CG +&-

Main original

Если не вспоминать о ЕС, МИРе, Наири и Бэсм, впервые графические возможности компьютера мне были продемонстрированы в 1991 году знакомым умельцем, который отсканировал и затем распечатал на цветном принтере мою иллюстрацию. Качество отпечатка было столь чудовищным, что проигрывало даже фотографиям, сделанным китайской мыльницей и отпечатанным в дешёвом фото-киоске.

Следующий подход к компьютерным технологиям произошёл уже в 1995, когда мудрый и любознательный аспирант поделился опытом элементарной работы в Corel Draw и Photo Paint.

Знание собиралось по крупицам и к концу века, благодаря снисходительному вниманию искушённых в компьютерах эрудитов, я научился основам векторной графики, манипуляциям с растровыми изображениями и примитивной работе в 3D.

 

На наших глазах благодаря компьютеру исчезли множество профессий, связанных с графикой и обработкой изображений. Сгинули ручная фоторетушь, текстовый фотонабор. Нет больше художников в кинотеатрах, которые увеличивали при помощи эпидиаскопа и рисовали гуашью киногероев на афишах, художники-оформители не пишут тушью и фломастерами ценники в гастрономах и универмагах. Многочисленные шрифтовики с плакатными перьями более не нужны, каллиграфы стали реликтами. Исчезли умелые ремесленники, которые при помощи аэрографа и фотомонтажа оформляли обложки виниловых пластинок и афиши Госконцерта и цирка. Был период, когда большие текстовые блоки на информационных стендах набирали вырубленными из картона буквами. Уходят рукодельные чертёжники и роскошные наборы готовален, которые раньше передавали по наследству, теперь продаются в отделах детских канцелярских товаров.

 

Пользуясь компьютером, мы избавлены от многих монотонных и рутинных операций, но наряду с плюсами, постоянно ощущаются и недостатки цифровой графики. Попытаюсь обобщить и сформулировать свои впечатления.

 

Неоспоримые плюсы:

• Абсолютная точность. В позиционировании точки, линии, объекта, в размерах и масштабировании, в выборе цвета.

• Удобство тиражирования и публикации. Достигнуто то, ради чего мастера прошлого овладевали изощрёнными техниками гравюры, делали копии и повторы произведений.

• Многочисленные отмены (Ctrl+z), сохранение стадий и версий произведения.

• Простота масштабирования, перемещения и компоновки фрагментов изображения на стадии эскиза. Отпала необходимость рисовать оригиналы в крупном масштабе для последующего фотоуменьшения. Чудесный инструмент для коллажа.

• Возможность копирования образца и создания паттернов, орнаментальные возможности.

• Удобное редактирование цвета и композиции (молодые работники редакции даже не понимают, на что они обрекают пожилых некомпьютерных художников, предлагая чуть-чуть подвинуть фигуру или перекрасить костюм в иллюстрации).

• Широчайшие возможности в выборе и смешении изобразительных техник и стилистик, используя всего один инструмент — компьютер.

• Компактность при решении масштабных задач. Например, появилась возможность заниматься наружной рекламой сидя в офисе на стуле.

 

 

 

Минусы:

• Недостаточная точность в соответствии движения руки и курсора, невозможность нюансировки реакции цифровой кисти, сопоставимой с реальной.

• Отсутствие материального оригинала, на который можно ориентироваться при невозможности всеобщей калибровки оборудования.

• Трудности в эскизировании сложных композиций из-за отсутствия целостности впечатления при фрагментарной работе с рисунком, когда увеличиваешь масштаб и невозможность работы с деталями, когда уменьшаешь.

• Отсутствие живости, хаотичности в работе цифровыми материалами, предсказуемость рисунка фактуры. Частично можно заменить поверхностным текстурированием,

• Проблематичность работы со сложной симметрией и преимущественное использование ортогональных орнаментов и проекций. Из-за этого в CG преобладают многочисленные фронтальные и профильные виды объектов, субъектов и пр.(сложная симметрия интересна орнаменталистам)

• Громоздкость для решения простых задач. Например, для создания почтового штемпеля требуется: компьютер с монитором, планшет, сканер и принтер.

• Доступность имитации мастерства. Позволяет обвести или размазать фотографию, использовать трёхмерных манекенов и объектов для основы.

• Цена. Для получения качественного результата требуется очень недешёвое оборудование.

 

 

Перечень и порядок «+» и «-» для каждого может быть своим, но думаю можно задуматься над тем, что ушло и что мы потеряли в изобразительной культуре после перехода на цифру. Совершенствование техники в будущем позволит вернуть некоторые возможности, но не все.

