Авторские права: «Все лучшее дядям!»
Авторские отчисления и права на изображения Винни-Пуха с Пятачком, Чебурашки с Крокодилом Геной, Зайца с Волком перешли от авторов к посторонним дядям.
Это не новость, но я сегодня наткнулся на эту статью от 2 августа в Частном Корреспонденте об авторских правах в России.
Владимир Энтин: «Мы не можем допустить, чтобы в частные руки перешло все то, что было сделано отечественным кинематографом»
С любимыми советскими мультгероями произошла абсурдная история. Права на изображения Винни-Пуха с Пятачком, Чебурашку с Крокодилом Геной, Зайца с Волком перешли от авторов к посторонним дядям, которые собирают авторские отчисления…
Художников-мультипликаторы Л. А. Шварцмана, Ю. Б. Норштейна, Э. В. Назарова и другие обратились в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с коллективным обращением, в котором просят разобраться в сложившейся непростой ситуации.
Мало того, что права на сами мультфильмы и их показ давно «распилены» странным образом и принадлежат третьим лицам, а вовсе не Союзмультфильму, так еще 8 декабря 2010 г. в Федеральную Таможенную Службу РФ поступило письмо № 14–42/59985, из которого следует, что исключительные права на рисунки мультипликационных персонажей принадлежат ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», а не художникам, и теперь все отчисления от сувенирной продукции с изображениями пойдут во ФГУП.
«ЧасКор» встретился с Владимиром Львовичем Энтиным и поговорил о проблемах отечественной мультипликации.
— Насколько я знаю, история с авторскими правами на произведения выдающихся советских художников-мультипликаторов Л. А. Шварцмана, Ю. Б. Норштейна, Э. В. Назарова и других длится давно и изощренности ее сценария позавидует любая голливудская киностудия. Что там на самом деле произошло?
- История, действительно началась давно с того, что когда-то киноколлекция Союзмультфильма была продана в Америку, господину Видову и его супруге. Сделку заключили на странных условиях: г-н Видов занимается тем, что спасает старые ленты от разрушения, взамен чего получает право на переозвучку всех этих лент на английском языке и правом поставить на эти переозвученные ленты свой знак копирайта. Для мирового кинопроката главным является не русский, а английский язык, поэтому когда была произведена озвучка этих мультфильмов хорошими западными артистами, получилось, что эти мультиполикационные фильмы шли и показывались на английском языке и приносили доход г-ну Видову и его жене, а копирайт стоял не Союзмультфильма, а их компании.
В России про эту историю узнали и вспомнили только тогда, когда возникла ситуация, что мы не можем нигде показывать наши мультипликационные фильмы, даже, когда речь идет о российских каналах, которые транслируются за границу, потому что мировые права оказались у этой американской компании.
Есть же суд. Обратились в арбитражный суд, стали судиться и рядиться, а американцы сказали, что они не признают решения наших судов, если они приняты в ущерб американским предпринимателям и американским компаниям. Хорошая принципиальная позиция, сугубо юридическая: что ваше, то ваше, а своего мы не отдадим. Придраться не к чему. Руководствуясь примерно таким же правовым принципом, стал действовать ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». Была сделана красивая двухходовка. Было сказано о том, что все наши киностудии рано или поздно для повышения их эффективности должны перейти в частные руки. Но мы не можем допустить, чтобы в частные руки перешло также и все то, что было сделано отечественным кинематографом до 3 августа 1993 года. Поэтому давайте сделаем так: мы заберем всю киноколлекцию у киностудий.
Это означало, что киностудиям, согласно действующему законодательству, сперва в СССР, а потом в России, принадлежат авторские права на снятые там фильмы. На фильмы права одни, на произведения, вошедшие составной частью этих фильмов права у тех авторов, которые над этим работали — у композиторов права на песни, у сценаристов на тексты и так далее.
