Детские рисунки 05. Изостудия: разное
Продолжая разговор о детских рисунках и моем обучении в Изостудии ДТЮ им. В.П. Чкалова (сейчас уже ДДТ - Дворец Детского Творчества) прежде чем перейти к другому тематическому посту о других моих визуальных увлечениях детства, необходимо рассмотреть рисунки совершенно разной тематики, сделанные где-то в младшей - средней группах, то есть на рубеже младших и средних классов. В первую очередь речь пойдет о разнообразных композициях, тех, которые сохранились у меня дома. Тематически материалы очень разнородные: тут и животные, и иллюстрации к известным сюжетам, даже автопортреты есть... В общем, сами сейчас все увидите!
Заголовком к нашему посту стала одна из общих фотографий, сделанных в Изостудии - на ней проходит коллективная работа студийцев над большим полотном с воздушными шарами. Меня на этой фото нет, так как я участие в этой работе не принимал - болел. Справа - мой педагог Инна Степановна Соловьева.
А вот на этой фотографии из семейного архива мы с мамой (эта фотография нам еще пригодится к финалу поста, впрочем, не буду спойлерить). На фотографии я еще дошкольник, мы сидим в гостях, кажется, у моей крестной (сейчас уже очень давно не общаемся).
Перейдем же к рисункам. После того, как разобрал рисунки большого формата, которые лежали на шкафу, с удивлением обнаружил работу, которая представляет собой увеличенный вариант рисунка, который мы уже видели в самом начала, вот он:
А вот его вариант в качестве полноценной работы в Изостудии, выполненный смешанной техникой где-то в 1994 - 1995 годах:
Если говорить о рисунках гуашью, то, не знаю почему, мне лично очень нравится вот эта работа, хотя трудно понять, что на ней. Разные времена года?
Разнообразие самых разных техник - это отнюдь не то, что присуще мне исключительно сейчас, то же было и в детстве. Вот, к примеру, аппликация, среди героев которой легко узнаются бабочки, ракета (?), речка с уточками (которые очень даже милые) и синий Муми-тролль в шляпе и с молотком или трубкой в руке (курение вредит вашему здоровью):
Теперь перейдем все же к сюжетным рисункам, то есть к композициям. На многих из них - животные. Вот, например, эскиз к какой-то сказке про Новый год. Помимо Деда Мороза, который еще только идет к зрителю, подаркам и снеговика, главная роль, конечно, отведена коту и котенку:
Есть на эскизах и собакен, готовящийся употребить в пищу колбаски из своей миски. Не очень понятно, что значит литера "М", но, возможно, это отсылка к какому-то персонажу типа фокса Микки?
Благодаря вниманию и заботам мамы, даже несмотря на то, что я сравнительно поздно научился читать - где-то перед началом обучения в школе (надо сказать отдельное спасибо Инне Степановне, ибо успешно читать я стал только после того, как освоил подаренную ей азбуку), многие чудесные книги и произведения были мне знакомы с самого раннего детства. К одной из таких книг относится и "Нарния" К.С. Льюиса, состоящая из семи книг, которые были у нас в одном издании с чудесной белой обложкой, на которой красовали силуэты зверей.
Как вы помните, одним из важнейших эпизодов первой книги было сотворение мира львом Асланом. Окружающий мир в волшебной стране появился благодаря его пению. Когда мама преподавала в художественном училище студентам-оформителям, они часто выбирали подобный сюжет для иллюстрирования на занятиях по зарубежной литературе. Не мог обойти этот сюжет и я, сохранилось даже два варианта - ч/б и в цвете.
Черно-белый вариант выполнен тушью. По всем правилам средневекового бестиария из-за льва боязливо выглядывает его кровный родственник - леопард, лягушка прыгает в лужу прямо перед недоумевающим зрителем, белочка грызет орех, лось пускается в пляс, а медведь просто угорает с происходящего, вы только посмотрите на него!
Цветной вариант выполнен акварелью и местами пастелью. Здесь медведь угорает еще больше, ведь появилось гораздо больше других новых зверей. Тут и котожираф, засмущавшийся слон, носорог, демонстрирующий всю силу перспективы. Даже сам лев Аслан закрывает глаза, в то время как лягушка, напрыгавшись, уже его внимательно слушает, нюхая цветочки, а сзади появляется гном.
Если говорить о звериной многофигурности, то есть еще одна подобная работа, на которой лесные звери осенью на водопое:
Дружным зверям здесь, как в любой детсткой сказке, противостоит лишь плотоядный отщепенец-лис.
