Интервью с Натали Ратковски
Smallest awat

Фотограф: Tetyana Lux

https://instagram.com/natalie_ratkovski/

Пару слов о себе. Как Вы пришли в сферу творчества?

Я профессиональный художник-иллюстратор, дизайнер и автор книг «Профессия – иллюстратор», «Разреши себе творить», «Рисуй каждый день» и пока ещё не изданной с рабочим названием «Поговори с художником». Получила образование иллюстратора и графического дизайнера в вузе города Дортмунд, Германия. 

Работаю по профилю с 18 лет – именно тогда вышла первая коммерческая обучающая детская книга с моими иллюстрациями. За плечами более 15 лет работы в офисе в качестве рядового дизайнера и иллюстратора, а позже в роли руководителя проектов и артдиректора. Последние два года работаю как частный предприниматель всё так же по профилю человеком-оркестром: психологом, психотерапевтом, организатором, менеджером, бухгалтером, художником, дизайнером, иллюстратором и немного космонавтом.

Фотограф: Наталья Нестерова

 

Вы проработали множество книг, а какую книгу из ныне написанных, Вы бы сочли за честь проиллюстрировать?

Принципиально хотелось бы видеть больше взрослых книг с множеством иллюстраций. Меня очень впечатлили "Шёлк" и Библия, проиллюстрированные, казалось бы, детским иллюстратором Ребеккой Дотремер. Мне бы тоже хотелось проиллюстрировать Библию, но только Ветхий Завет. Там же всё - и любовь, и ненависть, и вражда, и интриги, и победа добра над злом. Кроме того я созрела проиллюстрировать Тома Сойера. Потому что наконец-то понимаю, сколько юмора и сарказма кроются за каждым словом Марка Твейна. Заодно будет повод слетать на месяц в Америку - за материалом, конечно же :-)

Чем Вы занимаетесь, когда не работаете?

О, очень многим! Во-первых, семьёй, конечно. Муж и сын - самые важные на свете люди. Учу языки. Прямо сейчас занимаюсь совершенствованием английского.  Свободно владею немецким, поэтому поддерживаю уровень с помощью литературы. Читаю книги и научно-популярные журналы. Кроме того, я очень люблю свой дом и неустанно занимаюсь его благоустройством. С удовольствием пропадаю в саду. Если остаётся хотя бы 1-1,5 часа в день - занимаюсь станковой графикой гуашью, акварелью или карандашами. Несколько раз в году уезжаю на пленэр с группой художников-единомышленников. Чёткое планирование - это наше всё.

 

Фотограф: Tetyana Lux

 

Принимая заказы по-какому принципу Вы отбираете "ваше" или "не ваше" ?

Внимательно читаю техническое задание. Если его нет, смотрю, что за человек мой заказчик и обсуждаю с ним все так, чтобы получить как можно больше конкретной информации. Для меня очень важна адекватность. Никогда бы не стала работать с нацистами и националистами, гомофобами, женоненавистниками и пр.

Какие качества Вы цените в коллегах?

Честность, отсутствие лицемерия и умение работать самостоятельно. Мне не нужно, чтобы меня любили. Но важно, чтобы было легко и продуктивно в процессе. Когда люди не боятся высказывать своё мнение, при этом хорошо и много работают, взаимоуважение рождается само по себе.

Опишите в нескольких словах свой художественный почерк.

Мой художественный почерк – это я. Стараюсь совмещать живые рисунки с работой на компьютере. Работаю много и сосредоточенно. Для коммерческих заказов стараюсь создавать только то, что была бы готова купить сама.

Могли бы Вы выбрать работу, которой Вы гордитесь больше всего и рассказать её историю?

Нет. Пожалуй, я горжусь всеми работами, даже неудачными. Без них не было бы меня как художника и иллюстратора. Иногда очень чешутся руки всё переделать, ведь со временем меняется вкус, всё больше оттачиваются навыки и тем больше становятся заметны промахи. И это нормально. Это история. Её нельзя переписывать, иначе как учиться? На чужих ошибках это получается из рук вон плохо. 

Выбор редакции. Расскажите, пожалуйста, историю данной работы.


Речь об иллюстрации для последнего бумажного номера журнала о творческих людях и их проектах – Beamused. Его особенностью является то, что все статьи номера объединены какой-то одной темой. Например, «Рецепты и концепты» - в нём шла речь о рецептах создания иллюстраций,но и об оформлении настоящих рецептов и поваренных книг. Или «Всё сначала», в котором шла речь о создании портфолио и обучении.

