Тёмная сторона куба

Main 352411

 

                           

В связи с частым упоминанием «Чёрного квадрата» на этом ресурсе, решилась написать блог.

 Малевич провозгласил: «Искусство для искусства» - мол, долой «харчевую» и религиозную эксплуатацию, никаких идей - «чистая эстетика» и разродился пятью томами трактатов (многовато для безыдейной идеи). Апофеозом беспредметной живописи стал «Чёрный квадрат», хотя логичнее было бы на вершину творчества водрузить другую работу художника – пустой холст без каких-либо «предметов», даже геометрических.

 Но, уже более ста лет находятся люди, которые при упоминании о «Черном квадрате» делают умное лицо и трепетно с придыханием…, короче, повод копнуть глубже.

 Квадрат – это древний сакральный символ. В греко-римской традиции он обозначал Афродиту(Венеру). В буддизме – символ земли. Иудеи при молитве используют тфилин, мусульмане совершают хадж к Каабе. Оккультисты всех мастей взяли на вооружение этот символ, Казимир Северинович не исключение.

  Вот что искусствовед Валерий Турчин писал: «И если в 1915 году Малевич свои замыслы раскрывал только в частной переписке, но не в текстах для публики, то в последующие годы он был в ряде своих записок, предназначенных ученикам, откровеннее, и их теософская «начинка» видна во всем: в мыслях о ступенях организации материи (прогрессии), о месте искусства в процессе изменений Природы, о духовных вождях людей, о «человечестве, выведенном из Египта», о Храмах, о «тайнах образов», о том, что человек должен стремится к квадрату и ограничиться кубом, «ибо наш смысл теряется за пределами земли».»

 

Короче, для профанов (с лат. рro «перед» и fanum «храм» или «непосвященный») источники теории супрематизма скрывались. Турчин мягко так обозначил их как «теософия» - да всё пропитано масоно–каббалистическим учением!

Впрочем, в автопортрете1933 года Малевич сам о себе:

С расшифровкой жеста можно ознакомиться в этой книге:

http://www.ebay.com/itm/Antique-FREEMASONRY-Mason-SCOTTISH-RITE-Occult-ROSICRUCIAN-Knights-Templar-ANTI-/151262536708/?_ul=DO

 Даже название «супрематизм» позаимствовал у масона Робеспьера, который в 1791 году провозгласил культ Высшего существа, назвав его “Suprem” или “Supremat”, так сказать, Казимир Северинович продолжил дело революции. Выдуманное Малевичем слово «архитектон» из той же оперы. Вот какое определение даёт Татищев в энциклопедии 1744-1746 года: «архитектон, греч., архитект, начальник строителей, котораго должности всякое строение вымыслить, начертать, заложить и в строении надзирать…»

http://www.encyclopedia.ru/enc/lexicon/detail/637/

Очень интересны исследования искусствоведа Александра Соловьёва, здесь вкратце:

http://www.irrtv.fi/ru/spektr2009-10.html

В работе А. Соловьёва «К. Малевич и Н. Тесла - мистическая каббала и черная магия в искусстве XX века» по годам расписаны «явки, фамилии» повлиявшие на мировоззрение Казимира Севериновича.

https://solowjowandmalevich.files.wordpress.com/2015/07/malewitsch-i-tesla-kabbala-i-cernaja-magija-w-iskusstwe-2.pdf

Вот и посмотрим, с кем якшался на момент написания «четырёхугольника» великий художник, если в декабре 1915 года эта чёрная антиикона уже разместилась в красном углу.

 В 1915 году Малевич состоит в группе у оккультиста-философа Петра Успенского, осенью учитель представляет Георгия Гурджиева как «гуру» и Казимир Северинович на три года становится «шишья» (с тибетского-ученик) Гурджиева практикующего магию и каббалу и за не малые деньги гарантирующего чудесным образом «развитие гармонического человека», за глаза называя своих учеников «подопытными кроликами».  Осенью 1915 г. «гуру» читает лекции о применении чисел и геометрических фигур для выявления природных сил. Позже, Малевич будет объяснять своим студентам, что если долго и сосредоточенно смотреть прямо в середину квадрата, «… не отвлекаясь ни на что, как в «камере обскура», то, в конце концов, начнёшь…» чувствовать «бесконечность и вечность», говоря современным языком – вэлкам в нирвану, некоторым даже не обязательно долго смотреть на картину, достаточно произнести: «чёрный квадрат» и люди впадают в гипнотический раж.

