Албанский соцреализм.

Main 7749749 original

Честно говоря, никогда не то что не видел, но и не подозревал о существовании албанского варианта соцреализма. Советский, нацистский, китайский соцреализмы знают даже неспециалисты. Но вот лично для меня было сюрпризом существование самобытного и вполне качественного соцреализма албанского. В работах видна хорошая школа и они смотрятся достойно на уровне искусства старших собратьев по соцлагерю.

Заглавная картинка - это встреча албанского сталина - Энвера Ходжи с албанскими же студентами. Судя по картине - албанский женский тип не лишён эффектности).

Вот ещё:

Здесь Энвер Ходжа очевидно громит советских оппортунистов. Справа угадываются члены советского политбюро во главе с Н.С, Хрущёвым.

Смятение в рядах вражеской советской делегации усиливается. Хрущёв, Брежнев, Микоян, Суслов, остальных не узнаю, в панике от речи Энвера Ходжи.

Ну, это классическая пастораль. Великий вождь в кругу благодарных поселян. В данном случае, понятно, албанских.

Комментарии53
avatar

Жуткий, депрессивный, чужаковатый -совок...(((

10 Январь 2016, 13:55
avatar
Никитин Сергей
Светлана Бехор
0

Но довольно качественный, что удивительно.)

10 Январь 2016, 14:14
A

Согласен с Ильёй. Весь соц. лагерь развивался в одном направлении и творчество было довольно сходным. С приходом к власти Хрущёва политика, экономика, культура... СССР, стала непонятна и невменяема, отношения с соц.лагерем испортилась

В приложенных работах нет творчества, но это добротное профессиональное ремесло (не многие художники с этого сайта могли бы написать такое, Светлана Бехар в их числе).

/Светлане Бехор/

(Жуткий, депрессивный, чужаковатый -совок...((( ) -

- У всех свои вкусы и мнения: видно , знание пластической анатомии, цветоведение, классическая академическая школа,.

У ваших персонажей у всех водянка головного мозга и мертвецкий цвет лиц, не менее деприссивные и жутковатые, да и все они вторичны...

10 Январь 2016, 17:39
avatar

Ух, разгромили Светлану :)

Но лбы да, носят след изучения по системе «голова — это шар». Хотя при глубокой стилизации это норм.

11 Январь 2016, 03:09
avatar

Alam похоже тоже с совковой помойке воспитание получал....))))

Тоьао там учат на личности переходить в дебахах о стилистике и идейном наполнении выраженном на холсте...)))

11 Январь 2016, 10:29
avatar
Кобозев Вячеслав
Светлана Бехор
3

Отчасти да, это переход на личности. И да, не нужно быть коровой, чтобы оценить молоко. А так же без смысла спорить о вкусах.

-

Но у меня бы тоже вопрос возник, почему этот совок мрачный и скучный именно на ваш вкус, выраженный в ваших иллюстрациях. Или иной вопрос: а свои иллюстрации как вы оцениваете, не мрачными, не грязными по колористике и не вторичными?

11 Январь 2016, 13:52
avatar
Светлана Бехор
Кобозев Вячеслав
0

А причём тут мои картинки...?????))))

Где связь??..базар про совок как бэ )))

11 Январь 2016, 16:37
avatar
Кобозев Вячеслав
Светлана Бехор
0

Связь в том, что вы высказали свой вкус по сабжу и проявили свой вкус в иллюстрациях. Народ безмолвствует, с народом когнитивный диссонанс случился. Народ не понимает, почему «Албанские уныние и серость» — это бе, а (не) ваши личные унылые серые девочки — не бе.

-

С другой стороны многим очевидны и сильные стороны данного направления. Вопрос, почему вам не очевидны.

11 Январь 2016, 17:03
avatar
Светлана Бехор
Кобозев Вячеслав
0

Заблуждаетесь..в моих работах мой вкус не выражен в полной мере...я вам как автор говорю..считаю что не получилось..

Достоинств в совковой живописи нет.

Мне это очень очевидно...почиму вам не очень.. я могу понять...)))

11 Январь 2016, 17:42
avatar
Кобозев Вячеслав
Светлана Бехор
0

>Достоинств в совковой живописи нет

Это всё равно что считать видимый глазом чёрный или белый пределами темноты и светлоты. Ну не бывает так, чтобы не было никаких достоинств ваще. Бывает так, что зритель их е видит и не может извлечь. Для одного просто камень, а для другого отличный строительный материал.

И опровержение по существу: сильная многофигурная композиция налицо.

