Анатолий Зиновьевич Иткин
Анатолий Зиновьевич Иткин — заслуженный художник России, иллюстратор, график.
Родился в Москве 28 января 1931 года.
В 1956 году окончил графический факультет Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Мастерская книги профессора Б. А. Дехтерева.
С 1954 года работает в качестве художника-иллюстратора в московских издательствах («Детская литература», «Малыш», «Советская Россия» и других).
В течение многих лет иллюстрировал произведения Д. Фонвизина, Н. Карамзина, П. Вяземского, А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Гончарова, И. Тургенева, Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Толстого, О. де Бальзака, Ж. Верна, А. Прево, П. Шодерло де Лакло, В. Скотта, Ш. Перро, И. Ефремова, А. Дюма и других. Всего художником проиллюстрировано более 200 произведений русской и мировой классической литературы.
Рассказывает художник Ника Гольц: «Когда мне нужно нарисовать прялку, я иду к Толе, и он мне рисует европейскую прялку, вот ту, что мне нужна. Когда я его спрашиваю: «Сколько ножек у паука и откуда они растут — мне для «Дюймовочки» нужен паук» — он мне рисует этого паука, и откуда у него ножки, и сколько этих ножек.
Я наблюдала, как он делал иллюстрации к Жюлю Верну. Анатолий Иткин удивительно как-то вникает именно в того автора, именно в ту книгу, которую иллюстрирует в данный момент. Вот это именно Жюль Верн и больше это никто не может быть. Толя решил переделать картинку, потому что ему не нравилась фигура на переднем плане, сзади там был подплывающий корабль. Он был маленький-маленький. И я говорю: «Ты же можешь переделать — смыть переднюю фигуру и сделать новую». «Нет! Потому что вот там — кораблик, а теперь я хочу, чтобы он не уплывал, а подплывал». Я говорю: «Ну, какая разница — ну, парус, ну и всё». «Нет! Совершенно другая оснастка! У него же там поднят какой-то бом-брамс…, а он должен быть опущен». Ну, в общем, он знает все. И мне кажется, что это не дотошность какая-то мелкая, а это, наоборот, очень большая культура. Что касается культуры вообще, Анатолий Зиновьевич ею пропитан до мозга костей. И вкус, и культура — это его очень высокие качества. Но вот что меня всегда поражало — какая-то его ответственность, что ли. Он не может сделать плохо, он не может сделать небрежно, он не может сделать “чего изволите”».
Долгие годы Анатолий Иткин работал в технике эстампа (цветная литография, цветная моногравюра), писал с натуры акварелью во время многочисленных поездок по стране.
В 60-е и 70-е годы работал над пушкинской темой, многократно посещал пушкинские места. Сделал серию цветных эстампов по мотивам повести Ю. Тынянова «Пушкин» (лицейский период) и серию литографий «Поэты Пушкинского окружения».
Другая значительная тема в эти же годы — автобиографическая. Это литографии и рисунки-воспоминания о своем детстве в 30-е годы: «Детство в Останкино».
Последние годы много работает в натурной акварели: натюрморты, пейзажи Подмосковья и в зарубежных поездках.
Участвует в отечественных и зарубежных выставках с 1958 года; с 1961 года — член Союза Художников СССР.
В 1998 году Анатолию Иткину присвоено звание Заслуженного художника России.
Награждался дипломами разных степеней на эстампных и книжных конкурсах.
Произведения находятся в Музее А.С.Пушкина в Москве, Центральном музее А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге, Тверском краеведческом музее, Литературном музее А.Толстого в Самаре, Музее С.Т.Аксакова в Абрамцево, в частных собраниях России, США, Израиля, Югославии.
© Светлана Мицул, Алла Рыбинская BiblioГид
«Замечательный случай с глазами Дэвидсона»
«Хрустальное яйцо»
«Хрустальное яйцо»
«Человек, который мог творить чудеса»
«Человек, который мог творить чудеса»
«Новейший ускоритель»
«Волшебная лавка»
Художник-перфекционист
Переделать весь рисунок, потому что на заднем плане крохотный кораблик не подплывает, а уплывает. Тридцать лет работать над иллюстрациями к одной книге. Объездить все пушкинские места, чтобы проникнуться атмосферой и создать лучшие серии работ о Пушкине, его героях, друзьях и времени. На все это способен лишь перфекционист – человек, предельно ответственно относящийся ко всему, что он делает. И это – Анатолий Зиновьевич Иткин.
Художник-путешественник
Иткина можно смело назвать заядлым путешественником, потому что многочисленные портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сценки и даже интерьеры он рисовал во время длительных путешествий по стране. Возьмем, например, иллюстрации к «Герою нашего времени». Художник лично побывал на Северном Кавказе, в тех местах, что фигурируют в книге, и сделал множество эскизов с натуры.
Иллюстрации к книге "Герой нашего времени":
Анатолий Зиновьевич и сегодня работает в полную силу, несмотря на то, что не так давно отметил восьмидесятилетний юбилей.
...(устарела статья - сейчас уже 87)...
Художник-классик
Анатолий Иткин проиллюстрировал множество классических произведений. Судите сами – каких только имен тут нет! Александр Пушкин, Лев Толстой, Николай Некрасов, Иван Гончаров, Александр Блок, Николай Карамзин, а также Оноре де Бальзак, Жюль Верн, Шарль Перро, Вальтер Скотт и многие, многие другие…
Еще во время учебы в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова он начал работать художником-иллюстратором в московских журналах, среди которых были: «Детская литература», «Малыш» и «Советская Россия». И на сегодняшний день на счету мастера более двухсот иллюстраций к детским книгам.
Иллюстрации к книге "Три мушкетера":
Иллюстрации к книге "Айвенго":
Художник-пушкинист
Стала известной фраза Анатолия Иткина: «У меня глаза на затылке». Так художник отшутился, в очередной раз слушая восторги по поводу достоверности его работ на пушкинскую тему. И действительно, Александр Сергеевич у него такой, словно лично позировал художнику. Анатолий Иткин написал серию работ по мотивам повести Тынянова «Пушкин», серию литографий «Поэты Пушкинского окружения», проиллюстрировал повесть Рубинштейна «В садах лицея» и «Лирику» Пушкина. А также создал множество отдельных работ, посвященных личности и творчеству поэта.
Иллюстрации к книге "Капитанская дочка":
Иллюстрации к книге "Таинственный остров":
Иллюстрации к книге "Двадцать тысяч лье под водой":
Иллюстрации к рассказам Чехова:
Прямо вот хочется пожелать ЗДОРОВЬЯ!!!
Отличные иллюстрации!
да здоровья!
столько прекрасных книг!
здесь только малая толика
ещё и качество воспроизведения сильно хромает.
золотой век иллюстрации
Нет слов, глыба!