Детские рисунки 15. Изостудия: наброски - природа и гравюры

Main 00%d0%b0

Мой прошлый пост вызвал в комментариях небольшую дискуссию относительно изменения размеров изостудии по сравнению с тем "что было и что стало". Тема, несомненно, очень интересная, даже если не брать в расчет имзенение моего восприятия (ребенку, разумеется, все казалось большим и огромным, с увеличем размеров собственного тела мир вокруг заметно уменьшается). Дел ов том, что за последние годы много раз оставшиеся преподаватели изостудии буквально боролись и воевали за студию, за сохранение ее фондов и реквизита... Но не будем о грустном. Если фотографий интерьера изостудии прошлых лет у меня сравнительно немного и я стараюсь их размещать в каждом посте без повторов, то в начале сегодняшнего материала у нас будут фото изостудии, на которых ее современное состояние.

Заглавная и первая фото сделаны мной во время одного из посещений изостудии зимой этого года, как вы видите, группа рисует тушью и пером животных:

Другие фотографии сделаны и любезно предоставлены современным педагогом изостудии - Татьяной Сергеевной Носковой, когда-то мы вместе занимались здесь же (хотя я этого почти не помню). Кстати, у нее есть довольно интересные работы, на которых как раз-таки современный интерьер изостудии. Впрочем, перейдем к самим фото:

На следующей фотографии тот самый старый шкаф с расписанными стеклами, который я помню с самого раннего детства. Правда, теперь он стоит на другом месте, уступив свое более молодому коллеге:

Как вы видите, сейчас в изсостудии стало наоборот гораздо просторнее. Связано это отчасти с тем, что какие-то фонды и экспонаты были переставлены и перемещены, а какие-то... Впрочем, думаю, всем все понятно. В некоторых художественных учебных заведениях вообще устраивают показательное сжигание старых фондов.

Но перейдем к продолжению моего повествования, которое, однако будет тесно связано как с самой студией, так и с ее интереьером.

В средней и старшей группе большой интерес у меня вызывал мир вокруг - а именно природа, не только с ее насекомыми и животными (рисовать которых я немного боялся поначалу), но в первую очередь флора: растения, деревья, начиная от самых мелочей в виде едва заметных листьев травы, до массивных стволов... Все это завораживало меня и интересовало.

Не знаю, что именно вызвало такой интерес, но все же, наверное, это было связано с тем, что летнее время я регулярно проводил на природе - в саду дедушки и бабушки, много работал, часто с дедушкой мы ходили через поле в деревню Сартаково - за молоком, навозом и другими прелестями деревенской жизни, недоступными обычным дачникам. Немаловажным являлось и почти полное отсутствие других детей рядом, что не просто сделало меня замкнутым, но хочешь не хочешь направляло меня рисовать, нежели гонять мячик в футбол (что я любил делать с одноклассниками зимой и осенью) или бегать играть в войнушку (что я, конечно, тоже очень любил, но играть в одиночку не так интересно). Иногда в сад приезжал едва ли не единственный мой друг садового летнего детства - Максим, с которым мы смотрели телевизор, слушали музыку, играли и весело проводили время. Кстати, интересно, что сейчас Максим тоже пошел по художественной стезе (и я безусловно желаю ему больших успехов!).

В изостудии мой педагог Инна Степановна Соловьева всячески подогревала мой интерес к окружающему миру. В частности это выразилось в интереснейших заданиях - сейчас бы это назвали модным словом "скетчи", но тогда это были лишь наброски. Мы учились делать наброски совершенно по-разному. Иногда - на минимум линий и затраченного времени, когда ты успевал за 3 секунды сделать рисунок и посмотреть, что вышло у соседей справа и слева от тебя, иногда - наоборот, на максимум линий и штрихов... В общем, в набросках была полнейшая свобода! Их можно было рисовать на любой бумаге, сколь угодно много и так, как тебе хочется. Если было неудачно - ты всегда мог утилизировать листок, а если было хорошо, то, наоборот, сохранить, использовать для композиции...