11 Январь 2016, 18:11
avatar
Светлана Бехор
Кобозев Вячеслав
0

Нельзя смотреть на живопись глазами технаря...композиция это хорошо

Техника ещё лучше...но в соце все лживо и по этому не имеет ценности

Смотрите чувствами....в соце художник был рабом системы и это видно очень в картинках того периода...в стиль их собрало вот именно та депрессивная вонь ко орая из них вырывается

11 Январь 2016, 18:33
avatar
Никитин Сергей
Светлана Бехор
1

-"Достоинств в совковой живописи нет."-

Вообще то полно достоинств. Чтобы написать хорошую соцреалистическую вещь требуется ОЧЕНЬ сильная подготовка. Например, картину такого качества, как в заглавии поста, на этом сайте смогут сделать по моим ощущениям порядка 7-10 человек.

Так что очень странно слышать подобные заявления на профессиональном сайте. Думаю, это продиктовано эмоциями.

11 Январь 2016, 21:51
A
Alam
Светлана Бехор
0

Про совок кроме вас никто не говорит, тема блога Албанский соцреализм....

12 Январь 2016, 01:47
avatar

Сергей, у моей подруги отец, албанец, учился в СССР в середине 70-х. Так что, даже после охлаждения в политике, культурные связи по инерции сохранялись ещё долго )

10 Январь 2016, 20:45
avatar
Никитин Сергей
Лиза Эльманович
0

Понятно. Я не знал просто. Вопрос в том, насколько это было массовым явлением, оказывавшим влияние на албанскую школу соцреализма.

10 Январь 2016, 20:53
avatar

Соцреализм, несмотря на содержание, бывает очень силён многофигурной композицией. Заглавная прям хороша.

Корейцев недавно смотрел. И, может, так совпало, но наиболее качественные работы, в которые эмоционально верится, не связаны с прославлением вождей и партии. А просто про радостных солдат на привале или играющих детей.

11 Январь 2016, 03:07
avatar

Не понимаю как можно рисовать лысых чиновников с затылка в серых пиджаках и наслаждаться пороцессом

11 Январь 2016, 20:16
avatar
Никитин Сергей
Светлана Бехор
2

Если выразительное лицо, с удовольствием порисовал бы. Чиновник или нет - не имеет никакого значения.

11 Январь 2016, 22:02
avatar
Кобозев Вячеслав
Светлана Бехор
0

«Не понимаю, как можно рисовать X и наслаждатсья процессом»

Там и затылки с фигурами вполне выразительными получились, по крайней мере согласующимися с общей ситуацией.

11 Январь 2016, 22:19
avatar
Лиза Эльманович
Светлана Бехор
0

Рисовать затылок сложнее чем лицо, для этого нужно иметь мастерство. По моему мнению, третья сверху картина самая удачная; тут динамика, ритм, эмоциональный накал. Бумажки и папочки у албанского руководства лежат аккуратными стопочками, а у советских товарищей - беспорядочно раскиданы по столу, как бы подчеркивая смятение в его рядах. Мне это нравится. Здесь есть не только умение, но и талант )

11 Январь 2016, 22:29
avatar

нарисовано профессионально - спору нет.

но одного профессионализма - мало... по этому и неприятие самого стиля (от лица многих зрителей и коллег) - это мне тоже понятно, т.к. - насколько бы профессионально художник не вложился бы в свою работу - но рисование чиновников в костюмах - очень трудно сделать чем то - ИСКРЕННИМ.

то бишь - что бы портреты чиновников и прочих сановных "официальных лиц" - вызывали бы бездну позитива, и мгновенную любовь зрителя - такого я чево то не припомню...

.

но эта беда ни только у советских художников - тем же самым мучались художники (к примеру) эпохи Возрождения, т.к. из заказов - были только сюжеты на библейские темы (от разных "пап" и кардиналов) - или какие нибудь "рожы" завоевателей, которым нужно было придать черты благородства, ума и красоты (как внутренней духовной, так и внешней) - а всего этого, в реальности - частенько не наблюдалось

.

закакзуха, она и в африке - "заказуха"... то бишь - при любом социальном строе и в любой эпохе...

.

работы Вермеера - великолепны и Мастерски сделаны... но и он сокрушался от того, что вынужден потворствовать вкусам буржуа... и он тоже - был не свободен в выборе "сюжетных линий" ... хоть с первого взгляда это может быть и не заметно...

.

