Детские рисунки 13. Изостудия: фрукты и пейзажы

Main 00

В сегодняшнюю подборку, продолжающую мой скромный рассказ о своих детских рисунках, вошли две небольшие группы работ, на которых, как следует из названия, изображены фрукты и, если их можно так назвать, пейзажи. Сразу оговорюсь, что натюрморты большого формата, которые мы рисовали в изостудии, в данный пост не вошли, на мой взгляд, они требуют отдельного внимания. Те же работы, которые вы далее увидите - чаще всего были выполнены мной во время летних каникул или же просто дома.

На заглавной фото - наша изостудия Дворца имени В.П. Чкалова, такая, какой она была в начале 00-х (к сожалению, фото того о времени, о котором пойдет речь, у меня просто нет): слева печатный станок для линогравюр, шкафы с книгами и письменный стол - в самой глубине, в центре комнаты кресло педагога... Попали на фото и наши неуловимые учителя - Инна Степановна Соловьева и Владимир Алексеевич Сергеев.

 

Вообще разговор о натюрмортах и околонатюрмортах можно было начать с моего детского рисунка груши, если помните, он был в самом первом посте, или с линогравюр с ананасами (но без рябчиков, правда), которые были выполнены уже в стенах студии (о них мы тоже говорили, если вы помните). Но мы начнем вот с этого маленького, но чрезвычайно гордого яблока:

Это яблоко нарисовано на таком же маленьком кусочке акварельной бумаги, что и желтая роза из предыдущего поста, что позволяет отнести их к одному временному периоду. Суровое жесткое (и, вероятно, кислое?) зимнее яблоко прекрасно узнается, яблочные урожаи в саду - это вообще отдельная тема. Но для меня в рисунке важна даже не относительно успешная попытка смешения оттенков и красок, сколько то, что это одна из первых работ, выполненных именно по заданию моего педагога. То есть не когда ты рисуешь, что пришло в голову, что у тебя есть под рукой, а намеренно выполняешь четко поставленное задание: рисунок фрукта (или овоща) на белом фоне.

Разумеется, было и задание на натюрморт, и вот один из первых моих самостоятельных натюрмортов:

И хотя тут фрукты вне тарелки повисли в безвоздушном пространстве вакуума белого листа, а правое яблоко (судя по цвету это звездочка!) загрустило, левое яблоко в контрасте с насыщенной плотью арбуза и чернеющими его косточками меня и сейчас вдохновляют. Думаю, можно, датировать этот рисунок началом августа - именно в это время мы начинали покупать арбуз.

Для сравнение еще один арбуз в окружении своих товарищей - слив и яблока но чуть позднего времени:

Надо сказать, что в то время я еще не очень понимал, как нужно рисовать акварелью (ну, кроме знания, что ее можно и нужно размывать водой!), поэтому получались самые разные варианты, обусловленные еще и тем, что самых разных сортов яблок у нас было много - об этом всегда заботился дедушка:

Оранжевая полоска в виде горизонта придает в целом не такому уж и удачному рисунку привкус какой-то концептуальности.

А вот пятнистое яблоко "в яблоках" (прошу прощения за каламбур):

Третим и последним детским рисунком арбуза, снова в окружении слив (их любит мама,и мы собирали их тоже в августе, как раз ей на день рождения) является следующий, выполненный уже на акварельной бумаге и даже с намеком на фон и окружение:

С наступлением переходного возраста, взросления и яркой игры гормонов в подрастающем организме у меня возникли определенные проблемы с цветопередачей в рисунках. Да и вообще хотелось рисовать красиво, хорошо, но как это сделать? - на этто вопрос я не мог ответить тогда даже сам себе. Поэтому пробовал по-разному. Иногда удачно, иногда нет. Печально, правда, что тогда я еще не понимал, как цветопередача твоего рисунка (особенно в акварели и живописных работах) сильно зависят от настроения и состояния в целом - нельзя браться за кисти, если не достиг определенной гармонии с собой и окружающим миром, дзена, если угодно. Если графический рисунок в принципе можно обмануть, даже линии можно сделать плавными, красивыми и негрубыми, когда у тебя на душе кошки скребутся (да-да, психологи, тут я могу вас обмануть!), то вот цветовая гамма выдаст с головой лучше всякого полиграфа, что у тебя внутри. Не знаю, как у вас, но у меня все именно так. Вот помидорки - еще одно явное тому доказательство:

Бабушка очень любит помидоры и занимается с ними профессионально уже много лет. Поэтому у нас в саду всегда были целые заросли и огромные урожаи. А те помидоры, которые не краснели сразу, на кусте, отправлялись на чердак - там всегда было очень тепло, и они краснели уже оставленные в темноте наедине. На следующих двух работах именно оранжевая помидора, а вовсе не хурма (которую я кстати терпеть ненавижу):

В общем-то, конечно, ничего такого особенно шедеврального в этих маленьких рисунках нет, они скорее даже наоборот, очень кособоки и сделаны второпях, всердцах. Но что-то мне в них все же по-прежнему нравится, и рука не поднимается отправить их в огонь.

А вот и яблочко зеленое, наверняка жесткое и кислое, как кто-то любит!


Но тут кто-то непременно скажет: "Чего ты тут нам суешь какую-то дичь? Где реалистичные рисунки?!" Что ж, пожалуй, у меня есть что на это ответить. Были и реалистичные рисунки, и даже жовольно успешные - как я помню, это была небольшая серия овощей: картофелины, морковь, луковицы - на отдельных маленьких листочках. В настоящее время у меня этих работ, к сожалению, нет, и где они если еще есть или могут быть - я даже не представляю. Помню только, что рисунок лука очень понравился Инне Степановне, и она некоторое время держала его на видном месте - в шкафу за стеклом, чтобы иметь под рукой и показывать другим ученикам.

Но на сладкое все же могу показать два сохранившихся маленьких рисунка, выполненных в реалистичной манере. Это две сливы - одна поменьше и более яркая по цвету, вторая же - чуть мрачнее, серьезнее и реалистичнее, выполнены они пастелью:

Так-то, конечно, в целом ничего особенного, но меня они почему-то продолжают радовать. На этом часть поста, посвященная фруктам, заканчивается.

В то же самое время, когда я рисовал желтую розу и суровое яблоко, с которого мы начинали сегодняшний пост, в списке заданий на лето было и другое не менее интересное задание. Нужно было рисовать облака в самую разную погоду - чем больше, тем лучше, в разное время суток в том числе - утром, днем и вечером. Сохранилось три небольших рисунка с облаками, тучами и закатом, которые я рисовал с натуры, наблюдая за небом из окна дома. Сделанные на тех же маленьких листочках акварельной бумаги, их можно назвать моими первыми скромными попытками в пейжаз:

Вот и тучки-тучки-тучки, которые вовсе не медведь:

И, конечно же, полыхающий в тучах закат:

Первый раз на пленер я отправился в совсем еще юном возрасте, когда у меня не было даже коробки для красок, не то что этюдника, поэтому все путешествие оставило не очень приятные воспоминания. Кроме того, как только я разместился и уселся где-то повыше в траве - мы пошли рисовать на поле, которое идет в сторону озера от садов - мне было совершенно непонятно - что же рисовать? Кругом довольно плавная линия горизонта, все в зелени травы и синьке неба, которое пересекают иногда большие проплывающие простыни облаков. Но как это изобразить? Гораздо проще нарисовать самовар с кучей мелких деталей, постепенно вырисовывая их, чем понять, как надо скомпоновать на листе пейзаж, как из всего, что ты видишь вокруг, выделить наиболее выразительную часть... Все это я понял уже намного позже. Поэтому мой первый пленерный пейжаз был не особенно удачен, и важен скорее как факт, что он был:

Вполне понятно, что после испытанного недоумения от процесса, я не сильно полюбил рисовать пейзажи (я и сейчас-то их не особенно люблю рисовать!). Результатом я не был доволен, а как достичь результата - мне было совершенно непонятно.