 По духовным законам, подобное притягивается к подобному, поэтому революция 1917 года для Малевича обернулась карьерным взлётом. Со своих высоких постов, он всемерно содействует торжеству «нового искусства». «Чёрный квадрат» можно назвать флагом-символом тех сил, которые захватили государство. Сплошной крестоповал в картинах, материализуется в реальной жизни, сопровождаясь невиданными по масштабам человеческими жертвоприношениями. С первых шагов, новая власть приступает к обтёсыванию «человеческого материала». Вводятся масонские символы; серп, молот, пентаграмма.  Учреждается статус подмастерья - «товарищ», как обращение новых граждан друг к другу. С малых лет приучают давать клятвы «великим вождям». Ну и, конечно же, граждане Советского Союза становятся строителями коммунизма, а избранная верхушка правителей рулит селекцией по выведению «нового человека» - Ивана родства не помнящего.

Дело по выведению «кубоголового» человека не совсем завершено, поэтому Малевич актуален и сегодня, пиар акции не утихают - к столетию якобы обнаружили надпись на первом «Черном квадрате» сделанную самим автором - «Битва негров в тёмной пещере», но оригинал рассекреченной подписи нигде не предъявили, зато всем миром «вспомнили и почтили».

Ещё, оказывается, когда Казимир Северинович в очередной раз сидел в тюрьме, то обратил внимание на круглые хрупкие стеклянные (почему не хрустальные?) стаканы, которые при чаепитии лопались и горячий чай опекал руки. Но гений, он и в тюрьме гений - придумал стакан многогранник, а по освобождении поделился этой идеей со скульптором Мухиной, которая впоследствии запустила производство гранёных стаканов. Всё бы хорошо, но только до революции гранёные стаканы массово выпускали Мальцовские стекольные заводы, с орлом и надписью: «Мальцовское» на донышке стакана.

 

 Рентгеновские снимки показали, что под «Чёрным квадратом» находятся ещё две композиции. Искусствовед Валерий Турчин утверждал, что это умышленное действие художника, чтобы пройти путь метаморфоз до супрематизма. Схожее мнение встречается в работе «Сокровенный Малевич «Композиция с роялем» и зарождение супрематизма» Михаила Рождествина и Евгения Лукьянова.   Исследуя картину «Композиция с роялем» датируемую Малевичем 1913 годом, но выполненную в 20-х годах, выявили ещё два утаённых от глаз зрителя слоя.            

Изображение «Чёрного квадрата» наносилось на не совсем просохший нижний слой, что впоследствии привело к трещинам на лаке. Со стороны, процесс создания картин, похож на какой-то ритуал, а если учесть окружение Казимира Севериновича, то на оккультный ритуал.

 «Калиостро» ХХ века - Георгий Гурджиев объяснял своим ученикам: «Прежде всего, вы должны вспомнить, что есть два вида искусства, отличных друг от друга: объективное и субъективное (настоящее и для профанов). В объективном искусстве всё продумано, нет ничего случайного. Это математика. В нём всё можно вычислить, всё можно знать заранее. Художник знает и понимает, что ему нужно передать, и его работа не может произвести на одного человека одно впечатление, а на другого – другое, при условии, конечно, что оба они – люди одного уровня. Она с математической точностью производит одно и то же впечатление». Субъективное искусство: «это всего-навсего механическое воспроизведение, подражание природе или другим людям, или фантазирование, оригинальничание». Когда его попросили привести пример, то оказалось, что подлинным искусством является большой египетский сфинкс, некоторые известные нам творения архитектуры и некоторые статуи богов и мифологических существ, а потом он рассказал о находке странной фигуры какого-то древнего бога или демона, во время путешествия по Центральной Азии. Сперва эта фигура произвела курьёзное впечатление на присутствующих, но через два дня они «почувствовали…некоторые из нас, казалось, видели их лица, слышали их голоса…». Христианская религия при столкновении с таким «объективным искусством» рекомендует читать 90-Псалом.