а вообще - художника мы ценим, как правило - за весь комплекс достоинств - чтоб было в наличии - и мастерство, и настроение, и красота, и искренность... и ещё нечто, чево трудно сформулировать - и эти трудно объяснимые чувства, вызываемые картиной - обычно принято называть - "вот это - Талант"... или, "вот это - настоящее Искусство!"

.

по этому - по настоящему Талантливо и Искренне - (скорее всего) можно написать картину, только - от себя, не на заказ - а по велению и "порыву чувств"...

а - опять таки - во все эпохи - это было и есть - весьма затруднительно, т.к. для этого надо иметь полную финансовую независимость, наработанное Мастерство и упомянутый Талант...

.

то бишь - слишком много всяких "чудесных обстоятельств" - должно совпасть.

.

но надеяться - НАДО

* ͜ *

11 Январь 2016, 20:35
avatar

Однако, у Репина и Серова портреты государственных мужей и важных сановников выходили очень даже неплохо.

11 Январь 2016, 20:54
avatar
STANiSLAFF
Яровой Сергей
1

неплохо - ДА,

.

профессионально - ДА,

.

можно рассматривать, как образец для освоения художественно-ремесленных приёмов - ДА

...

и ещё много пунктов, по которым можно сказать - ДА, кроме того, что - лично мне не хочется повесить "портрет чиновника" у себя дома (даже кисти Репина и Серова), дабы черпать из него Вдохновение и неиссякаемый позитив... которым могут наполнять помещение только те полотна, где автор имел возможность свободно и непринуждённо проявить свой Великий ДАР...

.

но, т.к. все эти понятия (относительно оценки уровня Дарования, Гениальности, Таланта) - штука довольно таки субъективная, по этому - самый правильный способ "откопать Истину" в таком вопросе - это сходить с друзьями (коллегами, единомышленниками - а ещё лучше - возлюбленными) - в Эрмитажи и Лувры и, рассматривая полотна различных авторов - попытаться рассуждать об испытываемых чувствах - и внимательно сравнивать эти свои ощущения...

.

к счастью - енет позволяет сэкономить время и деньги на билетах, можно рассматривать работы самых разных авторов - без каких либо ограничений, но есть и минусы -- разговор через енет - теряет свою доверительность и многие (трудноформулируемые качества) - из области различий разговора в "реале" и "по скайпу"...

.

какая никакая - а явная разница - есть. )))

.

по этому - люди до сих пор - живьём - ходят и в театры и на выставки...

.

и это - хорошо )))

11 Январь 2016, 21:23
avatar

с удовольствием повешу в каком-нибудь рабочем кабинете или библиотеке или курительной комнате своей виллы) портрет государственного чиновника кисти Серова и Репина, особенно находясь с ним(чиновником) в родстве))

портрет - штука мистическая

11 Январь 2016, 21:30
avatar
STANiSLAFF
Елена Атаева
0

ну, дык - всё, что связано с оценкой различных Искусств - штука весьма субъективная...

.

к тому же - никто не призывает все портреты чиновников непременно - в огонь...

)))

но, как Вы сами отметили - покупатель может быть в родстве с чиновником, или быть самолично на портрете...

кто то купил бы просто из соображений - это же РЕПИН!!! (СЕРОВ!!!)

кто то из соображений - Мастерски сделано...

.

кроме того - уже не важно, на сколько кровожадны были Борджиа... или на сколько тупЫ и отвратительны были реальные персонажи из Гробницы братьев Медичи (скульптор изваял их таковыми - из соображений тонкого троллинга - чтоб поиздеваться и особо выпукло - показать те личностные качества, которыми, заказчики - не обладали и современники легко "прочитывали" этот юмор - Великого Мастера)

http://s50.radikal.ru/i129/0808/8d/a9601fff9d13.jpg

.

но - сегодня такие "портреты" имеют ни только культурную, но и историческую ценность...

.

а я то - говорил выше о Вдохновении... и о своих СУБЪЕКТИВНЫХ критериях того, что (лично я - отдельно взятый человек) считаю Искусством, а что - заказной и профессионально сделанной работой Художника, который часто ВЫНУЖДЕН - подрабатывать - ремесленником...

кому как - а для меня - в этих понятиях -

есть разница

11 Январь 2016, 22:00
avatar

Хм. Вообще-то некоторые специалисты считают вершиной творчества Репина "Заседание Государственного совета". И надо сказать, небезосновательно.

