Детские рисунки 08. Изостудия: фломастеры и школьные рисунки
Заглавной фотографией для этого поста является сделанная на одной из выставок, где были представлены две моих больших работы с солдатиками. Помните, в одном из постов я писал про них, сделанных аппликацией? Одна из этих работ, которая попала в кадр лишь нижней своей частью (рисунки висели высоко, а большим ростом я никогда не отличался) либо осталась в студии, либо утеряна. В любом случае, показать я ее вам целиком не могу. На этой фотографии я, наверное, классе во 2-ом или 3-ем, точно сказать затрудняюсь. Следовало бы разместить ее ранее, но нашел ее совершенно случайно только недавно.
Непосредственно позади меня - работа "Золотой петушок", иллюстрация ко всем известнеому произведению. Если я не ошибаюсь, ее авторами являются братья Аникеевы (на эту тему у них была и одноименная линогравюра). Если ошибаюсь, то прошу прощения.
А сегодняшний пост будет посвящен некоторым из моих рисунков, выполненных фломастерами, и в заключении решил добавить совсем немного школьных работ.
Честно говоря, совершенно не помню, когда впервые взял в руки фломастер. Однако вероятнее всего это произошло именно в изостудии. Наши педагоги - Инна Степановна Соловьева и Владимир Алексеевич Сергеев - очень внимательно относились к обеспечению своих учеников качественными материалами, многие из которых покупались вскладчину на деньги самих педагогов и родителей студийцев. И когда суровая действительность 90-х в целом не очень радовала, - в изостудии нас ждали большие ящики с неимоверным количеством самых разных цветных фломастеров, которые быстро покидали свои наборы и находили новое место жизни в одной яркой цветастой куче.
Яркие цвета всегда в детстве привлекали, я думаю, любого ребенка. Было, однако, у фломастеров и один огромный минус - не знаю, связано это с условиями хранения рисунков, с качеством и типом бумаги, или же с самими фломастерами, - рисунок со временем терял яркость и выцветал... Это хорошо видно на некоторых наиболее старых работах, вот например такой (видимо, античный греческий?) корабль:
Хотя некоторые другие рисунки до сего дня продолжают оставаться яркими как этот кот в сапогах в малиновой шляпе и голубом жабо:
Впрочем, представленные выше две работы - пример рисунков на свободную тему. Что же касается заданий, что мы выполняли в изостудии фломастерами, то очень много их было связано в младшей группе с работой с орнаментами. Например, классическое задание по заполнению разными орнаментами и цветами отдельных частей листа. Цвета подбирались тогда совершенно инстинктивно, однако, определенные сочетания выходили иногда удачными. Ну а некоторые, такие как сочетания ярко-зеленого и темно-фиолетового, я не люблю до сих пор:
Некоторые из таких рисунков напоминают калейдоскоп...
Идеи для орнаментов можно было придумывать и брать откуда угодно: полосочки, цветочки, сердечки. Подобное задание выполняли и в графике - тушью и пером в черно-белом варианте.
А еще чем-то напоминает разноцветное лоскутное одеяло.
В средней группе фломастерами мы начали работать уже с геометрическими фигурами. Причем, процесс и результат настолько увлекал, что очень много из сохранившихся рисунков были сделаны мной дома в свободное время, - просто потому что хотелось и нравилось. Вот некоторые из таких работ:
Разумеется, было увлекательно не только рисовать фломастерами яркими цветами сами геометрические фигуры в вакууме, пытаясь показать и подчеркнуть объем, но и объединить их в некую общую композицию:
Надо сказать, что работа яркими цветами фломастеров меня тогда интересовала гораздо больше, нежели правильное изображение самих геометрических фигур, что иногда оставалось довольно условным...
