Детские рисунки 12. Изостудия: цветы 3/2 - Разные

Main 00

Если мои читатели помнят, то в прошлый раз мы смогли разобрать только часть моих детских рисунков, посвященных теме самых разнообразных цветов, а именно самые ранние из них, выполненные в более или менее живописной манере. Сегодня же рассмотрим небольшое продолжение этой же темы, прежде чем перейти к чему-то другому.

На заглавной фотографии к посту - наша изостудия где-то в 2001 - 2002 году. В настоящее время обстановка почти полностью изменилась (ну, кроме разве что входной двери...). Справа от двери - шкаф, в котором преимущественно хранились рисунки, а роспись на стекле дверей покорила меня еще в раннем детстве - даже не столько котом в сапогах, сколько солдатом (крайний справа). Бюст прекрасного юноши смотрит в направлении печатного станка, на котором мы делали (и, надеюсь, еще будем делать) оттиски с линогравюр. Практически на фоне росписи с котом в сапогах стою я и внимательно слушаю какого-то нашего гостя, позади меня на стуле - мой "этюдник" (на самом деле старый ящик с красками, в котором я в средних и старших классах размещал и перетаскивал свое нехитрое художественное барахло: бумагу, деревянная палитра, служившая мне планшетом, карандаши, краски...). Правее нашего гостя, чьего имени я не знаю, сидит звезда нашей изостудии, а затем Нижегородского художественного училища (а затем и всей России) Антон Павловский. Эту фотографию я разместил здесь потому, что, вероятно, примерно как-то так выглядел внешне в тот период, когда рисовал те работы, что вы увидите ниже.

 

Итак, снова цветы. Прошлый пост закончился на рисунках, в которых я активно использовал вместе с акварелью белила (увы, совсем не помню - цинковые или титановые). Однако это вовсе не означало, что я не пытался рисовать акварелью "акварельно" (прошу прощения за тавтологию). Чтобы с чего-то начать, обратимся именн ок таким рисункам:

Совершенно не помню (и не знаю), что это за цветок, но уверен, что вы его легко узнали. Стоит он в ужасном пластиковом стаканчике (правда, не прозрачном, а матовом и с небольшими краями-полями), что выглядит не очень-то эстетично. На листе видны "волны света", которые появляются при сканировании, если ваш лист имеет неровную структуру. Получается это от переизбытка воды (ну, или плохой бумаги, которая даже от небольшого качества идет волнами). Как все прекрасно знают, чтобы этого избежать, лист и закрепляется на планшет или подрамник, однако для меня это было слишком муторно, для этого нужно большое терпение (которого у меня нет и никогда не было). Но, что еще более важно, я всегда рисую с огромным переизбытком и перерасходом воды, поэтому этих самых волн никак не избежать. Хотя, правда, можно пытаться использовать воды все же поменьше, непример:

Все же не все цветы для меня полнейшая абракадабра, и этот я помню - это тигровая лилия. Однако если традиционная тигровая лилия скорее оранжевая, насыщенная, яркая и пахучая, у меня какой-то более красный, малиновый (или карминовый?) ее вариант. Еще всегда поражали у этих лилий семена - маленькими черными ядрышками расположенные у осваний листьев у самого стебля.

А вот желтый ирис:

Ирисы бабушка стала сажать довольно поздно - они цветут в самом начале лета, а то и весной, когда практически у всех нет времени, чтобы наслаждаться и любоваться природой. Однако большой куст сначала был у нас прямо напротив внутреннего окна, выходившего в сад, а затем небольшие группы ирисов стали появляться вдоль дорожки у другой стены дома, недалеко от крыльца, а то и напротив него. Этот рисунок после его создания мне совсем не понравился, и, как в видите, я перегнул его пополам и бросил в палитры, правда, так и не успел использовать в таком качестве.

Возвращаясь и продолжая разговор об использовании белил и рисунках маленьких садовых роз, есть еще несколько работ:

Похожие на эти розы можно найти и выполненные в графике в постах чуть ранее:

Было у меня несколько попыток сэкономить место на листах (хотя плотной ватманской бумаги - хотя и не акварельной - у нас было много, это были самые разнообразные задники и черновики от рефератов, курсовых и дипломных работ дедушкиных и маминых студентов) - то есть несколько зарисовок цветочкой на одной листе. Например, вот эти рисунки белого и красного шиповника:

Для тех, кто не знает или забыл: знаменитая французская гражданская война роз - как ее называют только у нас - "Война Алой и Белой Роз" - на самом деле "война алого и белого шиповника", ибо в Европе роза, которую мы сейчас называем розой появилась только после Крестовых походов с Востока и не имела такого широкого распространения, как кустовой шиповник, который в обилии растет и у нас.

