В данном занятии мы с вами обратим внимание на проработку эмоций персонажа.
Для простоты выполнения задания напомню вам, какие в принципе существуют эмоции и темпераменты. Подумайте над тем, как изображать базовые эмоции. Далее оставлю небольшие подсказки, но они являются скорее обобщенными, а не универсальными.
- Спокойствие - расслаблены мышцы лица, уголки губ не сдвигаются.
- Печаль - опущены верхние веки, уголки губ смотрят вниз, “пустой взгляд”.
- Радость - появляется симметричная улыбка, приподнимаются яблочки щек, взгляд открывается.
- Боль - приподнимаются и сближаются брови, появляются морщины в области лба и переносицы, губы поджимаются.
- Смех - “гусиные лапки” вокруг глаз, приподняты яблочки щек, напряжены мышцы вокруг глаз, улыбка или приоткрытый в улыбке рот.
- Плач - уголки губ стремятся вниз, сами губы сжаты.
- Презрение - уголки губ резко уходят вниз, глаза сужаются.
- Внимание - брови приподняты, глаза распахнуты, рот может быть приоткрыт.
- Размышление - брови сведены, взгляд может быть опущен, либо направлен вдаль.
Для большей наглядности можете просмотреть поисковые фото по запросам эмоций (аналогичное приведу ниже) или же постройте гримасы перед зеркалом. Представленное фото яркий пример насколько важна мимика, в зависимости от контекста на лице буквально читаются мысли девочки. Как считаете, о чем она думает?
Посмотрите на радостные эмоции груши ниже (пример из портфолио художника с сайта Иллюстраторс.ру). На этом примере видно, как изображены эмоции посредством простых приемов: открытый взгляд, приоткрытая симметричная улыбка. Образ несет радость, счастье и, возможно, удивление или восхищение. А как вы думаете, что испытывает груша? Однако, на мой взгляд, присутствует небольшой диссонанс с позой. Руки, упертые в бока, кажутся немного враждебными, если только груша не танцует.
Вот вам в пример, еще иллюстрация А. Аринушкина, отражающая различное изображение спектра отрицательных эмоций: злость, страх, боль, отчаяние. Какие эмоции вы здесь еще замечаете?
Посмотрите еще мою иллюстрацию, где отображены эмоции. Подметьте мимические детали и возьмите их себе на заметку.
Продумывая эмоции, следует учитывать темперамент. Заметьте, что люди, а в нашем случае персонажи, с разными темпераментами ведут себя по-разному, находясь, в, казалось бы, аналогичных ситуациях. Общеизвестное разделение темпераментов представляет: сангвиников, холериков, флегматиков, меланхоликов.
Холерики - характеризуются нестабильным настроением, вспыльчивостью, быстрой утомляемостью на фоне высокой работоспособности. Он обладает агрессивностью, импульсивностью, нетерпеливостью. Среди широко известных образов можно отметить Д'Артаньяна (А.Дюма "Три мушкетёра"), Карабаса-Барабаса (А.Н. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"), Бабу-Ягу, Ноздрёв ( Н.В. Гоголь "Мёртвые души").
Флегматики - уравновешенные, скрытные, скупые на внешние проявления личности. Ярко проявляется отстраненность от окружения, закрытость. Они обладают хорошей производительностью, но некоторой медлительностью в совокупности с добросовестностью. Примерами выступают Атос (А.Дюма "Три мушкетёра"), Мальвина (А.Н. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"), Обломов (И.А. Гончаров "Обломов"), Татьяна Ларина (А.С. Пушкин "Евгений Онегин"). Последних двух персонажей также можно отнести к меланхоликам (смешанный тип).
Меланхолики - грустные, боязливые, впечатлительные. Их легко ранить и ввести в подавленное состояние. Арамис (А.Дюма "Три мушкетёра"), Пьеро (А.Н. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"), ослик Иа (Алан Милн "Винни-Пух").
Сангвиники - активные, хорошо восприимчивые люди с уравновешенным отношением к происходящему вокруг. Внешне отличаются особой выразительностью мимики. Такие личности хорошо продуктивны, выполняя интересное для них дело. Они уверены в себе, имеют обширный круг знакомств. Портос (А.Дюма "Три мушкетёра"), Буратино (А.Н. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"), Ольга Ларина (А.С. Пушкин "Евгений Онегин").
Различия темпераментов ярко показал датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп. Посмотрите, как персонажи с разным темпераментом реагируют на одну и ту же ситуацию. Холерик вспыхивает и начинает активно выражать недовольство. Флегматик про себя расстраивается и молча смиряется с обстоятельствами, не придавая этому значения . Меланхолик тут же сокрушается и начинает рыдать, делая целую трагедию из произошедшего. Сангвиник удивляется и обращает ситуацию в шутку, смеется вместе с любителем посидеть на шляпах.
Можете использовать либо конкретные характеристики одного типа, тем самым преувеличив качества персонажа, либо использовать комбинации, для более реалистичного изображения, ведь в жизни очень редко встречаются представители крайних проявлений темпераментов.
На примере шаблона разбираем как меняется из-за настроения, эмоций лицо (мимика). например – Арлекино и Пьеро, маски - трагедия и комедия.
Через позы, жесты, фигуру и лицо передаем задуманное. Подключаем физиогномику, психотип (темперамент), характер.
Задание
Представить персонаж в различных эмоциональных состояниях. Изобразить в одном, наиболее близком для Вашей темы. Наброски, если будут, можете показать.