Стиль Сезаннa

Main original

СЕЗАНН Поль (1839–1906) — французский живописец,
один из крупнейших представителей постимпрессионизма.
Учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе
рисования (1858–1860), посещал академию Сюиса в Париже.

В своём творчестве художник попытался ценой
титанических усилий примирить классику и современность,
Пуссена и природу, законы большого стиля и право на
индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества
индивидуального выбора никакой стиль больше не мог
быть образцом для художников, каждый из которых
выбирал теперь свой путь в искусстве свободно,
повинуясь исключительно внутренним свойствам своей
души, а не требованиям художественного сообщества.
Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн,
была в принципе невыполнимой, что и предопределило
постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно
утверждать и свободу, и каноны. Но те конкретные
художественные результаты, которых достигал в своём
творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что
вызывали уважение у представителей самых разных
направлений в живописи.

Картины Сезанна напоминали всем экспериментаторам, что
связь между классикой и современностью составляет
основу для того, чтобы искусство красок и форм не
утратило в процессе своего развития критерии
художественности, заменив их полным произволом
живописцев, ставящих во главу угла исключительно
своеобразие вместо законов гармонии и красоты.
Не случайно одним из художников, чьи работы очень
сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен,
крупнейший представитель классицизма. Классицизм нёс
в себе законы устойчивости и равновесия, которые во
многом соответствовали реальной природе вещей, законам
существующего мира. Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный,
уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому,
что искал в природе и живописи сам Сезанн. Сезанн верил, так же,
как и представители Возрождения и классицизма, что в
основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила
всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию.
Родственны Сезанну были и те защитные барьеры, которые
ставил классицизм на пути произвольного подхода к решению
живописных задач и задач выражения формы.

Выразительность как самоцель, выразительность ради
выразительности, применение тех или иных живописных приёмов
ради создания того или иного экспрессивного эффекта
противоречили взглядам Сезанна, для которого живопись была
прежде всего не искусством, а средством познания, дающим человеку возможность непосредственно соприкоснуться с некими основами мироздания. Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе, и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников — новаторов, таких, как Гоген, Ван-Гог, Сёра, и другие, именно потому, что видел в их работах перевес произвольности, индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности. И хотя трёхмерность на живописном полотне — искусственно созданная иллюзия, Сезанн считал эту иллюзию величайшим завоеванием живописи эпохи Возрождения, потому что изображение объёма приближало, с точки зрения Сезанна,
живопись к реальности. Поэтому работы Гогена Сезанн называл
«раскрашенными китайскими картинками». Сам же Сезанн верил,
что формы природы образуют в конечном счёте органическое
единство, и в конечном счёте в основе всего существующего
лежит некое ограниченное количество основных форм.

Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением
в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн,
безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов
с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно.
Здесь скорее можно говорить о том, что и пифагорейство, в
свою очередь, лишь выразило некие прозрения, которые
свойственны людям разных исторических эпох, независимо от
того, знают эти люди взгляды пифагорейцев или нет. Это
означает, что Сезанн сначала пришёл к своим убеждениям
самостоятельно, а уже потом осознал, с какой традицией они
родственны. Сезанн стал в итоге родоначальником живописи
форм в европейском искусстве, одним из направлений которой
вскоре после Сезанна был кубизм. Но кубизм, даже в лице
Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи
Сезанна, потому что утратил те чисто живописные качества,
богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн
в результате упорного труда. К тому же кубизм для Пикассо
был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной
игрой, а не поиском основ бытия, поэтому и внутреннее
содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее
содержательности лучших работ Сезанна.

Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он
перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную:
стал писать на белых, специально негрунтованных холстах.
В результате красочный слой на этих полотнах стал более
облегчённым, словно бы высвечивая изнутри. Сезанн стал
ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым,
смешанными, естественно, с белым цветом самого холста.
Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с
минимумом средств добиваться максимально содержательного
художественного результата. Лаконичнее в этот период становится
и лепка форм на холсте, а также их обобщённость

ФИЛОСОФИЯ ПИФОГОРЕЙЦЕВ
Основу последующего философского учения пифагорейцев
составила категориальная пара двух противоположностей — предела
и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым
началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел»
не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает
нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод
Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена
из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос,
и все, что в нём».

