Бесконееечные правки
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Несколько лет меня мучает один рабочий вопрос, ответ на который отчаялась получить)
Придирчивые клиенты с бесконечными правками. Бывает, начинаешь проект со всей душой, оглашая стоимость клиенту, слегка накидывая изначально за возможные 2-3 небольшие правки:) А выходит так, что на каждом этапе клиент просит поправить мелочи и крупности то там, то сям. И когда отвергается 5-й оттенок желтого на галстуке персонажа, я начинаю понимать что вышла за изначальное время почти в 2 раза. И как-то нельзя сказать что заказчик выходит за пределы ТЗ, но наше виденье деталей разнится.
Вопрос: есть какая-то разумная грань где остановить клиента? Как остановить? Ведь подразумевается, что если заказчик пришел ко мне, то он увидел стиль, увидел особенности и детали...Как поступаете вы?
Понятно, я хочу чтоб он ушел довольный и пришел опять, и друзей позвал. И я всегда иду до конца, сколько б времени мне это не стоило в итоге. Но может есть точка, после которой ясно что мы не сработаемся? Бывали у вас такие сложные заказчики?
Буду благодарна за любые ваши советы)
Заключать письменный договор, в котором так и писать: три правки входят в стоимость, все остальные - за дополнительную плату.
Спасибо, поняла что договор для меня пока сильно круто звучит, да и как я поняла не всегда это гарантирует порядочность заказчика...но вот озвучить про правки перед началом работы - то что нужно)
Дай человеку выбор и он сведет тебя с ума. Оговариваю еще до начала работы максимум две бесплатные правки, причем правки после утверждения скетчей глобальным быть не должны. За остальное следует оплата. Мягко, но четко. Все. Никто ни разу не отказывался из-за этого сотрудничать, а вот времени экономится огромное количество. Это, кстати, и в интересах заказчика, т.к.они иногда бывают очень не решительные. А оплата стимулирует не насиловать мозг художнику.
Спасибо. Почему-то не приходило в голову что нужно озвучить это сразу. Действительно, часто без рамок заказчики начинают раскапывать во все стороны)
А я закрываю поэтапно- например, скетч согласовали -значит к его исправлению больше не возвращаемся приступив к покраске, если вдруг решил заказчик изменить что то на уровне скетча в тот момен как я крашу и фактурю это означает, что нужно платить заново как за новый рисунок. Процесс покраски тоже бесконечным быть неможет… красим в предварительные цвета согласовываем и только после согласования прописываем эти цвета в конечный результат. Система работает пока хорошо.
А если заказчик долго правит говорим ему следующую цитату -
От Стива Джобса - я нанимаю работника,специалиста для того чтобы он мне сказал как нужно сделать, а не для того чтобы говорить ему как нужно делать… и как работать (цитата неточная но смысл ясен)
От себя скажу так- мозги морочат людям там где это позволяют делать, где не позволяют там не морочат
Спасибо! Цитата хороша, и возьму на заметку еще этап предварительные цвета, действительно обидно переделывать когда готовы свет/тень
На стадии эскизов согласовываю. На этой стадии допускаю, что правок может быть много, на то они и эскизы. Клиенту об этом сообщаю, как и то, что на стадии финальной отрисовки правки допускаются только мелкие и немного. Поэтому прошу все сомнения решать пока работа в карандаше. Если вижу, что заказчик из "мятущихся душ", то после карандашного эскиза делаю еще эскиз в цвете. Так как работа обычно в слоях, то поменять цвет галстука (допустим) не занимает ни времени ни каких либо серьезных усилий. правки типа "а давайте повернем персонажа спиной и пусть он машет руками" не принимаются. Потому что правки должны оставаться правками, а не сменой концепции. Но такие заказчики попадаются редко.
Вы не расстраивайтесь. Потихоньку наберете себе постоянщиков, которые знают ваш стиль и доверяют ему и правки в своем количеству будут стремиться к нулю. Хотя и останутся, конечно, ведь это часть нашей работы, которую надо принимать как "у природы нет плохой погоды". Также не раз замечала, что многие заказчики делают реально дельные замечания и с правками работа становится лучше.
Спасибо)
Да, многим заказчикам еще приходится доказать что разворот персонажа это уже не правка.
Частично спасают от безумных правок постоянные заказчики. Если каждую картинку рисовать для нового человека, то непонятно, что от него ждать. Определяющий фактор, вы нашли клиента или он вас. Если нашел он и написал первым, значит понял, что лучше вас никто не нарисует, и безумных правок не будет. С опытом будете определять таких персонажей на этапе обсуждения проекта, где кстати, можно всё подробно обсудить. Если при обсуждении начинаются фокусы и невозможные требования, всё понятно. Ну и есть головомойные издательства, если вы об этом, думаю вы в курсе какие, от них только бежать
Мне очень понравилась идея с собачкой))
Как-то работая с одними заказчиками (агенство рекламное), узнала от них, что у дизайнеров не принято называть файлы именем Final - плохая примета - значит непременно будут правки ещё)) Вот интересно - сбывается у кого-нибудь?
