Лемкуль Федор Викторович

Main original

Очень уважаю этого замечательного графика за самобытность и великолепное владение композицией и рисунком

Федор Викторович Лемкуль (1914-1995) — график, иллюстратор детских книг.

Фёдор Лемкуль начал рисовать в раннем возрасте. В юности закончил московский Полиграфический техникум, где познакомился с Фёдором Хитруком, будущим знаменитым мультипликатором, ставшим его близким другом. После окончания техникума, Лемкуль работал в различных московских популярных журналах и издательствах, сосредоточив свое внимание на книгах для детей.

Всего проиллюстрировал более 130 книг, оформил произведения  любимых и популярных авторов.

Федор Лемкуль был также заядлым коллекционером — вместе со своей женой он собрал замечательную коллекцию художественного стекла, переданную семьей в дар Государственному Историческому музею.

Лемкуль принадлежал к поколению реформаторов детской книги. Его излюбленной техникой было комбинирование легкой прозрачной акварели с точными летящими штрихами, выполненными тушью.

ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ

 

Фёдор Лемкуль "Летучий корабль"

 

ПОЧТА

Фёдор Лемкуль "Почта"

 

ПОЖАР

 

 

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

 

Комментарии64
avatar

сейчас он мне ближе чем в детстве )), правда, сугубо профессионально (этим и ближе, в детстве нет критериев этой области), я склонен к более «мягкому», пластичному, жесткая графичность вызывает у меня психологическое отторжение поневоле )), при том что с профессиональной точки зрения никакого конфликта и сплошные плюсы ))

12 Июль 2013, 14:16
avatar
Елена Атаева
MasterWind (Сергей Логинов)
0

так же думаю))

полюбила уже во взрослом состоянии - стала способна оценить это великолепие и смелость))

мне кажется когда-нибудь будут говорить об этом времени с очень большим уважением, типа - "серебряный век советской иллюстрации", и ценить будут гораздо дороже))

та цена за оригинал, что вверху, гораздо больше, чем обычная в 10-15 тыс. руб за оригинал мастера

12 Июль 2013, 14:18
avatar

прикольно что мы, люди, всё и всех ценим потом, а к современникам наплевательски )), хотя во все времена есть люди...

мне всегда, с детства, было прикольно когда народ с придыханием «это ж Рембрандт!», типа «а ты кто такой? как можно сравнивать кого-то с теми небожителями? Блин, во-первых, а с кем сравнивать-то? С вами криворукими и вообще к теме отношения не имеющими что ли? :))) А во-вторых, такая глупость, считать что нечто можно сделать раз когда-то и оно недосягаемо )). Ничто ж не стоит на месте. Рембрандта Рембрандтом, Гойю Гойей делает не непревзойденное рисование — тысячи людей рисуют не хуже ))). Чисто технически. Вся академия во всех выпусках как минимум )). И это никак не умаляет ни Рембрандта, ни Гойю, ни прочих, поскольку их величие не в лучше всех сделанной растушовке или непревзойденной передаче света... они сумели синтезировать в себе самое актуальное для своего времени, стали выразителями этого времени, это и сделало их великими на фоне своих же современников, которые могли, но все это было частное, сугубое.

12 Июль 2013, 14:35
avatar
Елена Атаева
MasterWind (Сергей Логинов)
0

надеялась, что обойдётся без очередного обсмеяния... собственно, я не пыталась копать так глубоко в природу человеческую.

но свобода в различные времена штука различная, хоть и одноимённая, видимо этим и ценна

12 Июль 2013, 14:46
avatar

Что такое «очередное обсмеяние»? )) Вроде никто никого не высмеивает... разговариваем.

Вот Лемкуль например, — представитель направления в отечественной книжной графике. Направление характерно своими чертами разумеется. И в нем работало N-ное количество художников, но одни более успешно, другие менее, одни более яркие, другие менее. Рассматривать автора вне связи со своим временем и окружением? Не представляю как это возможно и что это даст... ну картинка )). Ну то хорошо, и это, и все замечательно. И? Прикладная ж часть должна быть, чтоб наполнило смыслом ).

Ладно. Я всегда не кстати. Извини.

12 Июль 2013, 15:04
avatar
Елена Атаева
MasterWind (Сергей Логинов)
0

ты всегда кстати, но не всегда деликатен в вопросах чужих пристрастий)) но мы все часто прочитываем не то, что написано в действительности... это, наверное, целая наука, написать так, чтоб донести свою мысль, не задев при этом какого-нибудь особо тонкокожего и мнительного индивида

12 Июль 2013, 15:32
avatar

эээ... да вроде ни по каким пристрастиям не ходил ))

ну ладно...