 Ещё из гурджиевского: «Вся объективная музыка основана на «внутренних октавах». И она вызывает не только определённые психологические результаты, но и явные физические результаты. Существует такая музыка, которая превращает воду в лёд…«внутренние октавы», недоступные слуху, но ощущаемые эмоциональным центром». Сам-то Гурджиев колесил по миру с фрагментами постановки балета «Битва магов», которую он сочинял на протяжении всей своей жизни. В основе плясок были взяты танцы дервишей, видимо, чтобы «внутренними октавами» воздействовать на «коллективное бессознательное».

«ЧК» Малевича - это оккультное направление в искусстве, набирающее обороты в наше время и всё более обнажающее свою тёмную сущность.

Комментарии45
avatar

Объективно ЧК изначально назывался "битва негров ночью в темной пещере". :)

16 Июль 2017, 12:15
В
Виктория
Александр Фомин
0

Объективно сложно отследить, символ-то древний.

http://istoriashedevra.blogspot.com.by/2013/03/blog-post_5563.html

16 Июль 2017, 20:06
avatar

объективно - легко, был бы нужный инструмент. :) "древний" символ отличный маркетинговый ход "в теме" тогдашней вшивой интеллигенции. типа, понимает, товарисч, какой такой вставай проклятьем заклейменный, угу. :)

16 Июль 2017, 21:10
avatar

Спасибо, интересный разбор. В свое время заинтересовала особенность ЧК - словосочетание "черный квадрат" эквивалентно реальному изображению квадрата. Практически любой человек может с легкостью увидеть эту "картину" в своем воображении, достаточно лишь произнести "черный квадрат". Т.о. имеется реальное нарисованное произведение, которое можно "увидеть" без наблюдения оригинала или его копий. Некое пограничное состояние между изображением и словоформой. Сюда же - черный квадрат (он же пиксель) является основой цифровой передачи вот этой текстовой информации )))

16 Июль 2017, 21:38
В
Виктория
Георгий Савин
0

Пожалуйста.

17 Июль 2017, 00:36
avatar

С равным успехом это мог быть и "чёрный круг", и "белый треугольник", и "синяя трапеция", и "жёлтая ж..па".

Но 20 заявленных принародно лямов зелени, это надо уметь! Это просто мечта арт-дилера какая-то....я б поучаствовал...:-))))

А масоны-хромосоны, не знаю, не бухал с ними, но уверен - им этот эпический холст - до пи.....ы, там другие интересы.

Пляшут вокруг него две-три сотни человек, куда деваться-то - бизнес!

Вот отпрыскам показал, вердикт - "херня, я лучше нарисую картинку". Вот и не поспоришь, но 20 лямов...блин, неплохие ведь деньги?

Мне очень понравился рассказ Татьяны Толстой о этой "картине". Ссылку даю, но не уверен, что корректную, найти в сети не сложно.

https://get-tune.cc/song/1083235-tatyana-tolstaya/51937482-kvadrat-o-kvadrate-malevicha/

16 Июль 2017, 22:46
avatar
Александр Фоминpro
Михаил Иванов
0

А вот не факт, что с масонами не бухали.:) На то они и тайная организация. С пионерами у костра сидели? Вот. А пионЭрия суть масонская разработка, изначально завязанная как раз со строителями, а совсем не с туристами. :) так же и ЧК. Важна не внешняя сторона, а скрытый смысл. Толстая, кстати, ошибается в корне, красный - цвет Бога, а не просто "красоты".

17 Июль 2017, 01:20
avatar
Михаил Ивановpro
Александр Фомин
0

Я не только сидел, не только возжигал, но и тушил по пионерски....меня правда из пионеров турнули, но за дело, зла не держу...

"а ну ка, скажи "параллелограмм"...ну, выпил..." (с)

И вот, что я Вам доложу - хреновые из пионеров строители, туристы тоже из них не фонтан, вот картинки из соломки и планеры из реечек, это - даааа!!

