Детские рисунки 11. Изостудия: цветы 3/1 - Разные

Main dscf0251

Готовя материалы к предыдущим частям, я немного не планировал, что рисунков окажется действительно много. Поэтому чтобы не перегружать моих уважаемых читателей, решил разбить в сущности следующий последовательно материал еще на две части.

Заглавная фотография к сегодняшней первой части - наша общая школьная фотография, сделанная в конце 3-его класса. Отчасти она была выбрана мной потому, что метафорически дети это цветы жизни. Еще одной причиной является то, что на ней вы можете увидеть меня (третий справа в нижнем ряду) примерно таким, каким я рисовал многие из представленных далее работ. Ну и немаловажная причина, безусловно, состоит в том, что красиво вырезать себя любимого и одного из этой фотографии у меня не получилось. Помимо моих замечательных одноклассников, к сожалению, практически ни с кем из которых мы сейчас не поддерживаем связь, слева на фото наш классный руководитель, о которой я уже упоминал, Марина Ревовна Соколова, которой я очень благодарен и за учебу в 3-ем классе как таковуюю, и за безусловную поддержку, которую она оказала при организации моей первой выставки, о которой, впрочем, я уже, наверное, и не один раз говорил.

Однако, перейдем к цветам!

Конечно же, свое внимание в детстве, помимо гладиолусов, я обращал и на другие цветы. Среди которых на первом, безусловно была роза, хотя роза и непростая. Объясню почему, хотя тут все и предельно просто. Мама очень любит желтые розы, которые тогда (да и сейчас, наверное, в какой-то степени) были большой редкостью. Поэтому когда в детстве я только в первый раз увидел такую желтую розу, то сразу же поспешил ее нарисовать, помня о том, что их любит мама, и такой рисунок должен ее обязательно порадовать. Кроме того, уже тогда (опять же благодаря маме) я был прекрасно знаком с великолепной акварельной розой М.А. Врубеля, и этот пример для подражания в чем-то меня тоже мотивировал. Вот такая получилась роза:

Должен отметить два момента. Во-первых, нарисована она была на маленьком листочке акварельной бумаги (что было редкостью тогда), который, однако, как показало время, был не очень высокого качества. На подобных листах были сделаны и одни из первых моих пейзажей, мы их тоже скоро увидим. Во-вторых, даже желтая эта роза была еще более необычна - края у лепестков имели тонкую розовую обводку. Не знаю, правда, с чем это связано, но в детстве на меня это произвело сильнейшее впечатление.

Кроме розы были и другие цветы. В предыдущем посте упоминал произраставшую практически везде яркую мальву, которую мне не удавалось как следует изобразить. Давайте посмотрим на два живописных варианта (напомню, графику мы видели ранее). Первый рисунок, можно сказать, совсем акварельный:

Второй же, сразу видно, нарисован позднее, акварелью и гуашью. Хотя мальва мне по-прежнему не удалась...

Наверное, к этому же времени (мои первые пробы с акварелью и белилами, которые больше походили на яркую гуашь) относятся и еще пара рисунков с разными цветами, у многих из них я просто не знаю названий:

Ветка калины (или рябины?) сменяется более загадочными цветками, нарисованными ни много ни мало на обратной стороне от реферата, посвященного творчеству Поля Сезанна - с обратной стороны листа на нас сурово смотрит с фотографии его отец, Луи-Огюст...

Иногда за буствами красок становится действительно трудно идентифицировать цветок. Но, возможно, вам это удастся в комментариях...

Еще немного странных сиреневых неопознанных цветов:

А вот здесь определенно и точно колокольчик! И хотя форма его мне совсем не удалась, по другим частям цветка (штуковинке, где созревают семена) его легко узнать:

Иногда мне совершенно инстинктивно удавалось смешивать приемы акварели (плавное размытие водой например, переход оттенков цветов) и бодрую технику с белилами (которая может походить на масло и мазками, и плотным тоном):

Хотя когда и сами белила или слой краски с белилами, или разные слои при должном количестве воды (которого быть, конечно же, не должно, если вы рисуете гуашью или плотно) случайным образом перетекали, смешивались, застывали в причудливых формах - это был очень интересно:

Со следующим рисунком связана небольшая забавная история. Дело в том, что просмотры результатов летнего домашнего задания в изостудии были публичными. Но не в том плане, что ты раскладывал рисунки, а остальные твои товарищи глязели и либо восхищались, либо ржали над тобой (или еще что). На просмотре присутствовали все наши педагоги, в том числе и не только Инна Степановна Соловьева, у которйо я учился, но и ее супруг, тоже великолепный художник и педагог, Владимир Алексеевич Сергеев. У Владимира Алексеевича мне практически не довелось учиться, когда я ходил в младшую и среднюю группы, он в них почти не работал, а когда дело дошло до старших групп, возникли другие проблемы. Как бы то ни было, он также просматривал мои летние работы, критиковал, где это было нужно, в общем, полноценно участвовал в процессе. Когда же он увидел вот этот мой рисунок - на нем желтые лилии, то очень возмутился. "Почему стебель у цветка так резко обрывается?!" - нахмурился Владимир Алексеевич, и, не отходя далеко, смочил указательный палец слюной и растер зеленую краску вниз, продолжая затухающий след от стебля вниз, как и полагается. Вот так этот рисунок хранит память об одном из моих учителей.

