Лемкуль Федор Викторович
Очень уважаю этого замечательного графика за самобытность и великолепное владение композицией и рисунком
Федор Викторович Лемкуль (1914-1995) — график, иллюстратор детских книг.
Фёдор Лемкуль начал рисовать в раннем возрасте. В юности закончил московский Полиграфический техникум, где познакомился с Фёдором Хитруком, будущим знаменитым мультипликатором, ставшим его близким другом. После окончания техникума, Лемкуль работал в различных московских популярных журналах и издательствах, сосредоточив свое внимание на книгах для детей.
Всего проиллюстрировал более 130 книг, оформил произведения любимых и популярных авторов.
Федор Лемкуль был также заядлым коллекционером — вместе со своей женой он собрал замечательную коллекцию художественного стекла, переданную семьей в дар Государственному Историческому музею.
Лемкуль принадлежал к поколению реформаторов детской книги. Его излюбленной техникой было комбинирование легкой прозрачной акварели с точными летящими штрихами, выполненными тушью.
ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
ПОЧТА
ПОЖАР
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
сейчас он мне ближе чем в детстве )), правда, сугубо профессионально (этим и ближе, в детстве нет критериев этой области), я склонен к более «мягкому», пластичному, жесткая графичность вызывает у меня психологическое отторжение поневоле )), при том что с профессиональной точки зрения никакого конфликта и сплошные плюсы ))
так же думаю))
полюбила уже во взрослом состоянии - стала способна оценить это великолепие и смелость))
мне кажется когда-нибудь будут говорить об этом времени с очень большим уважением, типа - "серебряный век советской иллюстрации", и ценить будут гораздо дороже))
та цена за оригинал, что вверху, гораздо больше, чем обычная в 10-15 тыс. руб за оригинал мастера
Лес как классно и лихо нарисован:)
+
+++!!!
Один из моих любимых еще с детства.И в зрелости не разочаровал.))
Спасибо, здорово!
очень хочется на какой-нибудь выставке поразглядывать оригиналы...
вот там и оценишь, что значит рука мастера
а все эти картинки сканированы с уже испорченных советской полиграфией книжек, хотя мастера и работали, пытаясь учитывать всевозможные огрехи при печати
+++
А у меня никакого отторжения нет. Изящество, построенное на отборе и обобщении, исключающее вымученное благополучие - вещь великая и доступная не всем. Для того, что бы так снайперски попасть с одного касания в нужную пластику, необходимо перепортить вороха бумаги. То, что сейчас массовым зрителей подобный язык воспринимается с некоторым трудом - во многом виноваты, к сожалению, мы. Прогнулись под рынок, под попсового издателя, не доверяющего зрителю. Они решили, что якобы такая стилистика не понятна и не достаточно детская. А это неправда. Если бы на современном книжном поле было побольше таких мастеров как Фёдор Викторович Лемкуль, ранний Владимир Васильевич Лебедев или Лев Алексеевич Токмаков, то дети гораздо легче воспринимали всю широту живого, но не гламурного приторно зализанного рисования. Но увы, моду диктуют те, кто декларируют, как говорит Владимир Валерьевич Перцов, "КУКОЛЬНОСТЬ и ИЛЛЮЗОРНОСТЬ"! Но это не всегда художественный подход. А, в связи с тотальным приходом в книгу растрового рисования с его алгоритмичекими средствами, дело только осложнилось. Кстати, у Перцова в понедельник открылась выставка к 80-летию в Государственной детской библиотеке на Калужской площади, дом №1 в Москве. Вот тоже пример потрясающей виртуозности и самобытности и в шрифте, и в иллюстрации. Очень рекомендую. если есть возможность сходить с детьми.
точно - снайпер! :)
спасибо за комментарий
и информацию о выставке
так у Вас характер рисунка подобный ))
++++++++++++++
+++++!!!!!!
уверен - целевая аудитория такое не любит!!! тогда в чем его профессионализм??? )) или я чего-то не понимаю))
недавно Слава Люлько в своём блоге выкладывал видео с мастер-классами именитых советских иллюстраторов
меня поразила грустная Ника Гольц, которая при общении со слушателями, показывая свои иллюстрации, сказала, что всё это неправильно и сейчас так иллюстрировать книги нельзя...