Впрочем, давайте перейдем и к более странным рисункам, на которых есть не только звери, но и люди. Правда, что это за девушка с рыжими волосами спит, в окружении разнообразных цветов, мне неизвестно. Давайте условно назовем эту работу "Утро 8 марта, если твой мужчина работает в цветочном магазине":
Рисунок выполнен гуашью, в цветах угадываются тюльпаны и фиалки, а пастельнрые тона стен и пола убеждают нас, что дома у этой дамы все хорошо и по фэншую.
А вот еще более странная и психоделичная работа, выполненная акварелью и гелевыми ручками:
На красном ковре в главной комнате, не обращая внимания на диван и кресло, лежит кит в шерлокхолмовской кепи (не хватает разве что трубки с мыльными пузырями для полного единения с образом). Рядом с китом миска с вискасом (там подписано), чуть дальше на столе тарелка с яйцами (?). Да, на ките еще и золотая цепочка! Думаю, что если мы хотим какой-то более подробной информации об этом рисунке, то нужно как минимум вводить меня в состояние гипноза...
А вот иллюстрация к всем известной сказке "Волка семеро козлят":
Эта работа большого размера и выполнена в Изостудии фломастерами, я даже немного помню, как работал над ней. На рисунке запечатлен момент появления волка в дверях, которому удалось обмануть козлят, а те разбегаются от него во все стороны и пытаются спрятаться. "Волк уже вошел в здание!" - как поет современный ВИА Встреча Рыбы. Лично меня радует кинжал в лапе волка (помните ножик у волка в иллюстрациях к сказкам "Осенней радуги" Лины Измайловой?). Копытца козлят и когти волка тоже неплохо так получились, устрашающе.
Еще одной интересной композицией, над которой я работал в изостудии, был птичий ансамбль. Возможно, кто-нибудь вспомнит, к какому это произведению? Как бы то ни было, там множество птиц, которые играют на самых разнообразных музыкальных инструментах, попробуйте найти их все:
Есть здесь и орган, и волынка, и арфа, и баян, треугольник, саксофон, виолончель, ложки...
Еще одним рисунком большого формата, работу над которым частично сохранила моя память, а сам рисунок хранится у меня дома, является "Водный мир", вот он:
Наш педагог, Инна Степановна, всегда поощряла и стимулировала детскую любознательность и интерес - как к литературе, самым разным сюжетам, но еще больше - к окружающему животному миру. В изостудии всегда было много книг, фотографий, материалов о животных всех мастей. Кроме того, Инна Степановна учила нас искать подробную информацию о тех, кого мы рисуем. Находить материалы, держать их в памяти, уметь отвечать на вопросы о том, что и кого мы нарисовали. Никаких вам изображений "от балды". Если уж рисуешь рыб - то должен знать, кто у тебя там проплывает. Не говоря уже о том, что они должны быть узнаваемы для зрителя.
Что и говорить, существа подводного мира действительно завораживают. Тут и подводный паук с колоколом, прозрачная медуза, осьминог, более похожий на привидение, морские коньки, сверху проплывает черепаха. Особенно в детстве мне нравились скаты. Помимо акварели в рисунке была использована тушь - отсюда такой насыщенный малиновый цвет.
Говоря об иллюстрациях, которые я делал в начальной школе, нельзя не упомянуть и о моей первой публикации. В третьем классе в газете "Православное слово" была опубликована моя небольшая сказка с авторской иллюстрацией. За выход в свет этого материала я получил свой первый в жизни гонорар.
Конечно, сам материал сказки был не очень-то оригинален. Как раз в это время на российские экраны вышел трогательный отечественный фильм "Котенок", а сказка представляла собой вариант вольного перессказа сюжета фильма с добавлением дополнительного счастливого финала. Впрочем, об этом говорилось в самом начале сказки, так что о плагиате или воровстве идей тут речи не идет. Ну, а кому интересно, сам фильм очень рекомендую к просмотру, есть в нем что-то ламповое.
Во многих детских рисунках и сегодня мне очень нравится выразительность, то, что можно легко прочитать изображенные эмоции. Вот к примеру посмотрите на этого явно негодующего возмущенного вашим нехорошим поведением медведя:
Или вот этот медведь явно озадачен тем, что не знает, как открыть банку с огурцами:
Неотъемлемой частью обучения в Изостудии были довольно объемные, но в то же время очень интересные домашние летние задания, которые мы выполняли самостоятельно во время летних каникул, когда занятий в Изостудии тоже не было. Одним из таких заданий, например, было нарисовать цветы. И хотя о цветах мы будем говорить скоро гораздо более подробно, предваряя этот материал, вот несколько рисунков того периода:
На примере последнего явно видно, что я довольно рано понял, как эффективно может быть соединение ярких красок и черного четкого контура.
Летнее задание предусматривало множество разных заданий, среди которых было рисунок сухой ветки, а также зарисовки самыми разными техниками всего, что нас окружало. Вот, к примеру, ракушка, которая всегда была на мамином столе в ее комнате:
В старших классах, когда на уроках по зарубежной литературе мы будем рисовать натюрморт, который характеризует твою личность, эта ракушка появится вновь, но не буду спойлерить.
