Детские рисунки 18. Кот, или я бросаю рисовать

Main 00

Последний пост был написан здесь достаточно давно, и продолжить свой рассказ было на самом деле непросто. Требовалось как следует подобрать и рассортировать материал. Но, пожалуй, самым сложным было начать работать с противоречивыми, а порой и счастливыми своими воспоминаниями, возвращаться к которым, пусть и только с помощью слов, мыслей и визуальных образов одновременно и радостная, и горькая задача.

 

Летом 2003 года завершился очередной учебный год, сдав завершающие экзамены я успешно окончил 9-ый класс с одной "четверкой" в аттестате. Остаться еще на два года в этой же школе я не мог - старшие классы были платными, да даже если бы семья и собрала денег, их было всего два - с математическим уклоном и физико-химической специализацией. Все лето, которое я традиционно проводил в саду с дедушкой и бабушкой, мама пыталась найти подходящую школу и класс. На моей памяти выбор менялся раза три точно - не каждая школа хотела открыть класс гуманитарной направленности. То, что мне предстоит учиться в школе за две остановки на метро от дома, я узнал, если память мне не изменяет, чуть ли не третьего сентября. Посещение изостудии, в которой я занимался с детства, уже совсем перестало приносить радости, разве что прибавляя стресса, заниженную самооценку и недовольство собой. Хотя после начала занятий я был на нескольких занятиях, очень быстро я догадался, что прогуливать уроки - можно, а иногда даже нужно, когда тобой полностью одолевает чувство страха и беспомощности. Справедливости ради стоит сказать, что бросить рисовать я задумал еще летом - когда просто не стал выполнять летние задания. Бросил? Ну, как сказать.. Да, я не рисовал, то, что требовалось по плану. Но зато рисовал то, что меня радовало и хотелось - своего Кота. И в тот момент, когда критика и накопившийся негатив и разочарование от посещения изостудии говорили мне, что я никогда не смогу этим заниматься так, как хотели бы от меня мои педагоги, мой Кот спал на кровати в комнате нашего садового дома - а я зависал в безвременье с шуршанием карандаша. Эти мгновения и рисунки до сих пор вызывают у меня в душе чувство необычайной теплоты. Впрочем, прежде чем говорить о них, нужно начать с самого начала.

 

В семье моих дедушки, бабушки и мамы раньше были животные, еще до меня, - небольшая собака Рыжик и большой черный кот прабабушки Васька. В раннем детстве мама взяла для меня маленького черного котенка, но он в первый же год умер от чумки (мы выпускали его гулять на улицу в городе). И вот перед моим поступлением в первый класс мы решили еще раз попытать счастья. В Нижегородском художественном училище, где мама работала, в гардеробе работала прекрасная женщина, которой приносили котят, а она их распространяла "в хорошие руки". Узнав о том, что среди котят есть и черный, мы с мамой тут же поехали смотреть и опоздали - черного котенка забрали до нас. В коробке остались только два котенка – рыжий с белым и его сестренка. Я взял рыжего котенка на руки, взглянул в его большие желтые глаза, а тот сразу успокоился, замурчал и удовлетворенно задремал. «Берите, берите! Хороший кот, рыжий!» - громким басом уговаривал нас мамин коллега по училищу, член Союза художников Юрий Михайлович Буров. Конечно же, устоять перед его красноречием мы не могли, и с котенком за пазухой поехали назад домой на шумном трамвае. Не мудрствуя лукаво, за его цвет котенка сразу же окрестили Рыжиком. Своим окрасом он демонстрировал довольно гармоничный союз двух цветов: яркого рыжего и белых лапок-перчаток, живота, воротничка. Разве что белое "пятно" на нижней части носа придавало его мордочке некоторое выражение легкого замешательства и непонимания происходящего вокруг. Описывать нашу жизнь было бы, наверное, слишком долгим здесь, к тому же хотелось бы дописать посвященный этом отдельный прозаический материал. Однако посмотреть, как я начинал рисовать Кота с раннего детства я предлагаю ниже.

