Детские рисунки 19. Школьные журналы, первая книжная графика
На рубеже 9 и двух выпускных классов помимо рисунков, выполненных в изостудии и по заданиям своих педагогов, а также рисунков Кота, о которых мы говорили в прошлый раз, было у меня немного свободного времени и для некоторой "самодеятельности". Речь идет о первых попытках попробовать себя в роли иллюстратора, которые были вдохновлены множеством подобных работ, которые я находил в окружавших меня дома книгах.
Начало 2000-х - самое время, когда мир отечественной массовой культуры стал открывать для себя фэнтезийную тематику, и хотя школьники и студенты под руководством моей мамы одними из первых в городе знакомились с классиками жанра вроде Дж.Р.Р. Толкина и К.С. Льюиса еще в 90-е годы, именно с выходом помпезной трилогии Питера Джексона мир Средиземья стал приобретать всеобщую популярность. "Властелин колец" к началу 2000-х успел пережить множество переводов и изданий, стали появляться литературоведческие работы об авторе и его вселенной, одной из таких книг стала энциклопедия "Толкин и его мир" К.М. Королева. Если верить выходным данным книги, серийное оформление было выполнено Александром Кудрявцевым, а иллюстрации - Яной Ашмариной. Подобные черно-белые рисунки встречались мне и на страницах книг о Ведьмаке Анджея Сапковского.. И, разумеется, не могли не вдохновить на попытки создания чего-то похожего. Пожалуй, с этих околофэнтезийных зарисовок мы и начнем:
Бумага, на которой выполнены эти рисунки черной гелевой ручкой действительно сильно пожелтела. Кажется, она такой была еще даже тогда, когда сами рисунки создавались - это придавало изображениям какую-то свою атмосферу.
Очень привлекали меня не столько композиции и взаимодействия персонажей или фигур, сколько отдельные маленькие детали, фрагменты, которые могли быть помещены в самых разных частях страницы.
Подростковый интерес к литературе сопровождался и интересом к музыке, когда класса с восьмого я стал открывать благодаря советам старшего товарища - выпускника исторического факультета Алексея Егорькова - такие классические альбомы как готический дебютник португальцев Moonspell или "Пробуждение дракона" загадочного проекта Pazuzu. Оформление книг, как и оформление музыкальной продукции меня очень заинтересовало.
Как многие помнят, взяв кассету у друга, можно было ее скопировать и переписать себе. В этом случае ее оформлением занимался я уже сам. Впрочем, созданные тогда мной обложки для "Сказаний тысячи озер" финнов Amorphis и Elbereth "...And Other Reasons" едва ли будут интересны сегодня.
Как и многие подростки, я тоже пытался писать стихи, но делать это на русском языке было бы слишком просто. Поэтому, не без заимствований, правда, я писал на английском, а некоторые из зарисовок, о которых идет речь в этом посте, предназначались в качестве своего рода иллюстраций:
Не забывал я и о советах своих педагогов из изостудии, которые советовали попробовать рисовать тушью и кистью, и иногда что-то из этого получалось:
Вот этот рисунок сидящего в капюшоне человека кажется мне относительно неплохим и сегодня:
Впрочем, некоторым из подобных рисунков удалось выйти за рамки одного листочка, лежащего в ящике стола - они стали частью двух школьных литературных журналов, в создании которых я принял участие в 9 и 10 классах.
Первый из них, "Менестрель", был детищем учителей и учеников школы № 97, среди первых была как моя мама, так и Алексей Александрович Ефремов, когда-то руководивший театральным кружком в родном Уральске, среди последних - моя двоюродная сестра, чьи стихи и рисунки составили львиную долю материала журнала (дабы не было претензий в нарушении авторского права, я размещаю лишь те материалы журнала, где есть мои работы).
В общем-то моих работ в данном журнале было очень мало, и это понятно: я учился в другой школе и был скорее приглашенным гостем. Тем не менее, мой рисунок оказался на обложке "Менестреля", а в конце журнала было мое первое сочинение, получившее хвалебные отзывы учителей (и даже чуть не отправившееся на конкурс), которое я написал со второго раза под руководством прекрасного учителя русского языка и литературы школы № 101 Людмилы Сергеевны Вечхайзер:
Попали в номер также две лягушки, на тот момент последние мои успешные рисунки:
Забавно, но несколько печально, что заголовок к следующему материалу случайно оказался на предыдущей странице, поэтому вторая лягушка оказалась "иллюстрацией" к и всё же Белинскому:
Мое участие в "Менестреле" ограничилось этими несколькими страницами, однако сильно мотивировало, очень хотелось продолжить подобную работу. Поэтому когда в 10-м классе я оказался в новой школе, было решено сделать еще один литературный журнал. Примерно где-то до нового года мы собирали материал, которого в общем-то было немного. Ну, а я готовил новые рисунки, которые могли бы подойти для иллюстрирования номера.
