Авторские права: «Все лучшее дядям!»

Авторские отчисления и права на изображения Винни-Пуха с Пятачком, Чебурашки с Крокодилом Геной, Зайца с Волком перешли от авторов к посторонним дядям.

Это не новость, но я сегодня наткнулся на эту статью от 2 августа в Частном Корреспонденте об авторских правах в России.

Владимир Энтин: «Мы не можем допустить, чтобы в частные руки перешло все то, что было сделано отечественным кинематографом»

С любимыми советскими мультгероями произошла абсурдная история. Права на изображения Винни-Пуха с Пятачком, Чебурашку с Крокодилом Геной, Зайца с Волком перешли от авторов к посторонним дядям, которые собирают авторские отчисления…

Художников-мультипликаторы Л. А. Шварцмана, Ю. Б. Норштейна, Э. В. Назарова и другие обратились в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с коллективным обращением, в котором просят разобраться в сложившейся непростой ситуации.

На протяжении последних четырёх десятилетий мировое законодательство закручивало гайки в информационном обмене тем туже, чем больше технических средств для него открывалось. Российским законотворцам в закреплении «интеллектуальных прав» предлагалось быть святее папы римского, дабы в ВТО страна вошла умственно стерилизованной. Этой задаче IV часть Гражданского кодекса вполне удовлетворяет.

Мало того, что права на сами мультфильмы и их показ давно «распилены» странным образом и принадлежат третьим лицам, а вовсе не Союзмультфильму, так еще 8 декабря 2010 г. в Федеральную Таможенную Службу РФ поступило письмо № 14–42/59985, из которого следует, что исключительные права на рисунки мультипликационных персонажей принадлежат ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», а не художникам, и теперь все отчисления от сувенирной продукции с изображениями пойдут во ФГУП.

«ЧасКор» встретился с Владимиром Львовичем Энтиным и поговорил о проблемах отечественной мультипликации.

— Насколько я знаю, история с авторскими правами на произведения выдающихся советских художников-мультипликаторов Л. А. Шварцмана, Ю. Б. Норштейна, Э. В. Назарова и других длится давно и изощренности ее сценария позавидует любая голливудская киностудия. Что там на самом деле произошло?
- История, действительно началась давно с того, что когда-то киноколлекция Союзмультфильма была продана в Америку, господину Видову и его супруге. Сделку заключили на странных условиях: г-н Видов занимается тем, что спасает старые ленты от разрушения, взамен чего получает право на переозвучку всех этих лент на английском языке и правом поставить на эти переозвученные ленты свой знак копирайта. Для мирового кинопроката главным является не русский, а английский язык, поэтому когда была произведена озвучка этих мультфильмов хорошими западными артистами, получилось, что эти мультиполикационные фильмы шли и показывались на английском языке и приносили доход г-ну Видову и его жене, а копирайт стоял не Союзмультфильма, а их компании.

В России про эту историю узнали и вспомнили только тогда, когда возникла ситуация, что мы не можем нигде показывать наши мультипликационные фильмы, даже, когда речь идет о российских каналах, которые транслируются за границу, потому что мировые права оказались у этой американской компании.

Есть же суд. Обратились в арбитражный суд, стали судиться и рядиться, а американцы сказали, что они не признают решения наших судов, если они приняты в ущерб американским предпринимателям и американским компаниям. Хорошая принципиальная позиция, сугубо юридическая: что ваше, то ваше, а своего мы не отдадим. Придраться не к чему. Руководствуясь примерно таким же правовым принципом, стал действовать ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». Была сделана красивая двухходовка. Было сказано о том, что все наши киностудии рано или поздно для повышения их эффективности должны перейти в частные руки. Но мы не можем допустить, чтобы в частные руки перешло также и все то, что было сделано отечественным кинематографом до 3 августа 1993 года. Поэтому давайте сделаем так: мы заберем всю киноколлекцию у киностудий.

Это означало, что киностудиям, согласно действующему законодательству, сперва в СССР, а потом в России, принадлежат авторские права на снятые там фильмы. На фильмы права одни, на произведения, вошедшие составной частью этих фильмов права у тех авторов, которые над этим работали — у композиторов права на песни, у сценаристов на тексты и так далее.