Рисовать подвижного котенка для ребенка довольно непросто, должен я вам сказать, на самых ранних рисунках это наглядно видно: только начинаешь рисовать один поворот головы - и тут раз! Кот смотрит совсем в иную сторону, а уж чтобы дорисовать его полностью - на это и вовсе не хватит времени:

Вполне очевидным вариантом решения подобной проблемы является рисунок по памяти, особенно если это касается какого-либо сюжета, композиции. Вот, например, Кот ловит снежинки:

Впрочем, довольно рано нам в изостудии посоветовали делать наброски, и иногда это более-менее получалось:

Во втором-третьем классе по рекомендации своего педагога Инны Степановны Соловьевой стал много рисовать пером и тушью: на плотной ватманской бумаге от старых студенческих работ, которой со мной делился дедушка, я старался с меньшим количеством клякс изображать батальные сцены, насекомых, карнавальные венецианские маски.. Некоторые из подобных работ мы с мамой оформили для моей первой персональной выставки в классном кабинете. Были там и рисунки моего Кота:

 

Пытался нарисовать Кота я и в цвете, хотя и не очень успешно (так и не остался доволен получившимся результатом). Акварелью:

Акварелью с белилами:

В средней школе набросками я занимался уже куда более серьезно, в том числе рисуя на время, ограничивая зарисовку уже не минутами, а несколькими секундами, стараясь добиться большего сходства и выразительности. Иногда это более-менее получалось.

 

Стали появляться и "жанровые" наброски, на которых мы узнаем Кота в определенном окружении - на форточке у окна (в городе мы не выпускали его гулять, только летом вывозили в сад), в коридоре около зеркала и вешалок с одеждой:

На некоторых набросках Кот спит в большом кресле с массивными деревянными ножками пирамидальной формы - их нам подарила бабушкина сестра тетя Шура.

На следующем наброске я узнаю позади Кота свою детскую открытку, которую рисовал для мамы, на ней - барсук и другие персонажи детских книг про аббатство Рэдволл Брайана Джейкса (их в детстве я очень любил, книги были сопровождены яркими иллюстрациями на обложке Сергея Бордюга):

Постепенно наброски стали становится более реалистичными:

 

И вот мы постепенно дошли до рисунков лета 2003 года, во время работы над которыми я даже забыл о том, что рисую и наслаждался процессом, а Кот с удовольствием спал на кровати. Нельзя сказать, что кровать была особенно удобной или мягкой - тяжелый остов железных спинок, гремящие пружины, которые плотно упирались в доски, которые были прикреплены дедушкой, чтобы под тяжестью белья и спящего пружины не опустились до пола. В этом месте дома было прохладнее всего в жару, с кровати было удобно наблюдать за накрывавшимся во время обеда и ужина столом, тени от шкафа и висящей рядом с лестницей на чердак одежды создавали приятный полумрак, из подкроватного погреба и приоткрытого окна веяло прохладой. На стене с бумажными обоями был растительный орнамент.

Забыв тогда обо всем я взялся за карандаш и штриховал от души. А после того как внезапно остался доволен результатом, стал рисовать еще, с разных ракурсов.

Как вы видите, Кот спит на застеленной кровати во время своего полуденного сна.

К сожалению, бумага для рисунков все-таки плохая - это черновики рефератов о художниках, которые маме когда-то сдавали многочисленные студенты.

Во время работы над этими рисунками я нарочно нарушил установленные в изостудии правила и рекомендации - не стал разрезать лист на маленькие бумажки, чтобы как и раньше привычно рисовать на них, рисовал не только Кота, но и его окружение, не заморачивался и штриховал от души, в общем - ни в чем себя не ограничивал, получая удовольствие от процесса, стараясь показать свою любовь к спящему пушистому комку рыжей шерсти.

Разумеется, не все получившиеся рисунки были одинаково хороши и интересны.

