Детские рисунки 10. Изостудия: цветы 2 - Графика

Main vsmgfmb13sq

Вторая часть, посвященная моим детским рисункам самых разнообразных цветов. Как вы помните, совсем недавно первая часть была посвящена исключительно гладиолусам. Теперь же, чтобы внести некое разнообразие, я решил сосредоточиться исключительно на черно-белой графике. Но ведь и акварель - это тоже графика, возразите вы мне, и будете правы. Говоря о графике в данном посте я подразумеваю отсутствие не просто живописности, оттенков и переходов цветов, но и отсутствие других цветов вообще кроме белого, черного и оттенков серого. Поэтому у нас сегодня будут работы карандашом, тушью и пером, гелевой и шариковой черными ручками. На этих рисунках будут уже не только одни гладуолусы, но растительный мир в целом, хоть и без братьев наших меньших - насекомых, о которым мы тоже уже поговорили несколько ранее.

На заглавной фотографии к посту - наши педагоги и мы: Инна Степановна Соловьева (в центре), Владимир Алексеевич Сергеев (третий справа в верхнем ряду), Ольга Николаевна Басова (крайняя слева). Из своих товарищей по студии помимо самого себя (крайний справа) могу вспомнить звезду отечественной живописи Антона Павловского (четвертый слева в верхнем ряду), братьев Аникеевых: старший - Сергей стоит рядом со мной, младший - сидит слева от Инны Степановны, справа от нее Галина Зимина, а над ней впоследствии выпускница ННГАСУ Юлия Горбушина (сейчас уже Рябова), в верхнем ряду третья слева - Ольга Уварова (теперь уже Круглова). Остальных я, к сожалению, не помню и не могу назвать по именам...

А теперь давайте вернемся к нашим цветам. Необходимо сразу сказать, что мой педагог Инна Степановна еще в младшей группе в качестве примера показала мне ксерокопию статьи из газеты с рисунками пером более старшего студийца - Миши Дуцева, которая сохранилась у меня и по сей день. Нельзя сказать, что я срисовывал цветы с того рисунка, но идейно вдохновлялся - это уж точно. Вот она:

Как вы видите, на рисунке как раз гладиолусы, которым я посвятил довольно много времени. Сам текст статьи, вышедшей в № 2 за 1993 газеты "Утя" (знакомой многим нижегроодцам), тоже весьма и весьма интересен. Что же касается самого Миши, то сейчас он уже не Миша, а Михаил Викторович, доктор архитектуры, член союза художников, известный нижегородский пейзажист, предпочитающий работать преимущественно пастелью. Думаю, его также многие знают, а кто не знает - обязательно ознакомьтесь с его работами, они того стоят.

Переходя к разговору непосредственно о моих рисунках, думаю, целесообразно разделить их не только по хронологическому принципу, но с точки зрения техники исполнения. В первую очередь обратимся к рисункам карандашом.

Вот, например, один из первых, если верить бумаге и общей манере исполнения, рисунок карандашом, на котором цветы в стеклянной поллитровой банке на столе. Сложно угадать, что это за цветы, однако их листья и стебли довольно детализированы:

Как уже говорил ранее, многие из представленных в посте работ были выполнены летом в качестве "домашнего задания на летние каникулы". Вот, например, одним из таких заданий был рисунок листа с его прожилками и линиями в разной технике:

Подозреваю, что здесь листок сирени, которая росла у нас в саду рядом с домом дедушки и бабушки, где я проводил лето. Впоследствии сирень частично срубили электрики, а докончили дело "новые хозяева".

Среди летних заданий был и рисунок сухой ветки. У меня, правда, сохранился ранний и крайне малоудачный вариант:

Вот среди ранних работ (ориентировочно младшая - средняя группы - начальная школа) и рисунок карандашом тех же гладиолусов:

Разумеется, рисовал я не только в студии и дома, но и в школе. Многие из тетрадок хранят в себе разные зарисовки. К сожалению, бОльшая часть из них откровенная ерунда, но сохранилось несколько листов карандашных рисунков времени обучения в средней школе, которыми я был и даже сейчас очень доволен.

Эти рисунки, на которых цветы в горшках и даже интерьер класса, были сделаны мной на перемене перед уроком в кабинете музыки. Петь я, правда, не любил, и хотя в начальной школе меня звали учиться в хоре, я отказал, так как по совету Инны Степановны не следовало рассеиваться - нужно всегда заниматься чем-то одним, "бить в одну точку", тогда и будут результаты.

А вот уголок интерьера класса: входная дверь, рядом с которой ведро для мусора, тумбочка, на которой стоит проигрыватель:

Среди цветов, которые бабушка выращивала в саду, особое место всегда занимали розы, думаю, все знают, насколько это прихотливые цветы. Кустовые розы часто приходилось закрывать, чтобы они не замерзли, потом открывать - чтобы не запрели и пр. пр. пр. другие более сложные нюансы. Поэтому на рисунках наши садовые розы выглядят совсем не монументально:

Были, впрочем и довольно крупные экземпляры:

Разумеется, размещаю я лишь те наброски и рисунки, которые из общей массы показались мне наиболее удачными...

Уверен, что все коллеги, пользующиеся услугами этого уютного Интернет-ресурса и не только, прекрасно знают ответ на вопрос: "Как узнать, удачен ли твой рисунок розы?"

Правильный ответ, разумеется, следующий: "Если ваша нарисованная роза у зрителя вызывает стойкое сходство с капустой, значит, этот поединок с бумагой вы все же бесславно проиграли..."