Итак, права на разные киноколлекции разных киностудий решили собрать под одной крышей «Объединенной государственной киноколлекции». А дальше, как выяснилось на совещании у Путина, так как эта киноколлекция должна эксплуатироваться, было решено сделать так: 25% от доходов всей киноколлекции, то есть всего того, что было создано за все годы советской власти, пойдет в бюджет государству, а 75%, то есть три четверти, пойдет в доход самой этой организации — «Объединенной государственной киноколлекции».
Путин назвал все это дело достаточно броско, сразу задал вопрос, что это за организация «Рога и копыта», которая себе все присваивает? «Коммерсант» забавно отозвался на эту историю, переформулировав наш любимый советский лозунг «Все лучшее детям!» во «Все лучшее дядям!».
Но дело в том, что этим дядям, которые забрали для себя все самое лучшее, им этого показалось мало, и они решили, а почему бы нам не отобрать права у художников? А то они, наверно, не знают, как ими правильно пользоваться и распоряжаться, а мы умные, мы знаем. Но как права отобрать? Авторы — люди пожилые, многим за 70, многим под 90, люди, воспитанные в добрых советских традициях, согласно которым государство не может быть не правым, и если какая-то организация действует от лица государства, значит, ее действия должны быть правомерны.
«ОГК» стали бить себя в грудь и кричать, что мы и есть Союзмультфильм. Сделали они это, присвоив себе товарный знак Союзмультфильма, который стали везде использовать. А раз мы Союзмультфильм, то мы имеем права на все, что имеет отношение к слову Союзмультфильм и мультфильм вообще. Такая нехитрая логика. Дальше больше. Если нам принадлежат права на мультипликационные фильмы, то нам же принадлежат права на персонажей этих мультипликационных фильмов. Звучит громко, но с правовой точки зрения не очень понятно.
И на этом основании они стали направо и налево, в основном налево, конечно же, раздавать права на произведения, созданные другими авторами. Но они связались с не очень добросовестными людьми или просто с теми, кому все равно. В какой-то момент дошло до того, что они обратились к пиратам, которым сказали, пожалуйста, продолжайте нарушать права авторов, только купите у нас лицензию. После чего к ним приходят пираты и говорят: «Знаете, нам авторы мешают, надо бы сделать так, чтобы авторы нам не мешали». Те стали думать, как помочь пиратам и запретить авторам использовать их произведения. А то как мы будем охранять авторское право, если авторы нам мешают?!
И было придумано следующее: они состряпали письмо из Министерства культуры, в котором было написано, что никаких прав у авторов нет, а все права у «Объединенной государственной киноколлекции», и именно эта организация может давать разрешение на использование всего того, что имеет отношение к мультипликации.
Вооружившись этим письмом, они пошли в таможню, где сказали, что у них есть письмо от Министерства культуры, в котором говорится, что мы правообладатели. Их спрашивают: «А чего вы правообладатели?» Они отвечают: «Объектов авторского права». А покажите эти объекты? Они берут рисунки художников и никак их не называя, именуя просто «объектами авторского права» говорят: «Значит так, все, кто ввозит в страну нечто подобное, должны нам платить». А что это может быть? Оказалось, что они подразумевают какие-то тапочки, майки и всякую всячину китайского производства с изображением героев наших мультфильмов.
Особенность нашей экономики и экономики всего мира заключается в том, что идеи наши, а сделано в Китае. Но в этом случае наступил определенный паралич, так как те, кто заключил договора с авторами, столкнулись с тем, что таможня им добро не дает на основании письма из Министерства культуры, в котором сказано, что авторы ни при чем, а главные у нас «ОГК». Принесете договор с ОГК, пройдете таможню. Пошли договариваться с ОГК, а ОГК говорит: «Нееет, мы организация бюджетная, все соответствующие права мы передали вон тем коммерческим ребятам. Так что вы договаривайтесь с ними. Мы вообще ничего от этого не получаем».