получается, что профессионализм в этом иллюстраторе дано увидеть не всем... мне жаль и не жаль, что мы все такие разные
Я в детстве такие книжки вышвыривал вон!!! Ибо все мрачно и серо!!!
неужели ваша мама покупала вам такие книжки? :))
Напрасно....сейчас бы очень пригодилось!
Максим, признательна и вам за эмоциональный комментарий
впрочем, мне самой нравится далеко не всё и не каждая иллюстрация интересных и достойных авторов, но у Лемкуля есть чему поучиться, есть что подсмотреть и чем восхититься
++++++++++
очень)...спасибо
Интересный художник! Спасибо!
Лихо он рисует)) Очень понравилось. А на счет серости... В детстве, помню, тащилась от иллюстраций Тенгиза Мирзашвили к книге "Смерть волка" (да и теперь тащусь)) Иллюстрации там - всего несколько мазков тушью - но насколько они органично подходят к тексту... Так что яркость в детской илюстрации - далеко не глааавное))
О! Помню с детства... спасибо!
книжек подобного направления - при ссср - были, видел - в достаточном количестве.
отторжения не было, понимание - было, хоть и не самый любимый стиль в иллю-х.
но это скорее - заслуга драгоценных родителей - да и с каждого МэМэКэВэЯ - мАменька притаскивала ворохом - самые интереснЮчие книжки - в том числе буржуйские, которые всеми правдами\неправдами - выуживала из рук работников книжных выставок.
по этому - мне просто - было с чем сравнить - методом элементарного сопоставления. И то, что на первый взгляд - пр0стенький рисуночек - требует от илл-ра настоящей зрелости - я, как минимум догадывался (и в пацанчиковом возрасте). Но полностью оценить смог - наверное годам к 25, когда сам уже вовсю - рисовал книжки и был поглощён притягательными свойствами - профессии иллюстратор.
а чтоб правильно оценить - в чём профессионализм такого стиля - это надо взять книжку - найти свободное время и место, чтоб была возможность погрузиться в мир, созданный её авторами - ЦЕЛИКОМ.
и, когда происходит - фулл контакт, когда внимательно наблюдаешь, что и как разворачивают авторы в ходе повествования -
когда - между моим личным детектором правды и книгой - нет ни одного зазора, как между плитами в коридоре внутри Египетских Пирамид - не протиснуть даже листок бумаги...
вот тогда и возможно оценить - в чём профессионализм.
Интересно, что вы его вспомнили. Мне в детстве его рисунки в журнале «Пионер» нравились. Но потом как-то в институте, работая над дипломом «Французские сказки», показал вариант иллюстрации Дехтярёву и получил от него серьёзный разнос . У меня на рисунке были изображены герои в довольно схематичных костюмах с условными складками на одежде.
- «Это напоминает водопроводные трубы на рукавах, которые своим героям рисует Лемкуль. Если ты думаешь, что это хорошо, то ошибаешься. Сие идёт не от большого мастерства и подражать такому не стоит».
Потом последовала небольшая лекция с примерами на тему «что такое хорошо и что такое плохо». В компанию к Лемкулю полетели и Кокорин с Минаевым…
)))
когда был выбор - со множеством стилистик - то на 20-30 купленных домой книжек - родному дИтятке - одну можно было купить и Лемкуля... даже с "водопроводными трубами" на рукавах.
другое дело, что щас - стилистическое разнообразие - принесено в жертву осторожности коммерсантов-издателей,
ну и - справедливости за ради - нужно отметить, что - книжка, которая естественно смотрелась на СССРном прилавке - сегодня - действительно - выпускать её будет рискованно - так как - не известно - пойдёт или провалится - ибо разорвана культурная преемственность поколений.
детишки приучены к стилистике сегодняшних мульт сериалов.