В набросках я рисовал безостановочно и безудерно - всё вокруг. Наверное, так хватается за фотопарат и щелкает все кругом новичок фотограф, зависая над каждой травинкой и деталью рядом. Примерно также неудержимо рисовал наброски и я, правда, предпочитая в первую очередь природу.

В качестве материалов я использовал либо многочисленные разрезанные листочки (где-то формата А6 и меньше) и черную гелевую ручку (иногда черную шариковую). Карандаш использовал редко - его надо было точить, грифель часто ломался, невыдерживая моего темперамента, а карандашей с по-настоящему мягким грифелем (больше чем 2 B) я тогда найти не мог, да и такие рисунки потом пачкались как пастель, что вызывало у меня неприязнь и панику, что все неузнаваемо и необратимо испортится.

Идеи для набросков и рисунков зачастую подсказывала и сама изостудия - было выставлено множество работ нашего второго педагога - Владимира Алексеевича Сергеева, среди которых великолепные натюрморты и пейзажи (мы о них тоже скоро поговорим). Вот, например, один из его пейзажей оказался и у меня в набросках:

Конечно же, грубовато по сравнению с оригиналом, но смысл набросков был именно в том, что ты рисовал интуитивно. Думаю, психологам особенно интересны будут такие рисунки, ибо по характеру линий можно много сказать об эмоциональном состоянии автора в момент такого рисунка. Это сейчас я могу нарисовать графику так, как мне хочется и надо, а тогда я пробовал и пробовал, следуя по наитию туда, куда вело меня настроение и рука.

А вот огромные тыквы, которые лежали на самом верху одного из шкафов изостудии и часто использовалисьв натюрмортах:

Позади тыкв или большое блюдо или даже медная сковорода с ручкой большого размера - по рисунку непонятно, но оба этих предмета я помню в изостудии.

А вот эти ёлочки росли и, наверное, растут рядом с Дворцом им. В.П. Чкалова, я рисовал их из окна, когда сидел, ожидая начала занятия:

Среди сохранившихся набросков довольно много зарисовок травинок, веточек и частей кустов или деревьев, все это меня очень привлекало:

Видно, что через бумагу просвечивает текст - рисовал я не на чистых листах, а на "обратках", которыми были старые проверенные рефераты и контрольные работы, которые когда-то студенты сдавали дедушке и маме. Иногда можно обнаружить на обратной стороне рассказы о жизни Ренуара, Мане, Серова...

Интерес, любовь и понимание эстетики прекрасного в мелочах в нас воспитывала мой педагог Инна Степановна, очень часто приносившая в студию замечательнейший пучок травы, извилистую и необычную сухую ветку или просто небольшой, но очаровательный букетик простых полевых цветов.

Прекрасным может быть что угодно, если ты сможешь это преподнести, показать зрителю, даже самое на первый взгляд простое и незаметное, обычное. Прекрасное зачастую кроется именно в мелочах.

Таким образом, мы не просто рисовали, но проникались любовью к природе, постигали определенную философию отношения к себе и окружающему миру.

Подобных рисунков у меня очень много, разумеется, далеко не все из них (и даже из представленных здесь) по-настоящему хороши и имеют какую-то художественную ценность, все же это наброски.

Однако для меня это определенная часть моей жизни, которая сохранилась в памяти, и которую я не хочу забывать. Тогда я ходил практически везде неразлучно с кучей свернутых листочков и несколькими ручками и парой карандашей.

Примечательно, что я мог остановиться и сгорбившись рисовать какую-то невзрачную с виду травинку, но вот рисовать людей, намернно позирующих, да и вообще людей - мне было неинтересно.

Кто-то скажет, что это было связано с тем, что я был не очень-то общительным ребенком, и это отчасти правда. С другой же стороны я не очень хорошо умел рисовать людей, боялся неудачи, и решил вообще не рисовать их. Кому нужны люди? Их и так полно кругом, даже бюольше чем муравьев!