Эти коммерческие ребята стали работать по принципам работников ножа и топора, романтиков с большой дороги, а излишки приносили добрым дядям из «ОГК», а чтобы их не утруждать выпиской всяких счетов, налоговых деклараций, приносили им все наличными. Народ умный, сам решит, что надо декларировать, а что нет. И так как деятельность была разнообразной, то к этому были подключены разного рода оффшорные компании, которые помогали окучивать делянку с тем, чтобы от советской мультипликации на ее исторической родине ничего не осталось.
В целом эта история такова. Деталей здесь очень много и хватит не на один том уголовного дела.
— Чем закончилась встреча мультипликаторов с Путиным?
- Я так понимаю, что люди из «ОГК» непотопляемые, и как говорится, хорошие люди часто всплывают. Я надеюсь, что эта встреча стала трамплином для развития нашей мультипликации. Потому что эти добрые дяди сказали следующее: «Делаете вы тут никому ненужные мультипликационные фильмы, нам это не интересно. Зато у вас есть помещение на Долгопрудной улице, очень хорошее и удобное. Ваши ненужные студии мы выкинем, и получатся чудесные кабинеты, большие и удобные». И они лихорадочно начали переоборудовать студии в кабинеты для себя любимых. А вы можете представить, что происходит, когда все производственные помещения отобраны, при этом говорят, что на ваших студиях ничего не происходит. А причину умалчивают.
— Сложно поверить, что поводом и причиной всего этого послужили мультфильмы…
- Весь этот аномальный цирк еще шел на фоне нашей борьбы за интеллектуальную собственность. Мол, мы будем ее защищать всеми силами, приходите к нам с инновациями. Но как защищать, если не просто расхищают, а люди позволяют себе гробить целые отрасли.
— Кто распоряжается правами сейчас?
- Сейчас «Объединенная государственная киноколлекция» еще жива. Поэтому я бы думал, что она распоряжается, но у меня есть подозрения, что «ОГК» уже давно продали эти права на сторону. Если верить материалам в Интернете, то они уже давно все это дело перепродали коммерческим структурам, подконтрольным всем этим дядям из «ОГК», которых оттуда сковырнули. Единственное, что можно здесь сделать, чтобы довести это дело до конца и завершить все юридические коллизии одновременно — это ликвидация «ОГК».
— И здесь должно сработать положение закона о том, что организация, нарушившая авторские права, подлежит ликвидации?
- Да, есть такая строчка в законе. Для этого должно быть обращение прокуратуры. Думаю, что прокуратура еще сможет сказать свое слово, когда речь пойдет о законности тех сделок, которые были совершены «ОГК».
— Видите ли вы какой-то благополучный, правомерный и учитывающий права авторов исход?
- Представьте себе такую ситуацию: растет береза, на ней осиное гнездо, если это гнездо сковырнуть, оно упадет на землю, но пока с осиным гнездом не разберутся, осы могут летать, жалить и создавать всяческие неприятности. Нужно, чтобы деньги, которые выделяют на мультипликацию все-таки доходили до тех, кто, собственно, эту мультипликацию производит. И второе, нужно сделать так, чтобы было выгодней делать мультфильмы, чем воровать права у авторов. Должен работать закон, который и по духу и по букве будет срабатывать на благо авторов.
Беседовала Ольга Надеждина
Кошмар. отвратительая ситиуация. таблеток им от жадности, да побольше!
Тема очень актуальная, но беседа уж очень путанная.
По любому, все разрешится через 75 лет после смерти авторов персонажей,
когда они перейдут в категорию — общественное достояние.