В некотором роде мне помогло следующее задание от моего педагога изостудии. Нужно было рисовать одно место - то, что ты видишь из окна - в разное время дня, в разную погоду. Надо сказать, что вид из моего окна не очень-то живописный, а сейчас, когда неистово поспиливали практически все росшие более пятидесяти лет вокруг клены и тополя, лучше не стало. Тогда эта зелень практически полностью закрывала удручающий вид на дороги и возникшие затем мигающие торговые центры, а сейчас изо кна кроме звезд разве что рыжие фонари. Но одно осталось неизменным - это стоящее напротив здание ПТУ. Вот его крышу я и рисовал:

Конечно, в целом это было далеко не детализированное реалистичное изображение, однако некоторые оттенки неба, облаков - местами все же удачны и не так провальны. Именно на них я и учился смешивать и передавать на бумаге, видеть цвета:

По поводу ПТУ ничего рассказать не могу, ни хорошего, ни плохого - никогда там не учился и не был. Разве что иногда слышно, как там работает очевидно старая пила навроде тех стационарных, что на лесопилке - из большого чана видно, как сыпятся вниз на землю опилки. Однако с каждым годом это происходит все реже. Ну а когда стране требуется забрать наш голос, в здании ПТУ проходят выборы.

 

Если ранние такие работы сделаны скорее "акварельно", с большим количеством воды и размытием (хотя и не без белил), то более поздние куда более плотные по тону и несколько размашисты:

Чердачное окошко этой крыши, с недавнего времени покрытой блестящим железом, всегда меня очень интриговало и интересовало.

Вот и еще один вариант повторения облаков, которые по форме мне тут напоминают то ли открывающего рот слона, то ли тапира:

Другая сторона крыши:

 

Если не знать, то, наверное, нелегко догадаться, что за коричневая масса захватила угол рисунка. Однако я вам раскрою секрет - это недорисованная крыша здания ПТУ напротив моего дома, которую я вижу из окна:

К числу подростковых экспериментов относятся и несколько рисунков акварельными карандашами, в которых, размеется, бушует невероятное буйство ярких красок:

Таких островков, как оказалось, вдоль берега как Оки, так и Волги - несметное число. Впрочем, так, наверное, бывает у каждой большой речки:

Если рисовать пастелью всякие цветочки и сливы мне понравилось, то вот с пейжазами как-то дело не пошло (или же у меня просто не сохранилось рисунков, кроме вот этого листка):

В завершении несколько рисунков соседких садов акварелью, сделанные большой кистью одновременно с теми цветами, которые вы видели в конце предыдущего поста:

Это крыша соседского сада, который со временем довольно быстро потерял свой сине-голубой цвет, сменив его на обгоревший от солнца пепельно-серый.

Как бы то ни было, цвета и яркие контрасты теплого ораневого и сине-фиолетового в последних двух этюдах мне нравятся и сегодня, делюсь с вами ими в завершение сегодняшнего материала:

 

В завершение лишь скажу, что даже сейчас не особенно люблю рисовать пейзажи и откровенно восхищаюсь теми, у кого это получается. Хотя, разумеется, далеко не каждый пейзаж повесишь у себя на стенке дома. И в первую очередь это касается определенной цветовой гаммы, которая складывается у тебя во время жизни под воздействием окружающего мира. На меня в этом смысле огромнейшее влияние оказали работы моего педагога - Владимира Алексеевича Сергеева - потому что его картины - и натюрморты, и пейзажи, выполненные маслом и пастелью, всегда были размещены на стенах нашей изостудии, в стенах которой я провел 10 лет. Но о его творчестве мы еще обязательно поговорим.

 

Комментарии2
avatar

!!!!!Хорошо

16 Июль 2018, 12:15
avatar
Дмитрий Кирюхин (bagerlock)
ЗахаровВиктор-ZWG
0

Большое спасибо, Виктор! :))

29 Июль 2018, 22:36