я знаю одно — как Лемкуль я не нарисую )))

12 Июль 2013, 15:55
avatar
Елена Атаева
MasterWind (Сергей Логинов)
0

)))

я как та лиса из сказки:

"а теперь напугай меня")))

у меня нет этого психологического отторжения поневоле, о котором ты написал с самого начала - мне нравится и мягкость в графике и эта его "жёсткость"... суровость...

что-то потерялось нужное слово и не находится))

12 Июль 2013, 16:23
avatar

Дык, это ж психология )), она не управляема и никакие доводы ума ей не авторитет. Почему нам нравятся одни цветы и не особо другие, одни запахи нравятся, другие отторгают, хотя и тот, и этот — типа от кутюр )).

Так и здесь — графическая выверенность, точность, определенный минимализм и сведение множества к единому общему — это все интересно профессионально, интересно и психологически, поскольку через это воздействует на чувства, интересно как исследование феномена с тем чтобы применять осознанно где потребуется. Чтобы достигнуть психологического эффекта на зрителя. Вот как на меня подействовало )), правда, это не специальный прием а сам авторский стиль таков.

И что, то что я сказал о личном, разве проезжает или топчется по чьему-то самолюбию? ))) Я ж о своем восприятии а не о чьем-то, к ому же без оценки качества.

12 Июль 2013, 16:48
avatar

Лес как классно и лихо нарисован:)

12 Июль 2013, 15:12
avatar

+

12 Июль 2013, 15:26
avatar

+++!!!

12 Июль 2013, 15:34
avatar

Один из моих любимых еще с детства.И в зрелости не разочаровал.))

Спасибо, здорово!

12 Июль 2013, 15:40
avatar
Елена Атаева
Екатерина Чудновская
0

очень хочется на какой-нибудь выставке поразглядывать оригиналы...

вот там и оценишь, что значит рука мастера

а все эти картинки сканированы с уже испорченных советской полиграфией книжек, хотя мастера и работали, пытаясь учитывать всевозможные огрехи при печати

12 Июль 2013, 15:46
avatar

+++

12 Июль 2013, 17:22
avatar

А у меня никакого отторжения нет. Изящество, построенное на отборе и обобщении, исключающее вымученное благополучие - вещь великая и доступная не всем. Для того, что бы так снайперски попасть с одного касания в нужную пластику, необходимо перепортить вороха бумаги. То, что сейчас массовым зрителей подобный язык воспринимается с некоторым трудом - во многом виноваты, к сожалению, мы. Прогнулись под рынок, под попсового издателя, не доверяющего зрителю. Они решили, что якобы такая стилистика не понятна и не достаточно детская. А это неправда. Если бы на современном книжном поле было побольше таких мастеров как Фёдор Викторович Лемкуль, ранний Владимир Васильевич Лебедев или Лев Алексеевич Токмаков, то дети гораздо легче воспринимали всю широту живого, но не гламурного приторно зализанного рисования. Но увы, моду диктуют те, кто декларируют, как говорит Владимир Валерьевич Перцов, "КУКОЛЬНОСТЬ и ИЛЛЮЗОРНОСТЬ"! Но это не всегда художественный подход. А, в связи с тотальным приходом в книгу растрового рисования с его алгоритмичекими средствами, дело только осложнилось. Кстати, у Перцова в понедельник открылась выставка к 80-летию в Государственной детской библиотеке на Калужской площади, дом №1 в Москве. Вот тоже пример потрясающей виртуозности и самобытности и в шрифте, и в иллюстрации. Очень рекомендую. если есть возможность сходить с детьми.

12 Июль 2013, 17:57
avatar
Елена Атаева
Юрий Богачев
0

точно - снайпер! :)

спасибо за комментарий

и информацию о выставке

12 Июль 2013, 18:05
avatar

так у Вас характер рисунка подобный ))

12 Июль 2013, 18:39
avatar

++++++++++++++

12 Июль 2013, 17:58
avatar

+++++!!!!!!

12 Июль 2013, 18:11
avatar

уверен - целевая аудитория такое не любит!!! тогда в чем его профессионализм??? )) или я чего-то не понимаю))

12 Июль 2013, 18:17
avatar
Елена Атаева
Макс Коваленко
0

недавно Слава Люлько в своём блоге выкладывал видео с мастер-классами именитых советских иллюстраторов

меня поразила грустная Ника Гольц, которая при общении со слушателями, показывая свои иллюстрации, сказала, что всё это неправильно и сейчас так иллюстрировать книги нельзя...