17 Июль 2017, 06:17
avatar
Александр Фоминpro
Михаил Иванов
-1

Так важно не качество, а количество. И желание строить, много и беззаветно. Безвозмездно. Забыв отцов своих. Ну, и тд. Расходный материал для старших товарищей. :)

17 Июль 2017, 09:37
avatar
Eldar Zakirov
Михаил Иванов
1

Михаил, тут искусствовед Шакко, весьма плодовитая на блогерские посты, как раз на эту тему ("я нарисую лучше") не так давновот такое небезынтересное мнение толкнула:

:)

http://shakko-kitsune.livejournal.com/1102342.html

17 Июль 2017, 09:52
avatar

Поправлю. Это не конкретно её мнение, это мнение всех людей, которые проходили предмет Искусствоведение.

17 Июль 2017, 10:05
avatar
Eldar Zakirov
Попов Алексей Вячеславович
0

Здесь все его проходили. Не все так однозначно.

17 Июль 2017, 10:39
avatar

А если проходили, то должны бы знать насколько супрематизм повлиял на развитие архитектуры и оформительского искусства, впоследствии названного дизайном. Архитектура начала 19-го века не могла просто так преобразоваться из классицизма и модерна в конструктивизм, для этого что-то должно было произойти, какой-то масштабный сдвиг в восприятии визуальных искусств. Я уж не говорю, о влиянии на поэзию, сценографию, музыку. Но сейчас модно разоблачать мифы о круглой Земле и легенде о высадке на Луну, поэтому - прискорбно.

17 Июль 2017, 11:42
avatar
Александр Фоминpro
Попов Алексей Вячеславович
-1

Сфера деятельности дизайна шире просто оформительского искусства. Мистерия о высадке на Луну, как раз в ключе ЧК, кстати. Сдвиг в восприятии. "Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк" (с) В.И. Ленин.

17 Июль 2017, 12:41
avatar
Михаил Ивановpro
Александр Фомин
1

Про цирк, это ещё древние прекрасно понимали...кина не было, зато лупанарии на каждом шагу. Ни что не ново под луною...

17 Июль 2017, 12:56
avatar
Александр Фоминpro
Михаил Иванов
-1

таки да :) ... и было у пролетариев божество Либер с характерной группой поддержки, из "ученых" рабов - творческой, так сказать, интеллигенции. :)

17 Июль 2017, 14:03
avatar
Eldar Zakirov
Попов Алексей Вячеславович
1

Алексей, все верно: я именно это всегда и говорил в разнообразных дискуссиях: что именно архитектоны Малевича мы и клеили на предмете архиетктурной композиции на первом курсе, к примеру. Да и плоскостные его композиции повлияли на графический дизайн двадцатого столетия, наряду с Родченко, тоже к примеру.. Кроме того, сам Казимир был неплохим рисовальщиком и портретистом, как и Пикассо, что тоже делает им честь. Но... "Черный квадрат" в свое время был оплеухой всем и всему. Или, как любил говорить кто — Маяковский? — "Пощечина общественному вкусу". Обнуление счетчиков. Все, приплыли, хана искусству, начинаем новый отсчет.

Все остальное — выдумки искусствоведов-маркетологов.

Когда Вам подсовывают Ротко или что-то в таком духе и рассказывают о неоценимом значении и глубине художественной мысли и формы этого произведения, вы не чувствуете подвоха, не чувствуете .что Вас хотят надуть?

17 Июль 2017, 13:46
avatar

О Ротко впервые от вас услышал. Я не фанат ни абстрактного искусства вцелом, ни Малевича в частности. И был такого же обывательского мнения о надуманности ценности квадрат Малевича, пока однажды не дошли мы на Истории искусств до супрематизма, где преподаватель чётко и просто объяснил в чём ценность квадрата. Опыт прошлых поколений художниками отрицался не раз, смысл каждого нового поколения в поисках нового, поиск себя. Просто Малевич оказался круче передвижников и модернистов.

17 Июль 2017, 18:29
В
Виктория
Попов Алексей Вячеславович
0

Художники из поколения в поколение соревновались, кто дальше высунется из окна, Малевич оказался круче передвижников и модернистов.)

17 Июль 2017, 20:36
avatar

Ага, Ивана Яковлевича Билибина, так вообще еле-еле за пятку поймали, а Иеронима, нашего Босха не смогли, уж больно скользкий гад оказался.....

Вечерело, а художники всё падали и падали.....