Апофеозом дигитализации стал мой недавний опыт рисования с натуры на планшете Cintic. Простенький набросок на дорогом и мощном оборудовании. :)

 

______________________________

Дополнение, чтобы снять некоторые вопросы:

О предсказуемости фактуры: акварель и её имитация.

 

 

O точности рисования: я не могу управлять вакомовским пером также точно, как кисточкой. Разная моторика, различный масштаб движения.

 

Я не способен столь же быстро и лаконично сделать набросок в компе, как карандашом на бумаге.

 

 

О себе: профессионально занимаюсь CG с 1999 (зарабатываю этим на жизнь).

Знакомые программы: Photoshop, Illustrator, Painter, FreeHand, Flash, Fireworks, Expression, Cinema4D; ископаемые: XRes, True Space; эпизодически пользовался: Rinocerus, Autocad.

Пользуюсь: Intuos A4 oversize с двумя перьями, процессор 2660GHz 4ядра.

С возможностями Cintic знаком – рисовал и на младших и на старших планшетах.

Комментарии13
avatar

Не умрёт, но будет долго и продолжительно болеть:)

При сложном положении в традиционном рисовании, всё больше выпускников склоняются к цифре.

6 Декабрь 2008, 20:06
avatar

Ну на счет точности руки и курсора есть Цинтик, если средства позволяют. Хотя мне и на нём и на интуосе нормально - дело привычки.

6 Декабрь 2008, 20:08
avatar

А вот с целостностью - в фотошопе я использую навигатор - удобно. На счет пейнтера вот не знаю - не нашла там ничего такого;(

6 Декабрь 2008, 20:10
avatar

Я пишу о своём опыте и о говоря о целостности имел в виду, что занимаясь фрагментами сложной композиции переходя к уменьшенному общему виду, невозможно оценить единство всех частей. Недавно рисовал многофигурную иллюстрацию в интерьере и измучился выправляя ракурсы, перспективу и детализацию по планам.

6 Декабрь 2008, 20:40
avatar

Вот этот пункт я не понял.

"• Проблематичность работы со сложной симметрией и преобладание ортогональных орнаментов и проекций. Преобладают многочисленные фронтальные и профильные виды объектов, субъектов и пр."

А этот довольно спорный

"• Доступность имитации мастерства. Позволяет обвести или размазать фотографию, использовать трёхмерных манекенов и объектов для основы."

6 Декабрь 2008, 20:44
avatar

Про пейнтер: спасибо, поищу.

А фрагменты сложной композиции - ну вообще да, навигатор спасает только отчасти. "Отход" ничто не заменит.

6 Декабрь 2008, 21:44
avatar

Гостю: да, вредно. Глаза устают. От бумаги такого не бывает;)

6 Декабрь 2008, 23:32
avatar

как то апокалиптично слишком выглядит)

Нет больше художников в кинотеатрах, которые увеличивали при помощи эпидиаскопа и рисовали гуашью киногероев на афишах\

эти никуда не делись, гуашь на масло разве что сменили и киноафиши на галерейные полотна)

шрифтовики с каллиграфами тоже нужны.аэробрашерам вовсе раздолье.книжным тоже было б хорошо, если б не книжный рынок чахлый.Но всегда есть выход-DIY.

В целом, рукоделие все равно штамповку победит.А компутэр и технологии только помогут достичь более интересных результатов меньшей тратой усилий.Незачем его демонизировать.

7 Декабрь 2008, 00:03
avatar

Всё же, плюсов придумал больше...

7 Декабрь 2008, 00:32
avatar

их всегда будет больше, особенно со временем.да и потому что некоторым и карандаши не так заточены,и краски не так смешиваются, и кисточки какие то...облезлые)

просто к чему такая...приговоренность?

можно вполне совмещать одни только плюсы. было бы зачем.

7 Декабрь 2008, 00:42
avatar

Свелось к анекдоту о танцоре, а мне хотелось обобщить то, чего не хватает в CG.

7 Декабрь 2008, 19:16
avatar

а мне хотелось обобщить то, чего не хватает в CG.\

отчасти это удалось, но...мне кажется, что минусами должны заниматься технологи от производства и они занимаются.остается брать что есть и ...приспосабливаться ,нащупывая плюсы)

7 Декабрь 2008, 20:39
avatar

Минусы это недостатки, которые, со временем, могут восполниться. CG это совокупность различных техник и в целом её некорректно сравнивать с отдельными реальными изобразительными техниками.

7 Декабрь 2008, 22:58