Итак, права на разные киноколлекции разных киностудий решили собрать под одной крышей «Объединенной государственной киноколлекции». А дальше, как выяснилось на совещании у Путина, так как эта киноколлекция должна эксплуатироваться, было решено сделать так: 25% от доходов всей киноколлекции, то есть всего того, что было создано за все годы советской власти, пойдет в бюджет государству, а 75%, то есть три четверти, пойдет в доход самой этой организации — «Объединенной государственной киноколлекции».

Путин назвал все это дело достаточно броско, сразу задал вопрос, что это за организация «Рога и копыта», которая себе все присваивает? «Коммерсант» забавно отозвался на эту историю, переформулировав наш любимый советский лозунг «Все лучшее детям!» во «Все лучшее дядям!».

Но дело в том, что этим дядям, которые забрали для себя все самое лучшее, им этого показалось мало, и они решили, а почему бы нам не отобрать права у художников? А то они, наверно, не знают, как ими правильно пользоваться и распоряжаться, а мы умные, мы знаем. Но как права отобрать? Авторы — люди пожилые, многим за 70, многим под 90, люди, воспитанные в добрых советских традициях, согласно которым государство не может быть не правым, и если какая-то организация действует от лица государства, значит, ее действия должны быть правомерны.

Сейчас мы перед собой видим чудовищного рейдера, который может прийти в каждую фирму и насчитать ей практически любые штрафы вплоть до её закрытия. РАО превратилось в карающий орган по устранению неугодных бизнесменов и конкурентов.

«ОГК» стали бить себя в грудь и кричать, что мы и есть Союзмультфильм. Сделали они это, присвоив себе товарный знак Союзмультфильма, который стали везде использовать. А раз мы Союзмультфильм, то мы имеем права на все, что имеет отношение к слову Союзмультфильм и мультфильм вообще. Такая нехитрая логика. Дальше больше. Если нам принадлежат права на мультипликационные фильмы, то нам же принадлежат права на персонажей этих мультипликационных фильмов. Звучит громко, но с правовой точки зрения не очень понятно.

И на этом основании они стали направо и налево, в основном налево, конечно же, раздавать права на произведения, созданные другими авторами. Но они связались с не очень добросовестными людьми или просто с теми, кому все равно. В какой-то момент дошло до того, что они обратились к пиратам, которым сказали, пожалуйста, продолжайте нарушать права авторов, только купите у нас лицензию. После чего к ним приходят пираты и говорят: «Знаете, нам авторы мешают, надо бы сделать так, чтобы авторы нам не мешали». Те стали думать, как помочь пиратам и запретить авторам использовать их произведения. А то как мы будем охранять авторское право, если авторы нам мешают?!

И было придумано следующее: они состряпали письмо из Министерства культуры, в котором было написано, что никаких прав у авторов нет, а все права у «Объединенной государственной киноколлекции», и именно эта организация может давать разрешение на использование всего того, что имеет отношение к мультипликации.

Вооружившись этим письмом, они пошли в таможню, где сказали, что у них есть письмо от Министерства культуры, в котором говорится, что мы правообладатели. Их спрашивают: «А чего вы правообладатели?» Они отвечают: «Объектов авторского права». А покажите эти объекты? Они берут рисунки художников и никак их не называя, именуя просто «объектами авторского права» говорят: «Значит так, все, кто ввозит в страну нечто подобное, должны нам платить». А что это может быть? Оказалось, что они подразумевают какие-то тапочки, майки и всякую всячину китайского производства с изображением героев наших мультфильмов.

Особенность нашей экономики и экономики всего мира заключается в том, что идеи наши, а сделано в Китае. Но в этом случае наступил определенный паралич, так как те, кто заключил договора с авторами, столкнулись с тем, что таможня им добро не дает на основании письма из Министерства культуры, в котором сказано, что авторы ни при чем, а главные у нас «ОГК». Принесете договор с ОГК, пройдете таможню. Пошли договариваться с ОГК, а ОГК говорит: «Нееет, мы организация бюджетная, все соответствующие права мы передали вон тем коммерческим ребятам. Так что вы договаривайтесь с ними. Мы вообще ничего от этого не получаем».

