Детские рисунки 03. Изостудия: младшая группа
В продолжение двух предыдущих постов о детских рисунках решил поделиться еще одной частью этой долгой истории.
После того, как я год отучился в кружке изобразительного искусства Дома Учёных, по совету своего педагога, Натальи Ивановны Макушиной, меня направили продолжать обучение в изостудии Дворца имени В.П. Чкалова.
К сожалению, у меня практически нет фотографий того времени, поэтому вот вам фотография, на которой я перед поступлением в первый класс:
Тут сентябрь 1995 года, фотография сделана на популярный в то время фотопарат "Полароид", который сразу после щелчка выплёвывал из своих недр небольшую пластиковую карточку со снимком. Крайняя слева - моя мама, которая смотрит в ожидающее нас школьное будущее со всей безысходностью во взгляде, затем я, потом мой одноклассник (до третьего класса) Витя Крашенинников и его мама. С Виктором мы раньше жили рядом, а потом они переехали куда-то не знаю куда, и мы уже не учились вместе. Сейчас иногда поддерживаем связь через вконтактик. Примечательно, что даты дня рождения у нас тоже рядом, у меня второго, а у него третьего февраля. Позади нас двор средней школы № 101 (в настоящее время там при входе добавлена пристройка, поэтому с этого ракурса школу уже не узнать).
А вот вам и сам Дворец:
Это фото 1938 года. Красивое здание, похожее на средневековый замок до революции принадлежало Поземельному банку и лишь в 1936 году было передано под Дворец Пионеров. 30 апреля 1937 года состоялось торжественное открытие. Не буду вдаваться в историю этого замечательного учебного заведения, в стенах изостудии которого я провел последующие десять лет своей жизни. Правда, на момент моего поступления на обучение во Дворец он уже перестал быть "Дворцом пионеров", так как на волне нововведений лихих 1990-х годов пионерия просто перестала существовать, впрочем, как и многое много другое.
Вот примерно таким передо мной и моими товарищами Дворец предстал уже в начале 1990-х:
Если верить наградным грамотам, которые я тут не буду демонстрировать - ибо их долго сканировать, да и не хочется, чтобы читатели подумали, что я хочу как-то излишне похвалиться или показать себя лучше, чем я есть на самом деле, первым мои учебным годом стал 1993/1994, то есть я пошел в младшую группу изостудии перед школой, в 5 лет.
Надо сказать, что мне очень повезло с изостудией. В то время ей безраздельно руководили талантливейшие педагоги и художники нашего города - Владимир Алексеевич Сергеев и Инна Степановна Соловьева. Были и другие педагоги, их ученики, о них мы поговорим чуть позже, как и о Владимире Алексеевиче - потому что на момент моего появления в изостудии в младших группах он не вел, поэтому все время моего пребывания в младшей группе моим главным и единственным учителем была именно Инна Степановна.
Очен трудно подбирать слова, чтобы рассказать про человека, своего учителя, который очень долгое время был и в чем-то остается до сих пор одним из главных авторитетов (помимо, родителей, разумеется). Инна Степановна была очень необычным, ярким человеком, как говорят, со своим внутренним огнем, который передавался при общении, освещал, давал радость, надежду, но иногда и обжигал.
Как бы то ни было, годы моих занятий в младшей группе стали одними из лучших воспоминаний ушедшего последетства. Инна Стпеновна прекрасно чувствовала наши детские чувства стремления к прекрасному, новому, необычному - мы выполняли в студии множество разнообразных заданий, пробовали разные техники, слушали ее необычайные рассказы обо всём... А уж про постоянное участие в выставках я и не говорю. И менно благодаря Инне Степановне я два раза попадал на местное телевидение и один раз на радио.
Впрочем, не буду лить воду, а поделюсь некоторыми из своих работ, которые отобрал для этого случая.
Откровенно говоря, не помню, в связи с чем и как появился этот синий кот, что это за персонажж такой вообще. Не уверен, найдется ли когда-нибудь ответ на этот вопрос...