получается, что профессионализм в этом иллюстраторе дано увидеть не всем... мне жаль и не жаль, что мы все такие разные

12 Июль 2013, 19:05
avatar

Да ладно, профессионализм вне сомнения )), это слепым надо быть чтоб не увидеть, ну или не иметь никакого понятия о предмете.

Но в любом предмете есть другая фишка... «соответствие месту» что ли, не знаю как назвать. И на всякий вкус не угодишь — одному одно нравится, другому другое. Вы вон прицепились к слову «отторжение», а в суть написанного не вникли )). И детство, кстати, у всех разное... и характеры разные, а все вкупе формирует психологическую среду. И один на фоне радужного счастья будет «искать на попу приключений», а другие на фоне бараков с соседями то зэками, то алкашами, и такими же родителями, где ребенка гнобят, будет искать то, что даст хотя б иллюзию покоя, и разумеется, что-то подспудно привлекает ребенка, что-то отталкивает. И у взрослых так сплошь и рядом.

Поэтому, странная реакция на детские воспоминания...

12 Июль 2013, 19:15
avatar
Елена Атаева
MasterWind (Сергей Логинов)
0

:)

12 Июль 2013, 19:34
avatar
Макс Коваленко
MasterWind (Сергей Логинов)
0

согласен! для моего детства он был сер и скучен, для людей более взрослых он был самый раз!!! всему свое время

12 Июль 2013, 20:21
avatar

Я в детстве такие книжки вышвыривал вон!!! Ибо все мрачно и серо!!!

12 Июль 2013, 18:19
avatar
Елена Атаева
Макс Коваленко
0

неужели ваша мама покупала вам такие книжки? :))

12 Июль 2013, 18:52
avatar
Болюх Пётр
Макс Коваленко
0

Напрасно....сейчас бы очень пригодилось!

13 Июль 2013, 08:28
avatar
Елена Атаева
Макс Коваленко
0

Максим, признательна и вам за эмоциональный комментарий

впрочем, мне самой нравится далеко не всё и не каждая иллюстрация интересных и достойных авторов, но у Лемкуля есть чему поучиться, есть что подсмотреть и чем восхититься

12 Июль 2013, 19:17
avatar
Макс Коваленко
Елена Атаева
0

не знаю кто их покупал мне! (помимо мамы мне покупали книги: папа, бабушка, другая бабушка, дедушка, еще один дедушка, крестная, крестный и т.д. ) Мне не нравится его рисунки абсолютно - ИМХО

12 Июль 2013, 20:19
avatar

++++++++++

12 Июль 2013, 18:21
avatar

очень)...спасибо

12 Июль 2013, 20:09
avatar

Интересный художник! Спасибо!

12 Июль 2013, 21:52
avatar

Лихо он рисует)) Очень понравилось. А на счет серости... В детстве, помню, тащилась от иллюстраций Тенгиза Мирзашвили к книге "Смерть волка" (да и теперь тащусь)) Иллюстрации там - всего несколько мазков тушью - но насколько они органично подходят к тексту... Так что яркость в детской илюстрации - далеко не глааавное))

12 Июль 2013, 22:57
avatar

О! Помню с детства... спасибо!

12 Июль 2013, 23:03
avatar

книжек подобного направления - при ссср - были, видел - в достаточном количестве.

отторжения не было, понимание - было, хоть и не самый любимый стиль в иллю-х.

но это скорее - заслуга драгоценных родителей - да и с каждого МэМэКэВэЯ - мАменька притаскивала ворохом - самые интереснЮчие книжки - в том числе буржуйские, которые всеми правдами\неправдами - выуживала из рук работников книжных выставок.

по этому - мне просто - было с чем сравнить - методом элементарного сопоставления. И то, что на первый взгляд - пр0стенький рисуночек - требует от илл-ра настоящей зрелости - я, как минимум догадывался (и в пацанчиковом возрасте). Но полностью оценить смог - наверное годам к 25, когда сам уже вовсю - рисовал книжки и был поглощён притягательными свойствами - профессии иллюстратор.

а чтоб правильно оценить - в чём профессионализм такого стиля - это надо взять книжку - найти свободное время и место, чтоб была возможность погрузиться в мир, созданный её авторами - ЦЕЛИКОМ.

и, когда происходит - фулл контакт, когда внимательно наблюдаешь, что и как разворачивают авторы в ходе повествования -

когда - между моим личным детектором правды и книгой - нет ни одного зазора, как между плитами в коридоре внутри Египетских Пирамид - не протиснуть даже листок бумаги...

