаком!
Некоторые детские праздники были связаны с маскарадами, для которых требовались костюмы. Кто-то их покупал, кто-то шил сам, ну а я... рисовал из подручных средств. Одной из первых масок - стала полуабстрактная маска домового (получилось что-то яркое и жутковатое, поэтому придумать, что это именно домовой - не составило труда), с которой я был на праздничной ёлке во Дворце Творчества Юных им. В.П. Чкалова. Мой наряд даже, кажется, выиграл какое-то место, может, даже и первое? Помню, как снегурочка подошла ко мне с микрофоном, чтобы я сказал всем, что за костюм у меня, кого он изображает. "Я домовой!" - неразборчиво рявкнул я и от неожиданности громкого звука растерялся и немного струхнул. Маска эта не сохранилась, но помню, что она была прямоугольной формы - т.к. была сделана из картонной коробки конфет "птичье молоко", в которой были прорезаны дырки для глаз, наклеена раскрашенная бумага и свернутые в трубочку листочки - "борода". А вот маска с рыжим морским котом - не получилась: забыв о том, что это маска, я нарисовал глаза, а потом мне и вовсе было жалко их вырезать:
А вот костюм жука-арлекина получился на славу. Он, конечно же, состоял из нескольких частей. Во-первых, самой объемной была "спина" - хитиновый панцирь, защищающий крылья в сложенном состоянии, который закрывал всю мою спину и был сделан из большого листа ватмана, обрезан и раскрашен плотной черной и желтой гуашью:
Далее - "маска", закрывавшая верхнюю половину лица с длинными желтыми усиками из картона:
Вот как костюм выглядел полностью, фотография была сделана на празднике у родственников:
Сейчас полно самых разных карнавальных костюмов, о многих из которых мы в детстве могли только мечтать. Однако чтобы кто-то из детей делал костюм жука... Хмм... Мне кажется, это весьма оригинально (уверен, далеко не все разделяют мою любовь к насекомым).
Что интересно, на обратной стороне "панциря" - эскиз одной из крупноформатных композиций, что я делал в изостудии (эскиз поменьше тоже сохранился). Это один из вариантов кораблей, что я рисовал во 2-ом классе, правда, с марширующими моряками:
Вспоминая о моей любви к яркой военной форме, вот еще один эскиз так и не доведенной до ума композиции, на которой шведские воины в узнаваемой синей униформе (видимо, собирались противостоять петровским воинам с большой композиции "Полтава", что мне все-таки удалось завершить):
Для иллюстрации моей любви к цветам, и в частности к гладиолусам, есть несколько работ большого формата, это, разумеется, цветы:
Несмотря на то, что знаковая для меня в детстве работа с бабочками в закатном лесу, побывавшая на выставке в Бельгии, так и осталась где-то в недрах изостудии (я бы хотел ее вернуть, но пока не смогли найти, где-то лежит), дома у меня сохранился эскиз к ней, выполненный на меньшем листе, чем финальный вариант (это было правильное решение моего педагога - Инны Степановны Соловьевой):
Вот как выглядит законченный вариант, если кто подзабыл:
Затем следует более поздняя работа, по-прежнему посвященная "братьям нашим меньшим" - насекомым, к сожалению, незаконченная:
Справедливости ради необходимо отметить, что среди работ, сделанных в изостудии в поздние годы, есть и законченные рисунки, которым мне нравятся до сих пор. Вот например выполнение задания на рисунок одной безотрывной линией:
То же задание, но в цвете, выполненное фломастерами. Несмотря на большой формат, работа завершена. Я совершенно о ней забыл, а когда нашел, был приятно удивлен. Теперь вот думаю: не стоит накупить разноцветных контуров и выполнить подобный рисунок на стекле?
Завершает нашу сегодняшнюю подборку мрачноватый натюрморт, который я рисовал осенью в 10-м классе перед тем, как начать заниматься у Виталия Степановича и Раисы Львовны Барановых. Изображение грязновато-жутковато-фрагментарно, что отражает мое душевное состояние в то время, однако красное отражение и рефлекс от помидорины в черной высокой бутылке мне нравится, есть в нем что-то жутковатое:
На этом мой рассказ о детских рисунках теперь уже, кажется, окончательно завершен. Множество неудачных рисунков, набросков и маловнятных кусков бумаги, которые захламляли нижнюю полку шкафа я утилизировал пару дней назад. Осталась лишь небольшая папка со всякой мелочью, которую рука не поднялась выбрасывать, но и показывать вам там особенно нечего. Из множества маленьких отдельных рисунков воинов и солдатиков - я решил сделать отдельные аппликации, которые, возможно, когда будут готовы, появятся в отдельной записи. О витражах мы еще поговорим, когда я закончу современный вариант, выполненный по детскому эскизу (хочется, чтобы всё было максимально красивым ведь, правда?).
В планах рассказать о творческом пути и показать работы моих педагогов - прекрасных нижегородских художников, но эта работа требует времени (как минимум по сбору и подготовке материала для зрительного ряда).
Если будет время, может, вспомним некоторые из полусерьезных рисунков, которые я успел сделать на первом курсе университета, пока вновь не начал заниматься любимым делом серьезно и осознанно.
До скорых встреч!