Узнаю, метра.)) При всем уважении к Б.А., он все же сильно прогибал под себя.Помню, принесла илл. к "Медной горы хозяйке". Данила был нарисован этаким ладно сбитым мужичком, с мускулистыми руками, плечи-косая сажень и, как положено, с не слишком аристократическими чертами лица, но и не урод. Словом, деревенский крепыш. "Ну разве в такого можно влюбиться? Груб , кряжист, некрасив!"-услышала я. Переделала. Стройный, с идеальными пропорциями юноша с благородным лицом понравился больше....
И Кокорин и Минаев и Цейтлин и Майофис и Трауготы очень нравились, но больше всех Алфеевский!!!
Совок - ГНОБИЛ,гнобил,а сколько было замечательных художников,без пошлости и слащавого угодничества!))
Совок,гнобил,гнобил....,а какие замечательные художники были - без пошлости и слащавого лицемерия! Смотришь сейчас детскую литературу - две-трети книг нельзя детям в руки давать - испачкаются ВРАНЬЁМ и ДУРНЫМ ВКУСОМ!!!
Точно, Петр!!)
Очень люблю его!
Еще любил Цейтлина и Майофиса. Книги этих трех художников у меня в одном месте стояли. Что-то их объединяло.Часто хочется все бросить и пойти вслед за этой троицей иллюстраторов.
в детстве мне не нравились его картинки. Вот выросши, я его оценила, восхищаюсь теперь. Так выразительно, точно, выстроено рисовать - это настоящее мастерство, без скидок. И свой узнаваемый стиль - да еще в условиях, когда стилистического разнообразия было гораздо больше, чем сейчас. И худреды были злее...
Не злее, скорее, а требовательнее. И более чуткими к индивидуальности, если это не оригинальность-самоцель, а нацеленная на глубокое осмысление видимого мира через свой язык. Был период, когда институт худредов практически исчез, и всё решали маркетологи, коммерсанты, крайне далёкие от искусства, которым вообще всё равно, чем торговать. Они ориентировались только на "целевую аудиторию", вкус которой сами же формировали и портили. Помню как Михаил Фёдорович Петров был ошарашен как его, заслуженного мэтра, учил "детскому рисованию" некий молодой издатель в красном пиджаке, тыкая в нос американские книжонки кислотной раскраски: вот как надо - каждая складочка прорисована. А Петров говорит: вот потому-то - это дрянь и безвкусная мертвечина, а я сделаю всего две складки - под рукой и на пояснице - и будет легко, убедительно и красиво.
+++++!!!!!!!
Здоровско!!!
Замечательно!
+++
Спасибо. Очень нравился. И сейчас равнодушной не оставил.
А что касается восприятия иллюстраций детьми, то не так давно один знакомый шестилетний читатель (больше все же слушатель пока, чем читатель :) ) заявил своей маме: "Ты покупай сказки без картинок, они (художники) все врут, и все было совсем не так". Вот вам и целевая аудитория, которую уже воротит от трендов в иллюстрации.
)))
britanic
ну - тут для чистоты эксперимента -
важно бы посмотреть - какими модными книжками перекормила мамочка своего юного киндерВУндэра
)))
Иллюстрации замечательные...
А вообще Фаворского надо читать, что он пишет он о детской иллюстрации: детям нельзя врать, они всё прекрасно чувствуют и понимают,... надо доверять детскому воображению.
А вот мне с детства нравились..., и даже я их все помню! У меня "Почта" была и "Принцесса мышка". Спасибо большое!
На вкус и цвет...как говорится.
НО!!!
я выросла на этих книжках,и мне они очень нравились,может у девочек и мальчиков разное восприятие цвета))вообще раньше все было как-то особенно,книжки были в почете,если бы я порвала хоть одну страничку или не дай Бог выбросила...мои родители мало зарабатывали,были очень плохие времена гречки,хлеба и голодных обмороков.Но что б выкинуть книгу купленную родителями...не знаю...
Времена,конечно,изменились.Мои дети нещадно,с плохой по частоте периодичностью,рвут страницы,а я покупаю новые и новые книги.Но взглянув на эти иллюстрации я радуюсь,потому что помню их с детства,и мне они были милы!
спасибо, Мотильда! перечитала, вспомнила :)