Когда мне только выпала честь стать иллюстратором журнала, главный редактор и основатель Катерина Соловьёва прислала мне в техническом задании ряд тезисов, точнее список тем, которые будут освещены в номере. Моя иллюстрация должна была отражать суть темы выпуска. При этом предполагалось, что основные темы будут тезисно, как и во многих других журналах, писаться на обложке. В ответ я ей предложила другой концепт, а именно, чтобы наши иллюстрации для обложек журнала стали настоящим квестом! Чтобы читатели отгадывали, что именно изображено на обложке – намёк на какую статью в номере. Кстати, от шумной типографики поверх иллюстрации Катерина согласилась отказаться.

Иллюстрация, которую вы выбрали, была создана для 8го выпуска журнала Beamused с обобщающей темой «Нелегальная красота» . Там были такие темы как «Красавица и танец», «Фэшн-иллюстрация», статья о стритарте и граффити под названием «Нелегальная красота», целый раздел, посвящённый ботаническим иллюстрациям и моему проекту «Бесконечная книга». Найдёте намёки на хотя бы перечисленные темы в иллюстрации обложки?

Сначала у меня была задумка дословно нарисовать знаменитую строчку Пушкина о красоте из «Сказки о царе Салтане»: «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Однако время создания этого эскиза совпало с периодом, когда группа преступников в масках устроила публичную казнь над журналистами через лишение головы. При этом террористы прикрывались исламом, не имеющим к зверствам и пыткам ни малейшего отношения. Однако месяц вблизи нежной девичьей шеи, да ещё в сочетании со звездой пришлось убрать. По словам Катерины Соловьёвой, в свете трагических событий звезда и месяц могли послужить почвой для малоприятных кривотолков. Увы, мы, художники, часто не хотим вмешиваться в политику. Только она всё время вмешивается в нашу жизнь. И это грустно.

Кстати, с обложкой не так давно произошла и трогательная история. Некоторое время назад я получила в связи с моей иллюстрацией письмо от одной девушки с вопросом, не знакома ли я с её любимой сестрой. Я с интересом посмотрела на приложенное фото и, пожалуй, удивилась не меньше самой читательницы. Моя героиня на обложке была соткана из кусочков пазла статей номера. Её внешний вид не мог быть подсмотрен в реале. Сначала я даже хотела нарисовать девушку такой же рыженькой, как на предыдущих обложках Beamused. Но решила, что для нелегальной красоты нужно что-то ещё более яркое, дерзкое если хотите. Тут же вспомнила о дерзкой, то рыженькой, то малиновой немецкой телеведущей Эни (Enie van de Meiklokjes) и перекрасила волосы своей героини в розовый (см. приложенный эскиз). Девушка на фотографии действительно оказалась чем-то похожей на мою вымышленную героиню. При этом волосы красавицы на фото были нежно-розового оттенка, а на голове столь же кокетливо сидел венок, пусть и из искусственных, но цветов. Сестра незнакомки даже написала, что девушка всегда так ходит по улицам города. Жаль только, я не уточнила, какого. Как иллюстратор я пережила небольшой культурный шок. Представьте только, вы придумываете героя, прорисовываете его во всех деталях с учётом техзадания, а через некоторое время вам рассказывают, что он уже в реальном мире и живёт полной, яркой, интересной жизнью! Остаётся только порадоваться, что я нарисовала интересную красотку, а не инопланетную осьминожку с лучами лазеров из глаз. Шучу, конечно. Совпадение мне показалось очень трогательным!


 
Как организованно Ваше рабочее место?

Так, чтобы было удобно только мне. У меня сразу 3 стола, стоящих рядом. Один для работы за компьютером. На нём можно обнаружить сам компьютер, клавиатуру, планшет Wacom, световой стол. На расстоянии вытянутой руки на тумбочке с колёсиками стоит сканер и принтер (в одном устройстве). За спиной книги, чтобы далеко не ходить.Рисовальный стол полностью отделён от компьютерного. Чтобы не отвлекаться. На нём стоит большая лампа дневного света и куча инструментов, впрочем как и вокруг - от кистей до красок. Мне очень нравится, чтобы было легко находить инструменты. Так, карандаши у меня отсортированы по цветам. Ручки и фломастеры стоят отдельно от ножниц и циркулей. Рабочие кисти, которые пользуюсь чаще всего, стоят прямо на столе. Кисти, которыми работаю реже стоят в шкафу или в кладовке. Там же, в кладовке, стоят запасы акрила и гуаши, бумаги и холстов.Третий стол вообще-то для моего ребёнка. Мне удобно, чтобы он рисовал рядом, когда я работаю. Так я сочетаю приятное с полезным – учу детку рисовать, одариваю ободряющими комментариями, разговариваю, при этом успеваю выполнить дневную норму. Сейчас, когда я отвечаю на ваши вопросы, он так же сидит рядом и рисует на iPad Pro.

