Репин и фотография

Main original

В статье рассказывается об использовании  И.Е.Репиным в своём творчестве фотографии. Текст взят из книги. И. Е. Репин.К 150 лети со дня рождения. Сборник статей.1995.грм

Е.В.Кириллина
О работе И.Е.Репина с натурой.
По материалам фотоархива художника

.Более пятидесяти лет тому назад в уцелевшем после войны 1939-1940 годов репинском доме, знаменитых Пенатах был открыт мемориальный музей художника. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии, из которых составился внушительный фонд И.Е.Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств).

Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий. Исследователи творчества художника не раз обращались ко всем материалам репинского архива, была просмотрена и фотографическая часть. Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Но можно смело сказать, что менее всего обращалось внимание на чисто изобразительную ценность этого материала с точки зрения творчества Репина. Тем более, что многие снимки не очень хороши по качеству и относятся к разряду так называемых "любительских". Однако рассмотренные внимательно, как по отдельности, так и в целом, эти документы являют особую, очень интересную картину. Их любопытно изучать уже потому, что все они погружают нас в творческую атмосферу художника, приоткрывают тайны его ремесла, а взятые в соответствии с его картинами и рисунками, позволяют выпукло представить зримый мир, окружавший Репина и дававший пищу его уму, душе и глазу. Для сотрудников музея Репина стало уже обыденным и привычным сверять конкретную обстановку мемориальных комнат художника с его картинами и рисунками. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность. У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. Художник относился к делу столь серьезно, что в каждом отдельном случае он выступает в разных качествах. Так, например, материалы к картине "Проводы новобранца" выполнены с протокольной точностью ученого-этнографа, этюды и зарисовки для картин "Царевна Софья", "Запорожцы" сделаны ученым-историком и археологом, а обстановка в работах на современные темы выполнена с документальностью фотографического снимка или кадров киноленты, еще не существовавшей тогда, но во многом предвосхищенной Репиным, как по приему композиции, так и по выразительности того, что сейчас мы назвали бы "крупным планом". Словом, Репин отличался той внятностью языка и той чистотой дикции, которая всегда отличает лишь первоклассных артистов.
Страстную привязанность Репина к натуре, к изображению предметного мира отмечали уже его современники, осуждающе или восхищенно, в зависимости от позиции наблюдателя. А первый биограф художника, Сергей Эрнст, писал: "Ему, влюбленному во все прекрасные и низкие тайны жизни, в бесконечное разнообразие движений человеческого сердца, в бесконечное разнообразие выражений человеческого тела, открыта, как немногим, тайна жизни и ее претворение в искусстве, тайна двух этих стихий, столь близких и столь далеких друг другу, та самая тайна, в коей скрыта разгадка художественного совершенства и самое величие искусства"1.
К.И.Чуковский, около десяти лет наблюдавший Репина в быту и в работе, вспоминал: "Это не был бесстрастный копировальщик природы, он писал ее восторженно, благодарно и нежно, и я тысячи раз подмечал у него на лице счастливое выражение влюбленности, с которым он вглядывался в то, что писал <...>
Вообще художественный аппетит был у него колоссальный.
Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью"2.
Но обратимся к фотоархиву художника. Прежде всего, в нем около пятисот фотографий самого Репина. Здесь же снимки родных, близких, детей - и таких "карточек" не менее двухсот. Не менее сотни фотографий разных знакомых. Большое место занимают пейзажи, снимки разных народных типов. Около четырехсот фотографий художников и их картин, или картин старых мастеров. В архиве имеется около сотни снимков с работ самого Репина, примерно столько же фотографий Репина с моделями во время сеансов, причем на многих из них видно изображение, созданное художником.