Некоторые рисунки я тогда и вовсе не успел доделать:

Впрочем, именно этот набросок мне пригодился некоторое время потом, когда я сделал из него эскиз для линогравюры:

Затем и сама линогравюра, в работе над которой я попробовал использовать новый прием из параллельных (ну, относительно параллельных) линий-штрихов, которые присутствуют на простыне кровати:

Оттиски с этой линогравюры мне удалось сделать лишь относительно недавно - несколько лет назад - благодаря печатному прессу, который еще сохранился со времен моего детства в изостудии.

"Не так-то просто оценить реалистичность твоих рисунков, когда не видишь натуры, с которой они были нарисованы!" - справедливо скажет читатель. Однако отсутствие в нашей семье в то время фотоаппарата, которым можно было бы делать снимки с кадрами повседневной жизни, определило настоящее положение дел. Из моего детства у меня есть только одна совместная фотография с Рыжиком - мне семь с половиной лет, я готовлюсь поступать в первый класс, мы стоим в маминой комнате, слева - гитара, позади - дверь с репродукциями картин (они висят на этом месте и сейчас) и раскрашенная версия одной из линогравюр с зимним лунным пейзажем:

В начале 2010 года мама подарила мне сотовый телефон "Nokia" с возможностью делать фотографии и снимать видео, и, пользуясь возможностью снимать все вокруг в неограниченных масштабах, я первым делом взялся фотографировать своего Кота:

Несмотря на невысокое качество фотографий с камеры с телефона я все равно очень люблю эти снимки, есть что-то душевное в их размытости и нечеткости, что до сих пор цепляет:

С начала зимы 2006 года (середина первого курса) я внезапно начал пробовать свои силы в написании рассказов - лирических, юмористических, фантастических, сюжетных. Неизменным героем первых из них стали именно мой Кот, являясь своего рода alter ego автора. И это, конечно же, неслучайно, жили мы с Рыжиком очень дружно: на моей кровати было две подушки - одна для меня, а вторая для Кота, на которой он спал рядом со мной.

Летом 2009 года, когда мы были в саду, Рыжик пропал на полтора месяца. До середины августа, пока он не вернулся, я не оставлял поисков, спрашивая у соседей и жителей по линиям, не видели ли они рыжего с белым кота. Но Рыжик вернулся домой, и радости моей не было границ. Только по возвращении домой мы узнали о его болезни и стало возможным предположить, что стало причиной такого долгого отсутствия. В одном месте стала вылезать шерсть, и мы тут же обратились ко врачу, провели несколько анализов, но следов лишая не обнаружили. Анализ крови конкретизировал настоящую причину этого симптома - почечная недостаточность. Разумеется, мы с мамой сразу же стали лечить Кота: возили ко врачу, сами ставили капельницы, делали уколы, подбирали специальный корм. При данном заболевании из-за плохой работы почек определенная пища не переваривается, и наступает интоксикация организма. Вероятно, в саду, на свободе Кот поймал и съел мышь или птицу, что стало причиной отравления, и прятался где-нибудь, отлеживаясь и скрываясь от людей. В общей сложности своим лечением нам удалось продлить жизнь нашему любимцу и члену семьи на год. Фотографии и рисунки, которые представлены здесь, были сделаны как раз в этот промежуток времени.

Начав рисовать более осознанно где-то с весны 2006 года, я стал часто использовать вместо карандаша черную ручку - шариковую или гелевую, с целью сокращения количества линий и штрихов, я стремился убрать лишнее, сделать штрихи максимально плавными и красивыми:

 

Что-то, конечно же, рисовалось с фотографий, а что-то и с натуры. Тигр на телом фоне, который продолжает висеть на двери, мне подарили знакомые дети наших друзей:

 

Кот себя свободно и хорошо чувствовал всюду дома и спал, греясь на солнце, в самых разных местах - и у дедушки в комнате, и у бабушки:

Рисовать я старался каждый день, но иногда это просто не получалось - занятость, усталость, плохое самочувствие. Что тогда, какая может быть работа? Правильно, я садился рисовать Кота. За работу и практику рисунка это не считалось, но зато было просто и доставляло удовольствие. В любой непонятной ситуации - рисуй кота.