Многие из набросков и рисунков потом были переработаны, доработаны, использованы где-то, например, в качестве эскиза для линогравюры:

Посе карандаша плавно перейдем к работам, выполненным тушью и пером. Как многие помнят из рассказа о рисунках на батальную тематику, тушью и пером в детстве я рисовал довольно много. Не обошлось и без рисунков растений и цветов. Вот например то же задание на изображение листа с прожилками, только выполненное позднее и пером:

А вот и рисунок розы в полный рост. Правда, эта роза еще не наша - в раннем детстве у нас еще не было кустовых роз. Вероятно, ее подарил маме кто-то из ее многочисленных учеников или студентов. Больше всего поражает, конечно, массивный стакан, а это именно граненый стакан Борского стекольного завода, в котором, словно в кадке, стоит роза:

Вот и первая, хотя и неудачная проба изобразить гладиолусы в графике - тушью и пером. Как сейчас помню, что пытался тогда максимально детализировать цветы, совершенно не думая о последствиях для рисунка, получившийся результат меня разочаровал, и с тех пор (во всяком случае во время обучения в начальной школе) я рисовал гладиолусы преимущественно акварелью в цвете:

Уже неоднократно рассказывал о своей первой персональной выставке в классном кабинете осенью, кгда учился в третьем классе. Вот два весьма удачных рисунка цветов, которые были выставлены тогда, об этом говорят небольшие рамки паспарту, которые клеила для моих рисунков мама:

Здесь сборная солянка всего, и колокольчики и "разбитое сердце" (по центру), слева внизу ярко оранжевый маленький цветок (не помню, как он называется), а вот что за "шапка" справа - я не знаю. А вот и первые удачные гладиолусы тушью:

В средней школе - с 5 по 9 класс - в основном в качестве техники выбирал то, что было проще и удобнее, в частности для того, чтобы рисовать с натуры прямо на природе - сидя в кустах, на поле или на грядке. Очень много тогда было выполнено самых разнообразных набросков. Из них пока покажу лишь один, наверное, из ранних, на нем четко угадывается ирис. По совету Инны Степановны очень полюбил рисовать черными ручками - как гелевой, так и шариковой. Они существенно отличались по цвету и фактуре. Иногда интересно было их сочетать в одной работе.

Вот для сравнения две пары роз, сначала, сделанные шариковой ручкой:

А вот те же розы, но гелевой ручкой:

На скане, наверное, разница будет несущественно видна, но, тем не менее, она все же есть. Ну а кто не пробовал рисовать этими разными ручками вместе - обязательно попробуйте, очень увлекает.

Вот и несколько рисунков гладиолусов шариковой ручкой, от боле схематичного к детально проработанному:

Ну и в завершении несколько рисунков с использованием смешанной техники, то есть соединением карандаша и туши, карандаша и черной ручки. Надо сказать, что подобное сочетание казалось мне успешным - потому что карандаш, с одной стороны, давал цветотеневую расставку сил, с другой же все равно оставался по сравнению с ручкой или тушью достаточно тонким, блеклым, светлым, давал тону лепестков некую плотность, но в то же время они ощущались легкими:

К сожалению, из-за времени черная шариковая ручка с ее чернилами повела себя почти как маркер - то есть стала чуть-чуть расплываться и просвечиваться с обратной стороны...

А вот рисунок довольно распространенного у нас цветка - мальвы, однако изображать я его не очень любил. Во-первых, это не очень-то и получалось, довольно проблематично изобразить объем у этих округлых лепестков. Во-вторых, мальву практически нельзя сорвать, а если и срезать - простоит в "неволе" она недолго, поэтому рисовать надо "с куста". Да и большие массивные мясистые стебли, не очень привлекали. А уж вот кого цветы привлекали - и в большом количестве - так это шмелей, жуков-бронзовок и прочих их товарищей! Но одна из попыток изобразить мальву в графике все же сохранилась:

Вот рисунок в пдобной технике лилии, они в большом количестве росли у нас в саду во время моего детства, чаще всего это были оранжевые и тигровые "особи":

Завершают наш сегодняшний рассказ три рисунка гладиолусов, два из которых были сделаны на мелованной бумаге гелевой ручкой и карандашом. Они совершенно разные: маленький, только открывающийся (фиолетовый) в пятнах гладиолус и уже в полном расцвете сил бежево-кремовый:

Но если на мелованной бумаге не только хорошо рисовалось, но она и прекрасно сохранила рисунки, то простой лист (из-под реферата по сопромату, который преподавал дедушка) смотрится гораздо хуже с течением времени:

Вывод, который можно сделать, до банальности прост: всегда используйте хорошие материалы. Может статься, что то, что вы раз посчитали незначительным, спустя время приобрете свой смысл или особый шарм. В те годы я этого не понимал, стремился экономить, нарисовать как можно больше разных рисунков - словно соревнуясь сам с собой. Многие из рисунков были сделаны на бросовых клочках бумаги, с обратной стороны которой просвечивал текст чьей-то дипломной работы или реферата. Со временем становилось еще хуже - чернила этого текста вылезали вперед, подавляя рисунок. Есть, конечно, в этом и свой определенный пост-модернизм, и какой-то умный концепт современного искусства, но все же... В себе и своих рисунках в то время я был крайне не уверен, что выражалось в формах подобной робости к тому, чтобы дать своим работам хорошие материалы. Но об этом мы еще поговорим в следующий раз.

 

Комментарии2
avatar

очень обстоятельно всё изложено. спасибо

27 Июнь 2018, 12:24
avatar
Дмитрий Кирюхин (bagerlock)
Елена Невмывако
0

Вам спасибо за внимание и интерес!)))

27 Июнь 2018, 22:44