А вот выполнение задания на силуэт. На первом из рисунков, который сделан тушью, кот нарисован с натуры:
Хотя и о нем мы еще поговорим более подробно. А вот иллюстрация к еще одной всем прекрасно известной сказке:
Несмотря на то, что сейчас я пейзажи не очень люблю рисовать, раньше не задумывался и просто рисовал.
На этом пейзаже изображен интерпретированный вид из окна нашего дома. "Танцующее дерево" - это росший как раз напротив окна тополь. Сейчас около дома деревьев почти нет, потому что лет 8-9 назад их вырубили. Я подозреваю, что для того, чтобы продать древесину, а нам навешать лапши, что типа "опасно!". Деревьям было по 50 и более лет, могучие великаны радовали. А теперь грязь и пустота. Зеленый домик - это здание ПТУ напротив, на самом деле домик совсем не такой, но был зеленым, это точно.
А вот зарисовки, сделанные летом в нашем саду. Калитка и забор:
Вот и сам дом, тоже некогда зеленого цвета, в настоящее время благодаря стараниям моей тёти он превратился в тюремного оттенка серый.
Ну, и, как и полагается, на последок я припас самое интересное. А именно несколько из сохранившихся автопортретов.
Начнем мы с наиболее раннего, сделанного карандашом:
ПОзволю себе немного прокомментировать детали. На мне спортивный костюм puma с каким-то значком (очень любил его из-за насыщенного фиолетового цвета). Самовар слева - явно взят из набросков, сделанных в изостудии, у нас дома самовара никогда не было (и нет и до сих пор). Зато вот бородатый вооруженный дядька - это большой коричневый пластмассовый солдатик викинг, помните, были такие наборы в 90-е? Некоторое недоумение вызывают пролетающая птица и самолет, а также, очевидно, баба-яга в ступе (или это насекомое какое-то?). На руках у меня, конечно же, Кот.
Однако гораздо более известным (в узких кругах) автопортретом все же является вот этот, выполненный красками:
Снова необходимо сделать несколько ремарок. Во-первых, сам рисунок не очень хорошо сохранился - долгое время он висел на двери в мамину комнату, успел мне надоеть, поэтому я подрисовывал карандашом когти на руках (от нечего делать), кроме того видно, что местами работа пострадала от влаги и просто-напросто потекла (нет, не замироточила). На мне тут все тот же спортивный костюм - штаны и куртка, а справа не красное пятно алеющей раны от вражеской пули, а символика puma, которая присутствует на куртке. Впрочем, силуэт прыгающего зверя тут совсем расплылся, так что никаких "на правах рекламы".
Еще один автопортрет чуть более позднего времени:
Впрочем, тут, я бы сказал, некое зарождение сарказма, который впоследствии стал неотъемлемой частью моей жизни. Дело в том, что ситуация крайне фантастическая. И дело даже не в инопланетной аморфной клумбе, которую я тут рисую, - такого планшета и палитры у меня не было никогда (да нет и сейчас, чего уж лукавить). Так что образцовым художником я уж точно никогда не был, не являюсь им сейчас, и уж точно мне им не быть. Но посмеяться над собой в таких намеренно пафосных рисунках - святое дело.
Последний рисунок на сегодня - это портрет человека, без которого меня уж точно не было бы, а кроме того первого человека, занимавшегося моим образованием, - моей мамы.
Вроде как рисунок был сделан в качестве подарка на очередное 8 марта (но я этого уже не помню).
В любом случае, как бы ни сложилась жизнь и что бы ни вышло в итоге - этого никто не в состоянии предсказать, я не могу не сказать в завершение слова благодарности моим родным и близким родителям - маме, дедушке и бабушке, на плечи которых легла нелегкая ноша по моему образованию и воспитанию, а также моему педагогу Изостудии в младшей и средней группах - Инне Степановне Соловьевой. Желаю и вам не забывать своих учителей и педагогов и хранить добрую память о них и их беззаветном труде.
Замечательный рассказ! Медведи бесподобны)
Большое вам спасибо, Татьяна! :-)
Подозреваю, что некоторые медведи нарисованы с натуры со старых советских игрушек, надо будет их сфотографировать..)
Птичий оркестр - это веселые чижы, которых было сорок четыре?
Рисунки расчудесные, как хорошо, что они сохранились!
Спасибо большое, Екатерина!
И правда, чижи, как-то совсем забыл или из головы вылетел сюжет! Надо будет теперь посчитать, сколько там птичек влезло на лист)))
Хороший пост!
Спасибо огромное за добрые слова и оценку! :-)