Комментарии38
avatar

Сезанн, на мой взгляд, самая ключевая фигура в истории искусства. Именно он, а не Пикассо, замкнул на себе развития реалистической живописи, и дал новый импульс к разным -измам.

Про Сезанна я могу говорить очень долго.

21 Июнь 2012, 20:05
avatar

— Рисунок кистью, лепка формы цветом, без предварительного рисунка.

— Широкое видение. (Как-то хозяйка дома, в котором Сезанн снимал мастерскую, убрала коврик, лежавший в углу, далеко от натюрморта с бумажными цветами, который писал художник. Сезанн сразу почувствовал, что-то не хватает. Догадался. Взял у хозяйки коврик и положил обратно в угол. На картине этого коврика не было, но ему нужен был).

— Колорит. Каждый мазок ценен и зависит от других мазков. Именно про Сезанна была сказана фраза: «Потянешь за ветку — вытянешь весь пейзаж».

21 Июнь 2012, 20:12
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Вячеслав Люлько
0

Сезанн был родом из богатой еврейской семьм банкиров. В деньгах нужды не имел.Как-то молодые художники спросили его, что нужно, чтобы стать художником.

«Хорошая рента» — ответил Сезанн.

Сезанн был очень доверчивым, добрым и щедрым человеком. Но если он чувствовал, что его хотят провести, менялся кардинально. Становился жадным, грубым, подозрительным.

21 Июнь 2012, 20:16
avatar

интересен для изучения, как первопроходец и основоположник.

ну, а лично мне — несколько его работ тоже нравятся. То бишь — большая часть — не в моём вкусе.

согласен по поводу РЕНТЫ. Еслиб не материальный вопрос — область применения своих умений и (творческих) поисков — яб изменил сильно. Чтоб не заботиться когда что продастся — и купят ли вообще.

21 Июнь 2012, 20:53
avatar

Сезанна надо в подлиннике смотреть. Как и Машкова с Кончаловским.

Кстати, в Русском музее, в Питере, когда увидел в подлиннике «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, мне показалось, что Василий Иваныч сильнее Жана Поля.))) Мощный колорит, лепка формы, плюс композиция.

Сезанн, кстати, не гнушался «лямзить» композиции у великих мастеров. Своих «Купальщиц» открыто слямзил у Тинторетто, казав: «Хороши у Тинторетто композиции, но в цвете — ни чего не смыслит».)))

21 Июнь 2012, 22:30
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
0

Покорение Сибири Ермаком — мне понравилось ещё в альбомном виде — я вообще большие альбомы с репродукциями картин — разглядывать любил — а в дошкольном возрасте умение такое рисовать — вааще кажется чем-то нечеловеческим по своей сути, нереальным.

21 Июнь 2012, 23:22
avatar

Как Суриков воду написал, м-мммм!!! Как сейчас говорят: «Сезанн стоит в сторонке и нервно курит».)))

Но это надо видеть в подлиннике.

21 Июнь 2012, 23:29
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
0

про «смотреть в подленнике» — 100 раз — ПРАВДА. когда видишь картину живьём — все ощущения сааафсемм другие

:)

21 Июнь 2012, 23:35
avatar
STANiSLAFF
STANiSLAFF
0

кстати, когда я эту картину в первый раз разглядывал — меня ещё в том возрасте посетил вопрос — а за кого тут правильно «болеть».

по книжкам — вродь как за Ермака полагается… а по картинке выглядит, как покорение дикого запада — пришли ковбои и давай перестреливать индейцев с их стрелами и пир0гами, какие и тут, соппсно видны. а так как в кино я всегда «болел» за Гойко Митича… то после лицезрения Суриковской картины — несколько потерялся даже

:)

21 Июнь 2012, 23:29
avatar

Да, уж.))) Сейчас, много пишут, что Ермак домой вообще шел, знакомыми путями.

