Что можно сказать об иллюстрации концаXIX-началаXX века?

Main 1293305071 budilnik 1900 50 2

Уважаемые знатоки искусства, как, на ваш взгляд, можно описать и охарактеризовать иллюстрацию на момент 1900 года? Ее особенности или недостатки. 
Какие изменения она претерпевала на тот момент? И как ее можно сопоставить с иллюстрацией XXI века ( последние 17 лет)?

Комментарии6
avatar

http://www.fairyroom.ru/?p=36827

Здесь, например, можно заметить явное влияние ар-нуво: плавность линий и их характерные изгибы...

16 Май 2017, 12:58
avatar

Наверное, можно сказать, что они плоскостные - ритм от пятна, динамика. Интересно за счет пластики линий, а не трехмерности изображения.

16 Май 2017, 13:01
avatar

Я бы сказал, что в старых иллюстрациях значительно меньше стилизации. Даже когда художники рисовали карикатурных персонажей, то не уходили далеко от реализма. Вот здесь - несмотря на то, что ведь приходилось для этих рисунков резать гравюры вручную, их не стали упрощать - попытались передать объём штриховкой. Хотя это всего лишь газета-однодневка. Возможно, это вопрос восприятия.

Вспомнил рассказ какого-то олдового писателя-фантаста на эту тему - там художник из "нашего" (годов 60-80 прошлого века, не помню точно) времени попадает в двадцатые. В одном из эпизодов он, шутки ради, рисует на замёрзшем окне портрет девушки, с которой разговаривает. Рисует как привык - несколькими линиями. Никто не понимает, что он нарисовал, а девушка спрашивает "Он же не закончен?" Тогда художник добавляет штриховку как на гравюре и все начинают восхищаться им.

Хотя, с другой стороны, Бердслей обходился как-то... :)

16 Май 2017, 13:52
avatar

Анастасия, к сожалению представленная картинка совсем не в заявленную тему, газетный листок (причем на редкость плохо сработанный).

И вопрос не совсем корректно поставлен, недостатки могут быть у конкретной иллюстрации, но не у эпохи в целом.

Вот особенности — можно описать коротко: ар нуво (об этом, кажется, всем и так известно). Научно-технический прогресс, уход от старого; тяга к новому, тиражному, технологичному, короче, пришло "новое искусство", красивое и беспощадное к предыдущим стилям. К слову сказать, стилизации там более чем достаточно.

Как ее сопоставить с современной иллюстрацией? Наверное так, что в ар нуво все же были четкие стилевые рамки (посмотрел на шрифт, цветок или фигуру, и практически сразу понял, что это ар нуво), а то время как в нашей современности доминирующих стилевых рамок практически никаких нет. Кто-то аниме дает, кто-то еще 50 других особенных направлений, т.е. чем дальше в лес, тем разнообразнее и поверхностнее букет.

Соответственно, что произошло за последние 17 лет: очередная техническая революция в области компьютеров и CG в частности, но это никак не дало такого массового четкого моностилевого явления, подобного ар нуво (или греческому искусству, если проводить всевременные сравнения). Воот (звиняйте за портянку))).

17 Май 2017, 00:41
avatar
0

Спасибо.

Не стала предупреждать, что картинка взята просто соответствующая году(1900) ну и есть там парочка иллюстраций на газетной полосе.

Да и понимаю, что здесь никак нельзя поставить корректный краткий вопрос. Так как не совсем ясно о чем идет речь: книжная иллюстрация, газетная, реклама, афиши и прочее...

Ар нуво и технический прогресс, безусловно, движущие и направляющие силы того времени, но мне было интересно разобраться в ситуации тех лет.

В свою очередь кто-то здесь, может рассказать о книжной, кто-то о иллюстрации в периодике...и т д.

Я не совсем пока понимаю ситуацию того времени так как и видела всего 2 примера книжной иллюстрации и некоторые полосы газет, да и всё. Но мне кажется, что иллюстрация в периодике и иллюстрация к художественной литературе все-таки значительно отличаются. А вот в наш век нынешний коммерческая иллюстрация и художественная, так скажем, порой стирают грань между собой и местами очень похожи их элементы и в целом. Но это далеко не всегда...

Приношу извинения, может, за очередную некорректность в рассуждении, но это лишь размышления и им позволительно быть таковыми. Так вот в диалогах и придем к истине))

17 Май 2017, 06:26
avatar
Сергей Пронин
Анастасия Красовская
2

Настя, про год понятно - в газете же написан, просто эта страничка очень топорная, картинка на ней тоже никакая. А ведь в то время были великолепные художники (и кстати не было такого разделения как иллюстратор не иллюстратор). Был заказ, мастер делал вещи - в книгу ли, в мастерскую мебели эскизы или театральные декорации, ювелирные изделия. Много потрясающе прекрасных примеров. Декораторы, оформители, художники. Картинки можете вспомнить хотя бы двух грандов - Мухи и Билибина. И их бы хорошо поставить как титульную к статье. Это не говоря об армии менее известных фамилий.

А если кроме ар нуво, то найдите книгу - письма Павла Петровича Чистякова, там замечательно рассказано об академической стороне искусства тех лет. Об академии искусств, разногласиях внутри ее стен, о выдающихся учениках Чистякова (Репин, Серов, Васнецов и пр.) и всех прочих.

17 Май 2017, 11:27