Но зато что это за лев, я могу ответить точно. Перед нами Аслан, один из героев "Хроник Нарнии" К.С. Льюиса. Эту книгу мне часто читали в детстве, а момент сотворения львом окружающего мира я очень хорошо запомнил по рисункам маминых учеников - студентов художественного училища. Впрочем, сам лев Аслан появится еще на рисунках более позднего периода, вот увидите.
Натюрморты стали удаваться чуть лучше, чем раньше. Впрочем, как и люди, вот смотрите сами:
Или вот еще сцена в парикмахерской:
Этот рисунок по своему сюжету и исполнению очень напоминает картину М.Ф. Ларионова "Офицерский парикмахер", наверное, в первую очередь из-за ножниц и того, как их держит в руке персонаж...
А вот этот корабль, выполненный красками и цветными карандашами, нравится мне и сейчас:
А вот еще один интересный сюжет, выполненный в разных техниках:
Как мне кажется, из-за лесных ветвей выглядывает Муми-тролль, главный герой книг Туве Янссон. Сюжет загадочного незнакомца, высовывающегося из-за ствола дерева в лесу практически подсознательно еще всплывет в годы более сознательного творчества (ну, это если кто помнит, когда я выкладывал этот рисунок в своем жж). Второй вариант в красках:
Однако рассмотренные выше рисунки - это скорее выполненные на "свободную тему" и продолжающие все то, что я рисовал раньше. Теперь же рассмотрим те, которые были выполнены непосредственно в изостудии по заданиям, которые нам давала Инна Степановна.
Например, именно Инна Степановна научила нас в полной мере использовать яркие цвета фломастеров так, чтобы они гармонировали, становились еще ярче. Не помню, что было за задание тогда у нас, вроде бы вписать орнамент в небольшой круг и сделать это цветом, но результат получился вот таким:
Сам рисунок немного порван, но это лишь от того, что я его в детстве очень любил - какое-то время он висел у меня на двери в комнату.
Вот еще один пример работы фломастерами, хотя, казалось бы, малохудожественная техника по сравнению с теми же красками:
Инна Степановна дала задание - расположить на черной бумаге аппликацией рисунки растений, и я до сих пор помню, с каким удовольствием находил рисунки листьев в книжках (помните, в начале 90-х было много переводных книг с яркими красочными иллюстрациями) и рисовал свой вариант, а затем располагал листы и цветы на листе.
Тоже цветы и на черной бумаге, но уже нарисованные пастелью. Не скажу, что в раннем детстве пастель мне понравилась, однако я уже знал, что она из себя представляет и имел какой-никакой, но опыт!
Одно из учебных заданий в графике:
Здесь нужно было заполнить каждую часть своим отличающимся от других орнаментом. И хотя во многих деталях узнаются знакомые и привычные предметы (например, шляпы слева внизу), в целом работа смотрится не так уж и плохо.
С раннего возраста нас учили наброскам с натуры, которые мы делали прямо в студии. Например, вот один из стульев с цветами:
Или самовар:
В студии всегда было очень много разных экспонатов, будь то чучела птиц и животных, необычные бутылки и посуда, а уж самоваров было разных - не счесть.
А это гипсовый цветок (в младшей группе я совсем не боялся их рисовать, не то что потом!):
Просто горшочек с цветами:
Разумеется, неотъемлемой частью любого успешного уучебного процесса всегда является выполнение домашнего задания. И вот этого фарфорового льва я рисовал уже дома - он стоит на письменном столе рядом с лампой. А в головельва - цветы, потому что лев - это ваза:
Все эти наброски, конечно же, были не просто так. Нас учили использовать при рисунке в качестве основного средства линию, и это очень пригодилось, когда мы осваивали новую графическую технику - монотипию:
На детских монотипиях, которые я как и мои товарищи делал в младшей группе, первое, что пришло тогда мне в голову - цветы, бабочки и насекомые:
Вот еще кусты, цветы и бабочки:
Интересно, что линия могла получиться не только темной, но и наоборот:
Одна из любимых подобных работ вот эта со стрекозой:
Пробовали мы и цветную монотипию, правда, у меня сохранилось только два рисунка, и если первый из кажется немного хаотичным:
То второй смотрится и на сегодняшний день довольно круто:
Еще одной новой интереснейшей техникой, с которой нас в младшей группе познакомила Инна Степановна была линогравюра. И любовь к гравюре я сохранил до сих пор. Важно отметить, что за все время обучения в изостудии я ни разу не порезался резцами, все приобретенные красивейшие шрамы на пальцах возникли уже в годы самостоятельной и безконтрольной работы. Почему же? И вот тут очень важный момент. Мы, дети, боялись вовсе не боли, не страшной йодо-зелёнки, которой нас мог пугать педагог. Мы боялись подвести своего учителя. Ведь педагог доверял нам - как ответственным, взрослым, верил, что мы будем соблюдать как и полагается технику безопасности. И порезаться в этом случае означало - неоправдать доверие своего учителя. А это... это было хуже всего, в общем.