18 Июль 2017, 02:40
В
Виктория
Михаил Иванов
0

Да там, не Босх скользкий оказался! Просто художники экспериментировали, вместо кистей (как дети малые) ладошками рисовали, ну и замасленными ручками-то, не удержали. А Малевич тот змей выскользнул, только чешуя и осталась.

18 Июль 2017, 08:55
avatar

Он, напомню, комиссарствовал, хоть и не долго. У передвижников и модернистов не было государственного ресурса. Революция , так сказать, помогла всплыть товарищу Малевичу :)

18 Июль 2017, 11:41
В
Виктория
Александр Фомин
-1

Точно подмечено "всплыл")))

18 Июль 2017, 12:23
avatar
Eldar Zakirov
Попов Алексей Вячеславович
2

Алексей, мне было бы интересно узнать, что же сказал преподаватель, просто и четко, как объяснил ценность Квадрата. В моем понимании (и вышеупомянутая Шакко это, по-моему, и подтверждает) Черный квадрат может иметь некую ценность только в контексте истории (как истории вообще, так и истории своего создания), а также без отрыва от имени автора, но никак не сам по себе.

В то время как подлинное произведение искусства ценно безо всякой сторонней информации и связей.

17 Июль 2017, 21:55
avatar

Да-да, именно в контексте и именно как некая икона супрематизма, как наиболее известный и знаковый символ. Когда я написал "преподаватель сказал" - я имел в виду не одну его фразу, а целую лекцию, в которой вся наша группа принимала активнейшее участие. Насчёт необходимости самодостаточности для некоего артобъекта, т.е. без сторонней информации и авторства - позволю себе не согласится. Именно эта сторонняя информация, а, конкретно, авторство и наделяют артобъект ценностью. Какие-нибудь письма Пушкина или эскизы Климта или письменный стол Льва Толстого - ну, посудите сами, были бы они так ценны, не знай мы кто их хозяева.

17 Июль 2017, 23:21
avatar
Eldar Zakirov
Попов Алексей Вячеславович
1

Вот и я об этом: письма Пушкина несут, скорее биографическую и историческую ценность, но вряд ли их рассматривают как объект искусства или шедевры литературы. С эскизами Климта разнообразнее все может быть: вплоть до самостоятельной ценности как пример хорошего рисунка.

Но вообще, надо сказать, что в 20 веке в сфере высокого искусства главенствующую роль стали играть пиар и маркетинг, а не достаточно эфемерная художественная ценность: именно они определяют, какой художник будет греметь и за сколько продаваться.

18 Июль 2017, 10:33
В
Виктория
Попов Алексей Вячеславович
0

Алексей Попов, снизойдите ко мне неучу, объясните пожалуйста, в каком контексте "икона супрематизма" делает на фото интерьера Куббат ас-Сахра на Храмовой горе где находится сакральный камень для иудеев и мусульман?

http://allcastle.info/assets/images/foto/615-8.jpg

18 Июль 2017, 12:15
В
Виктория
Виктория
-1

А в ответ - тишина..., оно и понятно, преподаватель об этом ничего не сказал и инструкций для ответа искусствоведы не оставили.

Из воспоминаний художника П. Мансурова: «Когда я говорил Малевичу, что его черный квадрат есть буддийская религиозная эмблема, он широко открывал глаза. А эмблема эта существует тысячи лет»

А поклонники Малевича на голубом глазу ещё и добавляют: "Вы ничего не понимаете в искусствоведении!"

20 Июль 2017, 12:36
В
Виктория
Попов Алексей Вячеславович
-1

Поправлю, это мнение людей прошедших промывку мозгов и не умеющих мыслить самостоятельно - кубоголовые, что с них взять. Такие искусством назовут любой высер, в буквальном смысле слова, когда в пятую точку заливают краску, а потом -ах шедевр!

17 Июль 2017, 10:47
avatar

Какая умная эта тётенька Шакко, аж страшно....но, я бы на такой не женился, хоть озолоти, не....нафиг....

«Бог с ними, с этими умными и учеными женщинами! С простенькими лучше и спокойнее живется», — думает он, принимая от Лидочки тарелку с цыпленком…

Вспоминает он, что у цивилизованного мужчины является иногда желание поболтать и поделиться мыслями с умной и ученой женщиной…

«Что ж? — думает Сомов. — Захочется поболтать об умном, пойду к Наталье Андреевне… или к Марье Францовне… Очень просто!»