21 Июнь 2012, 23:36
avatar

Что ещё сказать? Плюс Сезанну…

21 Июнь 2012, 21:56
avatar

В книжной графике, на основе Сезанна, много интересных иллюстраторов построили свой графический язык.

Один из самых ярких и любимых мною — Юрий Иванов.

Иллюстрации к «Тилю Уленшпигелю» (Видел эти работы в подлиннике. Размер их примерно формата А2).

21 Июнь 2012, 23:24
avatar

.

21 Июнь 2012, 23:32
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
0

ух! — у нас дома набор открыток был к Уленшпигелю — ИМЕННО ВОТ ЭТИ РАБОТЫ. Там ещё с рыцарями мне нравилось — как и полагается всем пацанятам (знАмо дело).

сегодня — чёрный рисующий — мне кажется несколько грубоватым, но для Совецких времён — и в жанре — иллюстрация — очень хорошо. Вполне приемлемо.

21 Июнь 2012, 23:42
avatar
STANiSLAFF
STANiSLAFF
0

да! и ещё там (на отдельной иллЮшке) — такая «старуха изергиль» была (вон она — рядом с девушкой, играющей на лютне — она эту девушку потом — по тексту — иглой в сердце заколола)… — старуха — 1:1 содратая толи с Дюрера, толи ещё с кого — и я всё время спорил с МАменькой — позволительно ли иллюстратору так нагло тибрить.

МАменька объясняла, что это типа такое — алавердЫ — цитирование — для посвящённых. но я остаюсь непокобелим. Цитировать надо аккуратно — чтоб и идиоту (и даже мне) — в голову плохие мысли не приходили

:)

21 Июнь 2012, 23:46
avatar

Станислафф, в наборе открыток у меня нет «старухи изергиль» на отдельной иллюшке.)))

Юрий Иванов пользуется работами Брейгеля, Иорданеса, Веласкеса. Но как Пикассо писал ремейк на «Мениниы» Веласкеса не имея даже репродукции под рукой, так и Ю. Иванов создает свой мир Фламандии и Испании 16 века.

22 Июнь 2012, 09:50
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
0

Вячеслав!

а «глаз» — до сих пор — «алмаз» — «старуха изергиль» — всё-таки оказалась Дюрерская:

именно этот портрет Юрий Иванов (скажем так) — «процитировал» в иллЮшках к Уленшпигелю. — нарисовал — в цвете — с тем же ракурсом, жЫлами на шее и примерно таким же головным убором.

на самом деле — если насыщать всю серию иллюстраций «цитатами» — в КАЖДУЮ картинку-то это будет восприниматься, как «художественный приём». при этом — если начать серию — с какой-нибудь такой цитаты, как «Мона Лиза»-то ясно будет, что это именно «цитата». Так как персонаж с такими «признаками» — точно не пройдёт публикой — НЕ ЗАМЕЧЕННЫМ.

:)

а когда «цитата» из забытых и почти неизвестных широкой публике — источников, тогда над иллюстратором неизбежно будет «висеть подозрение», что он хотел — втихаря поплагиАтить…

— это совет молодым начинающим коллегам, чтоб случайно не попортить реноме в самом начале карьеры

:)))

23 Июнь 2012, 02:52
avatar

Таких цитат в тех открытках очень много. Но мне они не режут глаз. Видно, что художник хорошо знает материал и довольно вольно пользуется им в своем оригинальном стиле.

И, кстати, Е. А. Кибрик в иллюстациях к тому же произведению не обошелся без цитат Брейгеля и Веласкеса.

23 Июнь 2012, 17:46
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
0

Вячеслав!

да это я в тинэйджерском возрасте яростно возмущался вообще — ПРОТИВ МАЛЕЙШЕГО ЦИТИРОВАНИЯ — под воздействием своего возрастного нигилизма и максимализма.