На занятиях в изостудии мы выполняли подобные задания на больших листах. Разумеется, сначала карандашом, чтобы сами фигуры были отрисованы с меньшими огрехами (что меня, впрочем, не очень волновало). Жирным карандашом тут были отмечены ребра фигур, которые ближе всех располагаются к зрителю:
Инна Степановна давала нам и другие увлекательнейшие задания. В то время, как многие помнят, не было всесильного Интернета, поэтому искать ответы на многие вопросы приходилось либо у родных и знакомых, либо в библиотеке. Инна Степановна во время выполнения заданий любила задавать нам вопросы о том, какие получатся геометрические фигуры при вращении известных - пирамиды, куба и пр. Или, например, как выглядит тор? Любимым вопросом из подобных было задание нарисовать или описать изображение гиперболоида. Самым первым из нашей группы, кто нашел ответ, был мой товарищ Глеб, которые какое-то время ходил заниматься вместе с братом. Помню, что он шикарнейше рисовал лесные пейзажи. Но, к сожалению, где он сейчас и чем занимается, я не знаю. Да и фамилию, увы, не запомнил...
Пример большой работы в цвете:
Как это не парадоксально звучит, но в изостудии мы порой пытались и смешивать цвета фломастеров, наблюдать, как они взаимодействуют друг с другом:
Были у нас и "волшебные" фломастеры, некоторые цвета которых можно было использовать как фон, на котором проявлялись другие. К сожалению, должен признать, что эти фломастеры не выдержали испытание временем. Посмотрите, как почти полностью потерял былую цветность лягушонок, выполненный такими фломастерами, которого я рисовал дома просто ради эксперимента:
Разумеется, яркими фломастерами я рисовал не только геометрические фигуры и разные связанные с ними задания. В средней школе как-то летом, вспоминая свой предыдущий опыт с шарами, кубами и торами, я пытался сделать несколько стилизованных зарисовок природы:
Все то, что сейчас в больших количествах можно увидеть во флеш-играх, детких книгах и графике, выполненной в ФШ, я когда-то пытался сделать от руки силами ярких цветов своих фломастеров:
Без бабочек, конечно же, тоже не обошлось, ну а кто угадает, что за "зверь" изображен на рисунке - тому конфетку:
Инна Степановна много рассказывала нам об истории искусства и многих художниках (почти обо всех я знал благодаря маме). Используя фломастеры, в частности, мы узнавали, что такое пуантилизм и в чем состоит его уникальность и привлекательность. К сожалению, я не смог найти своих интересных работ, сделанных в подобной технике, сохранился только небольшой набросок:
В средней и старшей группах фломастеры помогали и при выполнении набросков и рисунков для витража. Один из таких рисунков - большой витраж с желтыми колибри сохранился, но о нем и некоторых других мы поговорим немного позднее. Пока же приведу несколько небольших набросков подобных рисунков:
Несмотря на то, что бумага очень тонкая, бросовая и уже пожелтела, сами цвета не потускнели:
В заключение решил добавить несколько школьных рисунков, которые относятся ко времени моего обучения в средней школе - 8 лет я проучился в школе № 101 Ленинского района.
Начну с двух сохранившихся аппликаций из листьев, на которых, если вы читали и смотрели предыдущий пост, вы легко узнаете бабочек, одна из которых, правда, лишилась своей "телефонной трубки":
Довольно распространенным дополнительным заданием в средней школе было изоготовление кроссворда. Скачать или срисовать тогда было не от куда, поэтому кроссворды были 100% свои. Один из таких, выполненный по математике (не помню, алгебра это или геометрия), мне удалось найти. Остальные, вероятно, остались у учителей, либо я их просто выбросил. Кроссворд нарисован любимыми мной гелевыми ручками. В средней школе я их просто обожал - за яркость и разнообразие цветов, некоторые из которых было очень трудно найти.