А.П. Чехов

17 Июль 2017, 12:36
В

Мне рассказ Толстой не понравился)))уж очень откровенно пиарит Малевича - ах, он всё свёл в нуль и нуль оказался квадратным, ах, тысячи проходили мимо не замечая переступали, ах, провёл границу ... .

17 Июль 2017, 00:24
avatar

Ну может у неё корыстный интерес есть, что плохого то?

17 Июль 2017, 06:22
В
Виктория
Михаил Иванов
-1

У неё идеологический интерес.

17 Июль 2017, 10:50
avatar

Одно другому не мешает, а даже наоборот....

17 Июль 2017, 12:39
avatar

Что за чешуя.

17 Июль 2017, 09:14
В

"Супрематизм повлиял на развитие архитектуры и оформительского искусства"

Так повлиял на архитектуру, что многие с радостью поменяли бы "модульные коробки" на старинные дома с высокими потолками и уютными не продуваемыми двориками. Оформительское искусство- это оружие пропаганды, как без него-то мозги промывать?

Повлиять-то повлиял, но вот повода радоваться и пищать от восторга, не вижу.

17 Июль 2017, 12:08
avatar

чк - это идеология и пропаганда... а за одно и лакмусовая бумажка, чтоб без лишних словопрений узнать, что у пациента под крышкой булькает

...

можно не заполнять длинных анкет и таблиц по психо-тэстам... а сразу видно, кто гандон или на гандонов работает

17 Июль 2017, 12:21
avatar

Именно! Как книжки с ятями . :)

17 Июль 2017, 12:30
avatar

Есть у меня старый друг, занесло его давным-давно работать искусствоведом в "Музей Современного Искусства". На вопросы типа: "а как ты всё это умудряешься объяснять и расписывать?" отвечает тоскливым взглядом.

И в то же время, сам собирает монеты Римских провинций...

17 Июль 2017, 12:47
avatar
STANiSLAFF
Михаил Иванов
0

про то, что у чЕла - денех на жызть не хватает, вот и пошёл на такую работу - это отмазка старая, как мир...

примеров - из жизни - муль-йЁн:

деревенский житель, работающий на фашистов - становился полицАем (поступок квалифицируется однозначно)

искусство нынче (и всегда) - оружие политики и пропаганды враждебных сил

... соответственно - и логика тут простая:

кто работает на гандонов, тот и сам - гандон

.

точка

17 Июль 2017, 12:57
avatar

Вот я и клоню к тому, что идеологии в современном искусстве - ноль, или около того...а уж всяких там философий-шмилософий и подавно.....

17 Июль 2017, 13:04
avatar
Eldar Zakirov
Михаил Иванов
1

Как-то принес в институт свои творческие работы. До этого стеснялся, никому не показывал, а тут расхрабрел и выдал. Преподаватель Истории искусств, которая, к тому же, археолог, нашла в моих работах столько глубинного смысла и подтекста, что мне стало даже как-то неловко: право же, я ничего такого и близко не вкладывал. Но - в этом сила и хлеб искусствоведов.

17 Июль 2017, 13:53
avatar

В самом примитивном варианте это будет так - ребята в трениках, с цепкой рыжей, на корточках, три стаканчика и шарик...кручу, верчу, обмануть хочу :-))))

Но это естественно только для тех кто Шакко не читал...

17 Июль 2017, 14:15
avatar

Большое спасибо!очень познавательно и полезно!

Единственно выскажусь...пятиконечная звезда была на погонах царских офицеров. А обращение "товарищ"...это просто обращение рабочих людей ,простого сословия друг к другу. Подверждение этому можно прочесть у КУприна в "Листригонах" рассказ "Молодое вино""...товарищи зачем мне эти сапоги ?До зимы ещё далеко ,давайте их пропьём!" Читал в разных источниках.Хотя конечно же....всё имеет ..разный смысл для разных групп людей.возможно им придавалось у масонов иное значение.Но всё таки.

9 Июль 2021, 12:31
В
Виктория
Есаулов Илья
0

Пожалуйста!)

9 Июль 2021, 13:35