На этом занятии мы более подробно остановимся на вопросе окружения нашего героя. Я уже отмечал, что окружение важно, как минимум, для помещения персонажа во время, как в смысле эпохи, так и в смысле состояния.
Так или иначе, даже если реальным временем мы можем пренебречь и ввести нашего героя в постапокалиптический период, где людям взбрело в голову носить парики с блохоловками, как в средневековой Европе (возможно как-то можно логически оправдать подобный сюжет), нам все равно потребуется окружение. Итак, окружение нам необходимо не только для времени, но и для раскрытия персонажа, создания соответствующего настроения, визуального послания зрителю, удержанию его внимания на том, на чем нам необходимо.
Возможно, вы помните пример с грушей, который я приводил в предыдущем уроке? Груша была радостная, но уперла руки в бока, создавая ощущение небольшого дискомфорта. Просто напросто непонятно, что она хочет нам сказать? Вспомните ситуации, при которых люди упирают руки в бока. Обычно это поза вызова, превосходства. Но лицо выражало радость. В уроке про эмоции я также упомянул, что, если бы она танцевала, диссонанса не было бы. Так вот, то, что это танец, могло бы показать окружение. Возможно, танцующие рядом другие овощи, либо музыкальные инструменты, либо изображенные "волны" музыки, либо танцевальный станок на фоне, либо проигрыватель. Стоит это сделать, и все станет на свои места: радостная груша будет танцевать.
Давайте посмотрим на использование простых предметов окружения для передачи смысла.
Что вы видите? Благодаря всего лишь одному предмету нам понятно: гриб лежит в тарелке как в ванной, огурец прилег на подушку и оба они нам показывают - мы отдыхаем. Если представить данных героев без присутствующих вещей, было бы крайне непонятно что происходит и что хотел сказать автор. Подумайте, есть ли двойное дно в изображении гриба в тарелке? Это иллюстрации к газетным статьям.
Также окружение помогает раскрыть какой именно образ перед нами. Интересно проследить как интерьер, предметы, атрибуты, одежда говорят каков персонаж: злой или добрый, неряшливый или опрятный, скупой или щедрый, ведущий праздный образ жизни или захваченный каким-то делом и постоянно занятой; пребывает в болезни или здравии и т.д.
В пример предлагаю посмотреть мою книжную иллюстрацию. Поставьте себя на место главного героя, не вникая в контекст. Вы пришли в гости к человеку, оглянитесь. Что вы видите? Какое мнение о нем составите?
Стоит только приглядеться к деталям, и уже понятно, что по профессии персонаж врач. Заметили какие детали об этом говорят? Буржуйка может обозначить для зрителя временной период, но также показать уют, теплоту. В целом в помещении царит относительный порядок, что, возможно, отражает любовь самого персонажа к упорядочиванию. Само помещение изображено обжитым и “пожившим”. Старая стена с виднеющимися кирпичами и трещинами может говорить нам о консервативности героя. Возможно, он не стремится обновить обстановку в силу нелюбви к переменам. А как вы думаете?
Вот вам еще одна иллюстрация для размышлений “Человек и кошка”. Весьма нестандартное окружение, которое помогает понять общий смысл, не такой буквальный, как в предыдущей работе. Обратите внимание на многослойность глубины пространства, на расположение стен, на созданную гнетущую атмосферу. Подумайте, что вы видете здесь? Что олицетворяют персонажи и их окружение?
С точки зрения отсылок к устойчивым образам, окружение также может сыграть значительную роль. Обратите внимание на серию иллюстраций “Воркувер”. Как вы видите, жители этого места поголовно птицы. Детали окружения помогают зрителю уловить известные образы и даже модели общества.
При создании окружения, также стоит помнить об освещении и композиции. Найдите образы, характер, освещение, антураж, композицию, проработайте все возможные варианты и выберете подходящее сочетание.
В ходе обрамления персонажа попробуйте подключить такие средства как юмор, сатира, использовать приемы дружеского шаржа и карикатуры. Как пример, предлагаю понаблюдать за битвой овощей. Какое настроение она у вас вызывает?
Попробуйте намеренно исказить некоторые пропорции предметов или помещения. Когда вещи подчеркивают характер персонажа, немножко его дополняют. Герою может быть тесно и неуютно - Слон в посудной лавке - пословица, а может он быть на своём месте, “в зоне комфорта”. Думаю, что и Скупой рыцарь и Плюшкин - в своей среде. Жихарка и Колобок, напротив, могут быть во враждебном им окружении.
Еще один момент - формат рисунка, композиция, организация листа. Это мы разберем на ваших примерах. Тех, которые вы нарисуете. Так будет интереснее.
Задание
Нарисовать иллюстрацию "Герой (типаж) в интерьере".