Эти коммерческие ребята стали работать по принципам работников ножа и топора, романтиков с большой дороги, а излишки приносили добрым дядям из «ОГК», а чтобы их не утруждать выпиской всяких счетов, налоговых деклараций, приносили им все наличными. Народ умный, сам решит, что надо декларировать, а что нет. И так как деятельность была разнообразной, то к этому были подключены разного рода оффшорные компании, которые помогали окучивать делянку с тем, чтобы от советской мультипликации на ее исторической родине ничего не осталось.

В целом эта история такова. Деталей здесь очень много и хватит не на один том уголовного дела.

— Чем закончилась встреча мультипликаторов с Путиным?
- Я так понимаю, что люди из «ОГК» непотопляемые, и как говорится, хорошие люди часто всплывают. Я надеюсь, что эта встреча стала трамплином для развития нашей мультипликации. Потому что эти добрые дяди сказали следующее: «Делаете вы тут никому ненужные мультипликационные фильмы, нам это не интересно. Зато у вас есть помещение на Долгопрудной улице, очень хорошее и удобное. Ваши ненужные студии мы выкинем, и получатся чудесные кабинеты, большие и удобные». И они лихорадочно начали переоборудовать студии в кабинеты для себя любимых. А вы можете представить, что происходит, когда все производственные помещения отобраны, при этом говорят, что на ваших студиях ничего не происходит. А причину умалчивают.

— Сложно поверить, что поводом и причиной всего этого послужили мультфильмы…
- Весь этот аномальный цирк еще шел на фоне нашей борьбы за интеллектуальную собственность. Мол, мы будем ее защищать всеми силами, приходите к нам с инновациями. Но как защищать, если не просто расхищают, а люди позволяют себе гробить целые отрасли.

— Кто распоряжается правами сейчас?
- Сейчас «Объединенная государственная киноколлекция» еще жива. Поэтому я бы думал, что она распоряжается, но у меня есть подозрения, что «ОГК» уже давно продали эти права на сторону. Если верить материалам в Интернете, то они уже давно все это дело перепродали коммерческим структурам, подконтрольным всем этим дядям из «ОГК», которых оттуда сковырнули. Единственное, что можно здесь сделать, чтобы довести это дело до конца и завершить все юридические коллизии одновременно — это ликвидация «ОГК».

— И здесь должно сработать положение закона о том, что организация, нарушившая авторские права, подлежит ликвидации?
- Да, есть такая строчка в законе. Для этого должно быть обращение прокуратуры. Думаю, что прокуратура еще сможет сказать свое слово, когда речь пойдет о законности тех сделок, которые были совершены «ОГК».

— Видите ли вы какой-то благополучный, правомерный и учитывающий права авторов исход?
- Представьте себе такую ситуацию: растет береза, на ней осиное гнездо, если это гнездо сковырнуть, оно упадет на землю, но пока с осиным гнездом не разберутся, осы могут летать, жалить и создавать всяческие неприятности. Нужно, чтобы деньги, которые выделяют на мультипликацию все-таки доходили до тех, кто, собственно, эту мультипликацию производит. И второе, нужно сделать так, чтобы было выгодней делать мультфильмы, чем воровать права у авторов. Должен работать закон, который и по духу и по букве будет срабатывать на благо авторов.

Беседовала Ольга Надеждина

Комментарии11
avatar

Кошмар. отвратительая ситиуация. таблеток им от жадности, да побольше!

31 Октябрь 2011, 15:57
avatar

Тема очень актуальная, но беседа уж очень путанная.

По любому, все разрешится через 75 лет после смерти авторов персонажей,

когда они перейдут в категорию — общественное достояние.