Среди огромного числа подобных набросков есть и такие, которые мне очень нравятся и сегодня. Среди подобных следующие три, сделанные черной гелевой ручкой:

Датировать их можно примерно 2000 / 2001 годом.

Иногда наброски получались более абстрактными и странными. Впрочем, именно поэтому мне и нравилось их делать - ведь не было нкиаких границ - черкай как хочется!

Как вы видите, тут совсем другой цвет линий, так как сделаны они уже не гелевой ручкой, а черной шариковой. При работе с ней рисуется чуть мягче и легче, однако совершенно другой цвет в итоге и характер линий.

Думаю, что на этих зарисовках места около дома с тополями и американскими кленами:

А вот наброски тоже шариковой ручкой, но уже на другой бумаге, они дают опять же совершенно другой оттенок цвета:

Разумеется, очень инетересно было совмещать все материалы вместе: и карандаш, и шариковую, и гелевую ручки. Такие наброски тоже сохранились, например, солнышко за облаками:

Эти наброски я делал во время поездки в сад (или, наоборот, из сада?) в электричке из окна поезда, стрекозы были добавлены чуть позднее:

Тема, связанная с закатом и насекомыми на высоких стеблях травы на переднем плане - особенно частая в моих последних студийных работах, и в следующий раз мы о ней в частности особенно подробно поговорим.

Работа с набросками научила меня в первую очередь тому, что какие-либо успехи не приходят просто так, случайно, они всегда результат огромной и непростой работы, миновать которую в 99% просто нельзя. Чем больше приложил сил - тем больший имеешь результат. Данный тезис на самом деле универсален и относится необязательно к рисунку и живописи. Подобного мнения я придерживаюсь и сегодня.

Инна Степановна всегда учила нас заниматься чем-то одним - самым для тебя важным, "бит ьв одну точку" для получения бОльшего результата, тратить максимум сил... И хотя сейчас заниматься только чем-то одним у меня совсем не выходит, я понимаю, что она была права.

Но... наброски, какими бы прекрасными они ни были, всегда останутся набросками. Для их дальнейшей жизни необходимо их развитие. И вот тут я столкнулся с большой проблемой, о которой более подробно мы будем говорить в следующий раз. Что же касается результатов моих набросков природы... Едва ли они смогли реализоваться в нечто большее.

Весной 2002 года мне удалось побывать в мастерской прекрасного нижегородского художника Михаила Раева. Я был по-настоящему потрясен его простыми и лаконичными путевыми набросками, несколько из которых я не удержавшись взял на память. Вдохноввшись ими, я пытался рисовать свои пейзажи, пытаясь уловить простоту и красоту его быстрой линии, - Михаил Раев великолепный график. В итоге мне получилось выполнить две линогравюры, которые стали последними гравюрами, выполненными мной в стенах изостудии, и возможно одними из последних удачных работ того периода:

это весна:

А это лето:

Довольно долго на основе своих набросков я пытался сделать и живописную работу, но потерпел полнейшее фиаско - как композиционно, так и технически. Возможно, слишком боялся все испортить, возможно, мне просто не хватало навыков... Как бы то ни было, недоделанную работу я на долгие годы спрятал в тубус и запихнул в дальний угол вместе с другими последними недоделанными рисунками. Вот она:

Как видите, тут тоже должна была быть весна, выполненная гуашью и пастелью. Однако на лицо как множественные грубые линии, так и чрезмерная цветовая многословность. От работы так и несет излишней неуверенностью в себе и нервозностью, страхом неудачи. Хотя кое-где все же есть неплохие цветовые переходы.

В следующем посте мы закончим говорить о набросках, в частности о тех, что были сделаны на Щелоковском хуторе, и об участии студийцев в форуме "Великие реки - 2002".

 

 

Комментарии