С 6-го класса мне очень повезло с учителем русского я зыка и литературы, вплоть до 9-го класса я учился у Людмилы Сергеевны Вечхайзер. Помню, как в самом начале осени я написал одно из первых самостоятельных сочинений, к созданию которого, однако, сначала подошел довольно формально. Результатом стал весьма подробный комментарий от учителя, начинавшийся словами: "И всё же..." Так и пришлось мне писать сочинение об осени еще раз. И итогом стало знаковое для меня сочинение "Есть в осени первоначальной...", которое даже один раз было опубликовано в местной студенческой прессе:
Не все, конечно, было так уж гладко, как и в любой школе кроме учителей от бога всегда находились и те, кто занимался не работой с детьми, а удовлетворением своих личных интересов. Например, когда я уже заканчивал 9-ый класс, весной, во время уборки в кабинете с огромным удивлением внезапно обнаружил свое названное выше сочинение, которое было переписано на листке рукой завуча с припиской "Наденьке". Очевидно, мою работу подарили какой-то ученице и отправили от ее имени на конкурс. В том же столе я обнаружил и другую свою работу - эссе с небольшими иллюстрациями, которую делал, кажется, еще раньше, класе в 5-ом, для конкурса "Болдинская осень". Помню, что я тогда отдал работу учителю, а дальнейший путь ее был потерян. И вот я нахожу свой лист, который, оказывается, никто никуда не отправлял, а просто оставил похороненным на "добрую память" в своем столе.
Как бы то ни было, одним из самых любимых предметов в средней школе у меня была история. Во многом, конечно, это было связано с тем, что мой педагог - Борисова Полина Васильевна - часто позволяла мне на своих уроках заниматься творчеством: готовить многочисленные доклады, писать сочинения на исторические темы... Помню, что свой первый доклад - в 5 классе - по культуре Древнего Египта - я растянул на целый урок... Одноклассники, меня, правда, слушали внимательно - да и было на что посмотреть, у меня было много иллюстраций в принесенных книгах. Однако время своего выступления я тогда рассчитать не умел. Впрочем, мой учитель меня ругать не стала, и свою оплошность я понял уже много лет спустя, в детские годы расстраиваясь лишь о том, что не успел осветить тему стоматологии в Древнем Египте...
Благодаря тем докладам я научился грамотно строить устное выступление, писать к нему план, подбирать иллюстрации. Материалы к одному из таких докладов у меня даже сохранились - это тема "Культура Японии". Ниже в заключении сегодняшнего поста представлен план выступления и иллюстрации, которые я выполнил коллажами из журналов на трех листах.
Прекрасный пост, Дмитрий!)
Спасибо огромное! :-) Откровенно говоря, думал, что тут будет менее интересный материал - не цветы ведь, не букашки и не люди.. А все равно, как и в детстве, чего-то яркого иногда очень хочется)
Всегда очень интересно читать Ваши посты!
Спасибо, Татьяна! Боюсь, что еще много придется читать - я материалы только начал разбирать!))
!!!+!!!
Спасибо большое, Игорь Евгеньевич! :-)
А я первый раз увидел фломастеры у французов в Артеке. Купил один в подарок Бате за 5 рублей! Меня французские дети предупредили, чтоб не открывал... Привез, подарил, а он засохший...Сильно я обиделся на Францию...))) Но толстые французики здорово наварились тогда на всех, всему отряду фломастеры засохлые продавали...Сцуки! )
Ничего себе цены))) 5 рублей за фломастер, да еще и высохший... В моем детстве, мы в лагере с чехами менялись. Я им набор шоколадных конфет, советских в матрёшке - они мне фломастеры, настоящие, разноцветные!)) У меня аж ручонки дрожали от счастья))
Фломастеры даже рабочие часто засыхали, поэтому была хитрость: можно было вскрыть фломастер, вытащить длинное тельце - пленка закрывала подобие ваты с краской, капнуть туда одеколона, - и был шанс, что засохшая краска разойдется и снова можно будет писать. Работало не всегда, но зато запах стоял ого-го!))
Игорь Евгеньевич, а Вы отличником были?) В советское время не всякий в Артек мог попасть, это мечта была у многих))
Ну почти отличником, плюс моя Мама в школе преподавала...)))
Да, там были распределения, квоты...Но кстати совсем не все туда попасть мечтали, многие отказывались - дорого...И правда дорого, а отдохнуть было почти задаром полно прекрасный мест. В ту пору Артек был всесоюзной выпендрючней и детки туда попадали еще тее...)))