Но что представляет для нас особый интерес: в архиве хранится не менее трехсот фотографий, имеющих непосредственное отношение к произведениям Репина, и большая часть их сделана специально, либо самим художником, либо по его заказу. К этому последнему обстоятельству мы еще вернемся, а теперь попытаемся представить, чем же была фотография для Репина. Для Репина, как и для большинства художников второй половины XIX века, фотография была, безусловно, вспомогательным, но достаточно надежным способом фиксации натуры, а также незаменимым средством репродуцирования произведений искусства. Письма Репина и его адресатов полны сообщений о заказе, присылке или получении "портретов", "картин", "скульптур", причем авторы воспроизводимых вещей, в частности Репин, нередко подправляли изображение, в результате чего появлялся как бы новый вид воспроизводящей техники, что-то среднее между репродукционной гравюрой и рисунком.
Развитие творчества Репина совпало по времени с бурным расцветом фотографии, заявлявшей уже права гражданства как новый вид изобразительного искусства. И если на первых порах многие художники били тревогу по этому поводу, то Репину фотоаппарат никогда не представлялся конкурентом. В 1895 году он писал А.В.Жиркевичу: "Относительно фотографии я с Вами вполне согласен: в последние лет 20 ею пользуются взапуски второстепенные художники, и она дала свои результаты: материалы, протоколы натуры, конечно, незаменимые, но создания художественные по-прежнему идут своим путем и выходят больше из глубины души автора. А борьбы с этим никакой не нужно; эта работа в общем способствует высоте и развитию внешней формы искусства - в пластике изображений всякого рода великое подспорье"3. В одном из ранних писем к Стасову Репин говорит о фотографии как "поистине великой выдумке ума человеческого"4, хотя речь в письме шла как раз о несовершенстве новой техники.
В пору юности художника фотография уже получила широкое распространение, хотя с момента ее официального рождения прошло немногим более двадцати лет (1838 год). Во всяком случае, юноша, приехавший в Петербург в начале 1860-х годов, мог вполне прилично сняться, чтобы послать карточку родным, а приехав в 1867 году в Чугуев на каникулы, увезти потом с собой в Петербург снимок, запечатлевший его с матерью и братом. Будучи учеником Академии, Репин не раз снимался с товарищами.
Следует оговорить одно немаловажное обстоятельство. Нам, людям конца XX века, захлестнутым потоком информации, поступающей через звуковые и изобразительные каналы, уже трудно понять, какой "голод" испытывали наши прадеды в XIX, и как жадно воспринимали они и звуки, и изображения. Имея в виду это обстоятельство, мы поймем восторг молодого Репина, который пишет Стасову в ответ на присылку им материалов для картины "Славянские композиторы": "Не знаю, как и благодарить Вас, дорогой Владимир Васильевич, за карточки. Такая прелесть! Какие типы! И надо отдать справедливость фотографии. Замечательно сняты'".
Фотография для Репина не только не была тормозом, но часто служила и стимулом для творчества. Он писал Стасову в марте 1873 года: " Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? Обещали посидеть для портрета. Исполните же ради Бога свое обещание"6. Уже через месяц портрет был написан. Это первый из репинских портретов Стасова, профильный. Приступая к работе над картиной "Царевна Софья", художник тщательно изучал документы петровской эпохи, искал подходящий тип женщины, делал зарисовки и с простолюдинок, и с женщин своего круга. В результате был создан сложный образ, в котором причудливо сочетается интеллект и достоинство вместе с грубой животной силой. Во время работы была сделана и фотография с простой женщины, по-видимому, кухарки Репиных, снятой по заказу художника в нужной ему позе, "с экспрессией", как тогда говорили. В начале 1880-х годов П.М.Третьяков решил заказать Репину портрет М.И.Глинки. "Ваше письмо, - писал Репин, - меня застало врасплох относительно портрета М.И.Глинки; когда-то, помните, говорили об этом, но после бросили и забыли, и я даже и не возвращался к этой мысли. Сделать живой портрет, без натуры, едва ли возможно; казенный никому, особенно Вам, и даром не нужен, остается одно - делать картину, это задача нелегкая, и ее нельзя решить вдруг; надо подумать, почитать о нем, порасспросить людей знавших, и тогда, если что составится, то попробовать - выйдет что-нибудь - хорошо, не выйдет - бросить. Возьму его записки и стану опять читать, и расспрашивать , и советоваться; авось либо что-нибудь вдохновит. Его все-таки придется изобразить с бакенбардами, а это почти борода"7.
Картину Репин написал в 1887 году, перебрав несколько вариантов композиции, в которой Глинка был и стоящим, и сидящим у инструмента. В конце концов Репин остановился на позе полулежащего и сосредоточившегося человека, который как бы прислушивается к рождающимся в его воображении звукам. Для этой композиции был сделан снимок. Позировал Репину отец его жены А.И.Шевцов, - кстати, часто служивший Репину моделью и, уже однажды, именно для Глинки, в картине "Славянские композиторы".
Приступив в конце 1880-х годов к созданию картины "Искушение Христа", Репин занят поисками соответствующих типов. Исходной моделью для Христа стал В.Г.Чертков. Узнав, что тот собирается остричь свои длинные волосы, Репин пишет ему: "Как жаль, что я не могу видеть Вас теперь! Вот моя просьба: снимитесь в фотографии, прежде чем острижете волосы, и пришлите мне экземпляр. Снимитесь в таком повороте: (рисунок). И еще поворот - немножко повыше голову и смотреть вверх (рисунок). Мне же ехать к Вам теперь нет никакой возможности'*.
Известно, что в картине "Крестный ход в Курской губернии" также есть фигуры, написанные с использованием фотографии. Это две странницы, идущие с левой стороны процессии. В архиве Репина имеется пять вариантов снимков этих странниц. Возможно, они сделаны специально по заказу Репина. Разглядывая их, можно убедиться, насколько Репин свободен в выборе натуры и как не рабски он следует фотоизображению. Его этюд подобен этюду живой натуры. Фигуры поставлены свободно, но сохранены все детали одежды. Уже говорилось о том, что в архиве Репина около пятисот фотографий с него. Есть там и снимки, выполненные знаменитыми мастерами А.И.Деньером, М.М.Пановым, К.К.Буллой, С.А.Юрковским. Есть и любительские, многие из которых сделаны Наталией Борисовной Нордман. Репин запечатлен в разных возрастах, начиная с юных лет и кончая старостью. Это целая летопись жизни художника, позволяющая увидеть всю многогранность его натуры.