31 Октябрь 2011, 16:02
avatar

Относительно советского актёра, бывшего русского, а теперь американца Олега Видова и его супруги хочу сказать несколько слов в защиту. Видов на свои деньги выкупил права на мультфильмы у киностудии " Союзмультфильм «, заплатил деньги за реставрацию и восстановление плёнок. Плёнки были в ужасном состоянии: кадры утрачены, остальное хранилось в ужасных условиях. Видов пригласил на переозвучание известных американских актёров. Предоставил эти мультфильмы в учебные фонды институтов кинематографии США и устроил прокат этих мультфильмов по всей территории США, знакомя американских зрителей с работами советских аниматоров. Вызывает удивление, почему не нашлось денег и не находится денег на восстановление у Союзмультфильма? Почему кто-то должен делать это за свои деньги, а потом Союзмультфильм пытается вернуть всё через суд. Странная позиция!

Получается, пусть лучше пропадёт мультипликационное наследие страны, но зато никому не достанется.

Ольга

31 Октябрь 2011, 18:16
avatar

Ситуация, увы, плачевная. В конце 80-ых годов на Союзмультфильме устраивались общестудийные собрания, по вопросу малого количества выпускаемых фильмов — всего 28 частей! Сейчас хорошо, если сделают 2–3 фильма. Жаль, что в статье не указано, что в 90-ые годы на студии так же, как и у всех, не платили месяцами, а то и годами зарплату. Не было отопления. Отключали свет и телефонную связь. Директор Скулябин рассказывал работникам, что все деньги пошли на уплату долгов ЖКХ, а ЖКХ рассказывал, что всё пошло на работников. Сейчас по слухам у него домик где-то в Америке. Работники студии писали властям, так что и Ельцин, и Лужков всё хорошо об всём знали. ЕБН было не до такой мелочи, а Лужков ходаков принял, спросил, что ему будет, если он о них «позаботится». Бедные ходоки, которые ещё не были знакомы с новыми «рыночными» законами, сказали, что его внуки будут смотреть хорошее кино… Ну так и остались без зарплаты. Пробовали придать общественный резонанс по состоянию студии при помощи ТВ (НТВ и др.), но они сказали, что в этой ситуации замешаны слишком крупные то ли шишки, то ли авторитеты, что им связываться с этим тоже не с руки. Это им сейчас дали отмашку говорить о Лужкове только плохое, что тоже противно. «Свободные» СМИ! А студия продолжала медлено догорать. С ней произишло всё то же самое, что и со всем другими советскими предприятиями — заводами, колхозами и т. д. Приватизировали доходную часть, уничтожив расходную. К сожалению в расходную часть попали и авторы фильмов. Вот что пишет Назаров, автор фильмов «Жил был пёс» и «Мартынко» в своём интервью: — «Моему фильму „Жил-был пес“ 28 лет, его часто показывают по телевизору разные каналы. Но я никогда ни копейки от этого не получил. Ни от проката в кинотеатрах, ни от ТВ, ни от чего другого. А „Винни-Пуху“ — 41 год в этом году…»http://www.infox.ru/afisha/cinema/2010/07/14/nazarov.phtml

31 Октябрь 2011, 19:27
avatar

….. идеи наши, а сделано в Китае. Но в этом случае наступил определенный паралич, так как те, кто заключил договора с авторами, столкнулись с тем, что таможня им добро не дает на основании письма из Министерства культуры, …

1 Ноябрь 2011, 02:46
avatar

… да, интересно…

Кто заключил договора? Китайцы? С какими *авторами*? на какой товар?

По статье:

1. Улица не Долгопрудная, а Долгоруковская. 23а.

2. Никакого * очень хорошего и удобного помещения* там нет. Здание находится в аварийном состоянии, отремонтированы несколько комнат на первом и втором этажах. БОльшая площадь пустует, закрыта, обшарпана. Есть пара музейных комнат, куда водят детишек на экскурсии.

Долгая тяжба с РПЦ за строение, непонятно кому оно вообще уже принадлежит по документам (престижный центр) …

3. Старого советского Союзмультфильма давно нет.

История гибели:http://animator.ru/articles/article.phtml?id=28 (статья 2003 года).

Осталось название, вывеска, бренд. И в этом, часть вины самих студийцев.

На нынешнем СМФ в производстве 1 (один) проект — кукольная *Гофманиада* (снимают который год…)

4. Сильно сомневаюсь, что Видов выкупал коллекцию на свои деньги. Вроде бы там был задействован некий Фонд.