Относительно советского актёра, бывшего русского, а теперь американца Олега Видова и его супруги хочу сказать несколько слов в защиту. Видов на свои деньги выкупил права на мультфильмы у киностудии " Союзмультфильм «, заплатил деньги за реставрацию и восстановление плёнок. Плёнки были в ужасном состоянии: кадры утрачены, остальное хранилось в ужасных условиях. Видов пригласил на переозвучание известных американских актёров. Предоставил эти мультфильмы в учебные фонды институтов кинематографии США и устроил прокат этих мультфильмов по всей территории США, знакомя американских зрителей с работами советских аниматоров. Вызывает удивление, почему не нашлось денег и не находится денег на восстановление у Союзмультфильма? Почему кто-то должен делать это за свои деньги, а потом Союзмультфильм пытается вернуть всё через суд. Странная позиция!
Получается, пусть лучше пропадёт мультипликационное наследие страны, но зато никому не достанется.
Ольга
Ситуация, увы, плачевная. В конце 80-ых годов на Союзмультфильме устраивались общестудийные собрания, по вопросу малого количества выпускаемых фильмов — всего 28 частей! Сейчас хорошо, если сделают 2–3 фильма. Жаль, что в статье не указано, что в 90-ые годы на студии так же, как и у всех, не платили месяцами, а то и годами зарплату. Не было отопления. Отключали свет и телефонную связь. Директор Скулябин рассказывал работникам, что все деньги пошли на уплату долгов ЖКХ, а ЖКХ рассказывал, что всё пошло на работников. Сейчас по слухам у него домик где-то в Америке. Работники студии писали властям, так что и Ельцин, и Лужков всё хорошо об всём знали. ЕБН было не до такой мелочи, а Лужков ходаков принял, спросил, что ему будет, если он о них «позаботится». Бедные ходоки, которые ещё не были знакомы с новыми «рыночными» законами, сказали, что его внуки будут смотреть хорошее кино… Ну так и остались без зарплаты. Пробовали придать общественный резонанс по состоянию студии при помощи ТВ (НТВ и др.), но они сказали, что в этой ситуации замешаны слишком крупные то ли шишки, то ли авторитеты, что им связываться с этим тоже не с руки. Это им сейчас дали отмашку говорить о Лужкове только плохое, что тоже противно. «Свободные» СМИ! А студия продолжала медлено догорать. С ней произишло всё то же самое, что и со всем другими советскими предприятиями — заводами, колхозами и т. д. Приватизировали доходную часть, уничтожив расходную. К сожалению в расходную часть попали и авторы фильмов. Вот что пишет Назаров, автор фильмов «Жил был пёс» и «Мартынко» в своём интервью: — «Моему фильму „Жил-был пес“ 28 лет, его часто показывают по телевизору разные каналы. Но я никогда ни копейки от этого не получил. Ни от проката в кинотеатрах, ни от ТВ, ни от чего другого. А „Винни-Пуху“ — 41 год в этом году…»http://www.infox.ru/afisha/cinema/2010/07/14/nazarov.phtml
….. идеи наши, а сделано в Китае. Но в этом случае наступил определенный паралич, так как те, кто заключил договора с авторами, столкнулись с тем, что таможня им добро не дает на основании письма из Министерства культуры, …
… да, интересно…
Кто заключил договора? Китайцы? С какими *авторами*? на какой товар?
По статье:
1. Улица не Долгопрудная, а Долгоруковская. 23а.
2. Никакого * очень хорошего и удобного помещения* там нет. Здание находится в аварийном состоянии, отремонтированы несколько комнат на первом и втором этажах. БОльшая площадь пустует, закрыта, обшарпана. Есть пара музейных комнат, куда водят детишек на экскурсии.
Долгая тяжба с РПЦ за строение, непонятно кому оно вообще уже принадлежит по документам (престижный центр) …
3. Старого советского Союзмультфильма давно нет.
История гибели:http://animator.ru/articles/article.phtml?id=28 (статья 2003 года).
Осталось название, вывеска, бренд. И в этом, часть вины самих студийцев.
На нынешнем СМФ в производстве 1 (один) проект — кукольная *Гофманиада* (снимают который год…)
4. Сильно сомневаюсь, что Видов выкупал коллекцию на свои деньги. Вроде бы там был задействован некий Фонд.