а теперь — как мной упомянуто выше — если это применяется стильно, с выдумкой — вмАсть, как говорится-то оно только подстегнёт зрителя открыть — хотя бы раз0к — страничку с классической живописью в нЭте -если уж влОм в музей сходить, при сегодняшней запАре со свободным временем

:)

23 Июнь 2012, 18:11
avatar

Сезанн, плюс «Суровый реализм», результат довольно интересный графический и живописный язык.

22 Июнь 2012, 09:39
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
0

Вячеслав!

спасибо, что выложили ещё иллЮшек —

НОСТАЛЬЖИ

:)

кстати — при первом знакомстве с этим набором открыток — сразу поразил — могучий воинственный… гульфик Уленшпигеля, замахнувшегося мечом… даже не понятно, что должно быть страшнее в пылу битвы — свирепый лик противника, или демонстративное достоинство рыцарской доблести…

:)))

23 Июнь 2012, 03:01
avatar

А потом, шикарный фильм Алова и Наумова «Легенда о Тиле», он весь в брейгелевких цитатах. И здорово. Я этот фильм до сих пор смотрю и проваливаюсь в тот мир, словно в нирвану.)))

24 Июнь 2012, 08:42
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
0

фильм Алова и Наумова «Легенда о Тиле» — неплохая экранизация.

жаль только — что тот «язык», которым говорит режиссёр со зрителем — сегодня почти обречён на забвение. Фильм рассчитан на советского зрителя, когда свободного времени было больше, и зритель (в своей массе) — был более начитан и более готов к таким фильмам.

То есть такое кино, как — «Легенда о Тиле», «Черная курица», «Янки при дворе короля Артура» и многие подобные советские фильмы — сегодняшний зритель — не досидит даже до середины — слишком длинные планы и крайне медленно разворачиваются события-то есть —

всякому времени — СВОЙ ЯЗЫК.

НУ ИЛИ —

если человек живёт где-то на природе — неспешно. енет отсутствует или почти не работает — по тв — только 2 канала (как при ссср) — и вечерами — огромная масса свободного времени — тогда другое дело

можно книжки читать — тоннами или смотреть «созерцательно философское» кино

:)

24 Июнь 2012, 17:39
avatar

Не, не, не.)))) Я помню, как в году 1977 народ вставал и уходил с «Легенды о Тиле», в то время, как я проваливался с головой в этот мир и вылазить от туда не хотел.

24 Июнь 2012, 19:48
avatar
Наталья Павлушина
Вячеслав Люлько
0

Ага, подтверждаю! :-)) Так хотелось встать и стукнуть по голове тех, кто выходил и шумел….. У нас его ещё два дня показывали — длинные серии какие-то слишком были…..

24 Июнь 2012, 21:54
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Наталья Павлушина
0

Два фильма по две серии в каждом. Там музыка, звуки, картины — не оторваться.

24 Июнь 2012, 22:42
avatar
Наталья Павлушина
Вячеслав Люлько
0

Точно! Ах как детским максимализмом повеяло…. Уж если нравится — все, кто не согласен……. ну их, в общем:-))))

24 Июнь 2012, 23:55
avatar

у Брейгеля в каждой картине такая доблесть (в смысле, гульфик), ток почему-то все больше у крестьян, а не у рыцарей)))))

24 Июнь 2012, 20:17
avatar

Это мода того времени. Элементы одежды не сшивались, а привязывались на завязках. У знати гульфики были тоже — будь здоров.)))

24 Июнь 2012, 20:26
avatar
Майк Галь
Вячеслав Люлько
0

да, на завязках удобно. как говорится — на вырост!