 

Как видите, "пятно" белой шерсти располагалось от центра носа и шло вниз, даже часть самого носа была чуть светлее в центре. Шерсть у кошек на носу вообще растет в разных направлениях, что меня удивляло и поражало, особенно в детстве: начинаешь гладить коту нос в направлении роста шерсти, а потом раз! - и получается, что гладишь против шерсти!

Вот Рыжик в нашей комнате: мама работает за компьютером, а он рядом с моим "музыкальным ящиком":

 

А вот Рыжик у мамы на руках и в кухне:

 

Вот Кот сидит на пакетах в прихожей, приоткрытая сзади дверь - в храм раздумий:

Не на всех рисунках Кот у меня получался похожим сам на себя, но это было не так важно, как созданием некоего образа, пусть и несколько иного, чем планировалось.

Следующие две фотографии - одни из моих любимых на телефоне, на маленьком экране они смотрятся ярко и контрастно:

Еще мне кажется относительно неплохой следующая серия из трех рисунков:

Летом 2010 года мы побоялись везти Рыжика в сад, где невозможно контролировать его строгую диету, да и я после окончания пятилетнего обучения в вузе не так часто был дома, организовывал поездку с друзьями на неделю в СПб (как оказалось, совершеннейше зря) и еще много всего. Поэтому Кот грелся на летнем солнышке дома, но, кажется, нисколько против этого не протестовал (переезды он переносил всегда плохо, очень волновался и боялся шума).

Вот он на окне в комнате у бабушки:

Тогда я еще только учился рисовать кистью и черной акварелью (или тушью), поэтому по началу не очень-то и получалось:

Согревало, разумеется, не только солнышко:

Еще один рисунок на чистой стороне листа, обратную сторону которого занимает какой-то реферат (впрочем, просвечивающие волны нечитаемого текста тоже создают определенную среду и атмосферу):

Летом 2010 года мы возили Рыжика делать УЗИ, сделать это тогда можно было только в одном месте в городе - в ветклинике ветеринарного факультета сельскохозяйственной академии. Тогда я еще не мог и предположить, что сегодня буду работать со студентами этого факультета. Возили мы Кота уже не в старой розовой пластмассовой корзинке, стенку которой он уже успел разломать, а в матерчатой переноске, которая ловким движением руки складывалась в обычную сумку.

Есть Коту можно было только один корм, и однажды, когда он у нас закончился, мне пришлось ехать срочно на другой конец города. Об этом тоже записал небольшой лирический рассказ.

На следующей фотографии Кот на окне в кухне в процессе движения. Эта смазанность словно создает эффект взлета в вечернее небо:

На кухне, зевает:

 

 

Последний рисунок, что мне удалось сделать с натуры, получился не очень-то реалистичным, но стал иллюстрацией к небольшому рассказу, написанному в виде таблицы, вот он:

Сложно сказать, какая из фотографий была сделана самой последней, но мне кажется, что вот эта:

Фотографий post mortem я не делал (не видел да и не вижу в этом смысла). Днем 21 сентября 2010 года моего любимого Кота не стало. У него началась очередная почечная колика, и, видимо, он умер от болевого шока. Похоронили мы его под яблоней у кустов крыжовника в саду. И хотя сейчас эта земля нам не принадлежит, я очень надеюсь, что все-таки мне получится как следует увековечить его память.

 

Впрочем тогда, летом-осенью 2003 года я всего этого еще не знал и, вдоволь "набросавшись" рисовать, в ноябре месяце решил немного "подтянуть" свой уровень - на занятиях по вечерам у замечательных нижегородских художников Виталия Степановича и Раисы Львовны Барановых. Это не было переходом к "конкурентам" или "предательством", в изостудии об этих моих занятиях прекрасно знали, и никто не был против. Но это уже начало другой, новой истории, о которой я расскажу в следующий раз.

Комментарии2
avatar

прекрасная история. спасибо. наверное, пойду порисую.

11 Апрель 2020, 10:26
avatar
Дмитрий Кирюхин (bagerlock)
Елена Невмывако
0

Спасибо большое!

Творческих успехов)

12 Апрель 2020, 13:31