Вот первая вырезанная мной гравюра - "Дуб лунной ночью":
После того, как я опробовал свои силы на дубе, помню как сейчас, что доставшийся мне кусок линолиума был очень жестким, я выполнил два дополняющих друг друга натюрморта:
Изображенная здесь крынка и кофейник сзади - из утвари изостудии, чуть позже они обязательно появятся на других учебных натюрмортах.
Второй натюрморт, наоборот, целиком "из головы", здесь те самые "фантастические" фрукты, фантастические, потому что в детстве я видел их разве что с экрана телевизора или прилавков магазинов: бананы, ананас (он в центре, не знаю, почему он в тельняшке) и арбуз. Небольшое яблоко спряталось спереди, а чуть позади - крошечная груша.
Эти две гравюры как и следующая были выполнены на довольно мягком линолеуме, в котором я очень часто легко делал дырки.
Не знаю, зачем я раскрасил оттиски, благодаря чему звезды стали красными, а месяц - зеленым... Однако огромные снежки снега, падающие с неба, ночью, прекрасны.
Первоначальным эскизом для следующей гравюры стал рисунок красками, и да, тут один из первых моих удачных рисунков животных. Скорее всего, это леопард, хотя я не уверен и точно уже не помню:
А вот гравюра, выполненная с этого рисунка. То, что при оттиске с вырезанной матрицы изображение зеркально переворачивается - я тогда не знал:
Одна из последних и наиболее удачных работ среди подобных линогравюр того времени - пауки. Она тоже вместе с цветами висела как-то у меня на двери:
Разные оттиски дали совершенно разные эффекты, в частности, непропечатанные части гравюры добавили изображению легкий туман и утреннюю дымку:
Если не ошибаюсь, обучение в младшей группе закончилось вместе с обучением в начальной школе, и как только я перешел из 3-его в 5-ый класс, в изостудии тоже шагнул на следующую ступень - среднюю группу, обучение в которой также продлилось несколько лет. Этому предшествовала моя первая персональная выставка, которая прошла в нашей классной комнате в 3-ем классе, которая была завешана моими работами (выставку снимало местное телевидение). Однако об этом мсы еще поговорим чуть позже.
Сейчас в заключение хочу сказать, что именно благодаря моему педагогу, Инне Степановне Соловьевой, перед моим поступлением в школу я научился читать. Не помню, почему, но сначала дело с чтением не очень получалось. И Инна Степановна подарила мне азбуку, по которой я учился и в конце концов овладел азами вгрызания в камни классики художественной литературы.
Есть просто шедевры! )
Ух ты, неожиданно! Большущее спасибо :-)
Здорово! Прекрасный педагог )
Спасибо большое!)
Да, Инна Степановна бОльшую часть жизни посвящала изостудии и нам... Светлая память
Уже тогда тебя волновала тема котов) А дворец действительно дворец. Цветная монотипия и натюрморты в клеточку понравились больше всех.
Спасибо! Рад, что понравились :-)
Ну, именно коты как объект рисунка специально не интересовали. Тут надо сказать спасибо педагогам изостудии - всегда поднималась тема животных, красоты и удивительности всех созданий от насекомых до зверей, птиц и рыб. Да и кругом были чучела и разнообразные рисунки, книги, материалы.. Звери нравились всегда) Но осознанно их рисовать я стал намного позже. Еще, надеюсь, напишу об этом чуть позднее)