Пожалуй, этот рисунок башни важен не только как своего рода иллюстрация, вдохновленная кавером на песню "Seawinds" в исполнении шведов Therion, но как один из первых рисунков, при выполнении которого я стал рационально задумываться над частями работы: где использовать штрихи, а где точки, какую часть залить тушью, а где оставить лист нетронутым. Настоящая математика!
Впоследствии я неоднократно переделывал этот рисунок, перерисовывал, адаптировал, старался использовать. Возможно, кто-то из читателей вспомнит его. Тогда же после сканирования изображения я лишь попытался несколько подредактировать его в пэйнте:
С большим удовольствием стал я готовить и разного вида "заставки" - маленькие элементы, которые потом можно было использовать для украшения текста:
Конечно же, нельзя было обойтись без фантастических существ:
Этот забавный дракончик - амфиптер - крылатый, но безногий змей, своего рода змий из болотного города компьютерной игры "Герои меча и магии III" от 3DO:
Вдохновившись рисунком лошади на одной из новогодних открыток, я сделал свой рисунок единорога на листе А4, залив фон тушью:
Однако первоначальным вариантом я остался недоволен, поэтому для нового номера журнала нарисовал еще один вариант:
И еще один дракончик:
Ну, а далее какими же эти рисунки стали на страницах самого журнала. К сожалению, все школьные годы на уроках информатики нас учили то работе на устаревших корветах, то вообще мало понятно чему. Поэтому все свои навыки работы с текстом и изображениями я получил методом проб и ошибок.
Обложка:
Так, к примеру, я тогда еще не знал, как можно сделать оглавление автоматическим:
В качестве иллюстраций на страницы журнала попали и некоторые из моих линогравюр. Но о них мы еще поговорим чуть позже.
Вступительную статью для номера написала мама (как главный редактор):
Вошли в журнал и творческие работы моих одноклассников:
Завершало номер мое стихотворение, написанное на мотив "Зеленых рукавов" ("Greensleeves"), хотя тогда о том, что это была за мелодия, я не знал (она была знакома мне по перезаписанной кассете "Романтическая арфа", которая была одной из первых в моей коллекции наряду с "Одиноким пастухом"):
Но, разумеется, были и те рисунки, которые на страницы журнала так и не попали. Обратили ли вы внимание на то, как пустовато смотрится страница с редколлегией номера? Правильно, ведь для нее был предусмотрен вот такой рисунок, который в финальную версию не вошел:
После "успеха" рисунка башни, который стал обложкой номера, я несколько раз пытался "повторить успех", сделав нечто подобное. Правда, несмотря на несколько попыток, финального варианта так и не получилось:
Немаловажным в деталях, украшающих текст, является отсутствие лишних деталей, но с этим у меня не всегда было хорошо:
Еще несколько разных деталей:
Птицы, животные и другая готическая символика:
Попытка сделать графические иллюстративные элементы для собственного стихотворения (так как у меня почерк плохой, само стихотворение писать не стал, оставив пустое место на листе):
Очень интересно было некоторые элементы рисунка заполнять точками. Для этого, правда, требовалось время и терпение, но процесс очень увлекательный:
Лист с несколькими деталями, выполненными "на чистовик":
Как же без шиповника:
Не очень удачный вариант пейзажа черной шариковой ручкой, карандашом, белилами и маркером:
Было также несколько попыток воскресить серию графических рисунков с насекомыми и хокку, но так как сами изображения получились не очень, то и хокку к ним так и не родились. Бабочка бражник в ночной комнате летит на свет лампы (такая до сих пор стоит у меня на столе):
Приземление жука на гладиолус:
Впоследствии я немного переработал этот рисунок и использовал в качестве иллюстрации. Возможно, кто-нибудь из читателей даже вспомнит в какой книге.
Знатоки современной музыки без труда узнают, кому из исполнителей посвящены следующие рисунки:
Несколько "доработал" тогда я и недоделанную работу в изостудии - задание было рисовать все, что угодно в виде аморфных случайных узоров и линий, к ним я потом добавил взъерошенный цветок и улитку снизу:
Несмотря на то, что второго номера нашего журнала так и не получилось, опыт этой работы нельзя назвать неудачным. Это было интересно и полезно по-своему. Возможно, именно тогда и зарождалась любовь и интерес к оформлению книги, желание увидеть потом напечатанным результат. Хотя и эти два номера стали в общем-то гласом вопиющего в пустыне, трудно сказать, что все, что я когда-либо делал, нельзя охарактеризовать подобным образом.
Завершить свой рассказ стоит рисунком постановочного натюрморта - таким было одно из творческих заданий на уроках МХК - нарисовать собственный натюрморт - такой, какой ты хочешь, с теми элементами и вещами, которые ты выбираешь сам.
У кого-то получился нарисованный по линейке компьютер и монитор с рядом стоящим кактусом, у кого-то - обилие фруктов и цветов, а у меня вот такой рисунок:
Рядом с раковиной резцы для линогравюры и кисточка, на столе - все та же настольная лампа. Ну, а если психологам будет интересно, они смогут и сами проанализировать все остальные элементы и детали.