Немного о запутанной истории с коллекцией и авторскими правами — по ссылке.

1 Ноябрь 2011, 03:08
avatar

Студийцы «виноваты» лишь тем, что кому-то очень хотелось скушать коллекцию. Можно с таким же успехом обвинять рабочих всех уничтоженных заводов, в том что кто-то захотел на них съэкономить бюджет или продать производственную площадь. Союзмультфильмовское представление происходящего было в какой-то мере отражено в одной из серий про кудрявого ёжика (кукольный фильм). Сначало все лесные обидатели всё растащили, перессорились, потом увидили как всё это плохо — опять всё сделали общим и зажили спокойно и прекрасно. Работники студии были слишком прекраснодушны и наивны, чтобы понять, что студию уничтожают специально и планомерно. Чтобы её никогда больше не было. Кому нужен конкурент, к тому же с отличным от обычного рыночного мировозрением. А может просто: — студия с телеги, чиновникам жирнее. Вот что надо было сделать, чтобы сохранить студию — объявить голодовку? Так все равно зарплату не платили — голодай сколько хочешь… Лечь при входе? Так охранники вышвырнут любого. Если при этом не убъют и то — спасибо.Когда-то здание церкви Николы под вязками было предоставлено студии «Союзмультфильм» временно. Здание, как тогда было принято, готовили к сносу, но вот временно оно и пригодилось. Прихожанам храма наверняка было неприятно, что их церковь сначала отобрали для музея атеизма, а потом и для студии. Может возвращение здания студии-церкви бывшим хозяевам (РПЦ) будет хорошим и справедливым решением. А студию жаль, но она не в стенах живёт. Вот стены есть, а студии, как производственной еденицы, почти нет! Само здание студии — церкви в осоновном имеет 2 этажа, только фасадная пристройка имеет 5 этажей. В ней и 3-ий этаж сдают (там был цех ФК). На 4–5 этажах пару лет назад ещё ютились какие-то группы фильмов, но моежт сейчас и этого нет. Очень бы хотелось, чтобы студия возродилась, но случится ли это когда-нибудь неизвестно.

Студия внутри

(http://alvizir.livejournal.com/719570.html?mode=reply)

1 Ноябрь 2011, 19:19
avatar

Лилия, Вы всё правильно пишете. С сочувствием.

У меня лично, памятуя о 90-х, сочувствие за все эти годы не то чтобы совсем стёрлось… но как-то изрядно притупилось.

История не знает сослагательного наклонения.

Это нам всем УРОК, совсем не школьного ОБЖ. (Не только история СМФ, разумеется….)

Здание да — надо вернуть РПЦ, согласен. Скорее всего так и будет.

3 этаж сейчас почти полностью закрыт. На 4-5-ом нет никого (тоже перекрыто). Сейчас совместно с Госимуществом подыскивают новое помещение.

(Ваша ссылка — на закрытый блог).

2 Ноябрь 2011, 00:12
avatar

О!!! Если совместно с Госимуществом так это прощай навсегда…

ВЫ правы, с сылкой ошибочка вышла.http://vitapito.livejournal.com/11707.html

Всё то же, что и было, но все равно по-другому. Почти по Надсону. Пусть студия сломана, но имя её ещё звучит.

2 Ноябрь 2011, 00:41
avatar

Звучит, да…

Кто добавит новых нот, песен, «музыки» -?

Вы бы на каких условиях вернулись в мультипликацию?

(Риторический вопрос. Не «Вы лично», а что нужно, чтобы состоялось возрождение? Кто должен, или будет этим заниматься -?)

(Кажется мы уклоняемся от темы:))

2 Ноябрь 2011, 01:21
avatar

Надежда умирает последней. На вечере памяти Шелманова Ю. Б. Норштейн говорил, что ему дали читать 300 сценариев, правда, он больше 30 пока не смог прочитать, что-то поплохело. В тоже время это означает, что-то всё же происходит. А на счёт возвращения в анимацию, так я не что-то ценное для анимации, хотя кровно заинтересована в хороших фильмах, как и любой зритель. Да и вообще, студия была раньше как второй дом, жалко же.

4 Ноябрь 2011, 19:40