Детские рисунки 09. Изостудия: Цветы 1 - Гладиолусы
Заголовок прошлого поста пришлось начать с фотографии, которую изначально следовало бы разместить в другом тематическом блоке. То же придется сделать и сейчас - поскольку некоторые материалы находятся, к сожалению, уже после того, как мы с вами рассмотрели те, к которым они тематически примыкают.
На этой фото я перед поступлением в первый класс, на голове у меня большая бумажная треуголка, которую мне сделала мама, а раскрасил ее фломастерами я уже сам. Я стою в маминой комнате, позади меня дверь, на которой висят репродукции картин, а внизу - одна из моих первых линогравюр (о них мы, разумеется, еще успеем поговорить).
Кроме фотографии придется начать и еще с одного рисунка, который по идее должен был быть в посте про насекомых, но его я нашел случайно лишь недавно, вот он:
Этот рисунок выполнен гуашью и затем пастелью, подозреваю, что выполнен он был совсем в юном возрасте (об этом говорят в первую очередь ошибки в анатомии любимых насекомых, которые впоследствии я старался не допускать).
Кроме кузнечика, божьей коровки и бабочек на работе довольно широко представлен и мир флоры, о котором мы будем говорить сегодня, а именно о цветах, а если еще конекретнее, то исключительно о гладиолусах.
Несмотря на то, что практически все представленные далее рисунки были выполнены мной летом в свободное от посещения изостудии и школы время, они имеют непосредственное отношение к моему обучению в изостудии Дворца им. В.П. Чкалова. Все дело в том, что рисовать их я начал потому, что одним из заданий на лето был живописный рисунок цветка - первоначально без какого-либо фона, просто на белом листе. В конце весны наш педагог - Инна Степановна Соловьева собирала большое общее собрание детей и их родителей - и диктовала нам задания на лето, включавшее графику, живопись, композицию.. были даже книги, необходимые к прочтению. Вот так наш чудесный педагог заботилась о нашем обучении и воспитании! Ну, и плохо было тому, кто не в полной мере выполнял поставленные задания...
В одно лето, когда я еще учился в начальной школе, это точно было до 3-его класса, может, и после окончания своего первого года оубчения в школе (точно не помню), к нам случайно попала пара гладиолусов - розовый и кремово-желтый. Их я тут же нарисовал - акварелью и белилами. Вот что у меня получилось:
Помню, как во время работы над первым рисунком особое удовольствие для меня было после завершения основной работы выводить горлышко бутылки.
Эти два моих рисунка Инна Степановна оценила положительно, получив ее одобрение, я решил с головой заняться живописанием именно этих цветов. К тому же со временем процесс рисования этих цветов превратился в своеобразный ритуал.
В детстве свое лето я проводил в саду с дедушкой и бабушкой, иногда вместе с двоюродной сестрой Машей, в конце-середине лета, когда наступал отпуск, ко мне приезжала мама. Садоводческое хозяйство Окское, расположенное через поле от деревни Сартаково, было и остается довольно интересным и живописным местом, с которым у меня связано очень много детских ярких воспоминаний. Уж чего-чего а цветов кругом было полно! Хотя в дни моего раннего детства гладиолусы все же были редкостью, это уже в последние годы мы стали выращивать их на своем участке. Первоначально срезанные цветы были либо чьим-то подарком, либо я рисовал их прямо с куста - у соседей.
Больше всего в этих цветах, помимо четкой и строгой формы листьев, которые были мягкими, словно воск, но выглядели словно камень, меня, конечно же, поражали самые разнообразные цвета и оттенки, коих было невероятное множество! Хотелось нарисовать их все. Особенно удивляли нежные переходы и яркие полоски противоположных цветов.
Конечно, по-настоящему живописно выходили далеко не все рисунки. Да и довольно часто, как это видно мне сейчас, рисунок не избегал и существенных проблем с тоном. Впрочем, иногда были и случайные очень удачные находки и переходы цвета.
Интересного эффекта можно было добиться, если добавлять изрядное количество воды и рисовать не совсем по-сухому, а скорее по-мокрому. Краски засыхали, сохраняя плотность тона белил, но при этом приобретая некоторую бархатность, какн а листах цветка выше.
Разумеется, всегда можно было пробовать рисовать используя белила лишь чуть-чуть, минимально, придерживаясь основной акварельной техники, как на цветах выше, где белила добавлены только для тычинок и пестика и в трех местах, где имела место белая полоска в центре листа. Разумеется, стремление писать исключительно "акварельно" приводили и к новым экспериментам, в ходе которых я и полностью отказывался от белил:
Справедливости ради надо сказать, что в природе действительно встречаются гладиолусы с совершенно странными рандомными полосками на светлых листьях. Или вот еще один пример буйства красок и разводов на листьях этих цветов:
Чуть выше не зря упомянул именно время моего обучения в третьем классе, ведь осенью благодаря моему учителю, Марине Ревовне Соколовой, в классном кабинете состоялась моя первая персональная выставка, львиную долю которой составила уже представленная ранее графика, посвященная тематике братьев наших меньших - насекомых, а также рисунки гладиолусов, выполненные предыдущим летом. Узнать эти работы довольно легко - свидетельством того, что они были выставлены являются маленькие белые паспарту, которые очень аккуратно сделала мама. Мы не стали их убирать, и теперь благодаря этому очень легко показать вам, что именно тогда висело в нашем школьном кабинете.
Сделаны эти рисунки уже были тщательнее и внимательнее предыдущих. Тычинки и пестики я рисовал в самый последний момент в качестве финального штриха (сейчас таким же образом поступаю с бликами в глазах животных и усами).