Общепринятым стало мнение И.Э.Грабаря, что Репину не удавались автопортреты. Фотографии с художника в известной мере опровергают это. Ведь Репин создал много автопортретов, которые правдиво рисуют состояние человека в какой-то определенный момент, и для каждого такого момента
Неизвестный в позе Николая II в Тронном зале. Фотография сделана во время создания Репиным царского портрета. 1896

портрет удачен и похож. Вероятно, сетования Грабаря связаны с тем, что Репин не создал "синтетического" своего портрета, где был представлен во всем блеске маэстро. Но такой подход не в характере художника. А этот пробел восполнил фотограф Н.Оцуп, создавший в 1909 году прекрасный фотографический портрет художника в его мастерской в "Пенатах".
В конце 1890-х годов в жизни Репина произошли большие личные перемены: он соединил свою судьбу с Наталией Борисовной Нордман, принимающей близко к сердцу его труды и заботы. Нордман была страстной фотолюбительницей. Она окончила специальные курсы при Русском техническом обществе и участвовала в конкурсах, причем довольно успешно. Ее снимки отмечались медалями и упоминались в рецензиях. В своей совместной жизни с Репиным Нордман дорожила любой минутой их общения и старалась запечатлеть художника в разные моменты его состояния и настроений. Часто получались целые серии, близкие к кинематографическому изображению. Фотографии, сделанные Нордман, очень нравились Стасову (Нордман снимала и его). Стасов считал, что постановка натуры у нее выходит очень жизненной, правдивой и непринужденной. Под влиянием Нордман стал заниматься фотографией и Репин, особенно после того, как они купили в 1900 году фотоаппарат "Кодак". Нордман научила Репина обращаться с ним, и они снимали друг друга на Всемирной выставке в Париже и в городах Тироля, где потом отдыхали и где Репин написал портрет Нордман (в тирольской шапочке). Фотографические опыты Репина очень забавно описаны Нордман в ее дневнике во время совместного путешествия с Репиным. "Он [kodack] служит для нас некоторым яблоком раздора, - сообщает Нордман. -Моя закостенелая академичность столкнулась со свободным художественным вкусом. Ну, конечно, понемногу она пошатнулась и разрушилась! Под этой операцией само собой я не раз поплакала. Теперь уже больше и не спорю, и ужасно обижаюсь, когда мои указания, относящиеся к обращению с аппаратом, Ильюша принимает за бездарные советы"9.
Умение обращаться с фотоаппаратом очень пригодилось Репину, когда он приступил к работе по созданию картины "Государственный Совет". И.С.Куликов, вместе с Б.М. Кустодиевым помогавший Репину в работе, вспоминал: "Репин с каждого члена государственного Совета Репин успел сделать очень быстрый живописный эскиз и несколько фотографических снимков. Он снял отдельно центр, боковые части, а также отдельные группы. По-видимому, рассматривая внимательно снимки, он отмечал характерные позы и потом, приходя на очередное заседание, еще раз снимал этих людей, по группам и  в  отдельности.  Так  была  найдена  поза Совета, перед тем, как писать с него этюд, делал своим фотоаппаратом снимки, которыми мы и пользовались при работе в картине над деталями. Пластинки проявляла Нордман; "мой фотограф", как говорил Репин"1". Всего было сделано около 130 снимков. Несмотря на неважное качество, они являются драгоценным материалом для расшифровки художественного видения Репина. Как же работал Репин? На этой картине, выполненной по официальному заказу, изображено 80 человек. Все они документально похожи и как бы застигнуты в моментальном и характерном для каждого движении. Во время первого заседания  Государственного Совета Репин успел сделать очень быстрый живописный эскиз и несколько фотографических снимков.Он снял отдельно центр, боковые части, а так же отдельные группы. По-видимому,рассматривая внимательно снимки,он отмечал харрактерные позы  и потом,приходя на очередное заседание. ещё раз снимал этих людей, по группам и в отдельности. Так была найдена поза
известного путешественника П.П.Семенова (впоследствии Тяншанского). Этюд с него близок фотографическому снимку, хотя общая композиция несколько иная. Интересно рассмотреть вместе несколько групповых снимков левой части зала. В центре сидит Семенов (Тяншанский); за ним едва виден А.П.Игнатьев. На других снимках он более виден. И вот, наконец, снимок, где Игнатьев уже в его знаменитой позе, полуобернувшись. Позже Репин пригласил его в зал Совета одного и усадил для позирования в той выразительной позе, которую сын Игнатьева находил самой характерной у своего отца. Так же были найдены движения и других членов Государственного Совета: великого князя Михаила Николаевича, великого князя Владимира Александровича, С.Ю.Витте, И.И.Шамшина, А.А.Половцова, С.М.Волконского. Н.Н.Герарда и И.Л.Го-ремыкина Репин застиг разговаривающими и снял их вдвоем, а потом отдельно, Горе-мыкина без Герарда, то есть старался точнее зафиксировать натуру, чтобы изображение можно было варьировать. Словом, художник старался обеспечить себя, как можно полнее, этюдным материалом, без которого обычно не мыслил себе работу. В письме от 29 апреля 1926 года Репин писал: "Вы ставите, что меньше всего исканий было в моей картине Государственный Совет. Вы прозорливы!!! Ведь со мною был "кодак", положим - плохой <...> фото вышло очень плохое, но суть все же вышла настолько, что можно было воспользоваться - это уже счастье <...> Чего же еще искать? Реализм получить требуемый снимок!!! Хотя и плохой, неясный ... Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись!.. Никакие искания не заменят такого материала, и я благодарю Бога за это счастье!!!"12. Нужно сказать, что Репин обращался к фотографии не раз, особенно при выполнении официальных заказов. Так, одновременно с "Государственным Советом" он написал еще отдельно портрет В.К.Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Фотографии помогли сделать и атрибуцию портрета, находящегося в Национальном художественном музее республики Беларусь.
Но вот что интересно, когда к Репину обращались с заказами написать портрет по фотографии, он, как правило, отказывал, если, конечно, дело не касалось изображения людей, дорогих Репину, таких как Брюллов, Пушкин, Гоголь, Шевченко, Глинка. Кстати, при воспроизведении облика этих людей он пользовался также посмертными масками, отливки с которых сохранял в своей мастерской. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Более всего в творческой практике он ценил непосредственное свое впечатление от виденного, а подсобный изобразительный материал высоко ставил как средство для наиболее правдивого и полного отображения реальной натуры. И для Репина, человека жадно осваивающего видимый мир, фотография, как и этюды, рисунки, была средством анализа натуры, которая, синтезируясь потом в картинах, поражала его современников и поражает зрителя по настоящее время живой жизнью, как бы идущей за раму полотна и захватывающей непосредственностью переживаний вечных человеческих проблем и истин.