24 Июнь 2012, 20:28
avatar
STANiSLAFF
Майк Галь
0

когда классе где-то во втором — залез во взрослую часть домашней библиотеки, то в толстенной книге с картинами времён Гольбейна — увидел такие «моды» и охренел…

а вообще — если женский бюст — более 2го размера — уже не спрятать — и в одежде — наличие бюста — только подчёркивается, то интересно — почему —

то, что является отличительным признаком «мужчины» — в одежде принято теперь вуалировать — вот ЭТО скорее — более резонный вопрос. как не прячь «сей предмет в брюках» — его наличие — часто весьма явственно заметно на самых официальных фотографиях, где все позируют в самых современных костюмах.

по моему — если вернуть это направление в одежде — на своё законное место-то многие проблемы «неудобства» мужской одежды можно было бы успешно избежать.

чем более «в обтяжку» сшиты брюки — тем они неудобнее.

а такой вариант, как шальвары — удобен — но выглядит смешно.

— дилема, однако

:)

24 Июнь 2012, 20:47
avatar

И потом, меняли цвета, если было хотя бы два костюма разных цветов. Одна штанина одного цвета, другая — другого. Нижняя одежа обыгрывалась на стыках элементов. На кадре из фильма выше, рыцарь вообще убрал нижние элементы рукавов верхней одежды.

А шапочки у многих героев картин Брейгеля, как у младенцев, это на самом, деле подшлемники.

24 Июнь 2012, 20:50
avatar

+++

22 Июнь 2012, 12:30
avatar

великий художник! развитие русской живописи 20 века ему многому обязано…кто-то остался в сезаннистах, а настоящие художники пошли дальше.спасибо, Глеб Георгиевич!

22 Июнь 2012, 15:45
avatar

А вот о полярнастях можно вынести отдельный разговор. Вопрос обретения целостности в искусстве, как и самого человека.

22 Июнь 2012, 16:03
avatar

Статья весьма противоречивая и не глубокая, с вольным обращением с терминологией…

«Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны» — интересно, из чего автор сделал такой вывод?))) Тем более «что связь между классикой и современностью составляет основу для того, чтобы искусство красок и форм не утратило в процессе своего развития критерии художественности, заменив их полным произволом живописцев, ставящих во главу угла исключительно своеобразие вместо законов гармонии и красоты.»

При этом Сезанн, разумеется, нисколько от этого не пострадал, сохранив свое величие)).

22 Июнь 2012, 17:34
avatar
Служаев Викторpro
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Сергей, так вопрос противоположностей основа всякого приятия и не приятия. Опять сводится всё к свободе и не свободе. Противоположные сущности в совокупности своей не решают проблем в искустве, с другой стороны вопрос их слопывания….

22 Июнь 2012, 20:45
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Служаев Виктор
0

Виктор, то как на личном уровне каждый решает — это одно, то как об этом пишут искусствоведы — совершенно иное)).

Автор, как правило, не дуплится в происходящем, да оно ему и нафиг не надо — он другим занят)), а искусствоведение — типа, если не наука, то претендующая на некое знание институция, а значит, дабы оно вышло за рамки частного «имхо», оперирует общепринятыми критериями. Не будь этих критериев, не было бы ни искусствоведения, ни самого понятия «искусство», ни процесс обучения был бы невозможен (как объяснить, передать невыразимое, не имея критериев?), и т. д.

И когда искусствовед в одном предложении дает тезис — свобода взамен канонов (почему канонов, а не догматов? канон — «тростник», то есть, помимо мерила, подразумевает гибкость)), в отличие от догмата, который есть непреложное правило уровня аксиомы), а в следующем предложении утверждает антитезис — это что? Шизофрения? Красивые слова, собранные в кучу, типа очень умный?

Внутри каждой личности уживаются и конфликтуют тезисы с антитезисами)), добро со злом, черное с белым, кислое с сладким и т. д., более того, сам организм в своей жизнедеятельности «пользуется противоположностями», иначе жизнь невозможна как факт. Но в искусствоведческой статье городить хрень, здесь утверждая одно (не без вопросов, как с каноном например), а здесь противоположное — нууууу….))) прикольно, как минимум.

22 Июнь 2012, 21:26