Сказанное о шиповнике легко проверить, заглянув в английскую геральдику и ознакомившись с изображениями этих самых "роз". Капустообразных лепестков среди них мы не найдем. Во всяком случае в работах периода Средневековья и раннего Нового времени.

Разумеется, были попытки и применить технику акварели "по-мокрому", однако выходило это далеко не всегда удачно. Хотя последнее можно сказать не только про рисунки, выполненные в этой технике. Например, что вот это за цветок, я не знаю:

А вот, наверное, еще один вариант этого цветка, выполненный на обратной стороне моей работы по геометрии, выполненной за время обучения в 9 классе (работа имеет одно замечание в рисунке со "сложением способом треугольника" и оценку "4"):

Самые разнообразные цветочки я пытался изобразить не только акварелью, но и пастелью (хотя в принципе не очень люблю этто материал). И хотя практически не рисовал фона или какого-то окружения, иногда пытался выделить окружение легкими оттеняющими штрихами, что сейчас смотрится даже по-своему авангардно:

Для экономии бумаги и места я просто брал черновики (тонкая бумага, наподобие распространенной сейчас - для принтеров и прочего, на обратной стороне которой уже располоагался какой-нибудь реферат или контрольная), складывал лист А4 пополам - чтобы одна из сложенных сторон закрывала рисунок, который мог осыпаться или смазаться от хранения в папках.

Ранее уже было несколько рисунков мальвы - как в цвете, так и в графике, надо сказать, что мальва в природе смотрится довольно большим и монументальным цветком, с крепким стеблем и большими листьями и цветками, у меня же в пастельном варианте вот такая "малютка":

А вот рисунок цветка "разбитое сердце", который в большом количестве рос у нас в саду. Очень необычный цветок, хотя и маленький, почти незаметный. Впрочем, наверное, именно таким и должно быть разбитое сердце?

Дальше должна быть шутка, про то, что раз я большую часть жизни наблюдал цветок с таким символичным названием, то то же самое и приобрел себе из-за стечения обстоятельств, провидения судьбы или всесильного рока.

Вот еще одно из моих любимейших растений - так назыаемый "китайский фонарик":

Из этого растения не просто хорошо делать букеты - яркие фонарики идеально подходят для декора - но можно и засушить, они хорошо держат форму. Ну а в засушенном виде хранить ради украшения и/или рисовать.

В прошлом посте был львиный зев - один из любимейших моих полевых цветков, в своем дикорастущем, полевом варианте. Однако есть и декоративный львиный зев (или другой, очень похожий на него цветок?), который можно высадить к себе на грядку. Его я тоже с большим удовольствием рисовал:

На рисунке выше я его немного поправил уже после высыхания первого слоя - подмалевка - полусухой кистью, добавив более яркие цвета и места. Но в следующем варианте оставил без подобных изменений:

А вот тот же цветок, но нарисованный широкой плоской кистью в один заход, так сказать, с размаху и наскока:

То же, только в "профиль":

Еще одним цветком "из детства" был так называемый "золотой шар". Во-первых, он напоминал мне разводимый из порошка напиток - БАД, который появился в самом начале 90-х (когда этим самые БАДы приобрели огромную популярность и выдавались не просто за лекарство, но за панацею от всего). Так как я был чрезвычайно болезненным ребенком, мама потратила много денег на то, чтобы кормить меня всеми этими особенными "спирулинами" и другими примочками с не менее жуткими названиями, среди которых был и напиток "золотой шар". Выглядел он как какой-нибудь колдрекс, только разводился из порошка, а не таблетки. Во-вторых, цветок золотого шара интересный - это такая большая желтая "бомбочка", которая сразу привлекает внимание. Он в большом количестве рос по садам кругом. И однажды я все-таки решил этот цветок нарисовать (хотя сделать это было непросто):

Вот еще один, более размешистый и быстрый вариант, сделанный за пару минут широкой плоской кистью:

Широкую плоскую кисть из щетины, тогда очень дорогую (а сейчас так и еще больше), совершенно неожиданно для меня подарила мне мой педагог - Инна Степановна Соловьева на мой День рождения примерно в 2000-2002 гг. Точно год я уже не помню, к сожалению. Работать этой кистью я сначала немного боялся - было непривычно. Однако вскоре попробовал и очень полюбил. Можно было быстро, свободно рисовать, охватывая .если это было нужно, и большие пространства, смело смешивая уже на листе, кисть забили много воды и краски. В общем, все буйство моих подростковых гормонов (или моего непростого характера, который с годами несомненно стал еще хуже) прекрасно отражала работа этой кистью. Вот, например, выполненные ей какие-то желтые цветочки:

Как раз в начале 2000-х я узнал еще об одном чуде изобразительного творчества (помимо работе широкой плоской кистью) - об акварельных карандашах. В начале я отнесся к ним очень скептически и с недоверием. Карандаши - понятно. Но акварельные?? Как ими рисовать? Зачем? Почему? Однако Инна Степановна настойчиво порекомендовала мне их брать - изостудия делала закупки по оптовой цене, дешевле чем в розницу в магазине, поэтому был смысл использовать этот шанс. Так, в теперь далеком 1995-ом году я приобрел тогда невероятную редкость - акварельные краски "ленинград" в пластиковой коробке с палитрой, который так и не открыл до сих пор, сохраняя их то ли на черный день, то ли для чьих-нибудь потомков. Уж что-что, а убеждать Инна Степановна умела. И хотя в те годы ее попытка приучить меня использовать для рисования качественные материалы (что, как многие понимают, является иногда даже бОльшим залогом финального успеха рисунка, чем этот таинственный и неуловимый "талант") удалась лишь частично, со временем я понял, что она хотела мне донести. Акварельными карандашами рисовать я все же начал. Хотя и несколько несмело:

Наверное, это цветок вроде какого-нибудь дельфиниума? Она появились у нас в саду тоже сравнительно поздно - когда бабушгка стала заниматься не только плодовоовощными культурами.

Впрочем, рисовать акварельными карандашами по мокрому листу, когда надо было охватить большую массу букета - мне понравилось. Это был какой-то свой особенный хаотичный процесс быстрых взмахов карандашами и странно расплывающихся пятен:

Хотя надо сказать, что почти сразу же после высыхания эти рисунки перестали мне нравится. Они же были не такими реалистичными! Да, они несли в себе эмоции, яркую экспрессию и впечатление от букета, но... Все мы сначала думаем, что главное в рисунке - это 100% копирование того, "как оно было". Поэтому, кажется, эти и многие другие подобные рисунки я никогда не приносил в студию на просмотры, да и вообще никому не показывал.

Были, разумеется, среди них и менее удачные опыты, во время которых терялась и живописная, и тоновая, и графическая составляющие:

Но я вынес для себя как минимум удовольствие от стремительного процесса, во время которого ты как фехтовальщик нападаешь на первоначально белый простор листа, наносишь ударны, расплывающиеся цветовыми пятнами, обозначая какую-то часть своего настроения и мироощущения...

Для этих рисунков я специально ставил в банку большие букеты с самыми разнообразными цветами - и гладиолоусами, и полевыми и садовыми их соседями. Часто краски высыхали и приобретали совершенно непредсказуемые оттенки и переливы, что было тоже интересно, так как нельзя было предугадать поведение цветового слоя:

Использование совершенно бросовой, тонкой бумаги, обратная сторона которой была черновиком, с одной стороны, придавало мне смелости, - ее же было не жалко, можно смело мазать, капать, лить, как угодно возить кистью! С другой стороны, это было едва ли не главной ошибкой. Вот для сравнения обратная сторона такого листа от предыдущего рисунка:

Плохая тонкая бумага не просто буквально пропитывалась насквозь и сминалась волнами. она искажала цвета, а чернила - если обратная сторона была напечатана на принтере, могли пролезть как вперед на лист, так и на другой рисунок, который был приложен лицевой стороной к обратке предыдущего (да, именно таким образом я догадался хранить рисунки, которые после эйфории своего создания вызвали у меня разочарование - "не реалистично же").

Многие рисунки из-за этого в итоге стали выглядеть вот так:

Конечно, кто-то скажет, что вот этот самый текст добавляет рисунку загадочность и пост-модерновость, но как по мне, со временем, наверное, ставшему консервативным старпером, все же без этих нечитаемых, но вылезающих буковок, было бы намного лучше...

Вот еще несколько подобных банок с цветами того же времени:

 

 

На них мы, пожалуй, на сегодня и закончим, в следующий раз перейдя к новой теме. В завершение хочу сказать лишь две вещи. Во-первых, некоторые из сохранившихся рисунков были позднее найдены и уже сохранены, какие-то я даже потом немного переработал (надеюсь, в этой серии постов мы их еще увидим). Во-вторых, друзья, все те, кто это читает, используйте в своей работе всегда хорошие и качественные материалы. Я не буду писать, каких именно марок и фирм и где их приобрести, ибо это отнюдь не рекламный пост, а скорее предостережение. Не совершайте мою ошибку, а то может статья, что какое-нибудь ваше творение, претендовавшее на рисунок поколения/века/Вселенной окажется навеки испорченным или утерянным.

Комментарии2
avatar

"Конечно, кто-то скажет, что вот этот самый текст добавляет рисунку загадочность и пост-модерновость,"

Истинно так! Выглядит модерново)

9 Июль 2018, 11:42
avatar
Дмитрий Кирюхин (bagerlock)
Минченко Татьяна
0

Ха-ха)

Спасибо большое, Татьяна))

9 Июль 2018, 13:30