11 Январь 2016, 22:00
avatar

Насчёт «талантливо и искренне» не соглашусь, что можно только от себя, но не на заказ. Дело не столько в заказе, сколько в умении прожить ситуацию и роли и выразить их через навыки и интуитивно. Это не зависит от платности работы. Бывают же заказчики, полностью доверяющие вкусу художника. И не так мало, как кажется. И бывают художники, которые стараются выразить свой взгляд без оглядки на «понравится ли заказчику»

11 Январь 2016, 22:00
avatar

Никитин Сергей, Хитрый Пряник,

.

попробую сформулировать по чётче:

если сам по себе автор - является человеком даровитым и (как минимум) - Талантливым, и ещё - профессионально сильным, то, естественно, что даже заказная работа - будет выглядеть - и потрясающе, и великолепно, и даже - по итоговому факту - может считаться (среди высоких пр0фи) - вершиной всего творческого пути. и даже - самой яркой жемчужиной - без всяких скидок, натяжек и жонглирования понятиями.

.

но - вопрос в мотивации и упомянутой мной - Искренности.

.

ДА - заказная работа - и довольно часто - может совпасть с желаниями и убеждениями Мастера. особенно - в вопросе иллюстрации (в советское время) - когда и книжка замечательного автора, и гонорар, и сроки - хорошие, и даже худред оценил по достоинству и не зарезал удачные работы (как это иногда бывало - из профи-ревности и природной зависти, в перемешку с вредностью характера)... и, когда всё совпало - Художник мог почувствовать себя - по настоящему счастливым...

что ж - и такое бывало...

никогда не говори "никогда" 😉 ) ))))

НО

в вопросе денег - всегда есть подлое "но"...

когда женщина отдаётся мужчине - страстно и неистово - из за "большой и чистой любви"... то, можно привести сотни примеров, когда мужчина точно знает, что "этикетка" соответствует ИСТИНЕ...

а, когда перед самым событием "большой и страстной любви" - назначена солидная цена, упомянуты профессиональные качества и даже назначен "карт бланш" и полное доверие - мастерству...

то при таком раскладе - нет ни одного мужчины, который бы проявил наивность и согласился бы, что "за деньги" и "по любви" - никак не исключают друг дружку...

.

увы... но - тут либо одно, либо другое, и никак ни оба понятия одновременно ...

))))

уж извиняйте, за столь грубое сравнение, но я не знаю, как ещё более доходчиво обрисовать такое понятие, как Искренность ...

а - на полотне оно... или на простыне - суть вещей - неизмЕнна

11 Январь 2016, 22:55
avatar

Честно говоря, вообще не понимаю, что значит "искренность" в изобразительном искусстве. Это понятие из другой области по-моему. От того, что Вам заплатили меньше, Вы будете менее "искренне" прорабатывать скулу на портрете? Вы будете просто делать этот портрет дольше, или с меньшей детализацией. "Искренность" то здесь причём?)

11 Январь 2016, 23:08
avatar
STANiSLAFF
Никитин Сергей
1

скажу, даже более того, что Вы упомянули...

художник может даже в 10 раз дольше "прорабатывать скулу" ... на ЗАКАЗНОМ портрете... а на своей авторской работе - сделанной без заказчика и без явного желания заработать - может "махнуть" оную скулу несколькими взмахами кисти - и от этого портрет никак не пострадает... т.к. в портрете будет ничуть не меньше - признаков и Таланта, и Мастерства...

.

но, как мы тут уже ни раз обсуждали - Искусство не измеряется Линейками и Секундомерами... и даже баснословные ценники на аукционе Сотбис - тоже не показатель "размеров искусства" в картинах.

.

а тут мы как раз и подходим к такому важному понятию - "что" и "как" автор может вкладывать в свои Произведения.

.

я не призываю ради "высоких искусств" - пахать бесплатно... всякий достойный труд - должен достойно оплачиваться - нормальными деньгами.

НО

в случае с художественными работами - всё несколько иначе, чем с остальными профессиями...

.

процитирую (своими словами в вольном переводе) одну мысль безусловно Талантливого Художника, но - не упомяну его имени, чтоб всё внимание переключилось на саму мысль:

.

... "я много думал, как мне поместить в свои картины нечто б0льшее, чем ремесленные умения правильно передавать свет и тень, изображать безошибочную анатомию и тому подобное... и пришёл к такому выводу, что - от первого и до последнего взмаха кисти - я обязан полностью выкинуть из головы какие либо мысли о деньгах, славе и каких либо вознаграждениях за будущую картину. Я должен быть готов к тому, что за мою картину не заплатят ни одной монеты.