вот тогда и возможно оценить - в чём профессионализм.

13 Июль 2013, 02:20
avatar

Интересно, что вы его вспомнили. Мне в детстве его рисунки в журнале «Пионер» нравились. Но потом как-то в институте, работая над дипломом «Французские сказки», показал вариант иллюстрации Дехтярёву и получил от него серьёзный разнос . У меня на рисунке были изображены герои в довольно схематичных костюмах с условными складками на одежде.

- «Это напоминает водопроводные трубы на рукавах, которые своим героям рисует Лемкуль. Если ты думаешь, что это хорошо, то ошибаешься. Сие идёт не от большого мастерства и подражать такому не стоит».

Потом последовала небольшая лекция с примерами на тему «что такое хорошо и что такое плохо». В компанию к Лемкулю полетели и Кокорин с Минаевым…

13 Июль 2013, 03:24
avatar
STANiSLAFF
Яровой Сергей
0

)))

когда был выбор - со множеством стилистик - то на 20-30 купленных домой книжек - родному дИтятке - одну можно было купить и Лемкуля... даже с "водопроводными трубами" на рукавах.

другое дело, что щас - стилистическое разнообразие - принесено в жертву осторожности коммерсантов-издателей,

ну и - справедливости за ради - нужно отметить, что - книжка, которая естественно смотрелась на СССРном прилавке - сегодня - действительно - выпускать её будет рискованно - так как - не известно - пойдёт или провалится - ибо разорвана культурная преемственность поколений.

детишки приучены к стилистике сегодняшних мульт сериалов.

13 Июль 2013, 03:52
avatar
0

Узнаю, метра.)) При всем уважении к Б.А., он все же сильно прогибал под себя.Помню, принесла илл. к "Медной горы хозяйке". Данила был нарисован этаким ладно сбитым мужичком, с мускулистыми руками, плечи-косая сажень и, как положено, с не слишком аристократическими чертами лица, но и не урод. Словом, деревенский крепыш. "Ну разве в такого можно влюбиться? Груб , кряжист, некрасив!"-услышала я. Переделала. Стройный, с идеальными пропорциями юноша с благородным лицом понравился больше....

И Кокорин и Минаев и Цейтлин и Майофис и Трауготы очень нравились, но больше всех Алфеевский!!!

13 Июль 2013, 11:18
avatar
Елена Атаева
Екатерина Чудновская
0

ах, Катерина, тоже обожаю Алфеевского с детства, у меня Андерсен 1956 года выпуска с его линейными иллюстрациями - это что-то совершенно дивное

13 Июль 2013, 12:58
avatar

Совок - ГНОБИЛ,гнобил,а сколько было замечательных художников,без пошлости и слащавого угодничества!))

13 Июль 2013, 08:14
avatar

Совок,гнобил,гнобил....,а какие замечательные художники были - без пошлости и слащавого лицемерия! Смотришь сейчас детскую литературу - две-трети книг нельзя детям в руки давать - испачкаются ВРАНЬЁМ и ДУРНЫМ ВКУСОМ!!!

13 Июль 2013, 08:39
avatar

Точно, Петр!!)

13 Июль 2013, 11:21
avatar

Очень люблю его!

13 Июль 2013, 08:53
avatar

Еще любил Цейтлина и Майофиса. Книги этих трех художников у меня в одном месте стояли. Что-то их объединяло.Часто хочется все бросить и пойти вслед за этой троицей иллюстраторов.

13 Июль 2013, 09:00
avatar

в детстве мне не нравились его картинки. Вот выросши, я его оценила, восхищаюсь теперь. Так выразительно, точно, выстроено рисовать - это настоящее мастерство, без скидок. И свой узнаваемый стиль - да еще в условиях, когда стилистического разнообразия было гораздо больше, чем сейчас. И худреды были злее...

13 Июль 2013, 09:40
avatar
Юрий Богачевpro
Алексеевская Оксана
0

Не злее, скорее, а требовательнее. И более чуткими к индивидуальности, если это не оригинальность-самоцель, а нацеленная на глубокое осмысление видимого мира через свой язык. Был период, когда институт худредов практически исчез, и всё решали маркетологи, коммерсанты, крайне далёкие от искусства, которым вообще всё равно, чем торговать. Они ориентировались только на "целевую аудиторию", вкус которой сами же формировали и портили. Помню как Михаил Фёдорович Петров был ошарашен как его, заслуженного мэтра, учил "детскому рисованию" некий молодой издатель в красном пиджаке, тыкая в нос американские книжонки кислотной раскраски: вот как надо - каждая складочка прорисована. А Петров говорит: вот потому-то - это дрянь и безвкусная мертвечина, а я сделаю всего две складки - под рукой и на пояснице - и будет легко, убедительно и красиво.