Комментарии3
avatar

а вот картиночки так и не удалось вставить.ну.,первый блин комом. простите великодушно...

12 Февраль 2010, 00:01
avatar

Вот например ссылка на картину "Государственный Совет"http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Repin_state_council.jpgТам ниже наброски с натуры всех участников картины.Я не против использования фотографии как вспомогательного материала. Если я, например, рисую лошадь и не совсем понимаю, как рисовать некоторые моменты, я полезу смотреть анатомию и различные фотографии.. Но для того, чтобы понять структуру, а не срисовать.Фотография она плоская. Это не то к чему надо стремится.Когда фотография на качественном уровне начала спорить с живописью, очень многие забили на реализм и ушли в различного рода постмодерн.. другие попытались выдрочить как на фото и назвали это гиперреализм.. это просто.. к сожалению, мало художников, которые могут писать живо, как тот же Фешин или Репин.Где реализм настоящий не "газетный" фотографический и пространство есть и эмоции.А то что Репин фотографировать любил...Ну и что?:)) Я вот тоже профессионально фотографией занимаюсь. С рисунком это никак не пересекается.

12 Февраль 2010, 02:19
avatar

так я и не говорил что репин срисовывал с фоток,он пользовался ей как и все нормальные художники---при отсутствии возможности сделать этюд или хотя бы набросок,или в подкрепление им----с помощью одних фоток хорошей картины не напишешь(сам проверял)--там сама природа подсказывает направление мазка или штриха--а что касается всяких гиперреализмов,авангарда и много ещё чего---так ничего в этом плохого нет,всё имеет право быть,и каждому уже решать для себя--что ему нравится или не нравится

12 Февраль 2010, 02:41