в этом случае - всё моё внимание переключится на то, что бы поместить в картину это самое (нечто б0льшее). И когда мне это удаётся, то я счастлив ни от того, что моя картина была продана за приличные деньги, а от того, что среди видевших картину - нашлись люди, кто это (нечто б0льшее) - увидели и поняли, в чём оно заключалось"...

.

по этому - вопрос совсем не в том - как мы там понимаем или не понимаем, что такое Искренность в искусствах, а в том - хочет ли автор вкладывать в свои Творения - это самое (нечто б0льшее) - из того, что не измерить линейкой, секундомером, электронными весами или размером денег...

.

тем более, что - чево именно вкладывать или ничего не вкладывать - это глубоко личное дело каждого отдельного автора.

как я уже упоминал на этом сайте - человек может хоть всю жизнь раскрашивать матрёшек (в самом буквальном смысле) - и при этом быть замечательным человеком.

.

а научиться "быть замечательным человеком" - это уже достойная задача, самодостаточная по своей величине...

а "нечто б0льшее" - это всего лишь бонус, который - у кого он есть - можно положить подарком, а у кого нет - можно и не утруждаться - на нет и суда нет.

* ͜ *

11 Январь 2016, 23:59
avatar

Ну то есть Вы под искренностью имеете в виду талант и творческую свободу. С поправкой на это, да, всё так.)

12 Январь 2016, 00:05
avatar
STANiSLAFF
Никитин Сергей
0

думаю, что даже целый абзац прилагательных, таких как (Искренность, Гениальность, Талант, ...) - и тому подобное, в обнимку с Мастерством и незаурядностью личности автора - всё равно не опишут то самое "нечто б0льшее", чем правильный Художник хотел бы обогатить свои картины... тут, кроме - трудно-формулируемого (поэтического образа) - ничем другим мы "Это" - не опишем, тем более, что под любым "поэтическим образом" - всякий автор всё равно будет понимать нечто своё и по своему "Это" трактовать... но, собственно - само по себе оно и не плохо, т.к. - таким образом обеспечивается разнообразие среди имеющихся образцов различных Искусств... ибо - как только это самое "нечто б0льшее" - сформулировать жёстко и в формате химической формулы - в граммах и милиметрах, то в тот самый миг - всякое Искусство - омертвеет и превратится в конвеер...

так что - пусть живёт, и цветёт... "как одуванчик у забора, как лопухи и лебеда"

* ͜ *

12 Январь 2016, 00:22
avatar

Это «нечто большее» называется системным свойством. Когда сумма деталей обладает чем-то, чем не обладает ни одна из деталей и не обладает их случайный набор. Например куча шестерёнок и часы.

Но, очевидно, часы обладают свойством отсчитывать время, только для человека. Красота в глазах смотрящего. А в руках и голове художника навыки заставить эти глаза что-то увидеть и представить.

И да, до определённой степени можно сформулировать список нужных свойств, потому и существует худшкола, которая таки развивает.

12 Январь 2016, 01:02
avatar
STANiSLAFF
Кобозев Вячеслав
2

Хитрый Пряник,

да - как раз совсем забыл упомянуть - иллюстрацию к озвученной мысли - про птицу Симург, или говоря по проще - когда замечательный коллектив из 30ти человек это нечто гораздо б0льшее, чем отдельно взятые человеки из этого коллектива и перечисленные в количестве тридцати ... )))

ровно так же и с "нерядовыми произведениями Искусства" - по отдельности по косточкам разбирая - вроде бы налицо всё то же самое, чево музыканты, журналисты и рисовальщики - по своим школам изучают... но только одарённый человек может собрать все "школьные банальности" в такую конструкцию, какую никто до него соорудить не догадался...

по этому - школа хороша тем, что системно изучает всё то, что изобрели и воплотили в жизнь наши предшественники... школа дает навыки и понимание, как владеть ремеслом... а вот - чево получится воплотить из полученных знаний "завтра" - увы - но каждый кувыркается в своих творческих поисках - кто во што горазд, т.к. всё то, что поразит наше воображение - "завтра" - в сегодняшнем севодни - присутствует лишь в виде едва различимых намёков...

.

но, правда сказать - все эти тонкости интересуют только тех, кому скушно всю жыззь - одне лишь матрёшки красить... а хочется - ево сАмое ... "нечто б0льшее"

* ͜ *

12 Январь 2016, 02:28
avatar

А этот Ходжи был действительно гигантского роста или это тоже соц реализм?

12 Январь 2016, 12:35
avatar

Про рост ничего не знаю. Там и пиджак у него с чужого плеча.) Скорее всего соцреализм.

12 Январь 2016, 22:15