Владимир Алексеевич Сергеев в изостудии с одним из своих пейзажей, фото 1998 г.:

Инна Степановна Соловьева в изсоутидии с учениками, 2000-е гг.:

Впрочем, выше были представлены те рисунки, которые по тем или иным причинам мой внутренний цензор не позволил взять для выставки, напомню, которая была организована в нашей классной комнате, когда я учился в третьем классе. Поэтому теперь перейдем к тем, которые все же висели на этих чудесных стенах моей первой школы (школа № 101 Ленинского района).

Вполне вероятно, что этот огненно-рыжий цветок - тоже лилия, но я в этом не очень уверен. Зато помню, что мне он очень нравился, как и следующий желтый цветок:

Здесь очень хорошо видно, как много эти яркие цветы теряют из-за отсутствия контрастирующего фона. Только представьте, как горел бы этот цветок, будь он даже пусть не на голубом или синем, но хотя бы на коричневом или сером фоне! Цветная бумага, на которой можно рисовать (очень распространенная сейчас самая разнообразная цветная "бумага для пастели") тогда была совершенно неизвестна.

Сложно сказать, что это за цветы, может даже и веточка цветущей вишни, но они трогательно ютятся, прижимаясь друг к дружке в старой железной кружке.

А вот одно из моих любимых растений, так называемый "китайский фонарик", он в обилии рос рядом с домом наших соседей напротив, через дорогу. У соседей жило несколько поколений небольших по размеру собак разной лаючести, но имевших неизменно одно имя - Кузя. За это соседей между собой мы прозвали "Кузькиными".

Этим рисунком фонарика, выполненного без белил, чисто акварелью и водичкой, я очень гордился, как и следующей работой, на которой один из моих самых любимых полевых цветков - львиный зев:

Завершают подборку выставленных тогда работ небольшие по размеру рисунки анютиных глазок. В раннем детстве я вычитал в книге о символике цветов, анютины глазки могут стать тайным выражением любви, и поэтому всегда любил их, думая, что однажды смогу умело использовать. В детстве и юношестве, когда ты замкнут и стеснителен, для тебя всегда важнее свои чувства скорее скрыт, нежели показать. Либо показать так, чтобы это было скрыто. Однако, уверен, что если бы я заваливал тогда объект своих нежнейших чувств этими цветами, она, не будучи Шерлоком Холмсом, никогда бы ни о чем таком не догадалась. Впрочем, и мне такая мысль (о том, что кто-то может не догадаться и не понять) тоже совсем не приходила в голову.

Несколько цветочков анютиных глазок были нарисованы мной с натуры, они росли у нас в саду в том самом где многие систематически выращивался горох. Сначала эти цветы попыталась посеять и вырастить моя двоюродная сестра Маша, однако, помню, что ей это не удалось - ничего не взошло, ни единого цветка. Зато на следующий год почему-то у нас была уже целая полянка этих цветов. Говорят, что они однолетние (или я путаю?) и отцветают, исчезая без следа. Однако несмотря на то, что за анютиными глазками никто не следил, они как-то умудрялись самостоятельно плодиться и появлялись каждый год, иногда и в совершенно разных местах сада.

Кроме того, внешне выглядели они все по-разному. Ничего не знаю и не понимаю в их сортах, однако уверен, что в этом деле есть много интересного.

Эти небольшие цветы я не срывал - они практически не стоят, сразу же становятся вялыми и погибают, сворачивая лепестки, они как-то сами оторвались в силу естественных (т.е. не связанных с моей деятельностью) причин. Стоят они в маленькой баночке наподобие прозрачных дозирующих колпачков у средств от кашля.

Ну и последний "анютин глазок":

В последующие годы своей средней школы у меня не было каких-то конкретных идей - в какой технике и как следует рисовать, скорее я весьма хаотично метался между разными отдельными приемами, найденными наугад, некоторые из которых были удачны, иные совсем нет. Завершу первую часть этого повествования о разных сортах цветов в своих детских рисунках некоторыми из работ, выполненных с белилами.

Вот например еще одна лилия, видимо тигровая, - у нас всегда рос куст именно этих цветов, появлявшихся довольно поздним летом / ранней осенью, которая почему-то стала у меня на рисунке более помадного цвета:

Среди удачных приемов здесь можно отметить и стремленеи к детализации, и появляющийся но не вылезающий вперед контур, который выгодно подчеркивает определенные части цветка.

А вот и еще один цветок-загадка в банке:

Вообще удивительно, что некоторые части рисунка, над которыми я мог усиленно стараться и сидеть порой выходили крайне неудачными, а вот там, где все проходило намного быстрее и спонтаннее, получался даже интересный и положительный результат. Например, верхняя часть следующего рисунка мне нравится, быстрый широкий мзок, цвета, тон. А вот нижний более-менее неплох разве что по цвету:

С остальными более или менее реалистичными рисунками цветов самых разных сортов и видов мы познакомимся в следующий раз, во второй части этого тематического поста.

 

Комментарии