Угу. Потом идет final_01 и так до final v.7 ( к примеру). Особенно радует когда правки приходят в момент отправки этого самого финала на выход. Поскольку РА это совсем не фриланс, и попытки попросить прибавки к окладу тщетны, а менеджеры готовы не просто вылизывать некоторые конкретные места у заказчика, но и ответственно пишут кляузы, что обычно заканчивается штрафом, понятно это совсем не смешное суеверие. Терки между менеджерами и дизайнёрами доходят до того, что каждый ищет специалиста на стороне, которому потом и рассказывает забавные истории о приметах. :))
У меня случаются файлы типа "финальный финал" и "наираспоследний вариант3" :)
+
Новый глагол "подрозумневается". Смешно. По теме - "когда отвергается 5-й оттенок желтого на галстуке персонажа" - это плохо, долго. Это надо обрывать мотивацией, например, что мониторы у всех по-разному откалиброваны. Если вы с заказчиком у разных мониторов. Как минимум. Как максимум - деньги вперёд. Отработали своё - и прощайте. Штатный дизайнер и цвета "вытянет", и в нужный формат переведёт. Работа под ключ изнурительна. Лучше брать свою часть от целого, за эскиз, за рисунок, за макет - и плыть дальше. А так-то индивидуально это всё, со всеми по-разному, и правки правкам рознь, и цена работы. Тут единое Правило не годится.
Глагол на эмоциях вышел авторский, действительно, спасибо:)
Предоплату всегда беру 30-50%, но так не приятно прощаться на неоконченной ноте... почему-то всегда жаль когда "добивают" твою идею на свой манер.
1) аванс.
2) честно сказать: я не предполагал и не закладывал в цену проекта такое большое количество правок, иными словами нужно или бюджет увеличить, или закончить с правками.
И сказать это чуть заранее, чем предел вышел.
3) психануть. Ну то есть, если момент упущен, работы совершено уже больше, чем денег уплачивать, то так и написать: при бюджете X я уже отработал N, Это очень дохуя и я заебался, я больше не могу, не хочу, всего доброго.
Спасибо за советы)
к вышесказанному про время=деньги и правки ток за бабки:
внятно скриню тайминг из таймтрекера. где четко видно сколько на эту задачу потрачено времени и непреклонно прошу его оплатить или не выносить мозг. при покраске хорошо помогает ткнуть в палитру.
Наверно, так поступать стыдно, но я как-то бросила клиента, не довела работу до конца, правда, и денег не взяла, даже предоплату. Он перешел все разумные временные рамки и пределы, месяц мы с ним мучили упаковку, он просил то линии подвигать, то изображение полностью перерисовать, то фон ему ВДРУГ начинал не нравиться (а до этого претензий не было). Я озверела, и просто плюнула. Я так понимаю, он считал моим крупным недостатком отсутствие телепатии.
Потому он и кривлялся, что аванс не платил. В итоге вы потеряли время и вот еще мучаетесь неясными моральными терзаниями.
Насчёт ВДРУГ. Я почти всегда оговариваю, что если вдруг сначала отказали и спустили в мусорку, то больше мы не возвращаемся, а если всё-таки передумали обратно, то доплата будет такой же, как за рисование нового варианта. Ибо зря потрачены мои время, нервы и мне обидно. Что, в общем-то, и рекомендую делать. Потому что такие возвраты, почти 100% означают, что человек не знает чего хочет, при этом не хочет брать, что дают и с таких надо драть три шкуры не жалея, чисто в терапевтических целях.
особенно печально если после десятой правки, выясняется что заказчику нужна работа в совсем другом стиле.
Бывало и такое. Особенно этим грешит издательство "Дрофа", с коим я навек зарёкся сотрудничать.
А кто ни будь работал с ООО "Рыжий Кот" (группа компаний "Проф-Пресс")? Просто очень интересно, возможно этих людей вообще удовлетворить))))?
Я работала. Пару игр настольных им отрисовала. Проблем не было. Впрочем, с Проф-пресс и их же Святославом тоже нормально работалось. Только права они забирают, к сожалению.
Мне, как раз, от них пришло сообщение с предложением к работе. Написал свои условия, пока ответа нет, но написанное здесь настораживает, спасибо, Оля, Таня.
А предложили они не предоплату, но 5000 за черно-белый набросок, потом столько же за цветной и далее уже по факту выполнения работы.