13 Июль 2013, 14:48
avatar

им не докажешь, что дрянь и мертветчина...а людям, в массе своей, как раз прорисованность и зализанность нравятся. Разговаривала с мамами из нашего класса, ужаснулась - им вправду не важно, как нарисовано, им главное, чтоб цветное. Если как у Диснея - еще лучше.

Массовый вкус, увы нам.

14 Июль 2013, 10:49
I

+++++!!!!!!!

13 Июль 2013, 18:39
avatar

Здоровско!!!

13 Июль 2013, 20:57
avatar

Замечательно!

14 Июль 2013, 00:09
avatar

+++

14 Июль 2013, 02:12
avatar

Спасибо. Очень нравился. И сейчас равнодушной не оставил.

А что касается восприятия иллюстраций детьми, то не так давно один знакомый шестилетний читатель (больше все же слушатель пока, чем читатель :) ) заявил своей маме: "Ты покупай сказки без картинок, они (художники) все врут, и все было совсем не так". Вот вам и целевая аудитория, которую уже воротит от трендов в иллюстрации.

14 Июль 2013, 08:00
avatar
STANiSLAFF
britanic (Василина Бабушкина)
0

)))

britanic

ну - тут для чистоты эксперимента -

важно бы посмотреть - какими модными книжками перекормила мамочка своего юного киндерВУндэра

)))

14 Июль 2013, 08:44
avatar

Вроде как, у него всего полна коробочка, от смешариков до спайдерменов. Но на мою память преобладают варианты эээ... ярко-пестрые, "головоногие", псевдотридешные. Для чистоты эксперимента отнесу-ка я ему Майофиса, Кота в сапогах, есть у меня подозрение, что подобного он не видел, а в мои шесть лет именно этого кота в сапогах именно из-за иллюстраций я раз сто пересматривала.

15 Июль 2013, 10:57
avatar
Елена Атаева
britanic (Василина Бабушкина)
0

вот "кота в сапогах" Майофиса как раз и не видела - интересно взглянуть :)

15 Июль 2013, 14:13
avatar

Соберусь с духом, отсканирую и выложу специально для Вас :)

16 Июль 2013, 07:32
avatar
Елена Атаева
britanic (Василина Бабушкина)
0

спасибо:)

для нас:)

16 Июль 2013, 09:40
avatar

Начала обрабатывать сканы, поняла, что книга после стольких лет детского обожания истрепана изрядно, решила поискать в сети и нашла очень неплохой вариант этой точно книжки. Не думаю, что стоит делать отдельный блог из-за одной книжки, а потому, ловите здесь, Майофис, Кот в сапогах: http://www.book-illustration.ru/component/flippingbook/category/index.php?option=com_flippingbook&view=book&id=480:kot-v-sapogah1981&catid=14:mayofis&tmpl=component

Приятного просмотра :)

22 Июль 2013, 07:49
avatar
Елена Атаева
britanic (Василина Бабушкина)
0

спасибо - полистала, отлично продумана, как всегда,

жалко мелковато загружена

22 Июль 2013, 22:33
avatar

Иллюстрации замечательные...

А вообще Фаворского надо читать, что он пишет он о детской иллюстрации: детям нельзя врать, они всё прекрасно чувствуют и понимают,... надо доверять детскому воображению.

15 Июль 2013, 01:00
avatar

А вот мне с детства нравились..., и даже я их все помню! У меня "Почта" была и "Принцесса мышка". Спасибо большое!

17 Июль 2013, 16:11
М

На вкус и цвет...как говорится.

НО!!!

я выросла на этих книжках,и мне они очень нравились,может у девочек и мальчиков разное восприятие цвета))вообще раньше все было как-то особенно,книжки были в почете,если бы я порвала хоть одну страничку или не дай Бог выбросила...мои родители мало зарабатывали,были очень плохие времена гречки,хлеба и голодных обмороков.Но что б выкинуть книгу купленную родителями...не знаю...

Времена,конечно,изменились.Мои дети нещадно,с плохой по частоте периодичностью,рвут страницы,а я покупаю новые и новые книги.Но взглянув на эти иллюстрации я радуюсь,потому что помню их с детства,и мне они были милы!

30 Декабрь 2014, 15:26
avatar
Елена Атаева
Мотильда
0

спасибо, Мотильда! перечитала, вспомнила :)

30 Декабрь 2014, 18:36