Как видите, в то время я уже целенаправленно "охотился" именно за гладиолусами самых разных цветов и мастей для того, чтобы их нарисовать, запечатлев тем самым их природное многообразие.
Гладиолусы я рисовал обычно вместе с мамой - я занимался рисунком, а мама мне что-нибудь читала. Помимо традиционных летних книг - Дж. Даррелла и Дж. Хэрриота - это могло быть что-то из школьной программы. Так, например, помню, как перед 9-ым классом копал новую глубоченную яму для туалета под сопровождение нетленной классики из "Палаты № 6", "Дома с мезонином", "Ионыча" и "Истории одного города".
Однажды мы заметили, что красивейшие гладиолусы растут на участке у наших соседей через один дом, почему-то мы называли хозяина этого дома "грузином" (хотя грузином он не был). Добрые соседи-хозяева согласились разрешить мне рисовать их цветы с куста, и я несколько раз бывал у них на участке со стулом, планшетом и красками.
Самых разнообразных оттенков этих цветов было действительно много. Встречались не только полоски одного цвета, но и двух - как например вот здесь:
Некоторые оттенки было довольно трудно смешать:
Со временем кремовые цветы, первоначально не удававшиеся мне, стали получаться лучше:
Часто бывает, когда цветок гладиолуса от ветра или по другой слачайности обламывается у стебля. Такие отдельные цветы можно было положить в небольшие баночки и тоже рисовать:
Помню, что некоторые рисунки были выполнены в спешке - соседи уезжали, а выполненное на скорую руку далеко не всегда получается так хорошо, как хотелось бы.
С нарисованными в конце лета цветами я больше экспериментировал, смешивая акварельные краски не только с белилами, но и изрядно добавляя воды, размывая плотный тон:
Например, горячо любимый мамой сиреневый оттенок вызвал у меня большие трудности:
Впрочем, некоторые цветы нравятся мне до сих пор...
А вот эти цветы запомнились мне своим особенным цветом - это был не просто обычный кремовый оттенок, они отличались какой-то легкостью, словно свечением:
Когда я стал учиться в средней школе, то на уроках биологии узнал, что Шпажник или Гладиолус (лат. Gladíolus) - это род многолетних клубнелуковичных растений семейства Ирисовые (Iridaceae). Латинское (и русское тоже) название произошло от лат. gladius — «меч» и связано с тем, что листья гладиолуса по форме напоминают шпаги. Есть даже очень красивая связанная с этим легенда, которую вы все наверняка знаете. Кроме того интересно число и расположение листьев цветка - всего их шесть, три выступают вперед, а из-за них выступают остальные три. Разумеется, рисовать гладиолусы я не бросил, однако стал все больше и больше экспериментировать.
Например, как на рсиунке выше, дорабатывать рисунок полусухой кистью после засыхания первого слоя для корректировки деталей. Выглядела такая детализация, конечно, аккуратнее, однако рисунок терял свежесть и становился более графичным.
В некоторых случаях даже была мысль добавить отдельные штрихи или детали черной гелевой ручкой, но, в целом, слава богу, что из этой мысли ничего толком не вышло (вышло намного позднее и совсем в других работах).
Первоначально я стремился к большей детализации, хотелось сделать цветы более аккуратными, точными и ровными:
Когда эта идея в полной мере мне не удалась, я решил пойти в ровно противоположном направлении, стремясь к максимально быстрому и беглому рисунку цветом:
При этом я рисовал довольно много и часто, совершенно не заботясь о качестве бумаги, рисуя на обрезках и окусках от ватманских дипломных проектов и рефератов, стремясь достичь того момента, когда количество само собой превращается в качество...
Не помню из-под какой игрушки было у нас пластмассовое яйцо, полое внутри. Оно раскручивалось на две половинки - одна из которых (дно было плоское и половина яйца твердо стояла на поверхности) была отдана под поилку для Кота, а в другую я клал упавшие и сорвавшиеся цветки и рисовал их:
В целом некоторые из рисунков лета после 8 - 9 классов можно узнать как раз по некой размашистости и небрежности:
Попытки сделать рисунки гладиолусов более акварельными также никуда не делись:
Впрочем, опять же, некоторые из рисунков все же в чем-то более-менее удачны, например, кое-где все же стало меньше проблем с тоном:
Следующие два цветка вообще были сделаны в огромной спешке на тонких маленьких листках, вырванных из блокнота, однако есть в них некоторое очарование:
Последним представлю рисунок, который после акварельного подмалевка я пытался подправить пастелью. Вышло, конечно, не в полной мере так, как хотелось, однако именно эта рабюота показательна тем, что относится ко времени, предшествующему моему поступлению в старшие классы. Возможно, определенная мрачность и нервозность (я до 3 сентября не знал, в какой школе буду учиться в 10-ом классе) передалась. Немаловажным стоит заметить и тот факт, что после поступления в 10-й класс я бросил заниматься в изостудии да и рисовать тоже бросил (так я говорил сам себе, но скоро мы с вами убедимся, что это было правдой лишь отчасти).
В заключении этого довольно длинного и большого поста стоит добавить, что называется он "Цветы 1 - Гладиолусы", то есть посвящен исключительно гладиолусам, и даже еще более конкретнее - моим живописным (более или менее) рисункам этих цветов. Вообще цветы в детстве я рисовал часто и очень много. Поэтому весь имеющийся материал пришлось тематически разделить на три (!) части. Первая из них посвящена этим чудесным цветам, ибо осознанно рисовать я начал первыми именно их, и перед вами.