 

Фраза или цитата, которая Вас вдохновляет.

«Вот тебе и Каталонский кувшин!» Её изрекла одна из моих хороших знакомых художниц. Мы смотрели демонстрационное видео о каталонских кувшинах для вина, в котором весьма искусный керамист невероятно лихо, буквально за пару минут со словами: «Раз, раз, раз – готово», создавал потрясающие вещи по всем правилам традиционной каталонской керамики. Туристы вокруг него только ахали и охали. Когда один из зрителей отошёл от обморока и спросил, сколько лет керамист потратил на то, чтобы в итоге так лихо создавать из куска тусклой глины за считанные минуты столь изящные вещи, последний почесал в затылке и ответил:«16 лет». Для меня это ответ всем, кто мечтает научиться своему ремеслу с помощью чудодейственных таблеток: «См. Каталонский кувшин».

Ваше недавние открытие среди товаров для художников,что понравилось или приятно удивило?

Сразу несколько вещей. Одна, к которой я скорее вернулась, чем открыла – грунтовка на меловой основе для различных поверхностей – гессо (Gesso). Оказывается, я ею пользовалась уже 10 лет назад, но потом успешно отложила в сторону. А недавно увидела у одной дружественной художницы, как она рисует по гессо, и очень вдохновилась. Грунтую даже тонкие страницы в блокнотах и работаю по ним гуашью, карандашами и акварелью. Вторая вещь – голубой карандаш для набросков Sketcher. Им часто пользуются иллюстраторы комиксов, потому что его контур якобы исчезает при сканировании. Я сама ещё не пробовала, но говорят, что сканер его всё равно «видит». Однако для меня это не проблема – мне очень нравится сам процесс, что можно без обычной грязи простым карандашом «нащупать» прямо на бумаге композицию рисунка, а тонким автоматическим карандашом уточнить линии. При этом скетчер довольно легко стирается. Видела так же, что некоторые иллюстраторы специально оставляют его вторым контуром – эффектно смотрится.Третья - автоматический держатель, или ручка для пастельных мелков. Почему-то никогда не задумывалась, что для пастели есть такие же ручки, как для огрызочков карандашей. И руки не пачкаются, и держать удобнее.
Четвёртая – iPad Pro и прилагающийся к нему карандаш для рисования Apple Pencil. Я была в полнейшем восторге, насколько потрясающе создателям удалось передать характер, например, акварельных кистей в приложении для художников. Наносишь штрих, и он растекается медленно, как настоящая акварель на бумаге! Кажется, я догадываюсь, что в будущем если не заменит мои дорожные скетчбуки, то  как минимум составит им сильную конкуренцию - iPad Pro.

Книга,кино,музыка,с которой должен быть знаком  каждый.

С книгой, которая реально помогла. С музыкой, которая позволила пережить что-то прекрасное. С фильмами, которые захватывают и которые хочется пересматривать.

Профессиональный совет, начинающим иллюстраторам.

Каталонский кувшин. 

Это спам
Войдитечтобы оставить комментарий
Комментарии12
Smallest %d0%90%d0%92%d0%90%d0%a2%d0%90%d0%a0200

Очень понравилась организация рабочего места... Спасибо, за интервью!

1
Smallest %d1%81%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%b9 %d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%82

очень впечатляюще!
продолжайте вдохновлять,
это у вас здорово получается!

0
Smallest img 6934 web

Ждала это интервью! Отдельное спасибо за историю с кувшином!

1
Smallest 1375751 527256450693525 744691485 n

Очень понравилось!!!! Содержательные и развёрнутые ответы! Шикарное рабочее место-СВЕТЛО И ПРОСТОРНО!!! :О)))))))

1
Smallest dsc 7292 small

Спасибо за материал!

1
Smallest 2

Класс, спасибо! И спасибо редакции сайта вопросы стали намного интереснее и полезнее:)

0
Smallest avatar original

Понравился четкий, немецкий порядок в организации рабочего пространства в мансарде типового трехэтажного домика на окраине Оберхаузена
Не понравилась девушка на обложке besmused - большие глаза на выкате, слишком разнесенные по горизонтали, кроличьи зубы и впалые щеки
Удачи! )

5
Smallest avatar original
Ильгиз Саляхов (goodesigner)
1
Smallest avatar original

Какое рабочее место) Загляденье)

0
Smallest crop

Спасибо за интервью и спасибо Наталье за ее вдохновляющие книги!

0
Smallest avatar original

Спасибо Наталье! Стимулирующие книги!

0
Smallest %d0%9a%d0%be%d1%82 %d0%b8 %d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b8 4

Большое спасибо за это интервью!

0