Немного о запутанной истории с коллекцией и авторскими правами — по ссылке.
Студийцы «виноваты» лишь тем, что кому-то очень хотелось скушать коллекцию. Можно с таким же успехом обвинять рабочих всех уничтоженных заводов, в том что кто-то захотел на них съэкономить бюджет или продать производственную площадь. Союзмультфильмовское представление происходящего было в какой-то мере отражено в одной из серий про кудрявого ёжика (кукольный фильм). Сначало все лесные обидатели всё растащили, перессорились, потом увидили как всё это плохо — опять всё сделали общим и зажили спокойно и прекрасно. Работники студии были слишком прекраснодушны и наивны, чтобы понять, что студию уничтожают специально и планомерно. Чтобы её никогда больше не было. Кому нужен конкурент, к тому же с отличным от обычного рыночного мировозрением. А может просто: — студия с телеги, чиновникам жирнее. Вот что надо было сделать, чтобы сохранить студию — объявить голодовку? Так все равно зарплату не платили — голодай сколько хочешь… Лечь при входе? Так охранники вышвырнут любого. Если при этом не убъют и то — спасибо.Когда-то здание церкви Николы под вязками было предоставлено студии «Союзмультфильм» временно. Здание, как тогда было принято, готовили к сносу, но вот временно оно и пригодилось. Прихожанам храма наверняка было неприятно, что их церковь сначала отобрали для музея атеизма, а потом и для студии. Может возвращение здания студии-церкви бывшим хозяевам (РПЦ) будет хорошим и справедливым решением. А студию жаль, но она не в стенах живёт. Вот стены есть, а студии, как производственной еденицы, почти нет! Само здание студии — церкви в осоновном имеет 2 этажа, только фасадная пристройка имеет 5 этажей. В ней и 3-ий этаж сдают (там был цех ФК). На 4–5 этажах пару лет назад ещё ютились какие-то группы фильмов, но моежт сейчас и этого нет. Очень бы хотелось, чтобы студия возродилась, но случится ли это когда-нибудь неизвестно.
Студия внутри
(http://alvizir.livejournal.com/719570.html?mode=reply)
Лилия, Вы всё правильно пишете. С сочувствием.
У меня лично, памятуя о 90-х, сочувствие за все эти годы не то чтобы совсем стёрлось… но как-то изрядно притупилось.
История не знает сослагательного наклонения.
Это нам всем УРОК, совсем не школьного ОБЖ. (Не только история СМФ, разумеется….)
Здание да — надо вернуть РПЦ, согласен. Скорее всего так и будет.
3 этаж сейчас почти полностью закрыт. На 4-5-ом нет никого (тоже перекрыто). Сейчас совместно с Госимуществом подыскивают новое помещение.
(Ваша ссылка — на закрытый блог).
О!!! Если совместно с Госимуществом так это прощай навсегда…
ВЫ правы, с сылкой ошибочка вышла.http://vitapito.livejournal.com/11707.html
Всё то же, что и было, но все равно по-другому. Почти по Надсону. Пусть студия сломана, но имя её ещё звучит.
Звучит, да…
Кто добавит новых нот, песен, «музыки» -?
Вы бы на каких условиях вернулись в мультипликацию?
(Риторический вопрос. Не «Вы лично», а что нужно, чтобы состоялось возрождение? Кто должен, или будет этим заниматься -?)
(Кажется мы уклоняемся от темы:))
Надежда умирает последней. На вечере памяти Шелманова Ю. Б. Норштейн говорил, что ему дали читать 300 сценариев, правда, он больше 30 пока не смог прочитать, что-то поплохело. В тоже время это означает, что-то всё же происходит. А на счёт возвращения в анимацию, так я не что-то ценное для анимации, хотя кровно заинтересована в хороших фильмах, как и любой зритель. Да и вообще, студия была раньше как второй дом, жалко же.